Особенности учёта в бюджетных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 13:37, реферат

Краткое описание

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях составная часть единой системы учета РФ. Информационная система для бюджетных учреждений имеет особенности, обусловленные существенными различиями в правилах ведения бухгалтерского учета, действующих в коммерческих и бюджетных организациях. Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях регламентируются специальными нормативными актами, адресованными для них. Определяющие регламентации (правила и указания) бюджетного учета, обязательные в практике бюджетных учреждений, устанавливаются централизованно Министерством финансов России.

Вложенные файлы: 1 файл

Бюд учет.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с ГК РФ предпринимательской  является «самостоятельная, осуществляемая на свои риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Предпринимательская деятельность предусмотрена следующими нормативными актами и учредительными документами:

— Законы РФ «Об образовании», «Основы  законодательства РФ о культуре»;

— Федеральные законы «О высшем и  послевузовском образовании, «О науке  и государственной научно-технической  политике»;

— иные правовые акты.

К предпринимательской деятельности образовательных учреждений относятся:

- реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества учреждения;

- торговля покупными товарами, оборудованием;

- оказание посреднических услуг;

- долевое участие в деятельности других учреждений и организаций;

- приобретение акций, облигаций,  иных ценных бумаг и получение  доходов (дивидендов, процентов)  по ним;

Для учреждений образования не является предпринимательской платная деятельность, доходы от которой реинвестируются в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении. Суммы, направленные образовательными учреждениями на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в данном образовательном учреждении, уменьшают налогооблагаемую базу.

Если ранее доходы от сдачи в  аренду государственного имущества, взимание дополнительной оплаты за обучение, оказание консультационных услуг учреждениями образования и другими бюджетными организациями считались выручкой от предпринимательской деятельности, то с введением с 1 января 2000 года Инструкции №107 эти доходы рассматриваются как дополнительный источник бюджетного финансирования.

Никаких налогов с получаемого  дохода как дополнительного источника  бюджетного финансирования учреждение – получатель средств не исчисляет  и не уплачивает.

Каждый вид внебюджетных средств должен учитываться на обособленных счетах, открываемых в органах федерального казначейства или в кредитных организациях (для бюджетных учреждений, не переведенных на систему финансирования через органы федерального казначейства).

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на: - оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; - перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; - трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

- командировочные  и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- оплату товаров,  работ и услуг по заключенным  государственным или муниципальным  контрактам; - оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование  бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Все закупки  товаров, работ и услуг на сумму  свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.

 

    1. Основные задачи и правила ведения бухгалтерского учета

 

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему  сбора, регистрации и обобщения  информации в денежном выражении  об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Основными задачами бухгалтерского учета являются:

-формирование полной  и достоверной информации о  деятельности организации и ее  имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

-обеспечение информацией,  необходимой внутренним и внешним  пользователям бухгалтерской отчетности  для контроля за соблюдением  законодательства Российской Федерации  при осуществлении организацией  хозяйственных операций и их  целесообразностью, наличием и  движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

-предотвращение отрицательных  результатов хозяйственной деятельности  организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Основные правила ведения  бухгалтерского учета в организациях установлены Законом «О бухгалтерском  учете», Положением о бухгалтерском  учете и отчетности, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия», Планом счетов бухгалтерского учета и другими нормативными документами, на которых остановимся более подробно в отдельной главе.

В соответствии с указанным  законом основными правилами, требованиями к ведению бухгалтерского учета  являются:

-бухгалтерский учет  имущества, обязательств и хозяйственных  операций организацией ведется  в валютных РФ-рублях;

-имущество, являющееся  собственностью организаций, учитывается  обособленно от имущества других  юридических лиц, находящегося  у данной организации;

-бухгалтерский учет  ведется организацией непрерывно  с момента её регистрации до  реорганизации или ликвидации;

-организация ведет  бухгалтерский учет имущества,  обязательств и хозяйственных  операций путем двойной записи  на взаимосвязанных счетах  бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;

-все хозяйственные  операции и результаты инвентаризации  подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;

-текущие затраты на  производство продукции и капитальные  вложения учитываются раздельно;

-основанием для записи  в учетных регистрах являются  первичные учетные документы,  которые должны составляться в момент совершения хозяйственных операций или непосредственно после ее окончания и содержать обязательные реквизиты.

После того как решением Верховного суда РФ от 30 июля 1998г №ГКПИ 98-283 была признана недействительной Инструкция по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете (утверждена приказом Минфина России от 03 ноября 1993г №122), бюджетные организации остались без нормативного документа, который определял бы порядок ведения ими бухгалтерского учета.

Но теперь такой документ есть. Приказом Минфина России от 30 декабря 1999г №107 утверждена новая  Инструкция по бухгалтерскому учету  в бюджетных организациях. Инструкция зарегистрирована в Минюсте России 28 января 2000г №2064.

