Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 13:03, курсовая работа
Дипломная работа посвящена ключевому вопросу в области управления кредитными рисками – работе банков с проблемными кредитами. Эффективная политика банка по оздоровлению баланса кредитной организации путем реструктуризации проблемных кредитов позволяет минимизировать убытки, что представляется крайне важным на фоне общемировой тенденции снижения рентабельности банковского бизнеса. Для России проблема управления проблемными кредитами усиливает свою актуальность, так как показатели просроченной и сомнительной задолженности по кредитным портфелям отечественных банков по различным оценкам превышают уровень аналогичных показателей банков развитых стран.
Введение
Глава I. Теоретические основы понятия «проблемные кредиты»
1.1 Проблемные кредиты: понятие и причины возникновения
1.2 Классификация и учет проблемных кредитов
1.3 Характеристика рынка неработающих кредитов в России и за рубежом
Глава II. Особенности работы коммерческого банка с проблемными кредитами (на примере ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»)
2.1 Кредитная политика банка
2.2 Этапы работы банка с проблемными кредитами
2.3 Рекомендации по организации работы банка с проблемными кредитами
Глава III. Основные направления в решении вопроса проблемных кредитов
3.1 Реструктуризация долга как основной способ работы банков с проблемными кредитами
3.2 Взаимодействие банков с коллекторскими компаниями
3.3 Пути совершенствования организации работы банков с проблемными кредитами
Заключение
Список используемой литературы
Одной из основных задач Банка является быть клиентоориентированным банком, который может предложить своим клиентам, как из числа существующих, так и из числа потенциальных потребителей, конкурентоспособные условия кредитования, которые смогут удовлетворить потребительские запросы. Банк активно ведет работу с собственной клиентской базой для эффективных перекрестных продаж дополнительных и новых продуктов для построения долгосрочных отношений с клиентами. Согласно исследованию Банка Usage & Attitude, посвященного изучению отношения потребителей к брендам банков и их продуктам, Банк "Хоум Кредит" входит в топ-5 банков по уровню знания бренда: этот показатель составил 72% от общего числа опрошенных.
Клиентами Банка могут стать жители России в возрасте от 18, имеющие стабильный источник дохода и постоянную прописку в одном из регионов страны, где Банк предоставляет свои услуги. Условия кредитования (размер первоначального взноса, срок кредита, процентная ставка и пр.) зависят от вида кредита, стоимости товаров, приобретаемых в кредит, кредитного продукта, категории риска товара/продавца/клиента.
Банк предлагает своим клиентам
с положительной кредитной
ХКФБ оперативно отреагировал на изменение
рыночной конъюнктуры. В начале кризиса,
в 2008 г., ХКФБ прекратил выдачу ипотечных
и автокредитов, требующих от заемщиков
произведения значительных платежей.
С 2008 г. ХКФБ концентрируются на высокодоходных
краткосрочных кредитных
Портфель кредитов, выданных в точках продаж на приобретение товаров, составляет порядка 45 % от розничного кредитного портфеля ХКФБ. Данные кредиты представляют собой ссуды без обеспечения в размере от 3 000 до 200 000 рублей на срок от 3 до 36 месяцев, процентная ставка от 19,1 до 73,5 % годовых. Средняя доходность портфеля превышает 60%.
Кредиты, выданные с помощью кредитных карт, составляют порядка 25% от розничного кредитного портфеля. Кредитный лимит по карте находится в пределах 100 000 рулей, ежемесячный платеж в счет погашения долга 5-7%, процентная ставка по кредиту составляет от 19% до 41%. Средняя доходность портфеля составляет 42,5%. Кредитные карты распространяются через отделения Банка и путем прямой почтовой рассылки.
Кредиты, предоставленные наличными,
которые заемщик может
В ответ на закрытие рынка публичных заимствований ХКФБ активизировал работу по привлечению средств частных клиентов. Объем депозитов населения в Банке вырос с 4,4 млрд.руб. на 01.09.2008 до 14,9 млрд.руб. на 01.07.2010 г. Срок принимаемых вкладов от частных лиц составляет 6-12 месяцев, процентная ставка 9-12% в рублях, 5-5,5% в валюте.
Кредитный портфель ХКФБ в первом
полугодии 2010 г. Был увеличен с 64,2 млрд.руб.
до 67,8 млрд.руб. Рост кредитного портфеля
обеспечен за счет увеличения кредитования
юридических лиц. Крупнейшими корпоративными
клиентами ХКФБ являются розничные
сети – партнеры банка по потребительскому
кредитованию. Доля ссуд предприятиям
в кредитном портфеле ХКФБ на 01.07.2010
г. выросла до 10,2% по сравнению с 3,7%
на начало года. В связи с ужесточением
кредитной политики, направленной на
минимизацию риска и повышение
качества активов, кредитный портфель
частным заемщикам в 2009 – 2010 гг.сокращался.
С началом кризиса ХКФБ прекратил
выдачу ипотеки и автокредитов и
сконцентрировался на высокодоходных
краткосрочных кредитных
Уровень просроченной задолженности
клиентов ХКФБ демонстрирует динамику
снижения. Специфика бизнес-модели
ХКФБ предполагает наличие просроченной
задолженности, превышающей среднеотраслевой
уровень. При этом мы отмечаем ряд
позитивных моментов. Во-первых, после
достижения пика в середине 2009 г., когда
доля просроченных ссуд выросла до
26%, рост просроченной задолженности
прекратился. Во-вторых, ХКФБ создан резерв
на возможные потери в размере 2,8
млрд.руб., полностью покрывающий
возможные убытки от невозврата ссуд.
