В системе народнохозяйственного
учета выделяют оперативно-технический
(текущий), статистический и бухгалтерский
учет. Бухгалтерский учет включает
в себя подсистемы бухгалтерского (финансового)
и управленческого учета. Бухгалтерский
учет ориентирован на сбор и регистрацию
имевших место в хозяйственной
жизни предприятия событий и
обеспечивает учетной информацией
нужды как внешних, так и внутренних
пользователей информации. Государственное
регулирование бухгалтерского учета
необходимо для обеспечения единообразия
ведения учета активов, обязательств,
капитала и хозяйственных операций,
совершаемых организациями; для
составления и предоставления сопоставимой
и достоверной информации об имущественном
положении организаций и их доходов,
расходов, необходимой внешним и
внутренним пользователям. Организация
и ведение финансового учета
строго регламентируются со стороны
государства, его информация не представляет
собой объект коммерческой тайны, в
отличие от системы управленческого
учета, данные которого не подлежат разглашению.
Принципы формирования учетной информации
для бухгалтерской финансовой отчетности
и налогообложения установлены в Положении
по бухгалтерскому учету «Учетная политика
организации» (ПБУ 1/2008), где сказано, что
«под учетной политикой понимается принятая
ею совокупность способов ведения бухгалтерского
учета первичного наблюдения, стоимостного
измерения, текущей группировки, итогового
обобщения фактов хозяйственной деятельности».
Бухгалтерский раздел учетной политики
должен предусматривать и обоснованно
использовать один из возможных вариантов
(способов): списания расходов на затраты
по производству продукции; начисления
амортизации основных средств; погашения
первоначальной стоимости нематериальных
активов; метод оценки материально-производственных
запасов при отпуске их в производство
и прочем выбытии; метод оценки незавершенного
производства; метод включения затрат
в себестоимость проданной продукции
(работ, услуг) или метод признания затрат
в качестве расходов на обычную деятельность
и другие методы.
Современная учетная система предприятия
наряду с бухгалтерским, статистическим,
оперативным учетом также включает в себя
налоговый учет, который является источником
учетного обеспечения управления. С введением
в действие ФЗ от 06. 08. 2001 № 110-ФЗ произошло
законодательное закрепление ведения
налогового учета, который может использовать
данные финансового учета и дополнять
их данными, содержащимися в налоговых
регистрах. Важность налогового учета
как источника учетного обеспечения управления
не вызывает сомнений.
В практической деятельности коммерческих
организаций, таким образом, могут иметь
место две учетные политики: бухгалтерская
и налоговая. Иными словами, приказ об
учетной политике может содержать два
раздела — бухгалтерский и налоговый,
или же отдельными приказами могут быть
утверждены учетная политика для целей
бухгалтерского учета и учетная политика
для целей налогообложения.
Вместе с тем, налоговый кодекс Российской
Федерации не определяет необходимости
ведения учетной политики для целей налогообложения.
Получение информации о формировании
суммы доходов и расходов, об определении
доли расходов, подлежащих отражению в
текущем налоговом (отчетном) периоде,
должно обеспечиваться первичными учетными
документами, учетными регистрами налогового
учета, расчетами налоговой базы.
Управленческий учет основывается на
всеобъемлющем принципе, охватывает практически
всю учетную информацию и предполагает:
— развитие самостоятельной системы формирования
учетной информации;
— использование данных бухгалтерского
финансового учета об экономических элементах
затрат.
Управленческий учет направлен на интеграцию
различных подсистем и методов управления,
использует их для достижения единой цели
и ставит перед собой разнообразные задачи:
информационное обеспечение управления;
аналитическое обеспечение принимаемых
решений; прогнозирование, планирование,
бюджетирование хозяйственной деятельности;
оперативное управление, регулирование
хозяйственной деятельности; оценку всей
хозяйственной деятельности, мониторинг
выполнения планов, внутрихозяйственный
контроль.
По мнению проф. В.Ф.Палия эффективно действующая
система управленческого учета должна
включать в себя:
— обоснованную структуру внутрифирменного
управления по центрам финансовой отчетности,
бизнес-процессам, сегментам деятельности;
— сметы и бюджеты для всей структуры управления
с инструкциями исполнителям по их составлению
и выполнению;
— план счетов управленческого учета,
адаптированный к структуре внутрифирменного
управления;
— методические указания по ведению счетов
управленческого учета в соответствии
с согласованным планом счетов;
— формы внутрифирменной отчетности и
методические указания по их составлению,
представлению и анализу;
— методы нормирования издержек, учета
и анализа отклонений от норм с необходимыми
инструкциями исполнителям;
— методы калькулирования по прямым и
полным издержкам с распределением расходов
по функциям, инструкции исполнителям;
— методы трансфертного ценообразования,
инструкции исполнителям;
— план документооборота.
Управление производством и его успешное
развитие предполагает наличие комплексной
системы управления, объединяющей все
аспекты менеджмента. Его невозможно представить
без управленческой информации, которая
образует систему управления. Возникновение
и формирование этой системы обусловливается
системным характером внутренних и внешних
связей каждого объекта управления, а
содержание неразрывно связано с содержанием
комплекса управленческих воздействий,
осуществляемых субъектом управления
по отношению к объекту.
Информация необходима при осуществлении
всех этапов цикла управления, однако
в системе управленческой информации
особое место занимает та ее часть, которая
связана с управленческими решениями,
поскольку информация является исходным
материалом для подготовки, обоснования
и принятия решений. Любое управленческое
решение нельзя сформулировать, не выделив
главное и второстепенное из всей совокупности
информации, не проанализировав факты
и обстоятельства, относящиеся к конкретной
ситуации, сложившейся на производстве.
Для принятия решения всегда нужны сведения,
которые подробно, достоверно, своевременно
и всесторонне характеризуют ситуацию,
требующую управленческого вмешательства.
Анализ современного состояния информационного
обеспечения управления предприятием
показывает, что бухгалтерский учет, выступая
в роли основного поставщика информации,
не обеспечивает управленцев всех уровней
оперативной информацией и это препятствует
своевременной обработке информации и
принятию правильных управленческих решений.
Так, например, учет затрат, являющийся
определяющим в западных системах управленческого
учета, в России обеспечивает управление,
как правило, только в части, совпадающей
с финансовым учетом. Более того, учет
затрат и калькулирование себестоимости
продукции не только в полной мере подчиняются
требованиям традиционного финансового
учета, но и зачастую основываются на нормативных
документах, регулирующих вопросы налогообложения.
