Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 14:30, курсовая работа
Успешное развитие современной экономики невозможно без обращения к нуждам и потребностям человека. При переходе государства к рынку меняются социально – экономические отношения, изменяются и условия жизни людей. Адаптация к ним значительной части населения проходит с большими социальными издержками.
Введение ……………………………………………………………...... 6
1. Расчёты по социальному страхованию и обеспечению как объект финансово-хозяйственного учёта ……………………………………………
7
1.1 Сущность, цели и задачи учёта расчётов по социальному страхованию и обеспечению ……………………………………………………
7
1.2 Нормативно-правовая база по социальному страхованию и обеспечению …………………………………………………………………
14
1.3 Финансово-экономическая характеристика РПУП «Мозырский деревообрабатывающий комбинат» филиал «Ельский леспромхоз» …….
18
2. Исследование учёта расчётов по социальному страхованию и обеспечению …………………………………………………………………
22
2.1 Методика учёта расчётов по социальному страхованию и обеспечению ………………………………………………………………………
22
2.2 Документальное оформление расчётов по социальному страхованию и обеспечению ……………………………………………………….
27
2.3 Направления совершенствования учёта расчётов по социальному страхованию и обеспечению ……………………………………………
29
Заключение …………………………………………………………… 31
Список использованных источников ………………………………. 33
Приложения ………………………………………………………….. 36
2. обеспечивает необходимое количество и структуру воспроизводства трудовых ресурсов;
3. сокращает разрыв в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества;
4. добивается повышения жизненного уровня различных социальных групп населения, не вовлеченных в трудовой процесс.
Система социального страхования может быть 2 видов: государственной и негосударственной [5, с. 43].
Государственное социальное страхование гражданам Республики Беларусь гарантируется в соответствии со статьей 47 Конституции Республики Беларусь [3]. Статья 9 Закона Республики Беларусь “Об основах государственного социального страхования”, которая конкретизирует перечень страховых случаев, при наступлении которых граждане имеют право на государственное социальное страхование.
В их числе:
1. болезнь и временная нетрудоспособность,
2. рождение ребенка и уход за ним до достижения определенного возраста,
3. инвалидность,
4. достижение пенсионного возраста,
5. потеря кормильца,
6. потеря работы,
7. производственные травмы и профессиональные заболевания,
8. смерть застрахованного или члена его семьи.
Основными
1. участие работающих граждан и нанимателей в создании государственных страховых фондов;
2. гарантированность пенсий, пособий и других выплат в соответствии с законодательством;
3. равенство граждан Республики Беларусь независимо от социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, рода занятий, места жительства в праве на государственное социальное страхование;
4. дифференциация условий и размеров пенсий, пособий и других выплат;
5. участие представителей физических и юридических лиц, уплачивающих страховые взносы, в управлении государственным социальным страхованием.
Обязательному государственному страхованию подлежат лица, работающие на основе:
1. трудовых договоров;
2. членства в юридических лицах любых организационно-правовых форм;
3. гражданско-правовых договоров, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности [9].
Государственное социальное
страхование может также
Особенности учета отчислений в фонды социального страхования и обеспечения заключаются в том, что за основу берутся все виды денежных и натуральных выплат работникам, исходя их которых по законодательству начисляют в дальнейшем государственные пенсии. Регулярно постановлением Правительства устанавливают перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд. В настоящее время этот перечень охватывает следующие выплаты:
1. выходные пособия, денежная компенсация за неиспользованный отпуск и средний заработок на период трудоустройства увольняемого работника;
2. государственные пособия на детей, пособия по временной нетрудоспособности и другие социальные пособия, в том числе компенсации матерям по уходу за ребенком;
3. суммы вреда, причиненного работнику в связи с увечьем или профессиональным заболеванием, связанным с исполнением трудовых обязанностей;
4. льготы, компенсации и материальная помощь работникам в связи с чрезвычайными ситуациями и стихийными бедствиями;
5. единовременные выплаты работникам в связи с уходом на пенсию;
6. суммы компенсаций командировочных расходов в пределах норм, установленных законодательством;
7. стоимость специальной и фирменной одежды, специальной обуви, а также средств защиты и специального поддерживающего питания согласно законодательству;
8. стоимость льгот по проезду на работу и обратно, а также проезда в отпуск и обратно в соответствии с законодательством;
9. стоимость бесплатного жилья, суммы оплаты коммунальных услуг, предоставленных работнику по законодательству;
10. стипендии, выплачиваемые за период обучения;
11. доходы по акциям предприятий;
12. суммы платежей по обязательному страхованию работников в связи с законодательством;
13. стоимость оплачиваемых работодателями путевок на санитарно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей;
14. прочие выплаты[12].
