Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 12:39, курсовая работа
В связи с усилением роли управленческого учета в принятии стратегических и тактических решений и необходимостью формировать экономически обоснованную себестоимость.
Определение себестоимости производства единицы продукции является одной из основных задач управленческого учета. Именно себестоимость единицы продукции лежит в основе принятия большинства управленческих решений. В финансовом учете для составления отчетности важно иметь информацию об общей величине себестоимости всей реализованной продукции и общей стоимости остатков готовой продукции на складе, тогда как в управленческом учете основной акцент делается на себестоимость производства единицы продукции.
Прямые затраты (к которым относятся прежде всего затраты основных материалов и заработная плата рабочих, непосредственно занимающихся изготовлением продукции, а также амортизация производственного оборудования, если на данном оборудовании изготавливается только один вид продукции, т.е. всю сумму амортизации можно непосредственно отнести на конкретную продукцию) при позаказном калькулировании собираются прямо в карточках заказов на основе первичных документов, в которых указывается ссылка на номер заказа. При этом расходы относятся на дебет соответствующего аналитического счета к счету 20, а кредитуются счета 10, 16, 70, 69, 02.
Пример 3. Предприятие «Принт-сервис» (см. примеры 1 и 2) получило в течение месяца следующие заказы:
· 2 заказа на изготовление визитных карточек (в обоих случаях с разработкой макета визитки силами «Принт-сервис»):
- заказ N 2/001 на 300 единиц ламинированных карточек на имя генерального директора для ООО "АСТ";
- заказ N 2/002 на 200 единиц неламинированных карточек на имя коммерческого директора ЗАО "Сити";
· 3 заказа на размножение бланков:
- заказ N 1/001 на 1 000 копий для ЗАО «ЮГ»;
- заказ N 1/002 на 5 000 копий для ОАО "Арго";
- заказ N 1/003 на 10 000 копий для ООО "ИВС".
Стоимость бумаги на 1000 копий составляет 100 руб., оплата труда за изготовление 1 000 копий составляет 30 рублей, стоимость бумаги для изготовления 100 визиток составляет 40 руб., материал для ламинирования 100 визиток - 60 руб., оплата труда за печать и резку 100 визиток - 25 руб., за ламинирование 100 визиток - 30 руб., оплата труда дизайнера за разработку макета визитки - 100 руб., ЕСН по ставке 26%.
Бухгалтер «Принт-сервис» составит следующие бухгалтерские проводки:
· Дт 20-2-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "АСТ",
Кт 10-12 "Бумага для изготовления визитных карточек" - 120 руб.
Израсходован материал на изготовление визитных карточек для ООО "АСТ";
· Дт 20-2-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "АСТ",
Кт 10-13 "Материал для
ламинирования визитных
Израсходован материал на ламинирование визитных карточек для ООО "АСТ";
· Дт 20-2-002 "Изготовление визитных карточек для ЗАО "Сити",
Кт 10-12 "Бумага для изготовления визитных карточек" - 80 руб.
Израсходован материал на изготовление визитных карточек для ЗАО "Сити";
· Дт 20-1-001 "Ксерокопирование для ЗАО «ЮГ»,
Кт 10-11 "Бумага для ксерокопирования" - 100 руб.
Израсходован материал на ксерокопирование бланков для ЗАО «ЮГ»;
· Дт 20-1-002 "Ксерокопирование для ОАО "Арго",
Кт 10-11 "Бумага для ксерокопирования" - 500 руб.
Израсходован материал на ксерокопирование бланков для ОАО "Арго";
· Дт 20-1-003 " Ксерокопирование для ООО "ИВС",
Кт 10-1212 "Бумага для ксерокопирования" - 1 000 руб.