Таким образом, величина затрат на производство,
исчисленная исходя из требований нормативных
документов, используется во всех случаях
жизни: и для составления финансовой и
налоговой отчетности, и для принятия
управленческих решений. Безусловно, речь
не идет о нерелевантности информации
о затратах, формируемой в системе финансового
учета. Как отмечает С.А. Стуков, участки
учета, относимые к финансовой бухгалтерии,
являются не менее важными с точки зрения
получения необходимых данных, их анализа
и принятия на их основе управленческих
решений. Эти данные нужны для проведения
финансового анализа, но такой подход
способствует искажению индивидуальной
себестоимости продукции. Важно отметить,
что сегодня первостепенное значение
для предприятия имеет индивидуальная
себестоимость каждого вида продукции,
так как именно она влияет на заинтересованность
во внедрении, расширении или свертывании
производства. Таким образом, мы можем
говорить об отсутствии целостной и взаимосвязанной
системы выработки информации, и возможности
ее использования различными уровнями
управления предприятия.
Кроме того, принятию эффективных управленческих
решений препятствуют:
— отсутствие на предприятиях внутренней
учетно-аналитической отчетности, что
не способствует эффективному развитию
предприятия;
— применение традиционных способов планирования,
учета и контроля, исключающих возможность
получения оперативной информации;
— накопление избыточного и беспорядочного
массива данных учетно-аналитической
информации без структурирования информации
по задачам и функциям управления;
— отсутствие координации между системами
информации для внешних и внутренних пользователей;
— бессистемные расчеты и широкое использование
не всегда полезных финансовых коэффициентов,
рассчитываемых на основе бухгалтерской
информации.
Варианты построения информационной системы
зависят от многих факторов. Основная
задача построения информационной системы
сводится к координации действий различных
структурных подразделений, направленных
на достижение конечной цели, оценки вклада
каждого подразделения и организация
контроля действий подразделений по ее
выполнению. Наличие информационной системы,
способной удовлетворять запросы заинтересованных
пользователей и, прежде всего, менеджеров
различных уровней управления данными,
позволяют в конечном итоге провести анализ
эффективности деятельности, по результатам
которого становится возможным определение
стратегических альтернатив и принятие
тактических и оперативных решений. Конкурентные
преимущества от использования полной,
актуальной и достоверной информации
вполне очевидны, поскольку она способствует
принятию эффективных решений.
Разработка элементов учетной политики
для целей управленческого учета (или
управленческой учетной политики) является
одним из ключевых элементов организации
управленческого учета на предприятиях.
Наряду с этим, к его элементам относятся:
— определение организационно-финансовой
структуры предприятия и выделение центров
ответственности;
— классификация затрат по направлениям;
— постановка системы бюджетирования
на предприятии;
— формирование системы внутренней управленческой
отчетности;
— автоматизация учетно-аналитических
процедур.
Подчеркивая необходимость разработки
учетной политики для целей управленческого
учета, важно отметить, что в настоящее
время наблюдается отсутствие масштабных
научных исследований в этой области.
Так, В.Ф. Палий отмечает: «...разработки
в области теории бухгалтерского учета
отстают от объективно возникающих практических
проблем», что красноречиво подтверждает
необходимость осуществления научных
изысканий по этой проблеме. В связи с
тем, что к формированию информации в различных
учетных системах (финансовый, налоговый,
управленческий учет), регулированию информационных
потоков, созданию универсальной системы
учетно-аналитических показателей сегодня
необходимо выработать на предприятиях
системный подход, считаем необходимым
разработку учетной политики для целей
управленческого учета.
Целью разработки учетной политики является
создание комплекса взаимосвязанных между
собой документов, обеспечивающих единство
методики при организации и ведении бухгалтерского,
налогового и управленческого учета на
предприятиях, повышение качества и достоверности
всех видов отчетности, предоставление
полезной и оперативной информации руководству
для принятия обоснованных управленческих
решений. М.С. Кузьмина управленческую
учетную политику понимает как совокупность
регламентных внутрифирменных процедур
информационного обмена, направленных
на принятие управленческих решений для
достижения целей организации . По мнению
М.А. Вахрушиной, учетную политику для
целей управленческого учета (УПУУ) можно
определить как совокупность способов
ведения управленческого учета, обеспечивающих
его непрерывность и преемственность
и способствующих реализации возможностей
его элементов (бюджетирования, собственно
учета и отчетности, внутреннего управленческого
контроля и управленческого анализа) в
интересах внутрифирменного управления
хозяйствующим субъектом .
По нашему мнению, под учетной политикой
для целей управленческого учета следует
понимать принятую организацией совокупность
способов ведения управленческого учета,
обеспечивающих возможность принятия
эффективных управленческих решений.
В связи с тем, что управленческий учет
охватывает все компоненты менеджмента,
представляется необходимым и целесообразным
разрабатывать учетную политику для целей
управленческого учета. Она должна включать
в себя следующие основные составляющие:
организационный, методический и технический
аспекты. Разработка УПУУ будет зависеть
от специфики производства и потребляемых
ресурсов, особенностей организации управления,
правовых норм предпринимательской деятельности,
определенных учредительными документами,
а также текущими и долгосрочными целями
предпринимательства. В управленческом
учете можно руководствоваться принципами
РПБУ, подходами, декларируемыми МСФО,
не возбраняется использование иных приемов
и методов. Правила МСФО лучше отражают
экономическую суть операций и поэтому
в большей степени подходят для управленческого
учета. Например, производственные предприятия
по МСФО должны отражать запасы продукции
на складах и остатки материалов в соответствии
с вероятностью реализации продукции
и пригодности остатков материалов для
производства, т.е. в соответствии со способностью
актива генерировать доходы. В российской
же практике бухгалтерия обычно отражает
на балансе даже запасы, не способные генерировать
доходы.
Руководство предприятий
и организаций также заинтересовано
в получении достоверной информации
о движении денежных средств, что
предполагает применение в управленческом
учете кассового метода, в отличие
от системы финансового учета, применяющего
метод начисления. Таким образом,
основной принцип, заложенный в основу
построения эффективной управленческой
учетной политики, должен состоять
в том, чтобы использовать только
те данные, которые действительно необходимы
для принятия адекватных управленческих
решений. Если использование стандартов,
например, МСФО позволяет получить управленческую
отчетность, пригодную для целей управления
компанией, стандарты должны соблюдаться.
Если же для каких-либо хозяйственных
операций требуются иные методы учета,
экономически обоснованные, но не соответствующие
МСФО, от их применения для учета этих
операций лучше отказаться.
Организационный аспект подразумевает,
как осуществляются эти способы с точки
зрения организации и ведения управленческого
учета (вариант автономии, интегрированная
или смешанная), его места в управленческой
структуре хозяйствующего субъекта и
взаимодействия с другими функциональными
и производственными службами. Технический
аспект предполагает, как реализуются
эти способы в учетных регистрах, рабочем
плане счетов для целей управленческого
учета, формировании системы внутренней
управленческой отчетности. Методический
аспект предусматривает применение методов
калькулирования себестоимости продукции
и ценообразования, подходы к распределению
по объектам калькулирования косвенных
расходов, применяемые по отдельным сегментам
организации, методику расчета основных
учетно-аналитических показателей для
стратегического, тактического и оперативного
управления. |
Рассмотрение управленческого
учета в совокупности технической,
методической и организационной
сторон может обеспечить реализацию
предназначения современного управленческого
учета. Информация системы управленческого
учета обеспечивает необходимую
детализацию информации по рассматриваемым
явлениям и процессам, по доходам
и расходам, и таким образом
создаются условия для оперативного
использования этой информации в
целях управления.
