Особенности аудиторской проверки как метода контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 19:49, контрольная работа

Краткое описание

В тоже время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности и качественности учета и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности, что в конечном счете отвечает интересам государства и придает аудиторскому контролю публичный характер. Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон, причем, что также важно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность.
Целью исследования является изучение аудиторской деятельности в системе государственного контроля Российской Федерации, а также определение основных методов финансового контроля.

Вложенные файлы: 1 файл

ОСНОВЫ АУДИТА -готово!!!.docx

— 35.16 Кб (Скачать файл)

Контроль со стороны органов  законодательной власти

С этой целью созданы соответствующие  структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной  Думы, Счетная палата РФ, контрольно-счетные  палаты субъектов РФ.

Начало такому контролю было положено в 1992 г. созданием Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете РФ как органа, не зависимого в своих  действиях ни от Правительства РФ, ни от администрации Президента РФ.

В настоящее время основная часть  его функций передана Комитету Государственной  Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, соответствующие подкомитеты которого проводят экспортно-аналитические  работы по всем финансовым вопросам. Так, подкомитет по бюджету дает заключение по проекту федерального бюджета. Другие подкомитеты занимаются оценкой  законодательных предложений соответственно по вопросам налогообложения, банковской и финансовой деятельности.

Особое место в системе финансового  контроля со стороны органов представительной власти принадлежит Счетной палате РФ, деятельность которой определяется Федеральным законом РФ от 11 января 1995 г. Это не зависимый от Правительства  РФ постоянно действующий орган  государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и  подотчетный Федеральному Собранию РФ. Сфера полномочий Счетной палаты — контроль федеральной собственности  и расходования федеральных денежных средств.

Контролю подлежат все юридические  лица — государственные органы и  учреждения, включая государственные  внебюджетные фонды и ЦБР, органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы, а также  другие коммерческие фирмы и негосударственные  коммерческие организации — в  части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами. Перед должностными лицами Счетной палаты РФ поставлены следующие задачи:

1. организация контроля исполнения  федерального бюджета и внебюджетных  фондов;

2. подготовка предложений по  устранению обнаруженных нарушений  и упорядочению бюджетного процесса;

3. оценка эффективности и целесообразности  расходования государственных средств,  в том числе предоставленных  на возвратной основе, и использования  федеральной собственности;

4. определение степени обоснованности  статей проектов федерального  бюджета и внебюджетных фондов;

5. финансовая экспертиза, т. е.  оценка финансовых последствий  принятия федеральных законов  для бюджета; контроль поступления  и движения бюджетных средств  на счетах банков;

6. регулярное представление Совету  Федерации и Государственной  Думе информации о ходе исполнения  федерального бюджета; контроль  поступления в федеральный бюджет  денежных средств от приватизации  государственной собственности,  продажи и управления ею.

Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего  и внешнего долга РФ, а также  деятельность Центрального банка России по обслуживанию государственного долга, эффективность использования иностранных  кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией  финансовых и материальных ресурсов в форме займов и на безвозмездной  основе иностранным государствам и  международным организациям.

Основные методы контроля, проводимого  Счетной палатой, — тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству  ущерба и привлечению к ответственности, в том числе к уголовной, должностных  лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности. Счетная палата направляет представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или организации, которое должно быть рассмотрено в указанный  в нем срок. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству  прямой ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений  Счетной палаты она имеет право  давать предписания, обязательные для  исполнения. В случае если предписания  не исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной  Думой может принять решение  о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций по счетам юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

По закону деятельность Счетной  палаты является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

Контроль со стороны специализированных государственных структур

Помимо рассмотренных выше органов  финансового контроля, в России существует ряд специализированных органов  финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная область  финансов, например налогообложение  или страхование.