Израсходован материал на ксерокопирование бланков для ООО "ИВС";
· Дт 20-2-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "АСТ",
Кт 70 - 100 руб. - начислена оплата труда дизайнера за разработку макета визитных карточек для ООО "АСТ";
· Дт 20-2-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "АСТ",
Кт 70 - 75 руб. - начислена оплата труда за печать и резку визитных карточек для ООО "АСТ";
· Дт 20-2-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "АСТ",
Кт 70 - 90 руб. - начислена оплата труда за ламинирование визитных карточек для ООО "АСТ";
· Дт 20-2-002 "Изготовление визитных карточек для ЗАО "Сити",
Кт 70 - 100 руб. - начислена
оплата труда дизайнера за
разработку макета визитных
· Дт 20-2-002 "Изготовление визитных карточек для ЗАО "Сити",
Кт 70 - 50 руб. - начислена оплата труда за печать и резку визитных карточек для ЗАО "Сити";
· Дт 20-1-001 "Ксерокопирование для ЗАО «ЮГ»,
Кт 70 - 30 руб. - начислена оплата труда за ксерокопирование бланков для ЗАО «ЮГ»;
· Дт 20-1-002 "Ксерокопирование для ОАО "Арго",
Кт 70 - 150 руб. - начислена
оплата труда за
· Дт 20-1-003 "Ксерокопирование бланков для ООО "ИВС",
Кт 70 - 300 руб. - начислена
оплата труда за
· Дт 20-2-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "АСТ",
Кт 69 – 68,9 руб. - начислен
ЕСН от оплаты труда, связанной
с изготовлением визитных
· Дт 20-2-002 "Изготовление визитных карточек для ЗАО "Сити",
Кт 69 - 39,00 руб. - начислен ЕСН от оплаты труда, связанной с изготовлением визитных карточек для ЗАО "Сити";
· Дт 20-1-001 "Ксерокопирование бланков для ЗАО «ЮГ»,
Кт 70 - 7,8 руб. - начислен ЕСН с оплаты труда за ксерокопирование бланков для ЗАО «ЮГ»;
· Дт 20-1-002 "Ксерокопирование бланков для ОАО "Арго",
Кт 70 - 39,00 руб. - начислен
ЕСН с оплаты труда за
· Дт 20-1-003 "Ксерокопирование бланков для ООО "ИВС",
Кт 70 - 78,00 руб. - начислен
ЕСН с оплаты труда за
В результате получаем следующие суммы прямых расходов по каждому заказу:
- заказ 2/001 для ООО "АСТ" - 633,90 руб.;
- заказ 2/002 для ЗАО "Сити" - 269,00 руб.;
- заказ 1/001 для ЗАО «ЮГ» – 137,80 руб.;
- заказ 1/002 для ОАО "Арго" - 689,00 руб.;
- заказ 1/003 для ООО "ИВС" - 1 378,00 руб.
Помимо прямых расходов, которые можно прямо, непосредственно и экономично относить на конкретные виды продукции (например, расход основных материалов, оплата труда рабочих, занятых производством продукции, ЕСН и прочие обязательные отчисления от оплаты труда вышеуказанных рабочих), существует множество других видов расходов, которые предприятию необходимо включать для своей деятельности, но которые невозможно напрямую включить в себестоимость конкретного вида продукции. Такие расходы получили название косвенных.
В отечественном учете наиболее близким эквивалентом производственных косвенных расходов являются общепроизводственные расходы, традиционно собираемые на дебете счета 25. Конкретно к ним относятся: амортизация производственного оборудования, зданий цехов, расходы на их содержание, оплата труда вспомогательных рабочих (например, наладчиков) и управленческого персонала цеха (начальник цеха, мастера, контролер, бухгалтер и т.д.) с ЕСН по ним, расходы по страхованию цехового оборудования и помещений и т.д.
Распределение производится пропорционально избранной предприятием базе, которой может быть:
- расход основных материалов на каждый вид изделия (по количеству или по стоимости);
- человеко-часы работы производственных рабочих по изготовлению изделий;
- машино-часы работы оборудовани
- оплата труда производственных
рабочих за изготовление
- сумма прямых затрат по каждому изделию и т.д.
Для расчета сумм общепроизводственных расходов, относимых на конкретный вид продукции, необходимо сделать следующее:
1) исчислить базу распределения - отдельные суммы, отражающие величину показателя, избранного в качестве базы, по каждому виду изделий, а также общую сумму по всем изделиям;
2)исчислить сумму
3) произвести расчет
4) исчислить суммы общепроизводственных расходов, относимые на каждый вид продукции, путем умножения соответствующего коэффициента на сумму базы распределения, исчисленную отдельно для каждого из видов продукции.
