Особенности учёта в бюджетных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 13:37, реферат

Краткое описание

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях составная часть единой системы учета РФ. Информационная система для бюджетных учреждений имеет особенности, обусловленные существенными различиями в правилах ведения бухгалтерского учета, действующих в коммерческих и бюджетных организациях. Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях регламентируются специальными нормативными актами, адресованными для них. Определяющие регламентации (правила и указания) бюджетного учета, обязательные в практике бюджетных учреждений, устанавливаются централизованно Министерством финансов России.

Вложенные файлы: 1 файл

Бюд учет.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

- организацию и проведение  оперативного контроля за исполнением  федерального бюджета в отчетном году;

- проведение комплексных  ревизий и тематических проверок  по отдельным разделам и статьям  федерального бюджета, бюджетов  федеральных внебюджетных фондов;

- экспертизу проектов  федерального бюджета, законов  и иных нормативных правовых  актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации;

- анализ и исследование  нарушений и отклонений в бюджетном  процессе, подготовку и внесение  в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;

- подготовку и представление  заключений в Совет Федерации  и Государственную Думу по  исполнению федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;

- подготовку и представление  заключений и ответов на запросы  органов государственной власти  Российской Федерации.

Для осуществления своей  деятельности по запросам Счетной палаты все органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, предприятия, организации независимо от форм собственности и их должностные лица обязаны предоставлять финансовую и иную связанную с осуществлением контроля информацию. Отказ или уклонение должностных лиц указанных органов, предприятий, учреждений и организаций от своевременного предоставления необходимой информации или документации по требованию Счетной палаты, а также предоставление ложной информации влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В процессе исполнения федерального бюджета Счетная палата контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению.

НК РФ наделил налоговые  органы правами и обязанностями  по осуществлению ими своих функций, одной из которых является контрольная. Налоговый контроль представляет собой установленную налогово-правовыми нормами систему контрольных мероприятий, осуществляемую специально уполномоченными на это органами, направленную на проверку, обеспечение полноты и своевременность выполнения фискальнообязанными лицами налогового законодательства.

Цели налогового контроля:

- выявление налоговых  правонарушений и налоговых преступлений;

- предупреждения их  совершения в будущем;

- обеспечение неотвратимости  наступления налоговой ответственности.

Налоговый контроль деятельности бюджетных организаций проводится сотрудниками налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений, проверки данных учета и отчетности, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. В соответствии с НК РФ основными методами текущего и последующего контроля правильности исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов налогоплательщиками, плательщиков сборов и налоговых агентов в бюджеты различного уровня являются камеральные и выездные налоговые проверки.

Контроль служит важным способом обеспечения законности и  целесообразности проводимой деятельности учреждения. Роль внешнего контроля меняется, но сам внешний контроль не исключается. Он решает свои традиционные задачи, актуальность которых не снижается, и приобретает новые направления. Наиболее заметное из них - аудит эффективности. Растет значение экспертно-аналитической деятельности, мониторинга расходования бюджетных средств. Обеспечение прогрессирующей результативности государственных расходов без налаженного взаимодействия внешнего и внутреннего контроля становится все более проблематичным. Вместе с тем нужно конструктивно сочетать компетентный внешний контроль с невмешательством во внутренние дела организации, не превращать его в мелочную опеку одних органов другими.

 

Заключение

 

Учетная информация отражает фактическое  состояние хозяйственного объекта  или бюджетного учреждения. Полнота, достоверность и своевременность  учетной информации определяют действенность  управления производством, способствуют предотвращению принятия неоправданных решений. Это требует постоянного совершенствования методологии бухгалтерского учета как основного поставщика информации.

До недавнего времени бухучет  в основном использовался как  инструмент внешнего административного контроля за государственными предприятиями. Все отчетливее проявлялось возрастающее расхождение между отечественной системой бухгалтерского учета и Западной Европы.

За последние годы улучшились методология  и организация бухгалтерского учета. Изданы новые нормативные документы, регламентирующие постановку бухгалтерского учета в различных отраслях и ведомствах: План счетов бухгалтерского учета; Положение о бухгалтерском учете и отчетности; Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг); Положение о порядке начисления амортизации (износа) на полное восстановление по основным фондам; Порядок ведения кассовых операций и другие.

Основные направления совершенствования  организации бухгалтерского учета  определены с учетом перехода к рыночной экономике.

Важным является приведение отечественной  практики бухгалтерского учета в  сопоставимость с практикой западных стран, для чего необходимо совершенствовать бухгалтерский учет, внедрять прогрессивные формы и методы учета.