Реализация принципа децентрализации
управления и делегирования ответственности
от высших звеньев управления к низшим
создает условия для формирования центров
ответственности для целей управленческого
учета. По мнению В.Ф. Палия при создании
системы управленческого учета по центрам
ответственности следует иметь в виду,
что она:
— функционирует либо параллельно с обычной
системой бухгалтерского учета, либо встраивается
в нее через разветвленные системы аналитических
счетов;
— нацелена на удовлетворение информационных
потребностей внутреннего управления;
— позволяет контролировать издержки
и экономические результаты на различных
уровнях ответственности, оценивать работу
отдельных менеджеров и центров ответственности
на основе анализа отклонений;
— обеспечивает функцию наделения и ограничения
свободы действий исполнителей, играет
роль сигнальной системы в механизме внутреннего
управления организацией;
— может решать возможные задачи только
при четком определении сферы ответственности
отдельных менеджеров, необходимых контролируемых
показателей и статей .
При определении центров ответственности
во внимание принимают технологическую
структуру предприятия, а далее выделяют
ее горизонтальный и вертикальный разрезы.
Первый ограничивается кругом деятельности
каждого лица, ответственного за центр,
второй — предопределяет иерархическую
лестницу правомочий лиц, принимающих
управленческие решения. Каждый из центров
может быть центром или затрат, или доходов,
или инвестиций. В первом случае отчет
составляют по расходам, во втором — по
прибыли, и в третьем — по срокам окупаемости.
Центр затрат — это структурное подразделение
предприятия, руководитель которого отвечает
только за затраты (например, производственный
цех, конструкторское бюро и др.). В рамках
такого центра организуется планирование,
нормирование и учет затрат факторов производства
с целью контроля, анализа и управления
процессами их использования. При определении
структурного подразделения как центра
затрат в условиях промышленного производства
рекомендуется учитывать следующие моменты:
— каждый центр затрат, возглавляемый
менеджером, должен являться отдельной
сферой ответственности;
— центр затрат должен объединять приблизительно
однотипные машины и рабочие места, обуславливающие
издержки однородного характера. Это облегчает
определение совокупности факторов, оказывающих
влияние на величину расходов данного
центра затрат и выбор базы распределения
расходов по носителям затрат. Поскольку
основным фактором, определяющим величину
затрат на производственных участках,
является загрузка мощностей, то она чаще
всего выбирается в качестве базы распределения
в центрах затрат. При этом на каждом производственном
участке загрузка производственных мощностей
должна иметь по возможности однородный
характер, для чего необходимо более глубокое
деление предприятия на центры затрат;
— все издержки по их видам должны без
особых сложностей списываться на центры
затрат. С углублением деления предприятия
на такие центры, возрастает доля расходов,
являющихся общими по отношению к нескольким
центрам затрат, что вызывает необходимость
их распределения.
Центр затрат может быть как достаточно
большим (предприятие в целом), так и малым
(рабочее место). Крупные центры затрат
могут состоять из более мелких. Степень
детализации центров затрат от предприятия
к предприятию различна и зависит от задач,
поставленных руководством перед менеджером
по контролю затрат, закрепленных за центром
ответственности. Как правило, чем больше
размер центра затрат, тем выше степень
ответственности.
Разновидностью центра ответственности
является центр выручки (дохода) — подразделение,
руководитель которого отвечает только
за выручку, но не за затраты, например
отдел сбыта, экспедиция. Деятельность
руководителей подобных подразделений
в системе управленческого учета оценивается
на основе заработанных ими доходов, поэтому
задачей управленческого учета в этом
случае будет фиксация результатов деятельности
центра ответственности на выходе. Взаимосвязи
между затратами на функционирование
такого центра и значением выручки (дохода)
практически нет, в связи с чем основным
контролируемым показателем является
выручка (доход), а также определяющие
ее показатели: объем сбыта, структура
реализации и цена.
Центр инвестиций — это подразделение,
руководитель которого отвечает не только
за выручку и затраты, но и за капиталовложения.
Примером может служить дочернее предприятие,
имеющее право инвестировать собственную
прибыль. Целью такого центра является
не только получение прибыли, но и достижение
максимальной рентабельности вложенного
капитала, доходности инвестиций и увеличение
акционерной стоимости.
По итогам этапа формирования центров
ответственности следует разработать
«Классификатор центров ответственности»,
в которых закрепляются принципы их выделения,
классификации и кодирования, и «Справочник
центров ответственности», содержащий
перечень центров ответственности предприятия.
Для каждого центра ответственности целесообразно
разработать систему показателей, при
помощи которых можно оценить эффективность
его функционирования. Здесь главным является
определение того, какая информация, собираемая
центрами, должна найти отражение в управленческой
отчетности.
Проблема, связанная с выбором того или
иного варианта организации управленческого
учета и его взаимодействия с финансовым
учетом является для нашей страны не новой.
Подходы, связанные с организацией управленческого
учета и вопросы его взаимодействия с
финансовым учетом рассматривались В.Ф.
Палием, В.Б. Ивашкевичем, Е.А. Мизиковским
и другими авторами. В III разделе Плана
счетов «Затраты на производство» выделены
свободные коды счетов (счета 30-39), которые
можно использовать для отражения операций
в системе управленческого учета. Инструкцией
по применению Плана счетов рекомендовано
использование счетов 20-29 для группировки
затрат по статьям, местам возникновения
и другим признакам, а также для исчисления
себестоимости продукции (работ, услуг),
а счета 30-39 — для учета затрат по элементам.
Таким образом, информационная взаимосвязь
между управленческим и финансовым учетом
допускает возможность существования
как интегрированного (однокругового),
так и автономного (двухкругового) вариантов
организации учета.
Целью создания интегрированной системы
учета выступает сближение функций планирования,
учета, анализа и других управленческих
функций. Основным преимуществом такого
подхода является наличие единой информационной
базы. Иными словами, счета управленческого
и финансового учета, отражающие затраты
на производство, ведутся в единой системе
учета без обособления калькуляционных
счетов в системе управленческого учета.
В III разделе Плана счетов можно открыть
следующие счета: 30 — «Материальные затраты»;
31- «Затраты на оплату труда»; 32 — «Отчисления
на социальные нужды»; 33 — «Амортизация»;
34 — «Прочие затраты»; 37- «Отражение общих
затрат». По дебету счета 30 — «Материальные
затраты» — в корреспонденции со счетами
10 — «Материалы», 16 — «Отклонение в стоимости
материалов», 60 — «Расчеты с поставщиками
и подрядчиками» отражается стоимость
израсходованных на производство материалов,
покупной энергии, выполненных сторонними
организациями работ промышленного характера,
материальной составляющей других расходов
в корреспонденции с соответствующими
счетами. К счету 30 открывают субсчеты
по видам и направлениям материальных
затрат.