Главная задача налоговых органов  — обеспечение единой системы  контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Система налоговых органов, подчиняющаяся  Президенту РФ, включает Федеральную  налоговую службу, а также государственные  налоговые инспекции в субъектах  РФ и органах местного самоуправления. Основное оперативное звено —  городские и районные налоговые  инспекции, поскольку именно они  осуществляют непосредственный налоговый  контроль и ведут учет налогоплательщиков. В свою очередь Федеральное налоговое  ведомство контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие органов  налоговой службы с другими контролирующими  правоохранительными органами.

Налоговые органы имеют право в  соответствии с налоговым законодательством  проверять любые денежные документы  у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных  граждан и лиц без гражданства; получать от них необходимые справки  и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного  воздействия в отношении должностных  лиц и граждан, включая изъятие  соответствующих документов и приостановление  операции по счетам в банках. Налоговые  инспекции также имеют право  наложения административных штрафов  и принудительного взыскания  недоимок по налогам в бюджет.

Для обеспечения экономической  безопасности РФ и укрепления государственной  дисциплины в области налоговой  дисциплины созданы органы налоговой  полиции, ее территориальные и местные  подразделения.

Налоговая полиция призвана решать следующие задачи:

1. выявление, предупреждение и  пресечение налоговых преступлений  и правонарушений;

2. защиту сотрудников налоговой  инспекции от противоправных  посягательств при исполнении  ими служебных обязанностей;

3. предупреждение, выявление и пресечение  коррупции и налоговых органах.

Для осуществления финансового  контроля в сфере страхования  в соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 г. «О государственном  страховом надзоре РФ» была организована Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор). В 1996 г. Госстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ с  сохранением основных задач и  функций.

Департамент страхового надзора и  территориальные органы, помимо лицензирования страховой деятельности и регулирования  единого страхового рынка, осуществляют контроль обоснованности страховых  тарифов и следят за соблюдением  страховыми фирмами нормативов платежеспособности.

Устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов, методика расчета соотношений между  активами и обязательствами страховой  фирмы, а также порядок учета  страховых операций и формы отчетности по страховой деятельности, включая  соблюдение установленных нормативов. В случае неоднократного выявления  нарушений законодательства и нормативных  документов органы страхового надзора  имеют право ограничивать действие лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском  об их ликвидации.

Особая роль в осуществлении  финансового контроля принадлежит  Центральному банку России (ЦБР). Как  орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные  отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное  подразделение — Департамент  банковского надзора, который проверяет  соблюдение коммерческими банками  банковского законодательства и  установленных ЦБР нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или предоставлении банками  неполной или недостоверной информации, ЦБР в зависимости от вида нарушения  вправе прибегнуть к определенным методам  воздействия: штраф; выполнение требований ЦБР по финансовому оздоровлению; реорганизация; замена руководства  коммерческого банка; применение более  жестких нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие филиалов на срок до одного года; назначение временной администрации в банке  на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера — отзыв лицензии и ликвидация банка.

На Государственный таможенный комитет (ГТК) возложен контроль за соблюдением  налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через  таможенную границу Российской Федерации.

 

 

 

1.2 Основные методы  финансового контроля

В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

     Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр

финансово-экономических  показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

     Надзор производится контролирующими органами за экономическими

субъектами, получившими  лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России — за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

     Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля

предполагает детальное  изучение периодической или годовой финансово бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

     Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных

организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

     Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля.

Это полное обследование финансово-хозяйственной  деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Ревизии могут быть:

• полные и частичные;

• комплексные и тематические;

• плановые и внеплановые.

Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных

предприятий и учреждений, а также различными государственными и

негосударственными органами контроля (Департаментом финансового  контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

 

 

 

 

 

Заключение

Изменения в социально-экономической  сфере, произошедшие в России в последние  десятилетия, явились необходимой  предпосылкой становления и развития аудита неотъемлемого элемента рыночной экономики.

В условиях рынка предприятия, кредитные  учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения  по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться  возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Наличие достоверной информации позволяет  повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность  оценивать и прогнозировать последствия  различных экономических решений.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий  и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики  и налогообложения, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения  достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Информация о работе Особенности аудиторской проверки как метода контроля