Организация управленческого учета ОАО «ОЗМК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

Управление компанией является непростой задачей, тем более в нынешних условиях кризиса. В такой ситуации необходимо своевременно (ежедневно, ежечасно) получать информацию для принятия управленческих решений. От этого зависит эффективность деятельности, а в настоящее время и жизнеспособность компании. Деятельность по сбору и обработке внешней и внутренней информации, т.е. о самом предприятии и об окружающей его среде, и представляет собой систему управленческого учета.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Правовые аспекты системы управленческого учета.
1.1 Структура организации управленческого учета в РФ и нормативные документы федерального уровня и МСФО………..5
1.2 Система ведомственного нормативного регулирования управленческого учета в РФ……………………………………….14
Глава 2. Организация управленческого учета ОАО «ОЗМК»
2.1 Характеристика предприятия и его основные экономические показатели за 2010-2012гг……………………………………………..36
2.2 Учетная политика и организация управленческого учета
ОАО «ОЗМК»…………………………………………………………..38
Заключение……………………………………………………………..47
Список литературы…………………………………………………….49

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 75.27 Кб (Скачать файл)

Некоммерческое  партнерство  содействия развитию образования и  науки «Институт образования  и науки»

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Управленческий  бухгалтерский учет»

На тему:  «Нормативно-правовое регулирование управленческого  учета в Российской Федерации»

 

 

 

 

                                              Выполнила  студентка:  Савина

                                      Юлия  Ивановна________

                                                          Руководитель: старший преподаватель

                                                               Тишкова Людмила Михайловна_______

                                         Защита  «      » августа  2013 

      Оценка:

        Принял:

 

 

 

 

Обнинск 2013

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………3

Глава 1. Правовые аспекты  системы управленческого учета.

    1. Структура организации управленческого учета в РФ и нормативные документы федерального уровня  и МСФО………..5
    2. Система ведомственного нормативного регулирования управленческого учета в РФ……………………………………….14

Глава 2. Организация управленческого  учета ОАО «ОЗМК»

2.1 Характеристика предприятия  и его основные экономические  показатели за 2010-2012гг……………………………………………..36

2.2  Учетная политика  и организация управленческого  учета

ОАО «ОЗМК»…………………………………………………………..38

Заключение……………………………………………………………..47

Список литературы…………………………………………………….49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
 
Управление компанией является непростой задачей, тем более в нынешних условиях кризиса. В такой ситуации необходимо своевременно (ежедневно, ежечасно) получать информацию для принятия управленческих решений. От этого зависит эффективность деятельности, а в настоящее время и жизнеспособность компании. Деятельность по сбору и обработке внешней и внутренней информации, т.е. о самом предприятии и об окружающей его среде, и представляет собой систему управленческого учета. 
 
Внедрение системы управленческого учета полезно как малым, так и крупным предприятиям. Различия заключаются лишь в массивах данных и конечных показателях, при этом принципы построения системы управленческого учета остаются едиными для всех. Для эффективного управления и принятия грамотных экономических решений компания должна разработать систему управленческого учета, которая является одним из решающих факторов успеха в сегодняшней конкурентной среде. 
 
Тема управленческого учета становится все более актуальной. Расширение деятельности, выход на новые рынки, усложняющаяся организационная структура - все это характерно для многих российских предприятий. Закономерно желание руководителей не терять контроль над процессами, происходящими в их бизнесе, более того - это насущная необходимость для удержания лидирующих позиций и усиления конкурентоспособности на рынке.  
 
Актуальность и значимость курсовой работы состоит в том, что именно управленческий учет называют сегодня одним из наиболее эффективных инструментов, помогающих принимать правильные управленческие решения. И в настоящее время интерес к проблемам управленческого учета все возрастает, не смотря на то, что специалисты в этой области пришли к единому мнению о сущности и роли управленческого учета в управленческой среде российских предприятий. 
Исследование выбранной темы предполагает достижение следующей цели – изучение нормативно-правовых и организационных аспектов управленческого учета и формирование управленческой отчетности. 
 
