Основы позаказного метода учета затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 12:39, курсовая работа

Краткое описание

В связи с усилением роли управленческого учета в принятии стратегических и тактических решений и необходимостью формировать экономически обоснованную себестоимость.
Определение себестоимости производства единицы продукции является одной из основных задач управленческого учета. Именно себестоимость единицы продукции лежит в основе принятия большинства управленческих решений. В финансовом учете для составления отчетности важно иметь информацию об общей величине себестоимости всей реализованной продукции и общей стоимости остатков готовой продукции на складе, тогда как в управленческом учете основной акцент делается на себестоимость производства единицы продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Основы позаказного метода учета затрат1.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Учет прямых затрат при позаказном калькулировании

 

Прямые затраты (к которым относятся прежде всего затраты основных материалов и заработная плата рабочих, непосредственно занимающихся изготовлением продукции, а также амортизация производственного оборудования, если на данном оборудовании изготавливается только один вид продукции, т.е. всю сумму амортизации можно непосредственно отнести на конкретную продукцию) при позаказном калькулировании собираются прямо в карточках заказов на основе первичных документов, в которых указывается ссылка на номер заказа. При этом расходы относятся на дебет соответствующего аналитического счета к счету 20, а кредитуются счета 10, 16, 70, 69, 02.

Пример 3. Предприятие «Принт-сервис» (см. примеры 1 и 2) получило в течение месяца следующие заказы:

·  2 заказа на изготовление визитных карточек (в обоих случаях с разработкой макета визитки силами  «Принт-сервис»):

- заказ N 2/001 на 300 единиц ламинированных  карточек на имя генерального директора для ООО "АСТ";

- заказ N 2/002 на 200 единиц неламинированных  карточек на имя коммерческого  директора ЗАО "Сити";

·  3 заказа на размножение бланков:

- заказ N 1/001 на 1 000 копий для  ЗАО «ЮГ»;

- заказ N 1/002 на 5 000 копий для  ОАО "Арго";

- заказ N 1/003 на 10 000 копий  для ООО "ИВС".

Стоимость бумаги на 1000 копий составляет 100 руб., оплата труда за изготовление 1 000 копий составляет 30 рублей, стоимость бумаги для изготовления 100 визиток составляет 40 руб., материал для ламинирования 100 визиток - 60 руб., оплата труда за печать и резку 100 визиток - 25 руб., за ламинирование 100 визиток - 30 руб., оплата труда дизайнера за разработку макета визитки - 100 руб., ЕСН по ставке 26%.

Бухгалтер «Принт-сервис» составит следующие бухгалтерские проводки:

·   Дт 20-2-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "АСТ", 

Кт 10-12 "Бумага для изготовления визитных карточек" - 120 руб.

Израсходован материал на изготовление визитных карточек для ООО "АСТ";

·   Дт 20-2-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "АСТ",

 Кт 10-13 "Материал для  ламинирования визитных карточек" - 180 руб.

Израсходован материал на ламинирование визитных карточек для ООО "АСТ";

·        Дт 20-2-002 "Изготовление визитных карточек для ЗАО "Сити",

 Кт 10-12 "Бумага для  изготовления визитных карточек" - 80 руб.

Израсходован материал на изготовление визитных карточек для ЗАО "Сити";

·         Дт 20-1-001 "Ксерокопирование для ЗАО «ЮГ»,

 Кт 10-11 "Бумага для  ксерокопирования" - 100 руб.

Израсходован материал на ксерокопирование бланков для ЗАО «ЮГ»;

·        Дт 20-1-002 "Ксерокопирование для ОАО "Арго",

 Кт 10-11 "Бумага для  ксерокопирования" - 500 руб.

Израсходован материал на ксерокопирование бланков для ОАО "Арго";

·        Дт 20-1-003 " Ксерокопирование для ООО "ИВС",

Кт 10-1212 "Бумага для ксерокопирования" - 1 000 руб.

Израсходован материал на ксерокопирование бланков для ООО "ИВС";

·   Дт 20-2-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "АСТ",

 Кт 70 - 100 руб. - начислена  оплата труда дизайнера за  разработку макета визитных карточек для ООО "АСТ";

·   Дт 20-2-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "АСТ",

 Кт 70 - 75 руб. - начислена  оплата труда за печать и  резку визитных карточек для  ООО "АСТ";

·         Дт 20-2-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "АСТ",

 Кт 70 - 90 руб. - начислена оплата труда за ламинирование визитных карточек для ООО "АСТ";

·        Дт 20-2-002 "Изготовление визитных карточек для ЗАО "Сити",

 Кт 70 - 100 руб. - начислена  оплата труда дизайнера за  разработку макета визитных карточек  для ЗАО "Сити";

