Основные различия между бухгалтерским и налоговым учетом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение особенностей взаимодействия бухгалтерского и налогового учета.
Цель исследования может быть достигнута при решении следующих задач:
1. Раскрыть понятия бухгалтерского и налогового учета.
2. Определение экономического и правового содержания бухгалтерского и налогового учета.
3. выявить взаимосвязи и отношения между бухгалтерским и налоговым учетом, сходства и принципиальные различия их методов и принципов;
4. Дать анализ действующей системе взаимоотношения бухгалтерского и налогового учета.
Объект исследования является бухгалтерский и налоговый учет, предмет исследования – особенности взаимодействия двух учетов между собой.

Содержание

Введение …………………………………………………………….
Глава 1 Бухгалтерский и налоговый учет……………………
1.1. Бухгалтерский учет и его функции…………………
1.2.Предмет и объекты бухгалтерского учета………..
1.З.Методологическая основа бухгалтерского учета…..
1.4.Задачи, принципы и формы бухгалтерского учета ...
1.5.Принципы организации налогового учета…………..
1.6.Модели организации налогового учета………………...
1.7.Способы ведения налогового учета……………………
Глава 2 Бухгалтерский и налоговый учет: проблемы взаимодействия……………………………………………..
2.1.Бухгалтерский и налоговый учет: сходства и различия……………………………………………………..
2.2.Модель взаимодействия налогового и бухгалтерского учета……………………………. …………………………...
Заключение …………………………………………………………….
Список нормативно-правовых актов и использованной литературы…

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_Бухгалтерский и налоговый учет взаимодействие.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

1.3 Методологическая  основа бухгалтерского учета

Методологическая  основа организации бухгалтерского учета -  система определенных приемов и способов, которые выполняются при помощи инвентаризации, документации, бухгалтерского баланса, системы аналитических и синтетических счетов, оценки обязательств и имущества, иных статей баланса, отчетности  и калькуляции предприятия.

Документация - это первоначальное регистрирование хозяйственных операций при помощи документов во время их осуществления. Документация является одной из центральных отличительных особенностей бухучета, так как допускает осуществление непрерывного наблюдения за хозяйственными действиями.

Оформление  первичных документов, обладающих конкретными  свойствами и отвечающих предъявляемым к ним требованиям, является обязательным условием отражения хозяйственной деятельности в структуре бухгалтерского учета.  При этом документация должна быть понятной, достоверной и объективной.

Инвентаризация  – это  способ контроля над соответствием  реального наличия имущества данным бухгалтерского учета. Инвентаризацию проводят с целью обеспечения правдивости информационных показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества организации.

Бухгалтерский баланс - способ экономического группирования  и обобщения информации об обязательствах и имуществе организации по размещению, составу и источникам их возникновения в денежной оценке на конкретную календарную  дату (обычно на первое число месяца).

Средства предприятия  отражены в бухгалтерском балансе  в денежном эквиваленте в двух группировках: одна показывает, какие средства имеет предприятие, а  другая - из каких источников эти средства появились.

Две части бухгалтерского баланса равны между собой, так  как в них отражено одинаковое имущество, с одной стороны,  - по размещению и составу, с другой - по источникам его появления.

Следовательно, баланс позволяет осуществлять мониторинг состояния хозяйственных средств и их использования в организации.

Система счетов и двойная запись - прием, который  означает, что группировка имущества и источников его возникновения, хозяйственных операций в бухучете выполняется, в том числе, при помощи системы аналитических и синтетических счетов с использование методики двойной записи.

Счет - экономическая  группировка, выполненная в виде таблицы, в которой структурируются и накапливаются информационные данные об имущественном состоянии, источниках его появления, хозяйственных операциях. Счета имеют ключевое значение для группировки и систематизации хозяйственных операций по однотипным экономическим критериям, так как являются элементом метода бухгалтерского учета,

Двойная запись – это способ регистрирования  хозяйственных действий на счетах бухучета. Этот способ выражается в том, что любая хозяйственная операция фиксируется на двух счетах бухгалтерского учета с указанием одинаковых сумм.

Оценка –  это способ выражения в денежном эквиваленте имущества организации и его источников. Точность и правильность оценивания имущества предприятия и его источников имеют основополагающее значение для  всей системы бухучета. В основе имущественной оценки лежат фактические затраты, которые выражаются в денежном измерении.

Оценивание имущества и его источников в целях сопоставимости для отображения в балансе должна проводиться по единым критериям на всех предприятиях. Это возможно при соблюдении установленных правил и  положений оценки.

Калькуляция - способ определения себестоимости и группировки затрат. Исчисление себестоимости продукции (услуг, работ) - способ определения реальных затратных средств организации в денежном измерении на единицу готовой продукции услуг, работ.

Отчетность  организации или предприятия  можно представить в виде системы показателей, которые характеризуют хозяйственно - производственную и финансовую деятельность предприятия за конкретный период (месяц, три месяца).

Показатели  отчетности используют для анализа  финансового состояния предприятия  или организации, обоснования, подготовки и принятия соответствующих директивных решений и для оценивания положения предприятия на рынке.

Способы и приемы бухгалтерского учета, входящие в его  методологию, взаимообусловлены и  взаимосвязаны. В результате их использования  обеспечивается сплошное, непрерывное и документально обоснованное отражение в системном бухгалтерском учете исследуемых объектов. Взаимосвязанное отражение позволяет получать реальные итоговые и хорошо структурированные отчетные показатели.

1.4 Задачи, принципы и формы бухгалтерского учета

Задачами бухгалтерского учета можно выделить следующие:

    1. Формирование полной и достоверной информации о хозяйственных и                 финансовых процессах, результатов деятельности хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений;
    2. Контроль за наличием и движением имущества, использованием материально-сырьевых, топливно-энергетических, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с действующими законами РФ , сметами, нормами и нормативами, утвержденными хозяйствующими субъектами;
    3. Контроль за созданием и использованием источников для формирования имущества предприятия;
    4. Предотвращение потерь и выявление резервов повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности;
    5. Подготовка данных для составления достоверной финансовой отчетности, используемой инвесторами, кредиторами, поставщиками, покупателями, налоговыми, финансовыми, коммерческими и иными заинтересованными рыночными и государственными структурами;
    6. Формирование фактической себестоимости выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказанных услуг;
    7. Определение финансовых результатов деятельности организаций.

Данные бухгалтерского учета должны быть научно обоснованными, достоверными и своевременными.

Бухгалтерский учет ведется  на основе следующих 5-ти принципов2.

    1. Принцип сохранения информации. Если в документах сделана определенная запись, то она обязательно повлияет на дальнейший ход событий и баланса в целом;
    2. Принцип взаимосвязи событий и явлений. Бухгалтерская запись (проводка)  затрагивает две статьи, то есть если какая-то сумма выбыла в одной статьи, то она обязательно отражается и во второй статьи, которая в проводке.
    3. Принцип сопоставления ценностей и операций. Все записи отражаются с использованием общепринятых единиц измерений:  
      1. Натуральные: штуки, метры, килограммы и т.п.
      2. Трудовые: часы, дни, сутки и т.п.
      3. Денежные: рубли, доллары, фунты и т.п.
    4. Принцип остановки. В установленные периоды времени организации необходимо подвести итоги своей финансово-хозяйственной деятельности в виде бухгалтерского баланса и отчетности, которые предоставляются руководителю и контролирующим органам.
    5. Принцип минимальности. Компания в лице главного бухгалтера имеет право применять минимальное количество показателей и измерителей при учете, например, количество счетов, типовых бланков, единиц измерения и т.п. Но при этом следует учесть, чтобы по этим показателям можно было бы провести проверку деятельности предприятия.

Строение учетных  регистров, применяемых в бухгалтерском  учете, их взаимосвязь, последовательность и способы записи в них хозяйственных операций определяются формой бухгалтерского учета.

Форма бухгалтерского учета - это совокупность учетных регистров для отражения хозяйственных операций в определенной последовательности и группировке соответствующими приемами записей. Формы бухгалтерского учета неоднократно развивались от простейших бухгалтерских книг при мемориально-ордерной до современных рационально построенных регистров автоматизированных систем.

В России наибольшее распространение получили мемориально-ордерная, журнально-ордерная, таблично - перфокарточная и автоматизированная формы бухгалтерского учета.

Мемориально-ордерная форма учета применяется в организациях нескольких вариантах в зависимости от особенностей отрасли промышленности и типа предприятия. В ней сочетаются книжные и карточные разработочные и группировочные учетные регистры. Синтетический учет ведется в книгах или многографных ведомостях. Для аналитического учета используются книги, ведомости, карточки.

