Особенности составления бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 06:32, курсовая работа

Краткое описание

Целями создания малых предприятий, или предприятий малого бизнеса являются:
насыщение потребительского рынка товарами;
преодоление отраслевого и регионального монополизма;
расширение конкуренции;
создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий;

Содержание

Введение 3
1.Концепция бухгалтерской отчетности в Российской Федерации
1.1 Понятие бухгалтерской отчетности, её пользователи и
качественные характеристики 5
1.2 Состав бухгалтерской отчетности и основные требования к её
составлению и представлению 10
1.3 Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности 15
2. Составление бухгалтерской отчетности субъектами малого
предпринимательства
2.1 Критерии отнесения предприятий к субъектам малого
предпринимательства 19
2.2 Требования к организации бухгалтерского учета на малых
предприятиях 22
2.3 Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности
субъектами малого предпринимательства 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

БФО ЧИСТОВИК.docx

— 69.07 Кб (Скачать файл)

Руководитель малого предприятия  в зависимости от объема учетной  работы может:

а) создать бухгалтерскую  службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность  бухгалтера;

в) передать на договорных началах  ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский  учет лично.

Главный бухгалтер малого предприятия назначается и освобождается  от должности на основании приказа  его руководителя и подчиняется  непосредственно ему. Руководитель бухгалтерской службы несет ответственность за формирование учетной политики, методологию и применяемые методики ведения учета, своевременное составление и представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности в контролирующие организации в соответствии с законодательством. Выполнение требований главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций, их представлению в бухгалтерию, организации контроля правильности представления в них данных, а также формированию другой необходимой для целей бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности информации в заданные сроки является обязанностью всех работников организации.

Если на малом предприятии  штатным расписанием не предусмотрена  должность кассира, то главный бухгалтер  имеет возможность совмещать  эти обязанности на основании  приказа руководителя организации.

Принятая малым предприятием учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

При этом утверждаются: 

  • Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • Формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а так же документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • Порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • Правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • Порядок контроля за хозяйственными операциями, а так же другие решения необходимые для организации бухгалтерского учета.

Начальным этапом бухгалтерского учета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации.

Малые предприятия могут  применять для документирования хозяйственных операций формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а так же самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.

К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся:  наименование документа; дата составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном стоимостном выражении; наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность её оформления; личные подписи указанных лиц.

Первичные документы, по которым  данные принимаются к бухгалтерскому учету, проверяются по форме (полнота и правильность их оформления) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).

Для обобщения, классификации  и накопления информации , содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения её на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета.

Малому предприятию рекомендуется  вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров бухгалтерского учета:

- единой журнально - ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. N 63;

- журнально - ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 г. N 176.

При применении указанных  писем необходимо учитывать письмо Минфина России от 24 июля 1992 г. N 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях", а также соответствующие отраслевые указания, разработанные министерствами и ведомствами для предприятий соответствующих отраслей (строительство, торговля, снабжение и др.);

- упрощенной формы бухгалтерского  учета согласно настоящим Типовым  рекомендациям.

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально - ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно - материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально - ордерной формы счетоводства.

При этом малое предприятие  может самостоятельно приспосабливать  применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении:

  • единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
  • взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
  • сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
  • накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Отражение хозяйственных  операций в системе счетов бухгалтерского учета и регистрах бухгалтерского учета, применяемых малым предприятием, осуществляется посредством двойной  записи. Сущность двойной записи заключается во взаимосвязанном отражении каждой совершенной операции одновременно на двух счетах бухгалтерского учета. Например, операция по покупке материалов, взаимоувязывает показатели, отражаемые на счете учета купленных ценностей (дебет счета 10 "Материалы") и счетах учета расчетов или денежных средств, уплаченных поставщику (кредит счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 51 "Расчетный счет" и др.), начисление суммы по оплате труда взаимоувязывают показатели, отражаемые на счетах учета затрат на производство продукции (работ, услуг) (дебет счета 20 "Основное производство" и др.), и счетах учета расчетов по оплате труда работников предприятия (кредит счета 70 "Расчеты по оплате труда") и т.д.

  Малым предприятиям  с простым технологическим процессом  производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц) рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета.

