Организация учёта расчётов по социальному страхованию и обеспечению, направления совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Успешное развитие современной экономики невозможно без обращения к нуждам и потребностям человека. При переходе государства к рынку меняются социально – экономические отношения, изменяются и условия жизни людей. Адаптация к ним значительной части населения проходит с большими социальными издержками.

Содержание

Введение ……………………………………………………………...... 6
1. Расчёты по социальному страхованию и обеспечению как объект финансово-хозяйственного учёта ……………………………………………
7
1.1 Сущность, цели и задачи учёта расчётов по социальному страхованию и обеспечению ……………………………………………………
7
1.2 Нормативно-правовая база по социальному страхованию и обеспечению …………………………………………………………………
14
1.3 Финансово-экономическая характеристика РПУП «Мозырский деревообрабатывающий комбинат» филиал «Ельский леспромхоз» …….
18
2. Исследование учёта расчётов по социальному страхованию и обеспечению …………………………………………………………………
22
2.1 Методика учёта расчётов по социальному страхованию и обеспечению ………………………………………………………………………
22
2.2 Документальное оформление расчётов по социальному страхованию и обеспечению ……………………………………………………….
27
2.3 Направления совершенствования учёта расчётов по социальному страхованию и обеспечению ……………………………………………
29
Заключение …………………………………………………………… 31
Список использованных источников ………………………………. 33
Приложения ………………………………………………………….. 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая переделанная.docx

— 112.92 Кб (Скачать файл)

           2. обеспечивает необходимое количество и структуру воспроизводства трудовых ресурсов;

            3. сокращает разрыв в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества;

           4. добивается повышения жизненного уровня различных социальных групп населения, не вовлеченных в трудовой процесс.

 Система социального  страхования может быть 2 видов: государственной и негосударственной [5, с. 43].

Государственное социальное страхование гражданам Республики Беларусь гарантируется в соответствии со статьей 47 Конституции Республики Беларусь [3]. Статья 9 Закона Республики Беларусь “Об основах государственного социального страхования”, которая конкретизирует перечень страховых случаев, при наступлении которых граждане имеют право на государственное социальное страхование.

 В их числе:

          1. болезнь и временная нетрудоспособность,

           2. рождение ребенка и уход за ним до достижения определенного возраста,

          3. инвалидность,

          4. достижение пенсионного возраста,

5. потеря кормильца,

          6. потеря работы,

          7. производственные травмы и профессиональные заболевания,

          8. смерть застрахованного или члена его семьи.

 Основными принципамигосударственного социального страхования являются:

           1. участие работающих граждан и нанимателей в создании государственных страховых фондов;

          2. гарантированность пенсий, пособий и других выплат в соответствии с законодательством;

         3. равенство граждан Республики Беларусь независимо от социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, рода занятий, места жительства в праве на государственное социальное страхование;

         4. дифференциация условий и размеров пенсий, пособий и других выплат;

         5. участие представителей физических и юридических лиц, уплачивающих страховые взносы, в управлении государственным социальным страхованием.

Обязательному государственному страхованию подлежат лица, работающие на основе:

         1. трудовых договоров;

          2. членства в юридических лицах любых организационно-правовых форм;

          3. гражданско-правовых договоров, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности [9].

 Государственное социальное  страхование может также распространяться  и на другие категории граждан  при условии оплаты страховых  взносов.

Особенности учета отчислений в фонды социального страхования и обеспечения заключаются в том, что за основу берутся все виды денежных и натуральных выплат работникам, исходя их которых по законодательству начисляют в дальнейшем государственные пенсии. Регулярно постановлением Правительства устанавливают перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд. В настоящее время этот перечень охватывает следующие выплаты:

1. выходные пособия, денежная компенсация за неиспользованный отпуск и средний заработок на период трудоустройства увольняемого работника;

2. государственные пособия на детей, пособия по временной нетрудоспособности и другие социальные пособия, в том числе компенсации матерям по уходу за ребенком;

3. суммы вреда, причиненного работнику в связи с увечьем или профессиональным заболеванием, связанным с исполнением трудовых обязанностей;

4. льготы, компенсации и материальная помощь работникам в связи с чрезвычайными ситуациями и стихийными бедствиями;

5. единовременные выплаты работникам в связи с уходом на пенсию;

6. суммы компенсаций командировочных расходов в пределах норм, установленных законодательством;

7. стоимость специальной и фирменной одежды, специальной обуви, а также средств защиты и специального поддерживающего питания согласно законодательству;

8. стоимость льгот по проезду на работу и обратно, а также проезда в отпуск и обратно в соответствии с законодательством;

9. стоимость бесплатного жилья, суммы оплаты коммунальных услуг, предоставленных работнику по законодательству;

10. стипендии, выплачиваемые за период обучения;

11. доходы по акциям предприятий;

12. суммы платежей по обязательному страхованию работников в связи с     законодательством;

13. стоимость оплачиваемых работодателями путевок на санитарно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей;

14. прочие выплаты[12].