Используя периодическую бухгалтерскую литературу, нами была изучена Инструкция №107, она состоит из трех частей и двух приложений. В части I «Организация бухгалтерского учета» приводится бюджетный План счетов. Часть II «Учет операций по исполнению смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников» состоит из двенадцати глав, каждая из которых посвящена отдельному участку бухгалтерского учета. Часть III определяет «Порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями учреждений».

Приложение №1 к названной  Инструкции представляет «Унифицированные формы финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных  учреждений и организаций», приложение №2 – «Корреспонденцию субсчетов  по основным бухгалтерским операциям».

Теперь бюджетным учреждениям  разрешено применять не только документацию класса 05 ОКУД «Унифицированная система  первичной учетной документации», но и отдельные формы первичных  учетных документов класса 03 ОКУД «Унифицированная система первичной учетной документации».

Изменения, которые Инструкция №107 вносит в бухучет бюджетных  организаций, весьма значительны и  затрагивают все участки учета. Но в первую очередь необходимо сказать  об ограничениях в выборе форм и  способов ведения бухгалтерского учета и изменениях в учете внебюджетных средств поскольку от этого зависит налогообложение бюджетных организаций. Согласно пунктам 1 и 5 новой Инструкции, в бюджетных учреждениях устанавливается единый порядок ведения бухгалтерского учета. Этот порядок формируется на основе:

-стандартного Плана  счетов бухгалтерского учета  (п.30 Инструкции№107);

-мемориально-ордерной  формы ведения бухгалтерского  учета (перечень применяемых форм  мемориальных ордеров приведен  в п.20 Инструкции №107);

-формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;

-методов оценки активов  и обязательств;

-корреспонденции субсчетов  по основным бухгалтерским операциям  и т.д.

Это означает, что бюджетные  учреждения в отличие от любых  других некоммерческих и коммерческих организаций лишены возможности утверждения рабочего плана счетов бухгалтерского учета, выбора формы бухгалтерского учета и т.п.

Однако это противоречит Федеральному закону от 21 ноября 1996г  №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а  пункт 4 Инструкции №107 подтверждает, что бюджетные учреждения находятся в сфере действия этого закона.

Статья 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» гласит, что  учетная политика бюджетных учреждений, как и любых других организаций, представляет собой совокупность организационно-технических решений и способов ведения бухгалтерского учета. Следовательно, чтобы ограничить права бюджетного учреждения по организации бухгалтерского учета и формированию учетной политики, необходимы изменения и дополнения в вышеуказанный закон.

Признавая целесообразность ведения единых унифицированных правил ведения бухгалтерского учета для бюджетных учреждений, все же необходимо отметить, что данная проблема должна решаться не нормативным правовым актом Минфина России, а на законодательном уровне.

Согласно статье 8 Инструкции №107, сведения об исполнении смет доходов и расходов представляются руководителям обслуживаемых учреждений в сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии.

Между тем пункт 2 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» предусматривает принципиально иной порядок организации бухгалтерского учета. Руководителю юридического лица предоставлено право, сделать выбор в пользу определенной формы ведения бухгалтерского учета и нести ответственность за данный выбор. В условиях рынка даже для бюджетных учреждений наиболее приемлемой является децентрализованная форма учета, (то есть непосредственно в учреждении), поскольку руководитель в этом случае может принимать управленческие решения на основе своевременно поступающей бухгалтерской информации.

До недавнего времени  деятельность бюджетных организаций  регламентировалась не только Федеральным  законом «О бухгалтерском учете», но и следующими документами:

-Положением по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина России от 29 июля 1998г №34 Н);

-ПБУ 1/98 «Учетная политика  организации»

(приказ Минфина России  от 09 декабря 1998г №60 Н);

-ПБУ 5/98 «Учет материально-производственных  запасов»

(приказ Минфина России  от 15 июня 1998г №25 Н);

-ПБУ 9/99 «Доходы организации»

(приказ Минфина России  от 6 мая 1999г №32 Н) – в части  признания доходов от предпринимательской  и иной деятельности;

-ПБУ 10/99 «Расходы организации»

(приказ Минфина России  от6 мая 1999г №33 Н) – в части  признания расходов по предпринимательской и иной деятельности.

Одновременно с новой  Инструкцией по бухгалтерскому учету  в бюджетных учреждениях приказом Минфина России от 30 декабря 1999г  №107Н утвержден перечень изменений  и дополнений, вносимых в нормативные  правовые акты Минфина России.

На основании этого  документа бюджетные учреждения и организации исключены из сферы  действия вышеуказанных положений  и стандартов бухгалтерского учета. Тем не менее, многие нормы Инструкции №107 повторяют формулировки ранее  принятых нормативных актов Минфина России.

В частности, и в пункте 7 Инструкции №107 по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, и в пункте 10 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации говорится о необходимости ведения документации на русском языке.

Информация о работе Особенности учёта в бюджетных организациях