·        Дт 20-2-002 "Изготовление визитных карточек для ЗАО "Сити",

 Кт 70 - 50 руб. - начислена  оплата труда за печать и  резку визитных карточек для  ЗАО "Сити";

·        Дт 20-1-001 "Ксерокопирование для ЗАО «ЮГ»,

 Кт 70 - 30 руб. - начислена оплата труда за ксерокопирование бланков для ЗАО «ЮГ»;

·        Дт 20-1-002 "Ксерокопирование для ОАО "Арго",

 Кт 70 - 150 руб. - начислена  оплата труда за ксерокопирование  бланков для ОАО "Арго";

·        Дт 20-1-003 "Ксерокопирование бланков для ООО "ИВС",

 Кт 70 - 300 руб. - начислена  оплата труда за ксерокопирование  бланков для ООО "ИВС".

·        Дт 20-2-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "АСТ",

 Кт 69 – 68,9 руб. - начислен  ЕСН от оплаты труда, связанной  с изготовлением визитных карточек  для ООО "АСТ";

·        Дт 20-2-002 "Изготовление визитных карточек для ЗАО "Сити",

Кт 69 - 39,00 руб. - начислен ЕСН от оплаты труда, связанной с изготовлением визитных карточек для ЗАО "Сити";

·        Дт 20-1-001 "Ксерокопирование бланков для ЗАО «ЮГ»,

 Кт 70 - 7,8 руб. - начислен ЕСН с оплаты труда за ксерокопирование бланков для ЗАО «ЮГ»;

·        Дт 20-1-002 "Ксерокопирование бланков для ОАО "Арго",

 Кт 70 - 39,00 руб. - начислен  ЕСН с оплаты труда за ксерокопирование  бланков для ОАО "Арго";

·        Дт 20-1-003 "Ксерокопирование бланков для ООО "ИВС",

 Кт 70 - 78,00 руб. - начислен  ЕСН с оплаты труда за ксерокопирование  бланков для ООО "ИВС".

В результате получаем следующие суммы прямых расходов по каждому заказу:

- заказ 2/001 для ООО "АСТ" - 633,90 руб.;

- заказ 2/002 для ЗАО "Сити" - 269,00 руб.;

- заказ 1/001 для ЗАО «ЮГ» – 137,80 руб.;

- заказ 1/002 для ОАО "Арго" - 689,00 руб.;

- заказ 1/003 для ООО "ИВС" - 1 378,00 руб.

 

2.3. Учет косвенных расходов  при позаказном калькулировании

 

Помимо прямых расходов, которые можно прямо, непосредственно и экономично относить на конкретные виды продукции (например, расход основных материалов, оплата труда рабочих, занятых производством продукции, ЕСН и прочие обязательные отчисления от оплаты труда вышеуказанных рабочих), существует множество других видов расходов, которые предприятию необходимо включать для своей деятельности, но которые невозможно напрямую включить в себестоимость конкретного вида продукции. Такие расходы получили название косвенных.

В отечественном учете наиболее близким эквивалентом производственных косвенных расходов являются общепроизводственные расходы, традиционно собираемые на дебете счета 25. Конкретно к ним относятся: амортизация производственного оборудования, зданий цехов, расходы на их содержание, оплата труда вспомогательных рабочих (например, наладчиков) и управленческого персонала цеха (начальник цеха, мастера, контролер, бухгалтер и т.д.) с ЕСН по ним, расходы по страхованию цехового оборудования и помещений и т.д.

Распределение производится пропорционально избранной предприятием базе, которой может быть:

- расход основных материалов  на каждый вид изделия (по количеству  или по стоимости);

- человеко-часы работы  производственных рабочих по  изготовлению изделий;

- машино-часы работы оборудования в связи с изготовлением изделий;

- оплата труда производственных  рабочих за изготовление изделий;

- сумма прямых затрат  по каждому изделию и т.д.

Для расчета сумм общепроизводственных расходов, относимых на конкретный вид продукции, необходимо сделать следующее:

1) исчислить базу распределения - отдельные суммы, отражающие величину  показателя, избранного в качестве  базы, по каждому виду изделий, а также общую сумму по всем  изделиям;

2)исчислить сумму общепроизводственных  расходов, подлежащих распределению, путем суммирования всех затрат, собранных по дебету счета 25;

3) произвести расчет коэффициента  распределения общепроизводственных  расходов путем деления соответствующей  суммы общепроизводственных расходов  на суммарную базу распределения;

4) исчислить суммы общепроизводственных расходов, относимые на каждый вид продукции, путем умножения соответствующего коэффициента на сумму базы распределения, исчисленную отдельно для каждого из видов продукции.

