Организация и методика проведения товарно-материальных ценностей, выявление и учет ее результатов, роль в обеспечении сохранности имущес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи курсовой работы. Цель курсовой работы состоит в исследовании методики проведения инвентаризации товарно - материальных ценностей, выявлении и учете результатов, ее роли в обеспечении сохранности имущества организации., а также углублению теоретических знаний по данной теме.
Для осуществления данной цели ставятся следующие задачи:
Рассмотрение экономической сущности и значение инвентаризации в организации торговли. Роль учёта и контроля в обеспечении сохранности имущества торговой организации.
Обзор задач и принципов, проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей.
Исследование принципов организации, порядка проведения и документального оформления инвентаризации товарно- материальных ценностей в торговой организации.
Исследование методик выявления и отражения в учете результатов инвентаризации товарно- материальных ценностей, их влияние на доходы и расходы производственной организации.
Определение путей совершенствования инвентаризационной работы, повышения её результатов в условиях автоматизации.

Содержание

Введение 3
1. Экономическая сущность и значение инвентаризационной работы в организации, необходимость её контроля. Роль учёта и контроля в обеспечении сохранности имущества торговой организации. 6
2. Значение, задачи и принципы проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей. 11
3 Организация, порядок проведения и документального оформления инвентаризации товарно-материальных ценностей на объекте исследования. 13
4. Выявление и методика отражения в учёте результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей, их влияние на доходы и расходы производственной организации…………….................................................23
5. Пути совершенствования инвентаризационной работы, повышение её результативности в условиях автоматизации………………………29.
Заключение 33
Список использованных источников 36.
Приложения.…………………………………………………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 70.90 Кб (Скачать файл)

До начала проверки фактического наличия ценностей инвентаризационная комиссия должна получить последний  на момент инвентаризации товарно- денежный отчёт( приложение№3) с приходными и расходными документами.

Прежде чем приступить к проверке фактического наличия  товаров, тары, в розничных предприятиях, инвентаризационные комиссии обязаны:

    • опломбировать подсобные помещения и другие места хранения ценностей, имеющие  отдельные входы и выходы;
    • в предприятиях розничной торговли проинвентаризировать денежные средства путём полного пересчета всех имеющихся денег с составлением покупюрной описи. Остаток денег, проверенный инвентаризационной  комиссией, записывается на лицевой стороне описи.

В опись  фактических остатков товарно-материальных ценностей записи производятся  по строкам, причем одному наименованию отводится только одна строка, с обязанным соблюдением всех указанных реквизитов.

Деньги, оставшиеся у материально- ответственного лица  на момент инвентаризации,  сдаются не позднее первого дня после инвентаризации, в кассу организации  или в отделение банка отдельно от выручки;

    • получить у материально-ответственных лиц  последние  кассовые, товарно-денежные отчеты с соответствующими оправдательными документами по приходу и расходу ценностей на момент инвентаризации.

    Оставлять какие-либо  документы по приходу и расходу   ценностей  у материально ответственных  лиц категорически  запрещается.

    Предъявленные  отчеты и приложенные документы   инвентаризационная комиссия  тщательно  проверяет, особенно накладные  на внутреннее перемещение ценностей  в другие  торговые предприятия,  секции; устанавливает наличие разрешения руководителя и главного бухгалтера на такое перемещение.

    На всех документах, приложенных к этим отчетам,  необходимо  проверить наличие  подписей материально-ответственных  лиц, правильность цен на товары. Председатель инвентаризационной комиссии визирует и нумерует все приходные и расходные документы, приложенные к  товарно -денежному отчету, с указанием "до инвентаризации на "_________" (дата)", что является основанием для определения остатков  товаров и тары к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию или переданы инвентаризационной комиссии и все  товарно- материальные ценности поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Инвентаризация  товарно-материальных ценностей должна проводиться в порядке расположения  товаров в данном  помещении. Не допускается во время инвентаризации  беспорядочного перехода  от одного товара  к другому, а также переброски товаров из одной секции  в другую и т.п.

Фактическое наличие товарно-материальных ценностей при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

      Сведения о фактическом наличии товаров и тары записываются в инвентаризационные описи  (приложение№4), которые составляются не менее чем в двух экземплярах.

 Товарно- материальные ценности поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются после инвентаризации.

Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием »Товарно- материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка: "После инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности. 

При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях  и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации товаров и тары отпускаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации". В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии):»После инвентаризации».

Если инвентаризация товаров  и тары проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся  товарно- материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии опечатываются. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи хранятся в ящиках (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

     Инвентаризационные описи заполняются с применением технических средств или от руки чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименования инвентаризуемых ценностей, их количество указывают в описях в единицах измерения, принятых в учете.

      На каждой странице описи указывается прописью число порядковых номеров товаров и тары, и общий итог фактического количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

    При автоматизированной обработке фактических данных и формировании инвентаризационных описей допускается указывать итоги на каждой странице цифрами.

   Исправление ошибок (описок) производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления оговариваются и подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

  В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

  На последней странице описи ставится отметка о проверке цен(проверке подвергаются не менее 50% поименованных описей товарно- материальных ценностей), таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

На фактически оказавшуюся  тару в момент инвентаризации составляются две описи: а) на порожнюю, б) на занятую  под товарами.

Тара заносится в описи  по видам, целевому назначению и качественному  состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д).

На тару, пришедшую в  негодность, инвентаризационной комиссией  составляется акт  на списание и  указание причин порчи.

Закончив инвентаризацию остатков ценностей, члены комиссий и материально ответственные лиц производят подсчет итогов  описей отдельно по товарам и отдельно по таре. Проверенные итоги записываются прописью.

 Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица, которые принимали участие в непосредственном пересчете (перевесе) инвентаризуемых ценностей. В описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией  товарно-материальных ценностей в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества после окончания инвентаризации всех ценностей  на основании отдельных инвентаризационных  описей составляется сводная опись фактических остатков товаров.

В сводной описи перечисляется  отдельно каждая инвентаризационная опись  с указанием суммы ценностей и подсчитывается общий итог всех ценностей по организации в целом.

Все  реквизиты, предусмотренные  на титульной и последней страницах  описей, должны записываться также  и в сводную опись.

Сводная опись подписывается  всеми членами инвентаризационной комиссии (председателем, членами бригады  по материальной ответственности и  всеми другими членами инвентаризационной комиссии).

После окончания инвентаризации  оформленные и пронумерованные описи  фактических остатков  передаются председателем комиссии в следующем порядке:

    • первый экземпляр описи, заполненный членом комиссии, а также экземпляр, заполненный материально-ответственным лицом,- в бухгалтерию организации (предприятия), где ведется учет ценностей.
    • второй экземпляр описи, заполненный членом комиссии, материально -ответственному лицу.

В том случае, если производилась  передача ценностей  одним материально- ответственным лицом другому, оформленные  описи  фактических остатков передаются председателем комиссии в следующем  порядке:

    • первый экземпляр описи, заполненный членом комиссии, а также экземпляр описей, заполненный материально-ответственными лицами (передающим и принимающим), - в бухгалтерии организации (предприятия), где ведется учет ценностей;
    • второй экземпляр описи, заполненный членом комиссии, материально - ответственному лицу, принимающему ценности.
    • третий экземпляр описи, заполненный членом комиссии, материально-ответственному лицу сдающему ценности.

 

Если при инвентаризации были обнаружены неполноценные или пришедшие в полную негодность ценности, то вместе  с инвентаризационными описями председатель комиссии передает в бухгалтерию и первый экземпляр акта о порче,  бое, ломе товара, (форма№026) к которому прилагается письменное объяснение  материально-ответственных лиц о причинах образования потерь товаров.

При проведении инвентаризации товаров и тары проверяется состояние  складского хозяйства торговых помещений, обеспечивающих сохранность  товарно-материальных ценностей, по количеству и качеству. Проверяется состояние запоров, решеток, ставней, предупредительной сигнализации, организация охраны складов и торговых помещений, приспособленность помещений для совершения хозяйственных операций, исправность противопожарных приспособлений и др, о чем составляется особый акт за подписями всех членов инвентаризационной  комиссии.

4.Выявление и методика  отражения в учёте  результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей, их влияние на доходы и расходы производственной организации

 

Все поступившие материалы  от инвентаризационных комиссий  подвергаются  тщательной проверке и обработке.

Обнаруженные проверками ошибки в ценах, таксировке и подсчетах  исправляются и оговариваются за подписью лиц, проверявших описи, председателя инвентаризационной комиссии и материально-ответственных  работников.

Данные инвентаризационных описей  используются в оперативной  работе торговыми отделами для устранения  имеющихся недостатков и нарушений.

До выявления результатов  инвентаризации  бухгалтерия  обрабатывает и записывает в учетные регистры все отчеты  и документы на поступление и расход ценностей у материально ответственных лиц, а также сверяют данные бухгалтерского учета с учетными данными материально-ответственных лиц.

Для выявления результатов  инвентаризации  товарно-материальных ценностей бухгалтерией организации  составляются  сличительные ведомости. (приложение №5)

В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождение между показателями по данным бухгалтерского учета  и  данными инвентаризационных  описей.

Суммы излишков и недостач  товарно-материальных ценностей в  сличительных ведомостях указываются  в соответствии с их оценкой в  бухгалтерском учете, то есть в розничных ценах.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия  имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии  с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности»  в следующем порядке:

Стоимость выявления  при  инвентаризации  излишков   товарно- материальных ценностей подлежит оприходованию  и относятся на внереализационные  доходы с последующим  установлением  причин возникновения  излишка и  виновных лиц;

Стоимость недостачи порчи, или иной утраты  имущества  в  пределах норм естественной убыли списывается  по распоряжению руководителя  предприятия  на издержки   обращения, согласно произведенного бухгалтерией расчета (приложение№ 6). Нормы убыли применяются лишь в случаях выявления фактических недостач;

Стоимость недостачи имущества  сверх норм естественной убыли  в, соответствии с решением руководителя покрывается за счет виновных лиц.

На предприятиях розничной  торговли нормы естественной убыли  товаров установлены в процентах  к стоимости товаров и применяются к товарам, реализованным за межинвентаризационный период, без учета времени их нахождения  в магазине. На основании первичных документов  показывают  по наименованиям товаров, товарным группам (с учетом установленных норм) остатки товаров на начало и конец межинвентаризационного периода, приход и документирование товаров за этот период, а затем по балансовой увязке показателей определяют стоимость реализованных товаров за межинвентваризационный период. На основании накопительной ведомости  бухгалтер составляет расчет естественной убыли, в которой сначала определяет естественную убыль по определенным товарам, а затем суммирует частные суммы начисленной естественной убыли, и определяет ее общую сумму за межинвентаризационный период. Нормируемые потери товаров в магазинах самообслуживания, в организациях  утверждают для каждого магазина  в процентах к товарообороту. Установленные при инвентаризации  в магазинах самообслуживания недостачи товаров и не покрытые нормами естественной убыли по расчёту нормируемых потерь на сомообслуживание списывают за счет внереализационных расходов по покупным ценам без налога на добавленную стоимость. Окончательный расчет инвентаризации бухгалтерия устанавливает в следующие сроки после окончания инвентаризации:

Информация о работе Организация и методика проведения товарно-материальных ценностей, выявление и учет ее результатов, роль в обеспечении сохранности имущес