По дебету счета 31 в корреспонденции со
счетами 70 — «Расчеты с персоналом по
оплате труда», 96 — «Резерв предстоящих
расходов и платежей» — отражаются суммы
начисленной заработной платы, включая
премии и другие формы оплаты труда персонала
организации. В дебет данного счета заносятся
также начисления в резервы предстоящей
оплаты отпусков, на выплату ежегодного
вознаграждения за выслугу лет и др. На
этом счете необходимо вести субсчеты,
характеризующие виды и направления начислений
на оплату труда.
По дебету счета 32 — «Отчисления на социальные
нужды» — в корреспонденции со счетом
69 — «Расчеты по социальному страхованию
и обеспечению» — отражаются суммы, начисленные
для формирования пенсионного фонда и
других аналогичных фондов социальной
защиты. Если отчисления на социальные
нужды приобретают форму социального
налога, то счет 32 корреспондирует с кредитом
счета 68 — «Расчеты по налогам и сборам».
Предстоящие социальные выплаты, которые
раньше осуществляли за счет прибыли,
остающейся в распоряжении организации,
по решению собственника или его представителей
отражаются по дебету счета 32 в корреспонденции
со счетом 96 -»Резервы предстоящих расходов».
К счету 32 открываются субсчеты по видам
отчислений на социальные нужды.
По дебету счета 33 — «Амортизация» в корреспонденции
со счетами 02 -»Амортизация основных средств»,
04 — «Нематериальные активы», 05 — «Амортизация
нематериальных активов» — отражаются
расходы организации на амортизацию, начисленные
в соответствии с принятыми ею методами
и нормами амортизации.
По дебету счета 34 — «Прочие затраты»
в корреспонденции со счетами 60 — «Расчеты
с поставщиками и подрядчиками», 71 — «Расчеты
с подотчетными лицами», 76 — «Расчеты
с разными дебиторами и кредиторами»,
79 — «Внутрихозяйственные расчеты» и
другими счетами отражают расходы, которые
не нашли отражения на других счетах по
учету расходов по экономическим элементам,
поскольку не относятся ни к одному из
указанных элементов. В связи с тем, что
расходы, отражаемые на данном счете, разнородны,
представляется обязательным ведение
субсчетов к счету 34.
Ежемесячно счета по учету элементов затрат
заносят в дебет отражающего счета 37 —
«Отражение общих затрат» — следующей
записью:
Д сч.37 К сч.30,31,32,33,34.
Собранные на счете 37 суммы распределяют
между калькуляционными счетами и записывают
в дебет счетов 20 — «Основное производство»,
23 — «Вспомогательное производство»,
25 — «Общепроизводственные расходы», 26
— «Общехозяйственные расходы», 29 — «Обслуживающие
производства и хозяйства», а также в дебет
счета 44 — «Расходы на продажу».
Интегрированный вариант построения системы
управленческого учета на предприятиях
позволит решить следующие задачи:
— обеспечение единого подхода к измерению
и оценке затрат и результатов в прошлом,
отраженных в финансовом учете, и в будущем,
формируемых в системе управленческого
учета;
— создание единой информационной системы
учета, анализа и планирования;
— обеспечение согласованности временных
регламентов подготовки чисто бухгалтерских
отчетов с требованиями регламента планирования,
контроля и анализа;
— разработка аналитического плана счетов
учета, позволяющего формировать отчеты
по исполнению планов по различным участкам
деятельности.
Такой вариант в большей степени подходит
для сравнительно небольших организаций,
где ограничены возможности контроля
затрат и не допускаются различные оценки.
Двухкруговая (автономная) система должна
найти отражение на предприятиях, которые
нуждаются в детализированной информации
о затратах в калькуляционном разрезе,
по структурным подразделениям и иным
параметрам. При варианте автономии счета
20-29 выделяются в самодостаточную систему
счетов управленческого учета. К имеющимся
счетам добавляется специальный отражающий
счет 27 — «Распределение общих затрат»,
зеркально противоположный счету 37 —
«Отражение общих затрат». Суть данного
варианта состоит в том, что расходы по
обычным видам деятельности, так же, как
и при применении первого варианта группируют
на счетах 30-34 в разрезе элементов. Ежемесячно
эти счеты закрывают в дебет счета 37. Одновременно
те же суммы расходов записывают по кредиту
другого отражающего счета 27 — «Распределение
общих затрат» в корреспонденции со счетами
20, 23, 25, 26, 29.
На счетах 20, 23, 29 отражают прямые затраты
на производство в аналитическом разрезе
по местам их возникновения, что обеспечивает
контроль за отклонениями от установленных
норм.
На счете 25 группируют производственные
накладные расходы по сметам производственных
подразделений (филиалов, цехов, участков)
и производится контроль отклонений фактических
расходов по статьям смет.
На счете 26 производится группировка общих
управленческих накладных расходов для
контроля соблюдения смет по филиалам
и управленческим подразделениям. Счета
25 и 26 ежемесячно закрывают, списывая собранные
на них суммы в дебет счетов 20, 23, 29, на которых
обеспечивается возможность калькулирования
сокращенной и полной производственной
себестоимости продукции (работ, услуг).
В конце периода калькулируемые расходы
на этих счетах закрывают следующей записью:
Д сч. 27 К сч. 20, 23, 29.
Вариант автономии обеспечивает возможность
получения систематизированной информации
для управления текущими расходами и себестоимостью.
Основная цель классификации затрат в
современных условиях должна сводиться
к стремлению обеспечить системы управления
данными о расходах организации в объеме,
необходимом и достаточном для выработки
и принятия адекватных управленческих
решений. Сегодня каждое предприятие вправе
самостоятельно решать вопрос о том, по
каким статьям классифицировать затраты.
При этом следует иметь в виду, что детализация
затрат зависит от экономической целесообразности
и желания руководства решать определенные
задачи. Например, нельзя получить существенную
выгоду от статьи затрат, занимающей менее,
например пяти процентов от общей величины
затрат. В фокусе внимания руководителя
должны находиться те затраты, которые
занимают значительный удельный вес в
общих затратах, и сохраняющие свой уровень
в динамике. Управленческий учет затрат
на производство предусматривает различные
подходы к группировке затрат. Современное
предприятие как на западе, так и в российской
практике стремится классифицировать
затраты исходя из целей управления и
их учета по соответствующим направлениям.
Первое направление связано с реализацией
традиционной задачи учета, суть которой
заключается в полном и достоверном отражении
фактических расходов и необходимости
осуществления контроля использования
материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Информация о затратах данного направления
является содержанием и основой функциональной
и технологической моделей управленческого
учета. К первому направлению учета затрат
относятся: прямые и косвенные; основные
и накладные; производственные затраты
и затраты отчетного периода; одноэлементные
и комплексные; текущие расходы, расходы
будущего периода и предстоящие расходы.
