Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:03, дипломная работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день страхование затрагивает многие сферы жизни. Помимо обязательного страхования, страхователи все чаще заключают страховые договора на добровольной основе. Страховое дело во многом отличается от других видов предпринимательской деятельности. Прежде всего, тем, что результат деятельности страховщика затрагивает не только его интересы, но и интересы большого круга страхователей. Между тем страховая деятельность направлена на защиту имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий за счет денежных фондов, формируемых страхователями страховых взносов. Таким образом, финансовая деятельность страховщика затрагивает интересы значительного числа лиц. Именно поэтому, знание особенностей бухгалтерского учета и финансового анализа страховых организаций, актуально на сегодняшний день.
ВВЕДЕНИЕ
3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4
1.1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета. Принцы ведения.
4
1.2. Организация бухгалтерского учета в страховой организации
8
1.2.1. Учетная политика страховой организации для целей бухгалтерского учета
8
1.2.2. Документирование, инвентаризация активов и пассивов
17
1.2.3. План счетов бухгалтерского учета страховой организации
24
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
33
2.1. Лицензирование стразовой деятельности на территории Российской Федерации
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Решение органа страхового надзора об отказе в выдаче лицензии направляется в письмо форме с уведомлением о вручении такого решения соискателю лицензии в течение рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием причин отказа.
Решение об отказе в выдаче лицензии должно содержать основания для отказа с обязательной ссылкой на допущенные нарушения и должно быть принято не позднее срока, установленного Законом.
Страховщик имеет право обжаловать действия МФ РФ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Об изменениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для получения лицензии, страховщики обязаны сообщать в письменной форме в орган страхового надзора и им повременно представлять документы, подтверждающие эти изменения, в течение 30 дней со дня внесения этих изменений.
Порядок внесения изменений и дополнений в документы, явившиеся основанием мня выдачи лицензии на страховую деятельность, регламентируется письмом Минфина РФ от 22 апреля 2003 г. № 24-00/КП-20 «О внесении изменений в документы, на основании которых была выдана лицензия на осуществление страховой деятельности.
При внесении изменений в содержание правил страхования и прилагаемых к ним образцов договоров (полисов, свидетельств, сертификатов), если вносимые изменения не меняют существа вида страхования (существа подлежащего страхованию имущественного интереса, объекта страхования, субъектного состава страхователей, застрахованных лиц; существа событий, на случай наступления которых осуществляется страхование), а также не изменяют названия вида страхования, определенного в перечне к выданной страховщику лицензии, в Министерство финансов Российской Федерации представляется один экземпляр новой редакции правил, оформленных в соответствии с требованиями условий лицензирования (правила страхования должны содержать страховые тарифы, соответствующие внесенным в правила изменениям, к правилам должны быть приложены образцы форм договоров страхования (страховых свидетельств, полисов, сертификатов, заявлений и др.); правила страхования и приложенные к ним документы должны быть прошиты, пронумерованы и утверждены руководителем страховой организации с указанием даты утверждения, отличной от предыдущей редакции правил).
При внесении изменений в расчет страховых тарифов по видам страхования, иным чем страхование жизни, структуру тарифных ставок, положения о формировании страховых резервов (в случаях, когда вносимые изменения не требуют в соответствии с действующими нормативными актами согласования с органом страхового надзора), в Министерство финансов Российской Федерации представляется два экземпляра новой редакции указанных документов, оформленных в соответствии с требованиями Условий лицензирования (в частности, документы должны быть прошиты, пронумерованы и утверждены руководителем страховой организации с указанием даты утверждения, отличной от предыдущей редакции документа).
Указанные документы направляются в Министерство финансов Российской Федерации в уведомительном порядке в срок, установленный Законом Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации». В сопроводительном письме (уведомлении) о направлении новой редакции правил страхования страховая организация перечисляет все внесенные в содержание правил изменения с указанием конкретных пунктов; к письму прилагается копия решения органа управления страховой организации о принятии (утверждении) новой редакции документа.
При этом страховщик вправе использовать документы, в которые внесены изменения, с даты их утверждения страховой организацией. С указанного момента все ранее действовавшие редакции измененных документов не могут применяться при заключении новых договоров страхования и продлении действующих.
После проверки представленных страховщиком документов на их комплектность и правильность оформления Министерство финансов Российской Федерации письменно извещает страховую организацию о получении соответствующего уведомления и принятии к сведению новых редакций документов.