Выплата пособий по социальному страхованию, пенсий и других выплат осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных и добровольных взносов работодателей и работников, а также дотаций из государственного бюджета.
Система государственных внебюджетных фондов состоит из:
1. Фонда социальной защиты населения (ФСЗН): страхование на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование)
2. Фонда обязательного страхования «Белгосстрах» [6, с. 16-29].
Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь (ФСЗН) создан 1 июля 1993 г. на основе Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, является органом государственного управления финансами социального страхования и структурным элементом Министерства социальной защиты населения.
ФСЗН Республики Беларусь
является самостоятельной
ФСЗН и его денежные
средства находятся в
Деятельность Фонда социальной защиты населения регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» (с изменениями и дополнениями)[15].
Основными задачами ФСЗН являются:
1. целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ФСЗН РБ;
2. капитализация средств ФСЗН, а также привлечение в него добровольных пожертвований (в том числе валютных средств) физических и юридических лиц;
3. контроль за своевременным и полным поступлением обязательных страховых взносов, а также за правильным использованием средств, направляемых на финансирование пенсий, пособий и других выплат по государственному социальному страхованию;
4. организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах;
5. межгосударственное и международное сотрудничество РБ по вопросам, относящимся к компетенции ФСЗН РБ, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам государственного социального страхования.
Средства Фонда образуются за счет: обязательных страховых взносов; ассигнований из республиканского бюджета; добровольных пожертвований (в том числе валютных средств) физических и юридических лиц; доходов от капитализации средств Фонда; средств нанимателей, предназначенных на выплату пенсий; средств от взыскания недоимок, пени, иных финансовых санкций и административных штрафов; других поступлений.
Основным источников формирования доходной части Фонда являются обязательные страховые взносы, плательщиками которых являются:
1. работодатели - юридические лица (включая иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь), их представительства, филиалы и физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, а также юридические лица, предоставляющие работу на основе членства (участия) в юридических лицах;
2. работающие граждане - граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, а также на основе членства (участия) в юридических лицах;
3. физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы, - индивидуальные предприниматели, физические лица, осуществляющие предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предприниматели, и творческие работники.
Объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд являются:
1. для работодателей и работающих граждан - все виды выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (утвержден постановлением СоветаМинистров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115);
2. для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, а также членов крестьянских (фермерских) хозяйств - определяемый ими доход[8].
Перечень видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в ФСЗН:
1. выходное пособие при прекращении трудового договора,
2. единовременные выплаты и стоимость подарков работникам в связи с юбилейными датами их рождения (40, 50, 60 лет и т.д.),
3. материальная помощь в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечьем, тяжелой болезнью, смертью их близких родственников, вступлением в брак, рождением ребенка и др.[12].
В настоящее время действуют следующие тарифы:
1. для общественных объединений инвалидов и пенсионеров, а также предприятий, объединений, учреждений, полностью принадлежащим таким общественным объединениям на праве собственности, у которых работает не менее 50% инвалидов и пенсионеров от среднесписочной численности работников – 4,7%;
2. для жилищных, жилищно-строительных, гаражно-строительных кооперативов и садоводческих товариществ, не имеющих доходов от своей деятельности – 5%;
3. для коллегий адвокатов – 5%;
4. для предприятий с иностранными инвестициями (за иностранных граждан) – 5%;
5. для нанимателей, у которых работает не менее 50% инвалидов от среднесписочной численности работников – 20,4%;
6. для колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств и других субъектов хозяйствования, занимающихся преимущественно производством сельскохозяйственной продукции, - 30%;
7. для других нанимателей – 35%;
8. для предпринимателей, членов крестьянских (фермерских) хозяйств, а также творческих работников – 15% от дохода;
9. для работающих граждан – в размере 1% [8].
Средства Фонда в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 мая 2006 г. № 643 "Об утверждении Положения о порядке формирования и использования средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2006 год" используются на:
1. выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет;
2. выплату пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в медицинском учреждении до 12-не-дельного срока беременности, по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, на погребение);
3. оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, свободного от работы дня;
4. оказание материальной помощи нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам;
5. финансирование иных выплат в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании [15].
В Республике Беларусь существует раздельное начисление обязательных страховых взносов на пенсионное и социальное страхование.
Размеры обязательных страховых взносов на пенсионное страхование:
1. для работодателей - 28%;
2. для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой более 50% общего объема произведенной продукции, - 24%;
3. для потребительских кооперативов, товариществ собственников, садоводческих товариществ — 5%;