Пример 4. Предприятие «Принт-сервис» (см. пример 3) приняло в качестве базы распределения общую сумму прямых производственных затрат. В течение рассматриваемого месяца были понесены следующие общепроизводственные расходы:
- амортизация производственного оборудования (компьютеры, принтер, ксерокс и т.д.) - 2 000 руб.;
- арендная плата за производственное помещение - 3 000 руб.;
- оплата труда старшего мастера - 1000 руб.; -ЕСН с оплаты труда - 260руб.
Бухгалтер предприятия «Принт-сервис» составит следующие проводки и расчеты по отражению общепроизводственных расходов:
- Дт 25 Кт 02 - 2 000 руб.- начислена амортизация производственного оборудования;
- Дт 25 Кт 76 - 3 000 руб.- начислена
арендная плата за
- Дт 25 Кт 70 - 1 000 руб.- начислена оплата труда старшего мастера;
- Дт 25 Кт 69 - 260 руб.- начислен ЕСН с оплаты труда.
Итоговая сумма общепроизводственных расходов, подлежащая распределению между заказами, представляет собой дебетовый оборот счета 25 за месяц и в нашем случае составляет 6 260 руб.
Базой распределения являются суммы дебетового оборота соответствующих аналитических счетов к счету 20, сформированные к настоящему моменту (пока там собраны только прямые затраты) - мы рассчитали их в примере 3. Итоговая база распределения - 3 107,70 руб.
Коэффициент распределения общепроизводственных расходов исчисляем делением общей суммы общепроизводственных расходов на суммарную базу, т.е. 6 260 : 3 107,70 = 2,02
Таким образом, на каждый заказ необходимо отнести следующую сумму общепроизводственных расходов:
- заказ 2/001 для ООО "АСТ" - 633,90 руб. х 2,02 = 1 280 руб.;
- заказ 2/002 для ЗАО "Сити" - 269,00 руб. х 2,02 =543 руб.;
- заказ 1/001 для ЗАО «ЮГ» – 137,80 руб. х 2,02 =278 руб.;
- заказ 1/002 для ОАО "Арго" - 689,00 руб. х 2,02 =1 392 руб.;
- заказ 1/003 для ООО "ИВС" - 1 378,00 руб. х 2,02 =2 784 руб.
При распределении расходов бухгалтер записывает соответствующие суммы в соответствующие карточки аналитического учета затрат по заказам и составляет проводки:
- Дт 20-2-001 "Изготовление визитных карточек для ООО "АСТ" Кт 25 - 1 280 руб.- включена часть общепроизводственных расходов в себестоимость заказа на изготовление визитных карточек для ООО "АСТ";
- Дт 20-2-002 "Изготовление
визитных карточек для ЗАО "Сити"
Кт 25 - 543 руб.- включена часть
- Дт 20-1-001 "Ксерокопирование бланков для ЗАО «ЮГ» Кт 25 - 278 руб.- включена часть общепроизводственных расходов в себестоимость заказа на ксерокопирование бланков для ЗАО «ЮГ»;
- Дт 20-1-002 "Ксерокопирование
бланков для ОАО "Арго"
Кт 25 - 1 392 руб. - включена часть
- Дт 20-1-003 "Ксерокопирование бланков для ООО "ИВС" Кт 25 - 2 784 руб. - включена часть общепроизводственных расходов в себестоимость заказа на ксерокопирование бланков для ООО "ИВС".
В итоге производственная себестоимость каждого заказа, собранная в соответствующих карточках, составляет:
- заказ 2/001 для ООО "АСТ" (633,90 руб. + 1 280 руб.) = 1 913,90 руб.;
- заказ 2/002 для ЗАО "Сити" (269,00 руб. + 543 руб.) = 812 руб.;
- заказ 1/001 для ЗАО «ЮГ» (137,80 руб. +278 руб.)= 415,80 руб.;
- заказ 1/002 для ОАО "Арго" (689,00 руб. +1 392 руб.) = 2 081,00 руб.;
- заказ 1/003 для ООО "ИВС" (1 378,00 руб.+2 784 руб.) = 4 162,00 руб.
В российской практике в себестоимость единицы продукции помимо общепроизводственных могут также включаться общехозяйственные расходы, собираемые на счете 26 и распределяемые по аналитическим счетам счета 20 аналогично общепроизводственным. В настоящее время альтернативным вариантом является списание общехозяйственных расходов непосредственно на счет 90 "Продажи" - т.е. каждая организация имеет право выбрать один из способов списания общехозяйственных расходов, зафиксировав его в учетной политике.