Организационные формы внутреннего контроля; служба внутреннего аудита. Структурно-функциональная форма внутреннего контроля. Контрольно

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 10:22, реферат

Краткое описание

От эффективности внутреннего контроля зависит эффективность функционирования хозяйствующих субъектов (экономических единиц), а эффективность функционирования хозяйствующих субъектов в совокупности — одно из условий эффективности всего общественного производства. В современных условиях внутренний контроль как управленческая функция должен осуществляться на всех уровнях управления.

Вложенные файлы: 1 файл

КиР.docx

— 30.39 Кб (Скачать файл)

2.Принцип сбалансированности, неразрывно связанный с предыдущим,  означает: субъекту нельзя предписывать контрольные функции, необеспеченные средствами для их выполнения; не должно быть средств, несвязанных той или иной функцией. При определении обязанностей субъекта контроля должен быть предписан соответствующий объем прав и возможностей и наоборот.

3.Принцип своевременного сообщения об отклонениях гласит:  информация об отклонениях должна быть представлена лицам, уполномоченным принимать решения по соответствующим отклонениям, в максимально короткие сроки. Если сообщение запаздывает, нежелательные последствия отклонений усугубляются; объект переходит  уже в другое состояние (действие), что лишает смысла сам проведенный контроль. При предварительном контроле несвоевременное сообщение о возможности возникновения отклонений также лишает смысла проведенный контроль.

4.Принцип интеграции гласит: любой элемент управления не может существовать обособленно. Контроль необходимо рассматривать в корреляции с другими элементами в едином контуре процесса управления. При решении задач, связанных с контролем, должны создаваться надлежащие условия для тесного взаимодействия работников различных функциональных направлений.

5.Принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем гласит: степень сложности системы внутреннего контроля должна соответствовать степени сложности подконтрольной системы. Успешно справиться с разнообразием в подконтрольной системе может только такое контролирующее устройство, которое само достаточно разнообразно. Необходимо, чтобы адекватность достигалась в главном, в принципиальном, чтобы звенья системы внутреннего контроля могли гибко настраиваться на изменения соответственных звеньев системы объектов внутреннего контроля организации.

6.Принцип постоянства гласит:  постоянное адекватное функционирование системы внутреннего контроля позволит вовремя предупреждать о возможности возникновения отклонений и своевременно  их выявлять.

7.Принцип комплексности гласит:   объекты различного типа должны быть охвачены адекватным контролем; нельзя добиться общей эффективности, сосредоточив контроль только над относительно узким кругом объектов.

8.Принцип согласованности пропускных способностей различных звеньев системы внутреннего контроля гласит:  в различных сопряженных звеньях системы внутреннего контроля должно обеспечиваться согласование передачи данных. Смысл быстродействия компьютерной программы, контролирующей отпуск товаров на предмет соблюдения лимита, теряется, если «узким местом» оказывается скорость обмена информацией между отделом сбыта (коммерческим) и бухгалтерией, или ввод данных вручную сотрудником, не имеющим должной подготовки.

9.Принцип разделения обязанностей гласит:   функции между служащими распределяются таким образом, чтобы за одним человеком не были закреплены одновременно следующие функции: санкционирование операций с определенными активами, регистрация данных операций, обеспечение сохранности данных активов, осуществление их инвентаризации. Во избежание злоупотреблений и для эффективности контроля эти функции должны быть распределены между несколькими лицами.

10.Принцип разрешения и одобрения гласит: должно быть обеспечено формальное разрешение и одобрение всех финансово-хозяйственных операций ответственными официальными лицами в пределах их полномочий. Формальное разрешение — это формальное решение либо относительно общего типа хозяйственных операций, либо относительно какой-либо конкретной операции. Формальное одобрение — это конкретный случай использования общего разрешения, выданного администрацией. Без наличия формально установленных процедур санкционирования невозможно считать систему внутреннего контроля организации эффективной.

 

Все перечисленные выше принципы взаимосвязаны, порядок их сочетания  зависит от конкретных обстоятельств.

 

Требование подконтрольности каждого субъекта внутреннего контроля, работающего в организации. В  должностных инструкциях необходимо предусматривать следующее условие: выполнение контрольных функций  каждого субъекта должно быть подконтрольно  на предмет качества другому субъекту внутреннего контроля  без какого бы то ни было дублирования. В надлежащем исполнении  контрольных функций  такими субъектами внутреннего контроля, как председатель правления, президент, вице-президент, главный исполнительный директор, неисполнительный директор, главный аудитор, главный контроллер, председатель ревизионной комиссии  заинтересованы прежде всего владельцы  организации. Поэтому деятельность перечисленных выше субъектов должна контролироваться собственниками организации  посредством услуг независимых  экспертов различного профиля, в  том числе  внешних аудиторов.

Требование ущемления  интересов. Необходимо создавать специальные  условия, при которых  любые отклонения ставят какого-либо работника или  подразделение организации в  невыгодное положение и побуждают  их к регулированию «узких мест». Необходимость таких условий  обусловливается возможностью появления  отклонений, в которых определенные работники или коллектив заинтересованы.

Недопущение концентрации прав первичного контроля в руках одного лица.  Сосредоточение первичного контроля в одних руках может привести к недостоверному учету в интересах  данного лица.

Требование заинтересованности администрации.  Функционирование системы  внутреннего контроля не может быть эффективным без честности, должной  заинтересованности и участия должностных  лиц управления.

Требование компетентности, добросовестности и честности субъектов  внутреннего контроля. Если персонал организации, в служебные функции  которого входит осуществление контроля, не обладает этими характеристиками, то даже идеально организованная системы  внутреннего контроля не сможет быть эффективной.

Требование приемлемости (пригодности) методологии внутреннего  контроля. Ставящиеся перед центрами ответственности контрольные цели и задачи должны быть рациональными. Необходимо целесообразное распределение  контрольных функций. Программы  внутреннего контроля и применяемые  методы должны быть целесообразными. 

Требование  непрерывности  развития и совершенствования. Со временем даже самые прогрессивные методы управления устаревают. Система внутреннего  контроля должна быть построена таким  образом, чтобы можно было гибко  ее «настраивать» на решение новых  задач, возникающих в результате изменения внутренних и внешних  условий функционирования организации, и обеспечить возможность ее расширения и модернизации.

Требование приоритетности. Абсолютный контроль над обычными незначительными  операциями (например, мелкими расходами) не имеет смысла и только отвлекает  силы от более важных задач. Но если высшее руководство считает, что  какие-либо  области деятельности организации имеют стратегическое значение, то в каждой такой области  обязательно должен быть налажен  контроль, даже если эта область  с трудом поддается измерению  по принципу «затраты-эффект».

Исключение ненужных этапов шагов процедур в проведении контроля.  Контроль необходимо организовывать рационально, так как это часто связано  с дополнительными затратами  труда и средств.

Требование оптимальной  централизации (или адекватности оргструктуры).   Динамичность, устойчивость, непрерывность функционирования системы внутреннего контроля обусловливается единством и оптимальным уровнем централизации оргструктуры организации. Оргструктура должна соответствовать размерам и степени сложности организации. Конечно, у каждого типа оргструктур есть свои недостатки, например, медленное движение информации и принятие решений в линейно-функциональной структуре или несовпадение интересов «верхов» и «низов» в многоуровневой иерархии дивизиональной структуры. Необходимо оценивать сильные и слабые стороны каждого варианта.

Требование единичной  ответственности. Каждая  отдельная  контрольная функция должна быть закреплена только за одним центром  ответственности. Во избежание безответственности недопустимо закрепление отдельной  функции за двумя или несколькими  центрами ответственности. Но закрепление  нескольких контрольных функций  за одним центром ответственности  вполне допустимо. Например, отдельной  контрольной функцией главного бухгалтера является контроль осуществляемых хозяйственных  операций на предмет их соответствия законодательству Российской Федерации. Он же должен нести ответственность  за недоведение до руководства информации о нарушениях. Контрольная функция внутреннего аудитора в этом случае — осуществление проверки на предмет качества исполнения  бухгалтером своей контрольной функции. Аудитор оценивает и законность отраженных операций, но ответственность он должен нести за необнаружение негативных операций, отраженных   бухгалтером. Данное требование не распространяется на ситуации, когда во избежание ошибок или\и злоупотреблений отдельных должностных лиц (центров ответственности) принимается коллегиальное решение (например, принятие решений по сбытовой политике).

Требование потенциального функционального замещения.  Временное  выбытие отдельных субъектов  внутреннего контроля не должно прерывать  контрольные процедуры. Для этого  каждый работник (субъект внутреннего  контроля) должен уметь выполнять  контрольную работу вышестоящего, нижестоящего и одного-двух работников своего уровня во избежание потери адекватной связи  с объектом контроля за время их выбытия. Данный принцип распространяется и на центры ответственности.

Требование регламентации. Эффективность функционирования системы  внутреннего контроля прямо связана  с тем, насколько подчинена регламенту контрольная деятельность в организации. Насколько деятельность подчинена  четкому регламенту —  настолько  можно ожидать от нее успеха. Конечно, все предусмотреть невозможно; приходится принимать решения в условиях неопределенности, но там, где это  возможно, необходимо формально установить правила, регулирующие  порядок деятельности.

Требование взаимодействия и координации.   Контроль должен осуществляться на основе четкого взаимодействия всех подразделений и служб организации. Необходима четкая координация их усилий для решения поставленных задач  контроля.

 

Совокупность указанных  выше принципов и требований —  основа эффективного функционирования системы внутреннего контроля.

 

Основные этапы организации  системы внутреннего контроля

 

Организация системы внутреннего  контроля в общем случае находится  под воздействием следующих факторов:

1.отношение руководства к внутреннему контролю  (т.е.  насколько правильно понимает руководство роль внутреннего контроля в управлении организацией);

2.внешние условия функционирования организации, ее размеры, оргструктура, масштабы и виды деятельности;

3.количество и региональная неоднородность (разветвленность) месторасположения ее 4.обособленных подразделений или дочерних компаний;

5.стратегические установки, цели и задачи;

6.степень механизации и компьютеризации деятельности;

7.ресурсное обеспечение;

8.уровень компетентности кадрового состава.

 

В любом случае организация эффективно функционирующей системы внутреннего  контроля — это сложный многоступенчатый процесс, включающий  следующие этапы:

1.Критический анализ и сопоставление определенных для прежних условий хозяйствования целей функционирования организации, принятого ранее курса действий, стратегии и тактики с видами деятельности, размерами, оргструктурой, а также с ее возможностями.

2.Разработка и документальное закрепление новой (соответствующей изменившимся условиям хозяйствования) деловой концепции организации (что собой представляет организация, каковы ее цели, что она может, в какой области имеет конкурентные преимущества, каково желаемое место на рынке), а также комплекса мероприятий, способного привести эту деловую концепцию к развитию и совершенствованию организации, успешной реализации ее целей, укреплению ее позиций на рынке.

3.Анализ эффективности существующей структуры управления, ее корректировка. Необходимо разработать положение об организационной структуре, в котором должны быть описаны все организационные звенья с указанием административной, функциональной, методической подчиненности,  направления их деятельности, функции, которые они выполняют, установлен регламент их взаимоотношений, права и ответственность, показано распределение видов продуктов, ресурсов, функций управления по этим звеньям.

4.Разработка формальных типовых процедур контроля конкретных финансовых и хозяйственных операций. Это позволит упорядочить взаимоотношения работников по поводу контроля финансово-хозяйственной деятельности, эффективно управлять ресурсами, оценивать уровень достоверности (качества) информации для принятия управленческих решений.

5.Организация отдела внутреннего аудита (или другого специализированного контрольного подразделения).

6.Определение путей совершенствования системы внутреннего контроля с учетом перманентного развития организации и непрерывно меняющихся внутренних и внешних условий ее функционирования.

 

При организации системы  внутреннего контроля должны приниматься  во внимание все ее принципы. Значение показателя ее результативности (совокупной результативности отдельных элементов  системы внутреннего контроля), полученного  на основе экспертных оценок  и несложных  расчетов, должно быть больше ее стоимости  с учетом неполученного альтернативного  дохода.

 

Подводя итоги, следует сказать, что  организация эффективной системы  внутреннего контроля позволит:

1.обеспечить эффективное функционирование, устойчивость и максимальное (согласно установленным целям) развитие организации в условиях конкуренции;

2.сохранить  и эффективно использовать ресурсы и возможности организации;

3.своевременно выявлять и минимизировать коммерческие, финансовые и внутрифирменные риски в управлении организацией;

4.сформировать адекватную современным перманентно меняющимся условиям хозяйствования систему информационного обеспечения всех уровней управления, позволяющую своевременно адаптировать функционирование организации к изменениям во внутренней и внешней среде.

 

В связи с этим особую актуальность приобретают задачи разработки типовых  программ организации, развития и совершенствования  системы внутреннего контроля (для  различных организаций в плане  организационно-правовых форм, видов  и масштаба деятельности, размеров, организационных структур управления). Данные программы должны быть разнообразны. Их следует разрабатывать с учетом: различных начальных условий  и возможностей организаций; тенденций  развития экономики страны в целом  и действующих механизмов ее функционирования; сложившихся национальных и местных  традиций; менталитета персонала.  Со временем в России должны быть созданы  «библиотеки» таких программ для  различных типовых условий.

Информация о работе Организационные формы внутреннего контроля; служба внутреннего аудита. Структурно-функциональная форма внутреннего контроля. Контрольно