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 
 
- Изучить теоретические основы организации управленческого учета и формирование управленческой отчетности; 
 
- Охарактеризовать нормативно - правовое регулирование управленческого учета; 
 
- Проанализировать систему организации управленческого учета в ОАО «ОЗМК»; 
 
- Разработать мероприятия по совершенствованию организации управленческого учета; 
 
Объект исследования –организация ОАО «ОЗМК». 
 
Предмет исследования – организация управленческого учета и формирование управленческой отчетности предприятии. 
 
Метод исследования курсовой работы – анализ и синтез литературы бухгалтерского управленческого учета, монографическое исследование, сводка и группировка, сравнение.

Глава 1. Правовые аспекты  системы управленческого учета

    1. Структура организации управленческого учета в Российской Федерации и нормативные документы федерального уровня и МСФО.

Система нормативного регулирования  бухгалтерского учета законодательно устанавливает единые правовые и  методологические основы организации  и ведения бухгалтерского учета  в Российской Федерации.

Действующие нормы основаны на единообразии ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и  хозяйственных операций, составлении  и представлении сопоставимой и  достоверной информации об имущественном  положении, доходах и расходах организации, необходимой пользователям бухгалтерской  информации.

Общее методологическое руководство  бухгалтерским учетом на государственном  уровне осуществляется Правительством Российской Федерации. Приоритетное право  регулирования бухгалтерского учета  предоставлено Министерству финансов, которое осуществляет разработку и  утверждение положений по бухгалтерскому учету (национальных стандартов), методических указаний по бухгалтерскому учету отдельных  операций, имущества, обязательств, доходов, расходов и капитала. Нормативные  акты, утвержденные Министерством финансов, составляют основу системы нормативно-правового  регулирования бухгалтерского учета  и являются обязательными к применению на территории Российской Федерации.

Другие органы, которые  наделены правом нормативного регулирования  бухгалтерского учета в пределах своей компетенции (отраслевые министерства и ведомства), не имеют права издавать нормативные акты, противоречащие нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ.

Одни из утверждаемых нормативных  актов обязательны к применению (законы, положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

В настоящее время в  отечественной практике учета сложилась четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета и отчетности:

-        1-й уровень — законодательные акты, указы Президента РФ и постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

-        2-й уровень — стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

-         3-й уровень — методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансов РФ и других ведомств;

-         4-й уровень — рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"  «О бухгалтерском учете» является основным актом первого уровня. Данный Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

К первому уровню системы  также следует отнести Гражданский  кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон.

Федеральный закон «О бухгалтерском  учете» занимает центральное место  в системе нормативного регулирования  бухгалтерского учета и отчетности, поскольку: определяет юридический  статус норм бухгалтерского учета для  коммерческих и некоммерческих организаций, закрепляет обязанность юридических  лиц по ведению бухгалтерского учета, определяет ответственность за организацию  учетной работы. В Законе дано определение  бухгалтерского учета, названы его  объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные  операции), обозначены задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический  учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).

В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» изложены требования к ведению бухгалтерского учета  в организациях (обязательность двойной  записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление  учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и  обязательность обособленного учета  текущих затрат и капитальных  и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению  регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку  осуществления инвентаризации имущества  и обязательств.

Отдельный раздел посвящен перечню требований к составлению  бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской  отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной  бухгалтерской отчетности и порядок  хранения документов бухгалтерского учета.

Второй  уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета представлен учетными стандартами.

Учетный стандарт представляет собой свод основных правил, устанавливающих  порядок учета и оценки определенного  объекта или их совокупности. Учетные  стандарты (в отечественном бухгалтерском  учете — положения) призваны конкретизировать Федеральный закон «О бухгалтерском  учете». 

