Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:18, дипломная работа
Актуальность темы заключается в том, что основная проблема для каждого предприятия – это достаточность денежного капитала для осуществления финансовой деятельности, обслуживания денежного оборота, создания условий для экономического роста, следовательно, существует необходимость во всестороннем изучении, анализе и улучшении методологии и организации бухгалтерского учета собственного капитала хозяйствующих субъектов.
Цель данной дипломной работы – на основе изучения бухгалтерского учета собственного капитала и анализа по материалам ОАО МЖК «Армавирский» разработать рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета и анализа собственного капитала.
Введение
1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «МЖК
«Армавирский»
1.1 Организационно-правовая характеристика
1.2 Основные технико-экономические показатели деятельности
ОАО «МЖК «Армавирский»
1.3 Оценка постановки и организации бухгалтерского учета
на предприятии
2 Теоретические вопросы учета и анализа собственного капитала
2.1 Цели и задачи собственного капитала
2.2 Структура собственного капитала и его формирование
2.3 Роль и значение бухгалтерского учета и анализа собственного
капитала в рыночных условиях
2.4 Проблемы совершенствования учета и анализа собственного
капитала
3 Оценка организации учета и анализ собственного капитала
ОАО «МЖК «Армавирский»
3.1 Методика определения собственного капитала и источников его
формирования
3.2 Анализ структуры собственного капитала и источников его
формирования
3.3 Анализ наличия и движения собственного капитала
3.4 Анализ финансовой устойчивости
3.5 Анализ рентабельности капитала
4 Рекомендации по совершенствованию учета собственного
капитала и увеличению его доходности
4.1 Рекомендации по увеличению уставного капитала и созданию
резервного капитала
4.2 Обоснование необходимости прироста собственного капитала
4.3 Совершенствование бухгалтерской отчетности
5 Международный опыт учета собственного капитала
Заключение
Список использованных источников
16 Чистая рентабельность (убыточность)
16,22
13,68
5,69
-10,26
Кроме коэффициентов рентабельности продаж и чистой рентабельности для анализа собственного капитала используют следующие показатели: рентабельность всего капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность финансовых вложений.
По данным таблицы 3.9 видно, что рентабельность уменьшились по всем показателям. Так 4,89% прибыли приходится на единицу проданной продукции, что на 13,5% меньше чем в 2000 г. 5,96% прибыли остается у предприятия после выплаты налогов - на 10,25% меньше чем в 2000 г. На 11,53% уменьшился размер чистой прибыли, приходящейся на единицу выручки и составил 5,95%. Экономическая рентабельность показывает, что на предприятии снизилась эффективность использования имущества на 11,53% (=12,84%). Так же снизилась эффективность использования собственного капитала и составила 18,98% по сравнению с 2000 г. - 29,42%. 5,15% прибыли от продаж приходится на 1 рубль затрат (-17,39%). Произошло ухудшение в использовании капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок.
Таблица 3.9 - Показатели рентабельности
Показатели
Способ расчета
2000 г.
2001 г.
2002 г.
Абсолютные отклонения 2002 г. к 2000 г.
1 Рентабельность продаж
18,39
14,54
4,89
-13,5
2 Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности
16,21
13,68
5,96
-10,25
3 Чистая рентабельность
16,21
13,68
5,95
-10,25
4 Экономическая рентабельность
24,37
25,37
12,84
-11,53
5 Рентабельность собственного капитала
29,42
42,62
18,98
-10,44
6 Затратоотдача
22,54
17,02
5,15
-17,39
7 Рентабельность перманентного капитала
29,42
42,62
18,98
-10,44
Рентабельность активов может повышаться при неизменной рентабельности продаж и росте объема реализации, опережающем увеличение стоимости активов, т.е. ускоренной оборачиваемости активов (ресурсоотдачей). И, наоборот, при неизменной ресурсоотдаче рентабельность активов может расти и за счет роста балансовой (до налогообложения) рентабельности.
Большое значение для организации имеет то, за счет каких факторов растет или снижается рентабельность активов. Потому что у разных организаций неодинаковы повышения рентабельности продаж и увеличения объема реализации.
Рентабельность продаж можно наращивать путем повышения цен или снижения затрат. Однако эти способы временны и недостаточно надежны в нынешних условиях. Наиболее последовательная политика организации, отвечающая целям укрепления ее финансового состояния, состоит в том, чтобы увеличивать производство и реализацию той продукции, необходимость которой определена путем улучшения рыночной конъюнктуры.
При анализе экономической рентабельности, безусловно, нужно принимать во внимание роль отдельных ее элементов. Но зависимость целесообразно строить не через оборачиваемость элементов, а через оценку структуры капитала в увязке с динамикой его оборачиваемости и рентабельности. Из формулы расчета R4 хорошо видны возможные пути повышения экономической рентабельности - посредством увеличения прибыльности капитала.
Показатель рентабельности собственного капитала (R5) позволяет установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования (рисунок 3.1).
Следует отметить, что факторами, представленными на рисунке 3.1, и по уровню значений, и по тенденции изменения присуща отраслевая специфика, о которой не следует забывать, проводя анализ.
Так, показатель ресурсоотдачи (d1) может иметь относительно невысокое значение при высокой капиталоемкости. Показатель рентабельности продаж (R1) при этом будет высоким. Относительно низкое значение коэффициента финансовой независимости (U1) говорит о том, что в организации стабильное и прогнозируемое поступление денежных средств за свою продукцию.
Для повышения рентабельности собственного капитала необходимо принимать во внимание три ключевые особенности этого показателя.