В-третьих, условия кредитования ХКФБ
предусматривает высокий
Таблица 3.Просроченные кредиты свыше 90 дней
Просроченные свыше 90 дней кредиты/Гросс-портфель3 |
2007 |
2008 |
2009 |
3м 2010 |
6м 2010 |
12,1% |
9,5% |
13,0% |
11,1% |
10,0% |
ХКФ Банк, дочка чешского Home Credit, пришла
на российский рынок в 2002 году и за
счет агрессивной политики продвижения
своих продуктов достаточно быстро
сумела занять значительную долю в
сегменте розничного кредитования. Приоритетным
направлением деятельности для банка
стало экспресс-кредитование через
торговые сети. ХКФ Банк обладает мощным
источником финансовой подпитки из-за
рубежа, позволяющим ему и дальше
осуществлять экспансию своих кредитных
продуктов на российский рынок. 2006 год
стал началом нового этапа кредитной
политики банка. Высокие показатели
уровня просроченной задолженности (14%
по МСФО на начало года) вынудили руководство
банка взять курс на диверсификацию
кредитного портфеля за счет карточного
и залоговых видов
В рейтинге РБК крупнейших российских банков за 2009 г. и 1пол.2010 г. ХКФБ, будучи средним банком по размерам, не только сохраняет лидерские позиции на рынке банковской розницы, но занимает ведущие позиции по показателям эффективности в банковской системе в целом:
1 место по показателям
4 место по размеру прибыли в абсолютном выражении;
4 место по показателю
Модель розничного монолайнера, которой
придерживался ХКФБ, выдержала проверку
кризисом. Высокотехнологичная машина
розничного кредитования, основанная
на том, что риски перекрываются
очень высокими ставками по кредитам,
позволила банку получать рекордную
прибыль в течение всего
Отлаженные бизнес-процессы, хорошие знания целевых клиентов, высокая узнаваемость бренда и огромное количество точек продаж позволили ХКФБ сократить долю рыночного привлечения в пассивах, нарастив в 2,4 раза депозитную базу (с 1.07.2009 г. по 1.07.2010 г.). Вопреки опасениям многих, Банк успешно выполнил все обязательства пред инвесторами.
Как ни удивительно, отсутствие диверсификации даже пошло ХКФБ на пользу. В отличие от банков, сконцентрированных на корпоративных заемщиках, ХКФБ не испытывает давление понижающей моржи, при этом оборачиваемость просроченной задолженности высока, а штрафные санкции увеличивают доходы.
Стратегия ХКФБ нацелена на эволюционный переход от банка потребительского кредитования к универсальному розничному банку. Основные приоритеты ХКФБ по привлечению ресурсов: оптимизация дюрации и стоимости ресурсов, привлечение финансирования в рублях, снижение зависимости от рынков капитала, расширение депозитной базы и остатков на клиентских счетах.
2.2 Этапы работы банка с проблемными кредитами
Работа с проблемными
1. Необычные или необъяснимые
причины задержки
2. Любое неожиданное изменение
заемщиком методов расчета
3. Реструктурирование
4. Неблагоприятные изменения
5. Наличие чистых убытков в
течение одного или нескольких
лет, измеренных с помощью
6. Неблагоприятные изменения
7. Отклонение объема фактических продаж или потока наличности от планируемых при подаче кредитной заявки.
8. Неожиданные и необъяснимые изменения в размере остатков на счетах клиента.
На забывчивых клиентах кредитные
организации неплохо
Впрочем, со временем задержка выплат по кредиту становится головной болью и для банковских работников. Происходит это после очередной невыплаты второго платежа, когда займ переходит в категорию проблемных. Согласно требованию регулятора – Центрального банка РФ, после официального признания долга проблемным банк обязан из своей прибыли создать резерв на своих счетах в размере 100% от суммы невыплаченного долга. Таким образом, банк должен решать проблемы с должником за счет собственной прибыли. При значительном росте проблемных кредитов такой резерв становится большим отягощением для самого банка, а финансовые показатели банка резко ухудшаются.
Работу с проблемными
Впрочем, никто не обязан бегать за
клиентом и просить его вернуть
кредит. Отношения кредитной
При этом условия договора могут быть описаны в приложении к кредитной карте, которое присылается по почте вместе с картой. Моментом заключения сделки является активация кредитной карты – как правило, для этого достаточно выполнить ряд несложных действий, позвонив по указанному в приложении телефону. Мудрёное приложение, как правило, никто внимательно не читает, в результате, такой карточный кредит "влетает в копеечку", так как в процессе выплат заемщик узнает, что должен гораздо больше, чем предполагал, активируя карту. "Обманутые" в своих ожиданиях заемщики, кстати, составляют немалую долю плохих заемщиков.
Немало банков никак не проявляют себя в период первичных невыплат по кредиту. "Не звонят, не пишут, авось забыли", – надеются наивные должники. Происходит это по разным причинам: где-то на работу с проблемными заемщиками не выделен персонал, у кого-то – это бизнес, поставленный на поток: чем дольше клиент не платит, тем больше будет сумма долга, которую потом можно будет "выбить".
Информация о работе Особенности работы банков с проблемными кредитами: российский и зарубежный опыт