Основным нормативным  документом второго уровня является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н. Данный документ конкретизирует Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и занимает по своей значимости второе место. В связи с реформированием бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности данные документы подвергаются пересмотру, в их текст вносятся изменения и дополнения. Положение закрепляет первостепенную роль Минфина России по разработке нормативных документов по бухгалтерскому учету, ответственность руководителя за организацию учета, определяет сущность бухгалтерского учета и его задачи, правила ведения бухгалтерского учета, требования к ведению бухгалтерского учета, порядок документирования хозяйственных операций, ведения регистров бухгалтерского учета, оценки имущества и обязательств, порядок проведения инвентаризации, правила составления и представления бухгалтерской отчетности и правила оценки ее статей, сроки представления бухгалтерской отчетности (в том числе сводной), порядок хранения документов.

В системе нормативного регулирования  положения по бухгалтерскому учету (учетные стандарты) конкретизируют Федеральный закон «О бухгалтерском  учете» по каждому объекту учета.

В них отражены основные особенности отечественной системы  бухгалтерского учета. Отечественные  стандарты по бухгалтерскому учету  носят обязательный характер.

В системе нормативного регулирования План счетов относится к документам второго уровня. В практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой систему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета  устанавливает единые подходы к  применению Плана счетов и отражению  фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета в  предприятиях различных форм собственности, видов деятельности, организационно-правовых форм. В ней приведена характеристика синтетических счетов и открываемых  к ним субсчетов: раскрыты структура, назначение, экономическое содержание отражаемых фактов хозяйственной деятельности.

План счетов и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от 06.12.2010 г. № 162н. На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета). Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Минфином России вводить в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов. Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются организацией исходя из требований управления организацией, анализа, контроля и отчетности. Организация может при необходимости уточнять их содержание, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Методические указания, инструкции, рекомендации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета  относятся к документам третьего уровня. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней, с учетом отраслевых и иных особенностей.

Основными нормативными документами  третьего уровня являются:

-        Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом  Минфина России от 13.06.95 г. №49;

-         Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 09.09.01 г. № 44н;

-         Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26.12.02 г. № 135н;

-         Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина России от 09.06.01 г. №44н.

В системе нормативного регулирования  бухгалтерского учета рабочие документы  конкретной организации относят  к четвертому уровню нормативно-правовой системы регулирования бухгалтерского учета.

Основными рабочими документами  конкретной организации являются:

-         документ по учетной политике предприятия;

-         утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

-         графики документооборота;

-         утвержденный руководителем рабочий план счетов бухгалтерского учета;

-         утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Рабочие документы самого предприятия определяют особенности  организации и ведения учета  в нем. Основы формирования и раскрытия  учетной политики организации установлены ПБУ 1/08 «Учетная политика организации».

Формирование учетной  политики регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/08, утвержденным приказом Минфина России от 06.10.08 г. № 106н.

Под учетной политикой организации понимается принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Учетная политика принимается  до наступления нового финансового  года и применяется последовательно  из года в год.

Формирование  учетной политики в МСФО. В МСФО учетная политика (accounting policies) определяется как совокупность конкретных принципов, допущений, правил и подходов, принятых компанией для подготовки и представления финансовой отчетности.

В отличие от российской практики международные стандарты  оперируют этим понятием исключительно  применительно к финансовой отчетности, а не бухгалтерскому учету в целом.

Подход к формированию учетной политики компании, сформулированный в МСФО, нацелен на обеспечение  соответствия финансовой отчетности стандартам. Согласно МСФО «Представление финансовой отчетности» компания должна ориентироваться на принципы и требования, предписанные МСФО. При отсутствии таких принципов руководство компании вырабатывает учетную политику, при использовании которой финансовая отчетность будет содержать полную информацию, необходимую пользователям для принятия решений, достоверно отражающую финансовые результаты деятельности компании. 

Информация о работе Организация управленческого учета ОАО «ОЗМК»