Приказом Минфина России от 30 декабря 1999 года №107 утверждена новая Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных  учреждениях. Согласно Инструкции №107 введены единые унифицированные  правила ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, изменена методика ведения бухгалтерского учета.

Согласно пункту 6 Инструкции Минфина  России от 30 декабря 1999г. №107 теперь бюджетные  организации обязаны составлять отдельный баланс по внебюджетным средствам  и включать данные этого отдельного баланса в свой единый баланс.

Для обеспечения раздельного учета  операций по бюджетным и внебюджетным средствам бюджетным предприятиям и организациям рекомендовано при  необходимости присвоить отличительный  признак в виде номера каждому  субсчету Плана счетов бухучета.

Вполне очевидно, что в результате этого возрастет трудоемкость ведения бухгалтерского учета, особенно на первых порах. Но именно этот механизм позволит эффективно разделить имущество, переданное в управление бюджетному учреждению, и имущество, самостоятельно заработанное бюджетной организацией и не подлежащее изъятию.

Если ранее доходы от сдачи в  аренду государственного имущества, взимание дополнительной оплаты за обучение, оказание консультационных услуг учреждениями образования и другими бюджетными организациями считались выручкой от предпринимательской деятельности, то с введением с 1 января 2000 года Инструкции №107 эти доходы рассматриваются как дополнительный источник бюджетного финансирования.

Никаких налогов с получаемого  дохода как дополнительного источника бюджетного финансирования учреждение – получатель средств не исчисляет и не уплачивает.

Важную роль в условиях нового порядка  ведения бухгалтерского учета играет оперативный учет прямых расходов по бюджетной и предпринимательской  деятельности. Это требует внедрения более действенных форм учета и контроля за распределением расходов.

Ранее бюджетные учреждения, финансируемые  из регионального или местного бюджетов, распределяли все расходы между  бюджетной и предпринимательской  деятельностью расчетным методом пропорционально удельному весу средств от предпринимательской деятельности в общей сумме средств (п.9 Инструкции Госналогслужбы России от 20 августа 1998г. №48).

В условиях нового порядка ведения  бухгалтерского учета пункт 9 Инструкции №48 фактически уже не может использоваться бюджетными учреждениями. Формируя учетную политику, бюджетное учреждение имеет право разработать собственные методы ведения раздельного учета, включая методы распределения необходимых статей общехозяйственных расходов на бюджетную и предпринимательскую деятельность, или методы распределения всех расходов в качестве прямых, что подтверждается новой Инструкцией от 30 декабря 1999 года №107 по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях.

 

 

Приложение 1

 

Таблица 1. «Сходство и различие плана счетов бюджетных и коммерческих организаций»

Наименование объектов учета (счета)

Коммерческие организации

Бюджетные организации

1.

Основные средства

Размер стоимости основных средств : свыше 100 МРОТ.

Счет 01 номер и наименование субсчета повидам основных средств (1,2,3..)

Размер стоимости основных средств: свыше 50 МРОТ.

Счет 01

Номер субсчета и наименование:

010. – Здания

011. – Сооружкния

012. – Пердаточные устройсва.

013. – Машины и оборудование

015. – Транспортные  средства

016. – Инструменты

017. – Рабочий и продуктивный  скот

018. – Библиотечный  фонд

019. – Прочие основные  средства 

2.

Малоценные и быстро изнашивающиеся предметы

Предельный размер стоимости  МБП:

Невыше 100 МРОТ

Счет 12

Номер субсчета и наименование

  1. МБП в запасе
  2. МБП в эксплуатации
  3. Временные (нетитульные сооружения)

Предельный размер стоимости  МБП:

Невыше 50 МРОТ

Счет 07

Номер субсчета и наименование:

070.МБП на складе

071.МБП в эксплуатации

072.Бельё, постельные  принадлежности, одежда и обувь  на складе

073.Бельё, постельные принадлежности, одежда и обувь в эксплуатации.

3.

Заработная плата

Счет 70

“Расчеты с персоналом по оплате труда”

Счет 18

“Расчеты с рабочими, служащими и стипендиатами”

номер субсчета и наименование:

180.Расчеты с рабочими  и служащими.

181.Расчеты со стипендиатами

182.Расчеты с рабочими  и служащими за товары, проданные  в кредит

….

187.Расчеты по исполнительным  документам и прочим учреждениям

189.Другие расчеты за  выполненные работы.


 

 

Приложение 2

 

Таблица 2. «Состав годовой бухгалтерской отчетности бюджетных организаций»

Наименование документа

Форма

Приложение

Примечание

1.Баланс исполнения  сметы расходов учреждения

Ф.1

Справка о движении сумм финансирования из бюджета

 

2. Отчет об исполнении  сметы расходов бюджетной организации

Ф.2

   

3. Отчет об исполнении сметы доходов и расходов, переведенной на новые условия хозяйствования

Ф.2-1

   

4. Отчет об использовании  бюджетных ассигнований организацией

Ф.2-2

   

5. Отчет о движении  средств по текущему счету  «Суммы по поручениям»

Ф.2-3

   

6. Отчет об исполнении сметы по внебюджетным средствам

Ф.4

 

Для бюджетных организаций, получающих доходы от предпринимательской  деятельности

7. Отчет о движении  основных средств

Ф.5

   

8. Отчет о движении  материальных ценностей

Ф.6

   

9. Отчет о недостачах  и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях

Ф.15

   

10. Отчет о прибылях  и убытках 

Ф.2

 

Для бюджетных организаций, получающих доходы от предпринимательской  деятельности


 

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: ПРОСПЕКТ, 2010
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1, 2. – М.: ОМЕГА-Л, 2010
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1, 2. – М.: ОМЕГА-Л, 2010
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: ОМЕГА-Л, 2010
  6. Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации"
  7. Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
  8. Федеральный закон от 21.07.2005г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполненных работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
  9. Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"
  10. Распоряжение Правительства РФ от 15.11.2002г. № 1611-р "О переоценке основных средств и нематериальных активов в бюджетных учреждениях"
  11. Инструкция "О порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности", утвержденная приказом Минфина России от 13.11.2008г. № 128н
  12. Инструкция "Об утверждении форм регистров бюджетного учета", утвержденная приказом Минфина России от 23.09.2005г. № 123н
  13. Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 10.02. 2006 г. № 25н
  14. Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 30.12.2008 г. № 148н
  15. Приказ Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н. "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов
  16. Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993г. № 40
  17. Алексеева И.В. Бюджетный учет шаг за шагом. М.: ЭКАР, 2007
  18. Аснин Л.М., Кононова И.Я. Контроль и ревизия. – Ростов-н/Д.: Изд-во ФЕНИКС, 2004
  19. Афанасьев М.П. Государственный финансовый контроль. - М.: ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ, 2001
  20. Белов А.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. - М.: ЭКЗАМЕН, 2005
  21. Голощапов Н.А., Соколов А.А. Контроль и ревизия. – М.: АЛЬФА-ПРЕСС, 2007
  22. Захарьин В.Р. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. – М.: ОМЕГА-Л, 2009
  23. Кондраков Н.П., Кондраков И.П. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. М.: ПРОСПЕКТ, 2007
  24. Конопляник Т.М., Морозова И.В. Бюджетный учет оплаты труда. СПб.: БИЗНЕС-ПРЕССА, 2007
  25. Кочергов Д.С. Амортизация: практическое пособие. – М.: ОМЕГА-Л, 2005
  26. Паклар А.Н. Бюджетный учет. – М.: ЮСТИЦИФОРМ, 2006
  27. Полещук Т.А., Митина О.В. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. - М.: ИНФРА-М, 2010
  28. БИНО: Бюджетные учреждения № 2/2009. Изд-во ЭКАР. – 2009
  29. БИНО: Бюджетные учреждения № 5/2009. Изд-во ЭКАР. – 2009
  30. БИНО: Бюджетные учреждения № 6/2009. Изд-во ЭКАР. – 2009
  31. БИНО: Бюджетные учреждения № 7/2009. Изд-во ЭКАР. – 2009
  32. БИНО: Бюджетные учреждения № 12/2009. Изд-во ЭКАР. – 2009
  33. Булаев С.В. Положение о внутреннем контроле: разрабатываем, утверждаем, применяем // Бюджетные учреждения. – 2009. - № 6
  34. Валова С.А. Не допускаем ошибок и нарушений при проведении инвентаризации // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. – 2009. - № 7
  35. Больничные листы // Под ред. Г.Ю. Касьяновой – М.: АБАК, 2009
  36. Годовой отчет для бюджетных организации – 2008 // Под ред. Ю.А. Васильева. – М.: Изд-во Консалтинговая группа "АЮДАР", 2008
  37. Кудряшов С.А. Выездная проверка как средство налогового контроля // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. – 2008. - № 10
  38. Лукошкин С.В. Классификация видов финансового контроля // Современный бухучет. – 2009. - № 2
  39. Овсянников Л.Н. Контроль внешний и внутренний: условия взаимодействия // Финансы. – 2008. - № 11
  40. Строков А.И. Порядок учета расчетов с персоналом бюджетных учреждений по оплате труда // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2008. - № 15
  41. Информационно-правовая система "Консультант Плюс"

Информация о работе Особенности учёта в бюджетных организациях