Для организации учета  по упрощенной форме бухгалтерского учета малое предприятие на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной  деятельности предприятий составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который  позволит вести учет средств и  их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам и тем  самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнению обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.

 

 

2.3 Порядок составления  и представления бухгалтерской  отчетности

субъектами малого предпринимательства

 

 

Приказом Минфина России от 17.08.2012 N 113н в Приказ от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 66н) внесены  изменения, которые касаются представления  бухгалтерской отчетности, содержащей укрупненные показатели.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" планами счетов бухгалтерского учета, другими нормативными актами и методическими указаниями должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Согласно п. 3 ст. 20, п. 10 ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", который вступит в силу с 1 января 2013 г., для указанных субъектов также должен быть определен упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с п. 6 Приказа N 66н организации - субъекты малого предпринимательства  в бухгалтерский баланс и отчет  о прибылях и убытках включают показатели только по группам статей (без детализации по статьям), а  в приложениях к балансу и  отчету приводят только наиболее важную информацию - такую, при отсутствии которой невозможно оценить финансовое положение организации или финансовые результаты ее деятельности. В Письме Минфина России от 03.04.2012 N 03-02-07/1-80 уточняется, что данные юридические лица не обязаны прилагать к бухгалтерской отчетности, представляемой в налоговый орган, пояснительную записку, а также отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств. Исключение составляют случаи, когда такие документы содержат наиболее важную информацию.

Приказ N 66н дополнен Приложением N 5, содержащим формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, в которых намного меньше показателей по сравнению с применяемыми в настоящее время формами. В примечаниях к формам приведены разъяснения в отношении внесения отдельных укрупненных показателей. Министерство Финансов решило, что формы бухгалтерской отчетности для малого бизнеса должны быть более компактными, чем для остальных компаний. Так, в новой форме баланса не предусмотрено разделов, а показатели значительно скорректированы. Например, разработчики документа сочли, что дебиторская задолженность малого предприятия может быть включена в статью «Финансовые и другие оборотные активы»; а основные средства — в статью «Материальные внеоборотные активы».

В итоге в активе баланса  остались такие статьи:

  • Материальные внеоборотные активы
  • Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы
  • Запасы
  • Денежные средства и денежные эквиваленты
  • Финансовые и другие оборотные активы

В пассиве баланса остались следующие статьи:

  • Капитал и резервы
    • Долгосрочные заемные средства 
  • Другие долгосрочные обязательства
  • Краткосрочные заемные средства
  • Кредиторская задолженность
  • Другие краткосрочные обязательства

В отчете о прибылях и  убытках содержатся следующие строки:

  • выручка;
  • расходы по обычной деятельности;
  • проценты к уплате;
  • прочие доходы;
  • прочие расходы;
  • налоги на прибыль (доходы);
  • чистая прибыль (убыток).

Данные нужно будет  отражать только на 31 декабря (отчетного  года, предыдущего года и года, предшествующего предыдущему). Составление баланса на другие даты не предусмотрено.

Показатели формы отчета о прибылях и убытках для малых  предприятий также скорректированы  по сравнению с действующей формой. Некоторые  показатели укрупнены (например, себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы включены в показатель «Расходы по обычной деятельности»), либо вовсе исключены.   Кроме того, в комментируемом приказе установлено правило: если в бухотчетность включаются укрупненные показатели (без детализации), то код строки указывается по показателю с наибольшим удельным весом в составе данного укрупненного показателя.

Критерии отнесения лиц  к субъектам малого предпринимательства  содержатся в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Упрощенные формы бухгалтерской отчетности такие организации могут использовать на добровольной основе. Этот вывод следует из п. 6 Приказа N 66н, которым устанавливается, что указанные лица вправе формировать бухгалтерскую отчетность в соответствии с п. п. 1 - 4 данного Приказа, то есть в общем порядке. 

Заключение

 

 

Становление и развитие малого бизнеса является актуальной и перспективной проблемой в нашей стране, и за рубежом. В этой проблеме остается много нерешенных или недостаточно решенных вопросов. Среди них, важными являются вопросы учета, отчетности, налогообложения.

Информация о работе Особенности составления бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства