Основы бухгалтерской отчётности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 18:07, реферат

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определить основы бухгалтерской отчётности, этапы её развития, состав и требования, предъявляемые к бухгалтерской отчётности, рассмотреть международные требования к составу и содержанию бухгалтерской отчётности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. Основы бухгалтерской отчётности…………………………………………….
2. Понятие бухгалтерской отчётности…………………………………………..
3. Развитие бухгалтерской отчётности в России……………………………….
4. Состав, и требования, предъявляемые к отчётности……………………….
5. Международные требования к составу, содержанию и раскрытию информации в бухгалтерской отчётности…………………………….
6. Реализация принципов составления финансовой отчётности на базе международных стандартов………………………………………..
7. Отчёт о прибылях и убытках, порядок составления……………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Вложенные файлы: 1 файл

бух.учёт.docx

— 101.67 Кб (Скачать файл)

Так, в результате постоянных изменений и дополнений общее  число показателей баланса выросло  с 250 по форме, утвержденной в январе 1941 года, до 415 по форме 1953 года.

Пятый этап (1981 - 2005 гг.) характеризуется  новыми целями и задачами, возникшими в связи с процессами преобразований, происходившими в стране. К 1990-м годам  обозначилась серьезная проблема, связанная  с унификацией бухгалтерской  отчетности для предприятий различных  сфер деятельности и форм собственности. Министерство финансов Письмом от 12 октября 1990 г. ввело, начиная с 1991 года единую отчетность для всех предприятий, объединений и организаций. Номенклатура статей при этом была укрупнена, введены  дополнительные статьи.

С введением нового плана  счетов с 1 января 1992 г. бухгалтерская  отчетность подверглась дальнейшим изменениям: уменьшилось до трех количество форм, баланс стал составляться в нетто-оценке, введена статья «Резервы по сомнительным долгам». Минфин России Письмом от 09.06.92 г. № 38 определил следующие формы  бухгалтерской отчетности:

ь Баланс предприятия - форма  № 1.

ь Отчет о финансовых результатах  и их использования - форма № 2.

ь Приложение к балансу  предприятия - форма № 5.

Выделенные пять этапов совершенствования  бухгалтерского баланса с этапа  становления (1898г) до современного составления  отчетности. Пройдя все этапы, бухгалтерская  отчетность неуклонно приближается к международным стандартам. Постановление  № 3708-1 «О государственной программе  перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему  учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики» - первый документ, который свидетельствует, что политика государства в области  регулирования бухгалтерского учета  направлена на построение нормативной  и правовой базы в соответствии с  международными стандартами [10].

1.3 Назначение и принципы  составления финансовой отчетности

Эффективность управления предприятия  во многом определяется уровнем его  аналитической базы, качеством информационного  обеспечения. Источники получения  информации делятся на внешние (правовые, директивные, нормативно-справочные) и  внутренние (плановые, фактографические).

Внешняя информация используется для контроля и оценки соответствия финансово-хозяйственной деятельности предприятия требованиям действующего законодательства и нормативным  документам министерств и ведомств.

Внутренняя формируется  на предприятии и отражает либо его  фактическое состояние, либо прогнозные показатели.

К плановым относятся все  виды планов, бюджетов, проектов, разрабатываемых  на предприятии.

Информация фактографического  характера представляется в виде отчетностей различных форм, которые  составляются на основании всех видов  учета: бухгалтерского, налогового, статистического, оперативно-технического, маркетингового. Они могут содержать как количественные, так и качественные характеристики, стоимостные и натуральные показатели. Но в финансовом анализе основными  являются бухгалтерские данные, хотя, также используется и другая информация оперативного характера, носящая лишь вспомогательный характер. Сгруппированные  согласно требованиям законодательства данные бухгалтерского и финансового  учета формируют финансовую отчетность предприятия.

Финансовая отчетность - совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета  с целью предоставления пользователям  обобщенной информации о финансовом состоянии предприятия, а также  об изменениях в его финансовом состоянии  за отчетный период в удобной и  понятной форме для принятия определенных решений [11].

При формировании финансовой отчетности основываются на фундаментальном  правиле ее подготовки: правиле соответствия вложенной и востребованной информации. При формировании финансовой отчетности используют следующую совокупность принципов.

Принципы составления  финансовой отчетности:

v принципы учета информации, включаемой в отчетность: принцип  стабильности правил бухгалтерского  учета; принцип двойной записи; принцип экономической единицы;  принцип периодичности составления  отчетности; принцип функционирующего  предприятия; денежной оценки  означает использование денежного  измерителя в качестве универсального. При этом могут применяться  следующие методы денежной оценки: фактическая стоимость; чистая  стоимость реализации; восстановительная  стоимость; дисконтированная стоимость;  принцип начислений (реализации); принцип  соответствия доходов и расходов  отчетного периода.

v ограничительные принципы: принцип соответствия затрат  на составление финансовой отчетности  и выгод от её использования;  принцип консерватизма (правило  низшей оценки); в). принцип конфиденциальности (публичная отчетность не должна  содержать коммерческой тайны).

v Принципы подбора данных (требования к качеству финансовой  отчетности): принцип уместности (своевременность,  значимость, ценность для анализа); достоверность (правдивость, преобладание  содержания над формой, возможность  проверки, нейтральность); принцип понятности (наличие типовых методик составления  или пояснений); принцип сопоставимости; принцип консолидированности.

v Принципы группировки  отчетности (требования к наличию  элементов): ресурсы отражаются при  раскрытии источников их формирования; доходы учитываются при отражении  соответствующих расходов [13].

1.4 Состав бухгалтерской  отчётности

В настоящее время организации  представляют в обязательном порядке  промежуточную и годовую бухгалтерскую  отчетность.

Промежуточная бухгалтерская  отчетность включает:

- форму № 1 «Бухгалтерский  баланс»;

- форму № 2 «Отчет о  прибылях и убытках».

Кроме указанных форм в  составе промежуточной бухгалтерской  отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также  пояснительную записку, входящие в  состав годовой отчетности.

При ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской  отчетности необходимы знание и использование  следующих нормативных документов, определяющих порядок ведения бухгалтерского учета в организациях:

- бухгалтерский баланс - форма № 1;

- отчет о прибылях и  убытках - форма № 2;

- отчет об изменениях  капитала - форма № 3;

- отчет о движении денежных  средств - форма № 4;

- приложение к бухгалтерскому  балансу - форма № 5;

- пояснительную записку;

- отчет о целевом использовании  полученных средств (форма №6) - для общественных организаций  и объединений;

- специализированные формы  бухгалтерской отчетности, утвержденные  для организаций министерствами  и ведомствами по согласованию  с Минфином России;

- итоговую часть аудиторского  заключения, выданного по результатам  обязательного по законодательству  Российской Федерации аудита  бухгалтерской отчетности [1].

Бухгалтерский баланс (форма  №1) является способом группировки  и обобщенного отражения в  денежном выражении хозяйственных  средств предприятия по составу  и размещению, а также по источникам их образования на определенную дату. Графически бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая делится  по вертикали на две части для  раздельного отражения видов  средств и их источников. В левой  части таблицы показывают средства по составу и размещению, а в  правой - по источникам их образования. Левая часть называется актив, правая - пассив. Каждый отдельный вид средств  в активе и их источников в пассиве  называется «статьей баланса». Итоги  сумм статей актива и пассива баланса  всегда равны между собой, так  как в них отражаются одни и  те же средства.

Правила оценки статей баланса  установлены положением по бухгалтерскому учету, бухгалтерской отчетности и  инструкциями (указаниями) по составлению  бухгалтерской отчетности.

Отчет о прибылях и убытках (форма №2) содержит в своих разделах сведения за отчетный и предыдущий периоды:

- о прибыли (убытках)  от продажи товаров, продукции,  работ услуг;

- об операционных доходах  и расходах с выделением процентов  к получению и уплате;

- о внереализационных  доходах и расходах и чистой (нераспределенной) прибыли (убытках)  отчетного периода.