Второе направление классификации затрат
основано на том, что в условиях рынка
предприятию необходимо не только учитывать,
но и анализировать уже имеющиеся затраты,
на их основе прогнозировать будущий уровень
затрат, их динамику, а также оценивать
затраты, возникающие в результате принятого
альтернативного решения. Данное направление
показывает, что управленческий учет имеет
дело в основном с группами решений, выделяемых
в зависимости от характера проблем и
методов их разрешения. Например, в соответствии
с целями, многими авторами выделены тактические,
оперативные и стратегические управленческие
решения. Стратегические решения определяют
долгосрочную перспективу организации
и оказывают большое влияние на ее будущее
финансовое положение. Эти решения являются
основой для принятия тактических и оперативных
решений. Главное их отличие от стратегических
заключается в том, что они основываются
на результатах анализа экономической
обстановки сегодняшнего дня и оценке
материальных, человеческих и финансовых
ресурсов, которыми располагает организация
в настоящее время. Эти ресурсы в значительной
степени определяются качеством принятых
долгосрочных решений. Ко второму направлению
относятся такие затраты, как: переменные
и постоянные; вмененные; дифференциальные;
безвозвратные; инкрементные; маржинальные
и релевантные.
Третье направление классификации затрат
связано с необходимостью осуществления
процесса контроля и регулирования. Данное
направление основано на определении
и анализе взаимосвязи затрат и доходов
с действиями лиц, ответственных за расходование
соответствующих средств. К этому направлению
относятся следующие затраты: эффективные
и неэффективные; в пределах норм и по
отклонениям от них; контролируемые и
неконтролируемые.
При решении вопроса о классификации затрат
по тому или иному признаку, на наш взгляд,
следует учитывать:
— особенности структуры производства,
системы управления, техники и технологии
и конкретные условия хозяйствования;
— отечественное учетное наследие в части
организации учета производственных затрат;
— последние достижения в сфере информационных
технологий;
— новую учетную методологию, создающую
условия для внедрения в хозяйственную
практику предприятий таких методов учета
затрат, как директ-костинг, функциональный
метод, система «Точно в срок» и другие;
— внутренние особенности деятельности
и воздействие факторов внешней среды,
что позволит предприятиям разрабатывать
и применять новые классы затрат, обслуживая
тем самым нужды анализа, планирования
и контроля.
Внутренняя управленческая отчетность
— это форма представления
сведений, существенных для выбора
определенного варианта действий из
множества альтернативных. Состав и
содержание отчетных показателей, форма
и сроки их представления устанавливаются
организацией самостоятельно и зависят
от вида ее экономической деятельности,
организационно-правовой формы, стратегии
и тактики управления, квалификации
управленческого персонала и
других специфических особенностей
каждого хозяйствующего субъекта [4].
При разработке внутренней отчетности
необходимо стремиться к тому, чтобы она
была:
— достоверной и сопоставимой по различным
периодам времени;
— полезной для принятия соответствующих
управленческих решений;
— представлена в объеме, необходимом
и достаточном для проведения анализа.
Необходимость построения управленческой
отчетности, исключающей дублирование
одних и тех же показателей, требует их
четкой классификации.
Так, Н. Адамовым и Г. Адамовой предложена
классификация по следующим критериям:
1) по форме представления (табличные, графические,
текстовые); 2) по видам деятельности (отчеты
по закупке и заготовлению, отчеты по производству,
отчеты по реализации); 3) по уровню представления
(отчеты для высшего руководства, отчеты
для менеджеров структурных подразделений,
отчеты для менеджеров низшего звена);
4) по объему информации (оперативные отчеты,
текущие отчеты, сводные отчеты); 5) по содержанию
(комплексные отчеты, отчеты по ключевым
позициям, аналитические отчеты) .
В.Ф. Палий классифицирует управленческие
отчеты по следующим признакам: 1) по содержанию
информации (внутренние отчеты подразделяются
на комплексные, тематические (по ключевым
показателям), аналитические; 2) по уровням
управления (оперативные отчеты, текущие
и сводные отчеты); 3) по объему информации
(сводки, итоговые отчеты, общие (сводные)
отчеты; 4) по формам представления (табличные,
графические и текстовые) .
Наряду с вышеперечисленным, считаем целесообразным
включить в классификацию управленческой
отчетности следующие признаки: 1) по стабильности
функционирования предприятия (отчеты,
сформированные в условиях определенности
и отчеты, составленные в условиях неопределенности);
2) по фактору времени (перспективные, текущие
и оперативные).
Информация управленческого учета, трансформирующаяся
в показатели внутренней отчетности, предназначена
различным группам пользователей внутри
организации, нацеленных и уполномоченных
на принятие взвешенных управленческих
решений. В этой связи, представляется
целесообразным выделение таких групп
пользователей:
— высшее руководство;
— менеджеры среднего уровня;
— менеджеры низшего уровня.
В управленческих отчетах, адресованных
высшему руководству организации, должно
найти отражение:
— фактически достигнутых результатов
производственной, инвестиционной, финансовой
и других видов деятельности как по организации
в целом, так и по отдельным структурным
подразделениям;
— оценка внутренних и внешних факторов,
повлиявших и влияющих на результаты выполнения
целей организации;
— плановые и прогнозные индикаторы развития
организации на предстоящий период;
Руководителям структурных подразделений
в управленческой отчетности следует
представлять:
— показатели деятельности структурных
подразделений и результаты их аналитической
обработки;
— информацию планового и прогнозного
характера по предприятию в целом, и по
отдельным структурным звеньям;
— необходимую информацию о смежных подразделениях
и контрагентах.
Менеджерам низшего звена управления,
ответственным за определенные участки
деятельности, необходимо получать и анализировать
информацию:
— об этой деятельности через систему
синтетических и аналитических показателей;
— связанную с прогнозными оценками внутренних
и внешних факторов;
— прочую информацию, способную оказать
влияние на формирование итоговых результатов
деятельности.
Автоматизация учетно-аналитических процедур
является последним этапом внедрения
системы управленческого учета, она призвана
обеспечить упрощение процесса сбора,
обработки и систематизации информации,
а также доступность информации в любой
момент времени.
При определении требований
к будущей системе автоматизации
должны быть задействованы представители
всех служб, которые в дальнейшем
будут потребителями информации
этой системы. Осуществляя выбор
программы автоматизированного
ведения управленческого учета,
следует принимать во внимание:
— уже имеющиеся на рынке и популярные
среди специалистов по управленческому
учету программы;
— доступность программного обеспечения;
— способность программы адаптироваться
к особенностям деятельности того или
иного предприятия;
— возможность обучения сотрудников;
— пригодность программы для дальнейшего
совершенствования.
