Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 10:22, реферат
От эффективности внутреннего контроля зависит эффективность функционирования хозяйствующих субъектов (экономических единиц), а эффективность функционирования хозяйствующих субъектов в совокупности — одно из условий эффективности всего общественного производства. В современных условиях внутренний контроль как управленческая функция должен осуществляться на всех уровнях управления.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРЕЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Государственного
Кафедра бухгалтерского учета
Реферат на тему: «Организационные формы внутреннего контроля; служба внутреннего аудита; структурно-функциональная форма внутреннего контроля; контрольно-ревизионная служба»
По дисциплине: Контроль и ревизия
Выполнила – студентка 4 курса очной формы
обучения учетно-финансового
Занина Юлия
Преподаватель: Кика Валентина Геннадьевна
Оценка________________________
Подпись_______________________
Пермь 2012
Введение
От эффективности внутреннего
контроля зависит эффективность
функционирования хозяйствующих субъектов
(экономических единиц), а эффективность
функционирования хозяйствующих субъектов
в совокупности — одно из условий
эффективности всего
Система внутреннего контроля должна ориентироваться на:
1) устойчивое положение организации на рынках;
2) признание организации
субъектами рынка и
3) своевременную адаптацию
систем производства и
Место и роль контроля в системе управления организацией
На любой стадии процесса управления неизбежны отклонения фактического состояния объекта управления от планируемого. Для своевременной информации о качестве и содержании таких отклонений необходим внутренний контроль.
Внутренний контроль организации — это осуществление субъектами организации таких действий, как:
а) определение фактического состояния организации (объекта контроля);
б) сравнение фактических данных с планируемыми;
в) оценка выявляемых отклонений и степени их влияния на аспекты функционирования организации;
г) выявление причин зафиксированных отклонений.
Цель внутреннего контроля — информационное обеспечение системы управления для получения возможности принятия эффективных решений.
Особенность внутреннего
контроля — в его двойственной
роли в процессе управления организацией.
В результате глубокой интеграции контроля
и других элементов процесса управления
на практике невозможно определить круг
деятельности для работника таким
образом, чтобы он относился только
к какому-либо одному элементу управления
без его взаимосвязи и
На стадии планирования реализуются следующие контрольные функции:
1.оценка рациональности возможных вариантов плановых решений;
2.соответствие плановых решений принятым установкам и намеченным ориентирам, а также общей стратегии.
Для обеспечения рациональности и адекватности окружающим условиям самого курса действий и общей стратегии, для обеспечения соответствия управленческих решений самой возможности их успешной реализации (с точки зрения потенциалов организации) также необходим контроль. Если в стадию планирования не «включить» элемент контроля, ошибочность планирования в лучшем случае проявится на стадии организации и регулирования.
На стадиях организации и регулирования реализации управленческих решений необходим контроль правильности хода реализации принятых плановых решений для достижения необходимых результатов. Необходимо контролировать и рациональность осуществления организации и регулирования принятых решений.
На стадии учета должен быть обеспечен контроль за:
1) наличием и движением имущества;
2) рациональным использованием
производственных ресурсов в
соответствии с утвержденными
нормами, нормативами и
3) состоянием выданных и полученных обязательств;
4) целесообразностью и
законностью хозяйственных
Данные учета служат информационной базой для контроля. C другой стороны, необходим контроль качества самого учета.
На стадии анализа осуществляется оценка информации о результатах выполнения управленческих решений на основе ее разложения на различные составляющие и их соотнесения между собой. Контроль и анализ глубоко интегрированны. Данные контроля часто являются основой для проведения анализа. На стадии анализа реализуются и контрольные функции, например контроль уровня обеспеченности запасов и затрат источниками формирования. Методы анализа, используемые на стадиях осуществления контрольной деятельности, оценивают степень приближения фактических результатов к конечному пункту какой-либо управленческой программы независимо от того, изложена она в общих или конкретных выражениях. Контроль качества проведения анализа — необходимый этап при оценке информации относительно результатов выполнения управленческих решений.
Таким образом, внутренний контроль организации является:
1) неотьемлемым элементом каждой стадии процесса управления;
2) «обособленной» стадией,
обеспечивающей информационную
прозрачность на предмет
Функция контроля глубоко интегрированна с другими функциями управления. Вместе с тем существует информационная интеграция внутри функции контроля. Интеграция контроля и других функций на одном уровне управления — это горизонтальная интеграция, а информационная интеграция функций контроля на разных уровнях управления (контроль на уровне рабочего места, бригады, участка, цеха, организации) — это вертикальная интеграция.
