Особенности аудиторской проверки как метода контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 19:49, контрольная работа

Краткое описание

В тоже время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности и качественности учета и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности, что в конечном счете отвечает интересам государства и придает аудиторскому контролю публичный характер. Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон, причем, что также важно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность.
Целью исследования является изучение аудиторской деятельности в системе государственного контроля Российской Федерации, а также определение основных методов финансового контроля.

Вложенные файлы: 1 файл

ОСНОВЫ АУДИТА -готово!!!.docx

— 35.16 Кб (Скачать файл)

Введение

Становление и развитие России как  федеративного государства выявило  наличие серьезных организационных проблем бюджетной системы Российской Федерации, подавляющая часть которых связана с необходимостью укрепления системы государственного бюджетного контроля и организации ее всестороннего законодательного регулирования.

Создание предприятий, коммерческих банков, других хозяйственных структур, основанных на негосударственных формах собственности, потребовало решения  вопроса о формах и субъектах  проведения контроля за их финансово-хозяйственной  деятельностью в целом, поскольку  контроль компетентных государственных  органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государственной казны. В  тоже время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности  и качественности учета и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности, что в конечном счете отвечает интересам государства и придает  аудиторскому контролю публичный характер. Использование аудиторской формы  контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон, причем, что также  важно, без затрат бюджетных средств  на контрольную деятельность.

Целью исследования является изучение аудиторской деятельности в системе  государственного контроля Российской Федерации, а также определение  основных методов финансового контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности аудиторской  проверки как метода контроля.

1.1 Аудит в системе  государственного контроля.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как  экономической категории присущи  не только распределительная, но и контрольная  функции. Поэтому использование  государством и муниципальными образованиями  для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом  выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном  правовыми нормами порядке всей системой органов государственной  власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов  и граждан.

Финансовый контроль – неотъемлемая составная часть процесса управления финансами, обусловлен важнейшими функциями  финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения  стоимости валового внутреннего  продукта должен сопровождаться контролем  денежных потоком денежных потоков  в экономике. Назначение финансового  контроля – отслеживать стоимостные  пропорции распределения валового внутреннего продукта.

«Финансовый контроль – законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и  контролеров (аудиторов) за соблюдением  финансового законодательства и  финансовой дисциплины всех экономических  субъектов, а также за целесообразностью  их финансовых операций»1.

Из определения следует, что  финансовый контроль не ограничивается только правовой и количественной сторонами  финансовой деятельности экономических  субъектов, но имеет и аналитический  аспект.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его  поведении проверяются, во-первых, соблюдении установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и  эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства  и муниципальных образований. Таким  образом, он служит важным способом обеспечения  законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном счете  он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных  и других ресурсов страны, поскольку  в современных условиях процесс  производства и распределения опосредствуется  денежными отношениями.

Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого  экономического анализа финансово-хозяйственной  деятельности, разработки контролирующими  органами предложений по улучшению  качества работы проверяемых организаций.

Одной из форм финансового контроля выступает контроль рублем, свойственный сфере коммерческих отношений. Это  контроль за хозяйственной деятельностью  предприятий, объединений, организаций  посредством использования таких  экономических инструментов, как  цена, себестоимость, прибыль и др., в ходе применения системы финансирования, кредитования, расчетов.

По мере эволюции финансовых отношений, создания бюджетной и налоговой  систем, углубления финансовых взаимосвязей с появлением и развитием финансовых рынков частных корпораций сфера  применения финансового контроля постепенно расширялась. Помимо государственного финансового контроля, осуществляемого  специально созданными контрольными органами исполнительной власти, возник парламентский  финансовый контроль, а также аудиторский (негосударственный) финансовый контроль, осуществляемый на коммерческих началах.

Финансовый контроль как самостоятельная  экономическая категория изучает  производительные силы и производственные отношения на всех стадиях общественного  воспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление) в целях  выявления противоречий и их регулирования  со стороны государства. Таким образом, в предмет финансового контроля включаются все составные части  процесса воспроизводства, а также  законодательная и нормативная  база, обеспечивающие функционирование экономики.