В случае несоблюдения страховщиком требований о комплектности и правильности оформления представленных документов Министерство финансов Российской Федерации возвращает их, о чем письменно уведомляет страховщика. Возврат документов означает, что их новая редакция не принята к сведению в порядке уведомления и не может быть использована в работе.
Если в результате внесения изменений в содержание правил страхования и прилагаемых к ним образцов договоров (полисов, свидетельств, сертификатов) меняется существо вида страхования, а также когда вносится изменение в название правил страхования, то применяется общий порядок рассмотрения документов, предусмотренный Условиями лицензирования.
Правила представления и рассмотрения документов, указанные выше, применяются только к добровольным видам страхования. При внесении изменений в типовые (стандартные) правила страхования необходимо предварительное согласование вносимых изменений с объединением страховщиков, разработавших данные правила.
Страховая организация несет ответственность за достоверность и полноту информации, сообщенных в уведомлении об изменениях и в документах, в которые внесены изменения, включая несоответствие внесенных изменений действующему законодательству Российской Федерации.
При выявлении в дальнейшем в указанных документах нарушений действующего законодательства Российской Федерации орган страхового надзора применяет к страховой организации санкции, предусмотренные Положением о порядке ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 17.07.2001 № 52н.
В соответствии с положением о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, утвержденным приказом МФ РФ от 17.07.2001 г. № 52н, Министерство финансов Российской Федерации вправе при выявлении нарушений страховщиками требований Закона давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний, - приостанавливать или ограничивать действие лицензий до устранения выявленных нарушений либо принимать решение об отзыве лицензии.
Решение Минфина России об ограничении, приостановлении, возобновлении действия лицензии, а также об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Меры, принимаемые Минфином РФ при выявлении нарушения
Таблица 3
Меры |
Основание для принятия меры |
Орган, принимающий решение о применении меры |
Совершаемые действия |
1 |
2 |
3 |
4 |
Дача предписания Предписанием является письменное указание Минфина России и (или) территориального органа страхового надзора, обязывающее страховщика устранить выявленное нарушение в установленный срок |
Осуществление видов деятельности, которые не могут быть предметом непосредственной деятельности страховщиков, в соответствии с Законом Несоблюдение установленных правил формирования и размещения страховых резервов Несоблюдение установленных требований к нормативному соотношению между активами и страховыми обязательствами Нарушение установленных требований о представлении в Минфин России и (или) территориальному органу страхового надзора отчетности Непредставление в срок документов, затребованных Минфином России и (или) территориальному органу страхового надзора отчетности Непредставление в срок документов, затребованных Минфином России и (или) территориальным органом страхового надзора Установление факта представления в Минфин России и (или) в территориальный орган страхового надзора недостоверной информации Несообщение в установленный срок в Минфин России об изменениях и дополнениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии (с представлением подтверждающих документов) Иные нарушения |
Минфин России и (или) территориальный орган страхового надзора |
Предписание направляется страховщику при необходимости, копия предписания направляется соответствующим органам исполнительной власти Страховщик в установленный срок представляет в Минфин России (территориальный орган страхового надзора) документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений Представление страховщиком в установленный срок документов, подтверждающих установление нарушений, является основанием для признания предписания исполненным. Об исполнении (снятии) предписания сообщается страховщику Установление в последующем факта представления страховщиком документов, содержащих недостоверную информацию, является основанием для признания ранее данного предписания неисполненным, о чем сообщается страховщику |
Ограничение, приостановление на осуществление страховой деятельности Ограничение действия лицензии означает запрещение страховщику заключать и продлевать договоры страхования по определенным видам страховой деятельности или на определенной территории Приостановление действия лицензии означает запрещение страховщику заключать и продлевать договоры страхования (перестрахования) При этом по ранее заключенным договорам страховщик выполняет принятые обязательства до истечения срока их действия |
В случае невыполнения страховщиков требований о предоставлении документов об устранении нарушений, по которым было дано предписание, Минфин России вправе приостановить или ограничить действие лицензии до устранения всех нарушений либо принять решение об отзыве лицензии |
Минфин России и (или) территориальный орган страхового надзора |
Решение об ограничении, приостановлении и отзыве лицензии сообщается страховщику, соответствующему налоговому органу в письменной форме и публикуется в печати Представление страховщиком в установленный срок документов, свидетельствующих об устранении нарушении, послуживших причиной для ограничения или приостановления действия лицензии, является основанием для возобновления действия лицензии |
