Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 14:37, курсовая работа
Организация учета затрат на основе выделения переменных и постоянных составляющих называется системой «директ-костинг» (система учета по сумме покрытия; система учета ограниченной с/с; система маржинального дохода).
Оперативная система контроля переменных затрат «директ-кост» является одной из наиболее широко используемых систем внутрипроизводственного управленческого учета. Эта система складывается из элементов учета, контроля, анализа, прогнозирования и принятия управленческих решений.
Введение………………………………………………………………………. 3
I. Теоретическая часть……………………………………………………….. 5
1. Сущность системы Директ – костинг и особенности применения……… 5
2. Организация управленческого учета по системе Директ – костинг……. 8
2.1. Организация учета затрат и результатов по системе Директ – костинг..8
2.2. Отражение затрат и результатов деятельности в системах простого и развитого директ – костинг……………………………………………………. 12
3. Практическое применение системы Директ-костинг для обоснования управленческих решений……………………………………………………… 15
3.1 Директ-костинг и ценовая политика предприятия……………………. 15
3.2.CVP – анализ как основа для принятия управленческих решений…. 18
4. Преимушество и недостатки системы Директ – костинг……………… 27
Заключение………………………………………………………………….. 30
II. Практическая часть……………………………………………………… 32
Задача № 1…………………………………………………………………… 32
Задача № 2…………………………………………………………………… 33
Задача № 3…………………………………………………………………… 34
Задача № 4…………………………………………………………………… 36
Задача № 5…………………………………………………………………… 37
Задача № 6…………………………………………………………………… 38
Задача № 7…………………………………………………………………… 39
Задача № 8…………………………………………………………………… 40
Задача № 9…………………………………………………………………… 42
Список используемой литературы…………………………………………. 44
Особенность учета затрат по местам возникновения по системе “Директ-костинг” состоит в том, что постоянные затраты не распределяются между носителями затрат.
Учет по местам вознокновения
затрат дает представление о
горизонтальной структуре
Учет затрат по системе “Директ-костинг” может быть организован либо только как учет фактических затрат, либо как учет плановых (нормативных) затрат, то есть в данном случае можно говорить об интеграции систем “стандарт-кост” и “директ-костинг” как двух основных характеристик любой из систем управленческого (производственного) учета: по полноте фиксируемых затрат и по оперативности отражения затрат. Учет затрат по местам их возникновения может быть организован в системе счетов бухгалтерского учета. С этой целью для каждого места возникновения затрат открывается свой синтетический счет. При “директ - костинге” по каждому месту возникновения затрат могут открываться два собирательно-распределительных счета для учета накладных расходов, которые по окончании отчетного периода оба счета закрываются. Необходимо подчеркнуть, что на большинстве западных предприятий ни система учета полных затрат, ни система “Директ-костинг” практически не применяются в чистом виде.
Для ориентации предприятия в сложных рыночных условиях нужна разнообразная информация, в том числе и о себестоимости, которая может говорить о процессе интеграции различных аспектов, элементов управленческого (производственного) учета. Примером может служить использование элементов “директ-костинга”, связанных с организацией раздельного учета переменных и постоянных расходов, при учете полной себестоимости. Учет по местам возникновения затрат может вестись раздельно по переменным и постоянным расходам, что расширяет аналитические и контрольные возможности учета себестоимости, и в то же время на носители затрат могут быть отнесены все затраты периода. Гибкие сметы (бюджеты), по сути дела, являясь одной из характеристик “директ-костинга”, также успешно применяются при учете полных затрат. В условиях применения “директ-костинга” внутрипроизводственная продукция, работы и услуги относятся на потребляющие их места затрат только в части переменных затрат, а постоянные затраты фиксируются в местах их возникновения, где эта информация и остается, а затем оттуда переносится в подсистему учета результатов за период.
Что
касается проблемы распределения затрат
высших иерархических уровней (мест
возникновения затрат) на низшие с целью
более обоснованного их включения в себестоимость
единицы продукции, то эта проблема –
классическая составная часть системы
учета и калькулирования полной себестоимости.
Однако в центральных функциональных
служебные предприятия могу иметь место
затраты, поведение которых меняется с
изменением объемов производства подразделений
нижестоящего уровня. Тогда эти затраты
при помощи соответствующих ключей распределения
(пропорционально соответствующей базе)
распределяются дальше как переменные.
Но, как правило, несмотря на то, что первичные
затраты центральных служб могут носить
переменный характер, они принимаются
в качестве постоянных вторичных затрат
по отношению к расположенным иерархически
ниже местам возникновения затрат.
2.2. Отражение затрат и результатов деятельности в системах простого и развитого директ – костинг
Простой "Директ-костинг" основан на использовании в учете данных только о переменных затратах. В этой системе только переменные затраты распределяются по готовым изделиям, постоянные же целиком относятся на результаты того отчетного периода, в котором они возникли. Из общей суммы выручки от реализации продукции предприятия вычитаются переменные затраты на производство и реализацию данной продукции. Получается некоторый промежуточный результат, называемый маржинальной прибылью (прибыль-брутто, маржинальный доход, сумма покрытия). Именно при использовании маржинальной прибыли появляется возможность значительно расширить традиционный инструментарий, обеспечивающий принятие управленческих решений. В системе простого «Директ-костинга» существует два подхода к формированию маржинальной прибыли хозяйствующего субъекта: одноступенчатый (французский) и двухступенчатый (американский).
Французская модель:
Выручка - Переменные затраты = Маржинальная прибыль — Постоянные затраты = Прибыль-нетто.
Американская модель:
Выручка — Переменные затраты на производство = Производственная маржинальная прибыль-Переменные затраты на реализацию продукции = Торговая маржинальная прибыль - Постоянные затраты = Прибыль-нетто.