Глава 2. Организация
управленческого учета на примере
ОАО «ОЗМК»
2.1 Краткая характеристика
и основные экономический показатели
за 2010-2012гг на предприятии ОАО
«ОЗМК»
Уже более 70 лет завод
работает на благо и процветание
своего города, области и Российского
государства. География поставок широка
и разнообразна и на сегодняшний
день основная задача - максимально
полная реализация пожеланий партнеров.
В течение 2012 года с вхождением
в состав ООО «Управляющая компания
«Объединенные заводы металлоконструкций»
у ОАО «ОЗМК» появилось еще
больше возможностей в сфере строительства.
Основные виды деятельности:
- Изготовление зданий
из металлоконструкций.
- Изготовление опор для
высоковольтных линий электропередач.
- Проектирование и разработка
зданий на уровне чертежей
марки КМ и КМД.
- Разработка проектной
документации на фундаменты.
- Оформление технической
документации на упаковку и
транспортировку металлоконструкций.
- Комплектация зданий
по кооперации с другими предприятиями.
- Шефмонтаж зданий из
металлоконструкций.
- Сушка пиломатериалов.
- Изготовление цилиндрических
сосудов.
- Антикоррозийное покрытие
металлоконструкций.
- Съемные грузозахватные
приспособления.
Результаты работы предприятия
приведены в таблице 1.
Таблица 1.Технико-экономические
показатели деятельности за 2010-2012 гг.
№ |
Показатель |
Ед. измерения |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
Темп роста |
2011/2010 |
2012/2011 |
1 |
Товарная продукция |
Тыс.руб |
28794 |
39081 |
56430 |
135,5 |
144 |
2 |
Себестоимость товарной продукции |
Тыс.руб |
22827 |
33000 |
49936 |
144 |
151 |
3 |
Прибыль реализации продукции |
Тыс.руб |
5967 |
6081 |
6494 |
102 |
106 |
4 |
Затраты на 1р. Продукции |
Тыс.руб |
0,79 |
0,84 |
0,88 |
106 |
104 |
5 |
Балансовая прибыль |
Тыс.руб |
5706 |
5996 |
7264 |
105 |
121 |
6 |
Сумма налога на прибыль |
Тыс.руб |
1642 |
914 |
2344 |
56 |
256 |
7 |
Прибыль к распределению |
Тыс.руб |
4064 |
5082 |
4920 |
125 |
97 |
7.1 |
Фонд потребления |
Тыс.руб |
2438,4 |
3049,2 |
2952 |
125 |
97 |
7.2 |
Фонд накопления |
Тыс.руб |
1625,6 |
2032,8 |
1968 |
125 |
97 |
Данные таблицы 1 показывают,
что наблюдается значительный рост
объемов производства и реализации
продукции. Наблюдается улучшение
стоимостных показателей, характеризующих
эффективность деятельности предприятия
за период 2010-2012 гг. Увеличение себестоимости
продукции за анализируемый период
связано в первую очередь с
изменением цен на такие статьи затрат,
как топливо, электроэнергия, тепловая
энергия. Существенные положительные
изменения произошли по налогу на
прибыль в 2006 году. Предприятие получило
льготу по налогу на прибыль, это позволило
снизить налог на 727 тыс. руб. В целом все
анализируемые показатели по предприятию
стали выше уровня 2010 г. Затраты на рубль
товарной продукции увеличились с 79 коп.
до 88 коп., что является негативным фактом,
однако при этом предприятие получило
прибыли больше на 25%, чем в 2009 г. и на 3%
меньше, чем в 2011 г.
Фонд накопления снизился
в 2012 г. на 3%, хотя в 2011 г. было увеличение
на 25%. Та же картина наблюдается
по фонду потребления. Фонд потребления
является источником средств хозяйствующего
субъекта, зарезервированный для
осуществления мероприятий по социальному
развитию (кроме капитальных вложений)
и материальному поощрению коллектива.
Это обусловлено соответствующим
снижением прибыли в ОАО «ОЗМК» в 2012 г
2.2 Учетная политика
и организация управленческого
учета на предприятии.
ОАО «ОЗМК» организует и
ведет бухгалтерский учет, составляет
бухгалтерскую отчетность в соответствии
с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ
"О бухгалтерском учете" и иными нормативными
документами в области бухгалтерского
учета.
Бухгалтерский и налоговый
учет ведется структурным подразделением
Общества - Департаментом бухгалтерского
и налогового учета и отчетности,
возглавляемым Главным бухгалтером.
Департамент бухгалтерского
и налогового учета Общества осуществляет
методологическое руководство бухгалтерскими
службами филиалов, представительств
и обособленных подразделений.
Филиалы, представительства
и обособленные подразделения Общества
имеют собственные бухгалтерские
службы, составляют отдельные бухгалтерские
балансы и другую отчетность.
Документами учетной политики
Общества являются настоящее положение,
рабочий план счетов бухгалтерского
учета и график (правила) документооборота,
утверждаемые соответствующими распорядительными
документами Общества.
Для ведения бухгалтерского
учета используется рабочий план
счетов, который утверждается руководителем
Общества. Рабочий план счетов бухгалтерского
учета Общества применяется в
процессе ведения бухгалтерского учета
в Исполнительном аппарате, в филиалах
Общества. Рабочий план счетов Общества
составлен в соответствии с Планом
счетов бухгалтерского учета, утвержденным
приказом Министерства Финансов РФ от
Приказ Минфина РФ от 6 декабря 2010 г.
N 162н.
Для оформления фактов хозяйственной
деятельности ОАО «ОЗМК» применяет
типовые формы первичных учетных
документов, установленные Государственным
комитетом РФ по статистике, Минфином
РФ и другими уполномоченными
органами исполнительной власти, а
также фирменные формы первичных
учетных и иных документов, утверждаемые
соответствующими распорядительными
документами Общества.
Основные правила ведения
бухгалтерского учета и документирования
хозяйственных операций соответствуют
Положению по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности
в Российской Федерации с учетом
отдельных отраслевых особенностей,
принятых и отраженных в настоящем
документе и иных распорядительных
документах Общества.
Годовая бухгалтерская отчетность
Общества рассматривается и утверждается
общим собранием акционеров и
представляется в сроки и адреса,
установленные статьей Федерального
закона.
Финансовая отчетность Общества
по МСФО формируется на основании
консолидационных таблиц – расшифровок,
разрабатываемых для каждого
отчетного периода и заполняемых
Исполнительным аппаратом, филиалами
Общества.
Годовая бухгалтерская отчетность
Общества публикуется не позднее 1 июня
года, следующего за отчетным.
Содержание регистров
бухгалтерского и налогового учета,
форм внутренней бухгалтерской отчетности
является коммерческой тайной. Лица, получившие
доступ к информации, содержащейся
в этих документах, обязаны хранить
коммерческую тайну. За ее разглашение
они несут ответственность, установленную
внутренними приказами общества
и законодательством Российской
Федерации.