Отзыв лицензии на осуществление страховой деятельности Отзыв лицензии влечет за собой исключение юридического лица из единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков; Отзыв лицензии означает запрет на осуществление страховой деятельности, за исключением выполнения обязательств, принятых по действующим договорам страхования. При этом средства страховых резервов могут быть использованы страховщиком исключительно для выполнения обязательств по договорам страхования |
В случае невыполнения страховщиком требований о предоставлении документов об устранении нарушений, по которым было осуществлено ограничение или приостановление действия лицензии, Минфин России вправе принять решение об отзыве лицензии |
Минфин России и (или) территориальный орган страхового надзора |
Решение об отзыве лицензии сообщается страховщику, соответствующему налоговому органу в письменной форме и публикуется в печати |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Страхование как звено финансовой системы далеко не новая деятельность в современном мире. Россия накопила значительный опыт в формировании и создании собственной страховой системы государства. Существуют наглядные образцы крупнейших монополий, прошедших путь длиною в десятилетия. «Ингосстрах», «Росгосстрах», «Аско». Эти страховые организации приведены в пример, как лучшие образцы российского отечественного страхования. В последнее время, а именно в эпоху перехода страны на рельсы рыночной экономики, принято подвергать критике все то, что было до 1991 года, «эпохи застоя». Так охарактеризовано время до перестроек, реформ и перемен. Но в заключение дипломной работы «Организация бухгалтерской службы страховой организации», исследуя работу этого звена финансовой системы, хочется сделать обратный вывод. И не только сделать, но и условно поделить его на два пункта. Первый сформулирует работу страховой организации в масштабе страны и ее выхода на мировой рынок. Во-вторых, надо отметить, что страхование никогда не было явлением застойным и бесперспективным.
Но рыночная экономика внесла свои изменения. Особенно в области принятия решений. Современный руководитель страховой компании, налоговые органы, учредители не должны получать информации от так называемого вертикального изложения: гл. бухгалтер - налоговый орган. Такая информация, несомненно, нужна. Но ошибки в ней зачастую оборачиваются штрафными санкциями и пенями. Поэтому экономический разум выбирает путь аудитора, а именно того, кто увидит проблему, нащупает суть и найдет оптимальный путь решения. Положительным фактором сегодня можно назвать то, что аудиторская служба в РФ состоялась, и она нашла свою профессиональную пригодность на рынке страховых услуг. Доказательством служат обязательное заключение аудитора всех страховых компаний. Этот опыт наша страна почерпнула из развития аудита страховой деятельности таких стран, как Великобритания, США, ФРГ, Франция и Япония.
На снижение договоров страхования повлияли такие факторы, как падение жизненного уровня населения, несвоевременная выплата заработной платы, пенсий, система взаимных неплатежей, запрет безналичных расчетов по уплате страховых платежей населения.
Для улучшения страховой деятельности необходимо систематически изучать состояние страхового рынка и перспективы спроса на страховые услуги, разрабатывать предложения по улучшению организации работы, реализации имеющихся в распоряжении общества услуг по введению новых видов страхования. Всему этому способствует внедрение в страховой работе маркетинга.
Развитие страховой деятельности должно проходить в направлении более широкого охвата населения, улучшения качества обслуживания и введения новых, перспективных видов страхования.
С целью улучшения качества обслуживания клиентов сократить сроки определения ущерба и выплат страховых сумм.
Вместе с тем наличие объективных и специфических проблем подтверждает необходимость использования для их решения комплекса маркетинга. Именно он позволяет наладить тесное общение страховых компаний с клиентами, повысить степень доверия между ними, выбрать действительные страховые преимущества одной страховой компании от другой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учёт, налогообложение и аудит в страховых организациях. – М.: Бухгалтерский учёт, 2012. – 272с.
Бухгалтерский учет основных средств, капитала и прибыли. – М.: Бухгалтерский учет, 2012. – 300с.
Бухгалтерский учёт и экономический анализ в страховых организациях. – М.: Инфра-М, 2010. – 480с.
Бухгалтерский учет в страховых компаниях: Учебно-практическое пособие. – СПб.: Герда, 2006. – 608с.
Бухгалтерский учет в страховых организациях: учебник для СПО. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 201с.
Особенности бухгалтерского учета в коммерческих страховых организациях.- М.: Маркет ДС, 2011. – 280с.
Страхование: Учебное пособие. – М.:МГУП., 2011. – 230с.
Бухгалтерский учёт в страховании: учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2012.-160 с.
Особенности бухгалтерского учета в страховых компаниях – М.:АНКИЛ, 2010. – 310с.
Бухгалтерский учёт, анализ и аудит в деятельности страховых организаций. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 400с.
Информация о работе Особенности учета в страховых организациях