Пример 4. Предприятие «Принт-сервис» (см. пример 3) приняло в качестве базы распределения общую сумму прямых производственных затрат. В течение рассматриваемого месяца были понесены следующие общепроизводственные расходы:

- амортизация производственного  оборудования (компьютеры, принтер, ксерокс  и т.д.) - 2 000 руб.;

- арендная плата за  производственное помещение - 3 000 руб.;

- оплата труда старшего  мастера - 1000 руб.; -ЕСН с оплаты  труда - 260руб.

Бухгалтер предприятия «Принт-сервис» составит следующие проводки и расчеты по отражению общепроизводственных расходов:

- Дт 25 Кт 02 - 2 000 руб.- начислена  амортизация производственного  оборудования;

- Дт 25 Кт 76 - 3 000 руб.- начислена  арендная плата за производственное  помещение;

- Дт 25 Кт 70 - 1 000 руб.- начислена  оплата труда старшего мастера;

- Дт 25 Кт 69 - 260 руб.- начислен ЕСН с оплаты труда.

Итоговая сумма общепроизводственных расходов, подлежащая распределению между заказами, представляет собой дебетовый оборот счета 25 за месяц и в нашем случае составляет 6 260 руб.

Базой распределения являются суммы дебетового оборота соответствующих аналитических счетов к счету 20, сформированные к настоящему моменту (пока там собраны только прямые затраты) - мы рассчитали их в примере 3.  Итоговая база распределения - 3 107,70 руб.

Коэффициент распределения общепроизводственных расходов исчисляем делением общей суммы общепроизводственных расходов на суммарную базу, т.е. 6 260 : 3 107,70 = 2,02

Таким образом, на каждый заказ необходимо отнести следующую сумму общепроизводственных расходов:

- заказ 2/001 для ООО "АСТ" - 633,90 руб. х 2,02 = 1 280 руб.;

- заказ 2/002 для ЗАО "Сити" - 269,00 руб.  х 2,02 =543 руб.;

- заказ 1/001 для ЗАО «ЮГ» – 137,80 руб. х 2,02 =278 руб.;

- заказ 1/002 для ОАО "Арго" - 689,00 руб.  х 2,02 =1 392 руб.;

- заказ 1/003 для ООО "ИВС" - 1 378,00 руб. х 2,02 =2 784 руб.

При распределении расходов бухгалтер записывает соответствующие суммы в соответствующие карточки аналитического учета затрат по заказам и составляет проводки:

- Дт 20-2-001 "Изготовление  визитных карточек для ООО "АСТ" Кт 25 - 1 280 руб.- включена часть общепроизводственных расходов в себестоимость заказа на изготовление визитных карточек для ООО "АСТ";

- Дт 20-2-002 "Изготовление  визитных карточек для ЗАО "Сити" Кт 25 - 543 руб.- включена часть общепроизводственных  расходов в себестоимость заказа на изготовление визитных карточек для ЗАО "Сити";

- Дт 20-1-001 "Ксерокопирование  бланков для ЗАО «ЮГ» Кт 25 - 278 руб.- включена часть общепроизводственных расходов в себестоимость заказа на ксерокопирование бланков для ЗАО «ЮГ»;

- Дт 20-1-002 "Ксерокопирование  бланков для ОАО "Арго"          Кт 25 - 1 392 руб. - включена часть общепроизводственных  расходов в себестоимость заказа  на ксерокопирование бланков  для ОАО "Арго";

- Дт 20-1-003 "Ксерокопирование  бланков для ООО "ИВС"            Кт 25 - 2 784 руб. - включена часть общепроизводственных расходов в себестоимость заказа на ксерокопирование бланков для ООО "ИВС".

В итоге производственная себестоимость каждого заказа, собранная в соответствующих карточках, составляет:

- заказ 2/001 для ООО "АСТ" (633,90 руб. + 1 280 руб.) = 1 913,90 руб.;

- заказ 2/002 для ЗАО "Сити" (269,00 руб. + 543 руб.) = 812 руб.;

- заказ 1/001 для ЗАО «ЮГ» (137,80 руб. +278 руб.)= 415,80 руб.;

- заказ 1/002 для ОАО "Арго" (689,00 руб. +1 392 руб.) = 2 081,00 руб.;

- заказ 1/003 для ООО "ИВС" (1 378,00 руб.+2 784 руб.) = 4 162,00 руб.

 

2.4. Учет накладных расходов  при позаказном методе учета затрат

 

В российской практике в себестоимость единицы продукции помимо общепроизводственных могут также включаться общехозяйственные расходы, собираемые на счете 26 и распределяемые по аналитическим счетам счета 20 аналогично общепроизводственным. В настоящее время альтернативным вариантом является списание общехозяйственных расходов непосредственно на счет 90 "Продажи" - т.е. каждая организация имеет право выбрать один из способов списания общехозяйственных расходов, зафиксировав его в учетной политике.

Информация о работе Основы позаказного метода учета затрат