Право подписи первичных
учетных документов имеют руководители
Общества в соответствие с распорядительными
документами Общества. Руководители
филиалов и отделений имеют право
подписи первичных учетных документов
на основании доверенностей, выданных
ОАО «ОЗМК», а также имеют право
подписи иной внутренней документации
Общества, если это следует из исполнения
ими должностных обязанностей.
Инвентаризация имущества
и обязательств проводится в соответствии
со статьей 12 Федерального закона от 06.12.2011г.
№ 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и
Методическими указаниями по инвентаризации
имущества и финансовых обязательств.
Инвентаризация имущества,
в том числе переданного по
договорам аренды, проводится на месте
филиалами, дочерним ОАО «ОЗМК», осуществляющими
эксплуатацию соответствующих объектов.
Проведение инвентаризации
обязательно в случаях, предусмотренных
законодательством.
Учет основных средств
в Обществе ведется в соответствии
с ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина
РФ от 30.03.01. № 26н.
Объекты основных средств
стоимостью не более 10 000 рублей за единицу
(а также приобретенные книги,
брошюры и т.п. издания, не входящие
в библиотечный фонд) списываются
на расходы по мере отпуска их в
производство или эксплуатацию. В
целях обеспечения сохранности
этих объектов в производстве или
при эксплуатации в организации
организуется контроль за их движением.
Расходы от списания основных
средств при авариях, стихийных
бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях
относятся в состав чрезвычайных
расходов.
На основании Приказа
Руководителя ОАО «ОЗМК» может один
раз в год переоценивать группы
однородных объектов основных средств
по текущей (восстановительной) стоимости
путем прямого пересчета по документально
подтвержденным рыночным ценам.
Учет финансовых вложений
осуществляется в соответствии с
ПБУ 19/02, утвержденным Приказом Минфина
РФ от 10.12.02 г. № 126Н.
Аналитический учет по счету
учета финансовых вложений ведется
по видам финансовых вложений и объектам,
в которые осуществлены эти вложения
(организациям-продавцам ценных бумаг;
другим организациям, участником которых
является организация; организациям-заемщикам
и т.п.). Построение аналитического учета
должно обеспечить возможность получения
данных о краткосрочных и долгосрочных
активах. При этом учет финансовых вложений
в рамках группы взаимосвязанных
организаций, о деятельности которой
составляется сводная бухгалтерская
отчетность, ведется на счете 58 «Финансовые
вложения» обособленно.
Бухгалтерский учет материальных
запасов осуществляется в соответствии
с ПБУ 5/01 утвержденным приказом Минфина
РФ от 09.06.01г. № 44н.
При отпуске материально
- производственных запасов в производство,
их использовании для ремонтно-восстановительных
работ, капитального строительства, и
ином выбытии их оценка производится
по средней себестоимости.
Аналитический учет материалов
ведется оперативно-бухгалтерским
(сальдовым) методом.
Формирование фактической
себестоимости материалов и оборудования
к установке осуществляется с
применением счетов № 15 «Заготовление
и приобретение материальных ценностей»
и № 16 «Отклонения в стоимости
материальных ценностей».
На счете № 10 «Материалы»
и счете № 07 «Оборудование к
установке» учет ведется по учетным
ценам. За учетную цену принимается
цена поставки, в соответствии с
заключенными договорами с поставщиками.
Отклонения фактических
расходов на приобретение материально-производственных
запасов от их учетной цены списываются
пропорционально стоимости списанных
в производство (проданных) материальных
ценностей.
К расходам, произведенным
в данном отчетном периоде, но потребляемым
ОАО «ОЗМК» в своей деятельности
в течение определенного периода,
относятся следующие расходы:
- платежи по добровольному
и обязательному страхованию
имущества и работников;
- затраты по приобретению
копий программных продуктов
для ЭВМ;
- расходы по приобретению
лицензий на осуществление отдельных
видов деятельности;
- расходы по оплате
отпусков, относящиеся к будущим
отчетным периодам;
- иные расходы, которые
отвечают критериям расходов
будущих периодов.
Расходы будущих периодов
списываются равномерно в течение
периода, к которому они относятся.
Продолжительность такого периода
определяется в момент принятия расходов
будущих периодов к бухгалтерскому
учету.
Дебиторская задолженность
покупателей учитывается по сумме
счетов- фактур, предъявленных к
оплате, по обоснованным ценам и
тарифам. Расчеты с прочими дебиторами
и по претензиям отражаются в учете
и отчетности исходя из цен, предусмотренных
договорами.
Резерв сомнительных долгов
создается один раз в год после
проведения ежегодной инвентаризации
перед составлением годовой отчетности
организации. Размер резерва определяется
исходы из каждого конкретного случая
на основании объективной информации
о платежеспособности дебитора.
Прочие активы Общества,
его филиалов и отделений оцениваются
по фактическим затратам на момент
их принятия к учету.
Кредиторская задолженность
по полученным кредитам и займам учитывается
и отражается в отчетности с учетом причитающихся
на конец отчетного периода процентов,
кредиторская задолженность поставщикам
и другим кредиторам - по сумме принятых
к оплате счетов и величине начисленных
обязательств.
Задолженность организации
перед заимодавцами, обеспеченная выданными
собственными векселями, учитывается
на счете 66 «Расчеты по краткосрочным
кредитам и займам»- краткосрочная,
на счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам
и займам»- долгосрочная.
Перевод долгосрочной задолженности
по полученным займам и кредитам в
краткосрочную не производится, даже
если по условиям договора займа и (или)
кредита до возврата основной суммы
долга остается 365 дней.
ОАО «ОЗМК» исчисляет и
уплачивает налоги сборы в соответствии
с законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах,
законодательством субъектов Российской
Федерации о налогах и сборах,
нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления о налогах
и сборах.
Формирование налогооблагаемой
базы, ведение регистров налогового
учета, составление налоговой отчетности
по налогам и сборам в отношении
налогов и сборов, уплачиваемых централизованно
Исполнительным аппаратом ОАО «ОЗМК»,
осуществляет отдел налогового учета
и планирования ОАО «ОЗМК» на основании
данных, предоставляемых Управлением
бухгалтерского учета и другими
обособленными подразделениями (филиалами,
представительствами, структурными подразделениями)
ОАО «ОЗМК».
Исчисление и составление
отчетности по налогу на доходы физических
лиц, единому социальному налогу,
взносу на обязательное страхование
от несчастных случаев в части, уплачиваемой
Исполнительным аппаратом, осуществляет
Управление бухгалтерского учета ОАО
«ОЗМК».
В отношении налогов и
сборов субъектов Российской Федерации
и местных налогов и сборов,
исчисляемых и уплачиваемых обособленными
подразделениями ОАО «ОЗМК» по месту
их нахождения, формирование налоговой
базы и составление налоговой
отчетности производится непосредственно
соответствующими обособленными подразделениями.