Выплата пособий по социальному страхованию, пенсий и других выплат осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных и добровольных взносов работодателей и работников, а также дотаций из государственного бюджета.

Система государственных внебюджетных фондов состоит из:

1. Фонда социальной защиты населения (ФСЗН): страхование на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) 

2. Фонда обязательного  страхования «Белгосстрах» [6, с. 16-29].

Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь (ФСЗН) создан 1 июля 1993 г. на основе Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, является органом государственного управления финансами социального страхования и структурным элементом Министерства социальной защиты населения.

 ФСЗН Республики Беларусь  является самостоятельной финансово-кредитной  организацией и непосредственно  подчиняется Совету Министров  РБ, осуществляет свою деятельность  в соответствии с законодательством  РБ.

 ФСЗН и его денежные  средства находятся в республиканской  собственности. Денежные средства фонда не входят в состав бюджета, других фондов и изъятию не подлежат.

Деятельность Фонда социальной защиты населения регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» (с изменениями и дополнениями)[15].

Основными задачами ФСЗН являются:

            1. целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ФСЗН РБ;

            2. капитализация средств ФСЗН, а также привлечение в него добровольных пожертвований (в том числе валютных средств) физических и юридических лиц;

           3. контроль за своевременным и полным поступлением обязательных страховых взносов, а также за правильным использованием средств, направляемых на финансирование пенсий, пособий и других выплат по государственному социальному страхованию;

4. организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах;

             5. межгосударственное и международное сотрудничество РБ по вопросам, относящимся к компетенции ФСЗН РБ, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам государственного социального страхования.

Средства Фонда образуются за счет: обязательных страховых взносов; ассигнований из республиканского бюджета; добровольных пожертвований (в том числе валютных средств) физических и юридических лиц; доходов от капитализации средств Фонда; средств нанимателей, предназначенных на выплату пенсий; средств от взыскания недоимок, пени, иных финансовых санкций и административных штрафов; других поступлений.

Основным источников формирования доходной части Фонда являются обязательные страховые взносы, плательщиками которых являются:

1. работодатели - юридические лица (включая иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь), их представительства, филиалы и физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, а также юридические лица, предоставляющие работу на основе членства (участия) в юридических лицах;

             2. работающие граждане - граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, а также на основе членства (участия) в юридических лицах;

            3. физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы, - индивидуальные предприниматели, физические лица, осуществляющие предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предприниматели, и творческие работники.

Объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд являются:

1. для работодателей и работающих граждан - все виды выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (утвержден постановлением СоветаМинистров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115);

          2. для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, а также членов крестьянских (фермерских) хозяйств - определяемый ими доход[8].

Перечень видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в ФСЗН:

          1. выходное пособие при прекращении трудового договора,

           2. единовременные выплаты и стоимость подарков работникам в связи с юбилейными датами их рождения (40, 50, 60 лет и т.д.),

          3. материальная помощь в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечьем, тяжелой болезнью, смертью их близких родственников, вступлением в брак, рождением ребенка и др.[12].

В настоящее время действуют следующие тарифы:

          1. для общественных объединений инвалидов и пенсионеров, а также предприятий, объединений, учреждений, полностью принадлежащим таким общественным объединениям на праве собственности, у которых работает не менее 50% инвалидов и пенсионеров от среднесписочной численности работников – 4,7%;

           2. для жилищных, жилищно-строительных, гаражно-строительных кооперативов и садоводческих товариществ, не имеющих доходов от своей деятельности – 5%;

           3. для коллегий адвокатов – 5%;

           4. для предприятий с иностранными инвестициями (за иностранных граждан) – 5%;

           5. для нанимателей, у которых работает не менее 50% инвалидов от среднесписочной численности работников – 20,4%;

            6. для колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств и других субъектов хозяйствования, занимающихся преимущественно производством сельскохозяйственной продукции, - 30%;

           7. для других нанимателей – 35%;

            8. для предпринимателей, членов крестьянских (фермерских) хозяйств, а также творческих работников – 15% от дохода;

           9. для работающих граждан – в размере 1% [8].

Средства Фонда в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 мая 2006 г. № 643 "Об утверждении Положения о порядке формирования и использования средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2006 год" используются на:

            1. выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет;

            2. выплату пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в медицинском учреждении до 12-не-дельного срока беременности, по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, на погребение);

            3. оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, свободного от работы дня;

           4. оказание материальной помощи нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам;

          5. финансирование иных выплат в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании [15].

В Республике Беларусь существует раздельное начисление обязательных страховых взносов на пенсионное и социальное страхование.

Размеры обязательных страховых взносов на пенсионное страхование:

         1. для работодателей - 28%;

          2. для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой более 50% общего объема произведенной продукции, - 24%;

          3. для потребительских кооперативов, товариществ собственников, садоводческих товариществ — 5%;

Информация о работе Организация учёта расчётов по социальному страхованию и обеспечению, направления совершенствования