Финансовый контроль, проводимый государственными органами, специально предназначенными для осуществления финансовой деятельности, неотъемлемой частью которой являются соответствующие контрольные функции, имеет исключительно важное значение в силу своей регулярности и систематичности. К таким органам относятся  органы исполнительной власти, подведомственные Министерству финансов Российской Федерации: федеральные службы – налоговая, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (федеральная  служба), а также Федеральная таможенная служба по финансовым рынкам, находящиеся  в ведении правительства Российской Федерации.

В рамках своей компетенции они  проводят контроль целевого использования  средств федерального бюджета и  государственных внебюджетных и  целевых бюджетных фондов; расходов, связанных с государственным  внутренним и внешним долгом; формирования и сохранности Государственного фонда драгоценных металлов и  драгоценных камней Российской Федерации; частично валютный и экспортный контроль; контроль использования и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней организациями и совершения сделок с ними, а также надзор и контроль за обеспечение платежеспособности страховщиков, контроль за качеством аудиторский проверок и др. Эти функции соответственно их содержанию распределены между названными службами. В связи с выполнением своих контрольных функций все они взаимодействуют с правоохранительными органами.

 

Контроль финансов со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с  Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных  законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной  Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка.

Определенные функции финансового  контроля выполняет Главное контрольное  управление Президента РФ, созданное  Указом Президента от 24 мая 1994г. Как  структурное подразделение Администрации  Президента оно подчиняется непосредственно  Президенту РФ, но взаимодействует  со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций: контроль над  деятельностью органов контроля и надзора при федеральных  органах исполнительной власти, подразделений  Администрации Президента, органов  исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений  граждан и юридических лиц.

Главное Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей  государственных органов, организаций  и предприятий (независимо от формы  собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой  для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить  на рассмотрение Президента РФ предложения  по результатам проверок.

Оно вправе направлять предписания  об устранении финансовых нарушений, которые  должны быть рассмотрены и течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции.

Контроль со стороны органов  исполнительной власти

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих  полномочий, а также направляют и  контролируют деятельность, подведомственных им управленческих структур, в том  числе финансовых.

Правительство РФ наделено широкими полномочиями. Оно контролирует процесс  разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и  кредита. Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность подведомственных ему  органов финансового контроля. При  Правительстве РФ действует Контрольно наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.

Важнейшее место в системе финансового  контроля со стороны Правительства  РФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает  финансовую политику страны, но и непосредственно  контролирует ее осуществление. Все  структурные подразделения Минфина  в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего  Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление  и расходование бюджетных средств  и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного  контроля; контролирует направление  и использование государственных  инвестиций, выделяемых на основе решений  правительства РФ.

По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета  предприятий и организаций при  наличии у них фактов незаконного  расходования средств, а также непредставления  ими соответствующей отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Большую роль в проведении финансового  контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а  также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (сюда не входит аудит банков).

Следует отметить, что контрольные  полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность  субъектов Федерации и органов  местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

Оперативный контроль использования  государственных средств осуществляет действующий в рамках Минфина  Департамент государственного финансового  контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства.

Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственную  бюджетную политику; управлять процессом  исполнения федерального бюджета, осуществляя  при этом жесткий контроль поступления, целевого и экономного использования  государственных средств.

На него возложены следующие  задачи:

1. контроль за доходной и расходной  частью федерального бюджета  в ходе его исполнения;

2. контроль состояния государственных  финансов в целом (предоставление  высшим органам законодательной  и исполнительной власти отчетов  о финансовых операциях Правительства  РФ и состоянии бюджетной системы;

3. контроль совместно с Банком  России состояния государственного  внешнего и внутреннего долга  РФ;

4. контроль государственных федеральных  внебюджетных фондов и финансовых  отношений между ними и федеральным  бюджетом.

Органы Казначейства имеют право  производить проверки различных  денежных документов, отчетов и смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета  и вне бюджетных фондов, приостанавливать операции по их счетам в банках. Они  имеют право выдавать предписания  о взыскании в бесспорном порядке  государственных средств, с наложением штрафа в размере действующей  учетной ставки Центрального банка  России, а также налагать штрафы на коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими поступающих от хозяйствующих  объектов средств на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов. Как  правило, органы Казначейства взаимодействуют  с налоговыми и правоохранительными  органами.

Информация о работе Особенности аудиторской проверки как метода контроля