Первая связана с
проблемой выбора стратегии управления
финансово-хозяйственной
Вторая особенность
связана с проблемой оценки. Числитель
и знаменатель в формуле
И наконец, третья особенность связана с временным аспектом деятельности организации. Коэффициент чистой рентабельности (R3), влияющий на рентабельность собственного капитала, определяется результативностью работы отчетного периода, а будущий эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Снижение рентабельности собственного капитала нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности, если предполагается окупляемость затрат в дальнейшем.
Связь между рентабельностью собственного капитала и рентабельностью активов (прибыль/убыток) отражает важное значение феномена задолженности. Рентабельность собственного капитала равна отношению чистой прибыли (т.е. результата после финансовых расходов) к собственному капиталу.
Рассмотрим влияние
задолженности на рентабельность организации.
На анализируемом предприятии
Таблица 3.10 - Структура пассива баланса
2000 г.
2001 г.
2002 г.
Собственный капитал
61169
95019
77083
Задолженность по кредитам и займам
0
0
0
Итого
61169
95019
77083
В таблице 3.11 показано влияние экономической рентабельности на рентабельность собственного капитала. Этот коэффициент представляет собой отношение чистой прибыли к собственному капиталу (т.е. чистая прибыль после уплаты налогов/собственный капитал).
Таблица 3.11 - Влияние коэффициента экономической рентабельности (12,84%) на рентабельность собственного капитала
2000 г.
2001 г.
2002 г.
Абсолютные отклонения 2002 г. к 2000 г.
Прибыль от продаж, тыс. руб.
22730
43051
12028
-10702
Проценты, тыс. руб.
0
0
0
0
Налог на прибыль (30%), тыс. руб.
6819
12915
3608
-3211
Чистая прибыль, тыс. руб.
15911
30136
8420
-7491
Рентабельность собственного капитала, %
26,01
31,72
10,92
-15,09
По данным таблицы 3.11 видно, что доходность собственного капитала уменьшилась на 15,09%. Произошло это за счет снижения экономической рентабельности на 11,53%. Это оказало влияние на уменьшение рентабельности продаж на 13,5% и на уменьшение чистой рентабельности на 10,26%.
4. Рекомендации по
совершенствованию учета
Проведенный анализ постановки бухгалтерского учета и общего состояния собственного капитала на ОАО «Масложиркомбинате «Армавирский» выявил не стабильность финансового состояния, в котором находится предприятие по причине недостатка собственных источников формирования капитала.
Для улучшения финансового
состояния и совершенствования
бухгалтерского учета собственного
капитала анализируемого предприятия
разработаны следующие
– увеличить уставный капитал общества с целью повышения его финансовых гарантий;
– создать резервный фонд, а также совершенствовать его учет и отражения в бухгалтерском балансе;
– совершенствовать бухгалтерскую
отчетность общества в целях возможности
ее использования для финансового
анализа всеми участниками
4.1 Рекомендации по увеличению уставного капитала и созданию резервного капитала
В бухгалтерском учете
акционерного общества отражаемая величина
уставного капитала соответствует
сумме зафиксированной в
Юридическое значение уставного капитала ОАО «МЖК «Армавирский» состоит в том, что его размер определяет те пределы минимальной имущественной ответственности, которые акционерное общество имеет по своим обязательствам. Экономическая и практическая роль создания уставного капитала путем размещения акций заключается в возможности оперативного привлечения финансовых средств, необходимых как для начала, так и для продолжения (при необходимости) реальной хозяйственной деятельности.
ОАО «МЖК «Армавирский» было зарегистрировано 29.06.94 г. В Уставе общества зафиксирована величина уставного капитала равная 83143 рублей. Данная величина является минимально допустимой, так как представляет собой 1000-кратный размер минимальной месячной зарплаты. В настоящее время в свете решения Правительства по увеличению минимального размера оплаты труда, размер уставного фонда будет пересмотрен.
Как показывают результаты анализа акционерная собственность в стоимостном выражении отстает от стоимости совокупного денежного капитала предприятия. В 2002 году уставный капитал составил 0,11% в структуре собственного капитала предприятия. В этих условиях утрачивается гарантийная функция уставного капитала, состоящая в гарантировании обязательств общества перед третьими лицами, путем определения минимального размера имущества. Кредиторы весьма заинтересованы в том, чтобы предприятие было имущественно сильным, чтобы оно нормально функционировало, ибо этим создается возможность правильного и беспрепятственного получения срочных платежей.
Исходя из вышесказанного
обществу целесообразно произвести
наращивание уставного
Уставный капитал может быть увеличен либо за счет дополнительной эмиссии акций, либо без привлечения дополнительных инвестиций.
Практика крупных западных фирм показывает, что большинство из них крайне неохотно прибегают к выпуску дополнительных акций. Причин тому несколько. Во-первых, дополнительная эмиссия акций является весьма дорогостоящей и длительной во времени процессом. По оценке западных экспертов расходы могут составлять 5-10% номинала общей суммы выпускаемых ценных бумаг. Во-вторых, эмиссия может сопровождаться спадом рыночной цены акций фирмы-эмитента.
Увеличение уставного капитала без привлечения дополнительных инвестиций возможно только в пределах суммы нераспределенной прибыли, которая отражается в системе бухгалтерского учета на счете 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и добавочного капитала. Это можно сделать следующим образом:
– увеличить номинальную стоимость выпущенных ранее акций, с обязательным изъятием из обращения старых, или выпустить новые, так называемые бонусные акции. Порядок проведения бонусной эмиссии акций начинается с определения коэффициента увеличения уставного капитала (К), который рассчитывается по формуле:
Информация о работе Организационно-экономическая характеристика ОАО МЖК «Армавирский»