Порядок составления налоговой
отчетности, формы регистров налогового
учета и порядок их ведения, порядок
формирования налоговой базы, расчет
и уплата налогов и сборов регулируется
настоящим Положением об учетной
политике, а также внутренними
документами ОАО «ОЗМК» о порядке
исчисления и уплаты отдельных налогов
и сборов. Регистры налогового учета
могут вестись в виде специальных
форм на бумажных носителях, в электронном
виде и (или) любых машинных носителях.
Изменения в налоговую
часть учетной политики ОАО «ОЗМК»
вносятся при изменении порядка
учета отдельных хозяйственных
операций и (или) объектов в целях
налогообложения в случае изменения
законодательства или применяемых
методов учета, а также, если ОАО
«ОЗМК» начало осуществлять новые виды
деятельности.
Инвентаризация обязательств,
связанных с расчетами по налогам
и сборам, и сверка задолженности
с налоговыми органами производится
Исполнительным аппаратом ОАО «ОЗМК»
и обособленными подразделениями
в части платежей по месту исполнения
обязанностей налогоплательщика.
Филиалы и отделения Общества
производят начисление, уплату и составление
отчетности по следующим налогам
и сборам:
- налог на доходы физических
лиц;
- единый социальный налог;
- взнос на обязательное страхование
от несчастных случаев;
- единый налог на вмененный
доход;
- налог с продаж;
- налог на землю;
- налог на имущество;
- транспортный налог;
- плата за пользование водными
объектами.
Исполнительный аппарат
Общества исчисляет и уплачивает:
¾ централизованно – налог
на прибыль и налог на добавленную стоимость;
¾ по отделениям, расположенным
в г. Орске – налог на имущество, налог
на землю.
Ответственность за ведение
налогового учета и составление
налоговой отчетности:
Ответственность за правильность
исчисления налогов и сборов в
части, исчисляемой Исполнительным
аппаратом ОАО «ОЗМК» несет главный
бухгалтер Общества.
Ответственность за уплату
вышеуказанных налогов несет
начальник Казначейства ОАО «ОЗМК».
Ответственность за правильность исчисления
налогов и сборов, исчисляемых и уплачиваемых
обособленными подразделениями ОАО «ОЗМК»,
несут руководители соответствующих обособленных
подразделений.
Ответственность за правильность
исчисления подоходного налога, единого
социального налога, взноса на обязательное
страхование от несчастных случаев
в части, исчисляемой и уплачиваемой
Исполнительным аппаратом ОАО «ОЗМК»,
несет Главный бухгалтер ОАО
«ОЗМК».
Для обеспечения правильного
и полного формирования налогооблагаемых
баз по всем налогам и сборам подразделения
Исполнительного аппарата ОАО «ОЗМК»,
филиалы, представительства и иные
обособленные подразделения представляют
необходимую информацию в сроки,
установленные графиком документооборота,
в формах и объемах, утвержденных
отдельными внутренними распорядительными
документами
Заключение
Итак, в данной курсовой работе
была раскрыта такая сложная и
многогранная тема как «Нормативное
регулирование управленческого
учета»
Одна из основных причин
такого положения в отсутствии на
многих российских предприятиях нового,
соответствующего современным требованиям
подхода к организации учета.
Судя по зарубежному опыту в первую
очередь речь должна идти о создании
и функционировании системы управленческого
учета.
Предприятие фактически бессильно
перед неопределенностью внешней
среды. Все, что оно может сделать, — это
попытаться предвидеть будущее, создав
надежную систему мониторинга — слежения
за ключевыми факторами, к которым первичный
спрос особенно чувствителен. Нестабильность
на рынке систематически заставляет предприятия
разрабатывать альтернативные сценарии
своих действий и не ограничиваться лишь
наиболее вероятным вариантом. Эти сценарии
тем точнее соответствуют рыночной ситуации,
чем достовернее положенная в их основу
информация. Многие предприятия уже на
своем опыте осознали справедливость
известной фразы: «Кто владеет информацией
— владеет миром».
Основным критерием действенности
системы управления является эффективное
использование финансовых, материальных
и людских ресурсов. Управленческий
учет обеспечивает для этого необходимый
механизм, позволяя комплексно рассмотреть
вопросы планирования, оперативного
контроля и учета отдельных видов
деятельности.
Под системой управленческого
учета на предприятии, на наш взгляд,
нужно понимать наблюдение, оценку,
регистрацию, измерение, обработку, систематизацию
и передачу информации преимущественно
о затратах и результатах хозяйственной
деятельности в интегрированной
системе учета, нормирования, планирования,
контроля и анализа с целью
формирования достаточной информационной
базы внутренним пользователям с
целью принятия оперативных (тактических)
и прогнозных (стратегических) управленческих
решений.
Список использованной литературы.
1.
Адамов Н., Адамова Г. Внутренняя управленческая
отчетность: принципы, виды и методы составления
// Финансовая газета. Регион. вып. — 2007.
— № 30.
2. Бакаев А.С., Безруких П.С., Врублевский
Н.Д. Бухгалтерский учет: Учебник /
/ Под ред. П.С. Безруких. - 4-е изд., перераб.
и доп. - М.: Бухгалтерский учет, 2005.-28 С.
3.
Вахрушина М.А. Документальное обеспечение
управленческого учета // «Налоги. Инвестиции.
Капитал». – 2006. – №4-6. – С. 7-14.
4.
Вахрушина М.А. Учетная политика для целей
управленческого учета // Бухгалтерский
учет. — 2007. — № 23. — С.67.
5.
Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского
учета: Учебник. - М.: ИНФРА-М: 2003. - 304 с. -
(Серия «Высшее образование»).
6.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет:
Учебное пособие.4 - е изд., перераб.и доп.-М.:
ИНФРА-М, 2001., 3-10 С.
7. Кондраков Н.П. Учетная политика
организаций на 2009 год: в целях бухгалтерского
финансового, управленческого и налогового
учета. – М.: ЭКСМО, 2009. – 224 с.
8.
Комментарии к новому Плану счетов бухгалтерского
учета / А.С. Бакаев, Л.Г. Макарова, Е.А. Мизиковский
. / Под ред. А.С. Бакаева. - М.: ИПБ - БИНФА,
2006.15-38 С.
9.
Кузьмина М.С. Формирование управленческой
учетной политики // Бухгалтерский учет.
— 2007. — № 4. — С.73.
10.
Лытнева Н. А., Малявкина Л. И., Федорова
Т. В. Бухгалтерский учет: Учебник.
- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. - 496 с. - (Профессиональное
образование).
11. Палий В.Ф. Организация управленческого
учета. — М.: Бератор-Пресс, 2003.
12.
Палий В.Ф. Управленческий учет: организация
и функционирование // Бухгалтерский учет
— 2007 — № 23 — С.60.
13.
Юдина Л.Н. Управленческая отчетность
организации // Экономический анализ: теория
и практика — 2007 — № 15 — С.7.
14.
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О
бухгалтерском учете"
|