На каждую хозяйственную  операцию (или группу операций, объединенных в сводном документе) составляется мемориальный ордер. Главное содержание мемориального ордера - это бухгалтерская проводка (корреспонденция счетов), дата ее составления и сумма. Составленные мемориальные ордера записываются в хронологическом порядке в регистрационный журнал, им присваиваются порядковые номера.

После отражения  в регистрационном журнале сведений о хозяйственных операциях данные мемориальных ордеров записываются в Главную книгу или заменяющую ее многографную ведомость.

Итоги по дебету и кредиту счетов Главной книги  записываются в оборотную ведомость, построенную с использованием синтетических счетов.

При мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета бухгалтерский баланс предприятия составляется на основании оборотной ведомости по синтетическим счетам.

В основе журнально-ордерной формы бухгалтерского учета лежат  принципы накапливания и систематизации данных первичных документов в учетных регистрах, позволяющие обеспечить синтетический и аналитический учет средств, источников и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета. Это исключает необходимость составления мемориальных ордеров.

Записи в  накопительные регистры производятся в разрезе показателей, необходимых для управления финансово - хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятия, а также для составления месячной, квартальной и годовой отчетности.

Аналитический и синтетический учет осуществляется, как правило, в единой системе записей, используя для этого два вида бухгалтерских регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости.

Основными регистрами этой формы учета являются журналы-ордера. Вспомогательные ведомости применяются  обычно в тех случаях, когда необходимые аналитические показатели сложно получить непосредственно в журналах-ордерах. Поэтому данные первичных документов предварительно группируются в ведомостях, а их итоги затем переносятся в журналы-ордера.

Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу. По данным Главной книги составляется сальдовый бухгалтерский баланс.

Таблично - перфокарточная форма бухгалтерского учета. Данная форма бухучета разработана применительно к использованию вычислительной техники - перфораторов и табуляторов. Она использовалась на первом этапе перехода процесса обработки информации на автоматизированный (компьютерный) учет.

Дальнейшим  развитием таблично - перфокарточной формы бухучета стала автоматизированная форма, ориентированная на широкое использование ПК и другой вычислительной техники.

Применение  различных видов и модификаций  электронно-вычислительных машин позволило  в значительной степени улучшить таблично-перфокарточную форму бухучета, основывающуюся на использовании счетно-перфорационной техники. Была создана автоматизированная форма бухучета, которая заимствовала некоторые принципы таблично - перфокарточной формы учета.

1.5 Принципы организации  налогового учета

Налоговый учет – это система обобщения информационных данных для определения налогооблагаемой базы на основании первоначальной документации, сгруппированной в соответствии с порядком, предусмотренным действующим Налоговым Кодексом34.

Организация учета  налогов строится на  принципах5:

  1. Имущественной обособленности предприятия.  В этом случае плательщиками налога на прибыль предприятий считаются российские и зарубежные предприятия (ст.246).
  2. Периодичности. Налоговый период по налогам на прибыль -  календарный год (ст.285).
  3. Денежного измерителя. База налогообложения по налогу на прибыль представляет собой денежный эквивалент прибыли (п.1 ст.274).
  4. Последовательности применения. Порядок осуществления учета налогов устанавливается плательщиком налогов в учетной политике для задач налогообложения (ст.313).
  5. Непрерывности. Учетные объекты отражены в налоговом регистре в хронологическом порядке и непрерывно (ст.314).
  6. Начислений (временной определенности фактов хозяйственной и производственной деятельности). Для основной массы налогоплательщиков, которые занимаются производственной работой (ст.271, 272), доходы и расходы учитываются в тот период, в котором были произведены, независимо от времени оплаты.
  7. Соотнесения доходов и расходов. В ситуации, когда связь между прибылью и расходами не определяется четко, доходы будут распределяться с учетом принципа равного признания доходной и расходной частей (п.2 ст.271). Расходы будут признаны в том периоде, в котором они появились, учитывая принцип пропорционального и равномерного формирования доходов и расходов и условий сделок (п.1 ст.272).
  8. Документального подтверждения. Подтверждением информации учета налогов являются регистры аналитического учета и расчет налогооблагаемой базы, а также первоочередные учетные документы (абз.9 ст.313).

1.6 Модели организации  налогового учета

Информация о работе Основные различия между бухгалтерским и налоговым учетом