В результате интеграции по
горизонтали достигается
Классификация внутреннего контроля
Чтобы глубже понять сущность контроля как важной управленческой категории, раскрыть механизм функционирования выражаемых ею отношений, выявить специфические особенности различных ее составляющих, необходимо его классифицировать.
Важнейший классификационный
аспект внутреннего контроля — формальный.
В экономической литературе на данный
момент нет общепринятого определения
понятия формы внутреннего
В качестве форм внутреннего контроля организации, по нашему мнению, нужно выделить:
1.внутренний аудит;
2.структурно-функциональную форму внутреннего контроля.
Выбор формы внутреннего контроля зависит от:
1.сложности организационной структуры;
2.правовой формы;
3.видов и масштабов деятельности;
4.целесообразности охвата контролем различных сторон деятельности;
5.отношения руководства организации к контролю.
Организация внутреннего контроля в форме внутреннего аудита присуща крупным и некоторым средним организациям, в основном обладающим следующими особенностями:
1.усложненной оргструктурой — дивизиональная, матричная или конгломератная структура организации;
2.многочисленностью филиалов, дочерних компаний;
3.разнообразием видов деятельности и возможностью их кооперирования;
4.стремлением органов управления получать достаточно объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления.
Кроме задач чисто контрольного
характера внутренние аудиторы могут
решать задачи экономической диагностики,
выработки финансовой стратегии, маркетинговых
исследований, управленческого
К институтам внутреннего аудита относят и ревизионные комиссии (ревизоров), деятельность которых регламентирована действующим законодательством. Этот институт в основном распространен в акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и производственных кооперативах.
Во многих организациях нет
отдела (сектора, бюро, группы и т.п.)
внутреннего аудита и ревизионной
комиссии (ревизора). В этом случае для
осуществления внутреннего
К форме внутреннего контроля в некоторой степени приближено понятие контроллинга. Но именно приближено, так как непосредственно к форме внутреннего контроля контроллинг, на наш взгляд, отнести нельзя.
Особое место занимает
классификация по типам внутреннего
контроля. В основу типологии, как
известно, должен быть положен существенный
признак. На наш взгляд, в основу
типологии внутреннего контроля
должен быть положен существенный признак
— уровень автоматизации
Известны следующие типы внутреннего контроля:
1.неавтоматизированный;
2.неполностью автоматизированный;
3.полностью автоматизированный.
Неавтоматизированный внутренний контроль осуществляется непосредственно его субъектами без применения автоматических средств.
Неполностью автоматизированный внутренний контроль осуществляется его субъектами с применением автоматических средств регистрации, обработки, измерения и т.п. (например, контроль качества работы производственного оборудования с помощью технологии штрихового кодирования обрабатываемых узлов и деталей).
Полностью автоматизированный
внутренний контроль осуществляется полностью
в автоматическом режиме под управлением
субъектов внутреннего
Объект внутреннего контроля организации — это управляемое звено системы управления организацией, воспринимающее контрольное воздействие. Объекты внутреннего контроля организации:
1.человеческие, финансовые, материальные, нематериальные и информационные ресурсы организации;
2.средства и системы информатизации;
3.технические средства и системы охраны и защиты материальных и информационных ресурсов;
4.управленческие решения;
5.процессы, происходящие в организации или вне ее, если они имеют к ней какое-либо отношение;
6.результаты функционирования организации;
аспекты времени.
Предметом внутреннего контроля является наличие, состояние и (или) действие управляемого звена системы управления организацией. Какие-либо материальные ресурсы организации — это объекты внутреннего контроля; фактическое наличие данных ресурсов, их состояние, аспекты их функционирования — это предметы внутреннего контроля.
Субъект внутреннего контроля организации — это работник или участник (владелец) организации, совершающий контрольные действия при исполнении возложенных на него обязанностей либо только на основании соответствующих прав.
Если член ревизионной комиссии не является участником или работником данной организации, он считается субъектом внутреннего контроля в период исполнения соответствующих обязанностей.
контроля и т.п.).
Принципы эффективности и
Ключевое условие успешного
функционирования системы внутреннего
контроля организации — это соблюдение
принципов эффективности —
1.Принцип ответственности гласит: каждый субъект внутреннего контроля, работающий в организации, за ненадлежащее выполнение контрольных функций должен нести экономическую, административную и дисциплинарную ответственность. Ответственность должна быть формально установлена за выполнение каждой контрольной функции, ясно очерченной и формально закрепленной за конкретным субъектом. В противном случае субъект не будет в должной мере осуществлять контроль.