Справочно в отчете приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды о дивидендах, приходящихся на одну привилегированную и обычную акцию.

В расшифровке отдельных  прибылей и убытков приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды  об отдельных видах прибылей и  убытков.

Отчет об изменениях капитала (форма №3) состоит из четырех  разделов и справки.

В разделе I «Капитал» показывают остаток на начало года, поступления, расход и остаток на конец года составных частей собственного капитала.

В разделе II « Резервы  предстоящих расходов» и в  разделе III « Оценочные резервы» показывают остатки на начало и конец  отчетного периода, и движение имеющихся  в организации резервов предстоящих  расходов и оценочных резервов.

В разделе IV «Изменение капитала»  содержаться сведения за отчетный и  предшествующие периоды о величине капитала на начало периода, его увеличении, уменьшении и величине капитала на конец отчетного периода.

В «Справке» указываются  данные о чистых активах на начало конец отчетного года и о полученных из бюджета и внебюджетных фондов средствах не расходы по обычным  видам деятельности и на расходы  по капитальным вложениям во внеоборотные активы.

С 1996 года организации составляют отчет о движении денежных средств (форма №4). Отчет состоит из четырех  разделов:

- Остаток денежных средств  на начало года.

- Поступило денежных средств  - всего и в том числе по  видам поступлений

- Направлено денежных  средств - всего и в том числе  по направлениям расходов

- Остаток денежных средств  на конец отчетного периода.

Сведения о движении денежных средств представляются в валюте РФ рублях - по данным счетов 50»Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета в банках».

Движение денежных средств  показывается по видам деятельности - текущей, инвестиционной, финансовой.

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) состоит из семи разделов.

В разделе 1 «Движение заемных  средств» показывают остатки на начало и конец отчетного периода, полученные и погашенные долги, краткосрочные  займы и кредиты с выделением не погашенных в срок.

В разделе 2 «Дебиторская и  кредиторская задолженность» содержатся данные об остатках и движении за год  по краткосрочной и долгосрочной дебиторской задолженности с  выделением просроченной и отдельно длительностью свыше трех месяцев, а также данные о полученных и  выданных обеспечениях.

В разделе 3 «Амортизируемое  имущество» отражены остатки на начало отчетного года и данные о поступлении  и выбытии по каждому виду нематериальных активов и основных средств и  имуществу для передачи в лизинг и представляемому по договору проката.

В разделе 4 «Движение средств  финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений содержаться  сведения о собственных средствах  организации и привлеченных средствах  по их видам. В конце раздела справочно приводятся данные о незавершенном строительстве и инвестиции в дочерние и зависимые общества.

В разделе 5 «Финансовые вложения»  указаны суммы остатков на начало и конец отчетного года по каждому  виду долгосрочных и краткосрочных  финансовых вложений.

В разделе 6 «Расходы по обычным  видам деятельности» отражены затраты  по элементам за отчетный и предыдущий годы и данные об изменении остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих  расходов.

В разделе 7 «Социальные показатели»  приводятся данные об отчислениях в  государственные внебюджетные фонды  и отчисления в негосударственные  пенсионные фонды.

Отчет о целевом использовании  полученных средств (форма № 6) содержит данные за отчетный и предыдущий годы об остатке средств на начало года, поступлении средств по их видам, использование средств по из видам  и об остатке средств на конец  года.

Пояснительная записка к  годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, её финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и  предшествующий ему годы, методах  оценки и существенных статьях бухгалтерской  отчетности [2].

1.5 Требования, предъявляемые  к бухгалтерской отчётности

Бухгалтерская отчетность должна соответствовать следующим требованиям: достоверности, целостности, своевременности, простоте, проверяемости, сравнимости, экономичности, соблюдении строго установленных процедур оформления и публичности [4].

Информация о работе Основы бухгалтерской отчётности