Основными преимуществами простого «Директ-костинга» являются:
Простота
и объективность
Возможность проведения анализа «затраты - объем производства - прибыль».
Возможность использования модели при разработке основных направлений деятельности хозяйствующего субъекта, таких как ассортиментная политика, ценовая политика, инвестиционная политика.
В качестве недостатков системы, можно отметить следующие:
Некоторая условность разделения общих затрат на постоянную и переменную компоненты может привести к существенному искажению информации для принятия управленческих решений.
Большинство постоянных затрат в долгосрочном периоде становятся переменными, а это требует подробного анализа факторов, вызывающих изменение таких расходов во времени. Система "Директ-костинг" не может обеспечить руководство такой информацией.
В числе постоянных затрат есть такие, которые могут быть прямо отнесены на отдельные виды продукции. Такой вид затрат называется прямыми постоянными затратами. В простом «Директ-костинге» они не включаются в себестоимость, вследствие чего информация о реальной себестоимости продукции искажается.
В модели развитого «Директ-костинга» сохраняются все преимущества простого «Директ-костинга», поскольку основой такой системы также является определение маржинальной прибыли изделий. Основное отличие данной системы от предыдущей заключается в том, что здесь учитывается специфический характер прямых постоянных затрат. В развитом «Директ-костинге» в себестоимость включаются не только переменные, но и часть постоянных затрат. Иногда эту систему также называют многоступенчатым расчетом сумм покрытия. Наиболее часто многоступенчатый расчет сумм покрытия применяется на немецких предприятиях, где эту методику используют до 80% компаний. Преимущество развитой системы по сравнению с системой простого «Директ-костинга» заключается в том, что пирамидальная (ступенчатая) система калькулирования на базе данных о переменных затратах и прямых постоянных затратах, а также определение системы промежуточных сумм покрытия позволяют более точно контролировать и регулировать затраты как по отдельным видам изделий, так и по различным центрам ответственности.
К
недостаткам системы прежде всего хотелось
бы отнести более сложную классификацию
затрат, которая не всегда себя оправдывает
на мелких и средних по размеру предприятиях.
В этом случае затраты на ведение учета
в системе развитого "Директ-костинга"
могут превысить экономию затрат от ее
внедрения.
3. Практическое применение системы Директ-костинг для обоснования управленческих решений
В условиях рыночной экономики установление цены на производимую продукцию и оказываемые услуги имеет особое значение.
Определение цены заключается в возможности изучения положения на рынке в целом и в предсказании реакции потребителя на предлагаемый товар и его цену. Устанавливая цену, в первую очередь необходимо задумываться о том, будет ли спрос на продукцию по предполагаемой цене. Если цена станет слишком высока и товар не будет пользоваться спросом у покупателей, то продавец будет вынужден постепенно снижать ее до уровня, удовлетворяющего покупателей, с одновременным снижением издержек по производству данного продукта (работы, услуги).
Существует несколько подходов к формированию цены в условиях рыночной экономики. Один подход - назначить такую цену, которая привлечет покупателей; другой - использовать цены конкурентов, чтобы установить для себя определенную границу цен; третий - использовать информацию о себестоимости продукции, с тем чтобы определить порог рентабельности, величину переменных затрат и маржинального дохода.
В управленческом учете используют два термина: "долгосрочный нижний предел цены" и "краткосрочный нижний предел цены".
Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую минимальную цену можно установить, чтобы покрыть полные затраты организации на производство и реализацию продукции. Этот предел соответствует полной себестоимости продукции.
Краткосрочный нижний предел цены - это та цена, которая способна покрыть лишь переменную часть издержек. Иными словами, это себестоимость, рассчитанная по переменным издержкам. Руководители российских организаций, как правило, недооценивают значение данного показателя.
Очень
часто бывают ситуации, когда при
недостаточной загруженности
Пример 1. Организация производит продукцию "А" и продает ее оптом по цене 35 руб. за штуку. При этом постоянные затраты составляют 7,9 руб., а переменные - 21 руб. Полная себестоимость одного изделия равна 28,9 руб. Таким образом, удельная прибыль составляет 6,1 руб. (35-7,9-21) за штуку.
Производственная мощность организации - 1 500 единиц изделия "А" в месяц. Фактический объем производства составляет 1 000 штук за месяц, т.е. производственные мощности загружены не полностью и имеются резервы по дальнейшему наращиванию объемов производства. Организация не может увеличивать объем производства из-за трудностей со сбытом.
Организация получает предложение подписать контракт на производство дополнительной партии изделия "А" в количестве 100 штук по цене 27 руб. Руководство организации должно решить, принять или отклонить полученное предложение.
На первый взгляд, организация должна отказаться, ведь цена контракта (27 руб.) ниже полной себестоимости изделия (28,9 руб.). Но нельзя сразу занимать такую позицию без экономического обоснования.
В связи тем, что речь идет о дополнительном заказе, все постоянные косвенные расходы уже заложены в себестоимость и участвуют в калькуляции фактического объема производства (1 000 штук) изделия "А". Учитывая, что в рамках определенной масштабной базы постоянные расходы не меняются при изменениях объемов производства, подписание контракта не приведет к их росту.
Таким образом, принимая решение в отношении дополнительного заказа, предлагаемую цену нужно сравнивать с суммой переменных издержек, а не с полной себестоимостью продукции. В нашем случае переменные издержки, необходимые для производства единицы изделия "А", составляют 21 руб. С учетом цены контракта (27 руб.) поступившее предложение выгодно организации, и каждое изделие продукции "А", реализованное в рамках дополнительного контракта, принесет организации дополнительную прибыль в размере 6 руб. (27 -21).
Иногда привлечение дополнительных заказов может быть оправданно, даже если их оплата не покрывает полностью издержек по их выполнению.