Отчетность Федеральных государственных унитарных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 00:13, реферат

Краткое описание

В настоящее время российское государство поставлено перед необходимостью решения новых проблем экономики страны. Это означает поиск источников внутренних резервов, и повышении эффективности работы традиционных отраслей государственного сектора, укрепления доверия партнеров. Включение экономики Российской Федерации в мировой коммерческий оборот и решение задач переустройства экономики может иметь практическое для других стран, которые стоят перед аналогичными проблемами. Это позволит выявить конкретные результаты экономических реформ и правового регулирования экономических отношений, участниками которых выступают государственные унитарные предприятия, являющиеся активными субъектами предпринимательской деятельности, отражающие одновременно как частные, так и публичные интересы государства.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

2) на праве оперативного управления. Это самостоятельная разновидность вещных прав (ст.226, 296 ГК). На праве оперативного управления имущество закрепляется только за казенными предприятиями. Это право значительно yже по своему объему, нежели право собственности и даже право хозяйственного ведения. Казенное предприятие в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (ст.298 ГК).

Кроме того, имущество унитарных предприятий формируется за счет:

1) доходов унитарного предприятия, получаемых от его деятельности (не следует упускать из виду, что унитарные предприятия - суть коммерческие организации, которые извлекают прибыль при осуществлении предпринимательской деятельности;

2) иных, не противоречащих законодательству источников (например, доходы от предоставления своего имущества в заем, от открытых депозитных счетов, доходы от ценных бумаг, пожертвования от граждан и некоммерческих организаций, международные гранты и т.п.). Кроме того, не следует упускать из виду, что дарения от АО, ООО и других коммерческих организаций унитарные предприятия не вправе принимать, если сумма дарения превышает 5 МРОТ (ст.575 ГК)./2/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОТЧЕТНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

В условиях сохранения отраслевого принципа управления руководство унитарными предприятиями осуществляют федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены функции по организации, координации и регулированию деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). В целях организации контроля за эффективностью деятельности ГУПов правительством утвержден Порядок отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, который обязывает руководителей предприятий ежеквартально представлять отчет о работе предприятия по установленной форме в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный утверждать программу деятельности предприятия./5/

В первом разделе отчета наряду с общими данными о предприятии должны быть указаны:

• вышестоящий отраслевой орган управления;

• данные о внесении сведений об имуществе предприятия в Реестр федеральной собственности; кроме того,

• должна содержаться информация о контракте с руководителем этого предприятия.

Из отчета можно узнать о прибылях и убытках, кредиторской и дебиторской задолженности, показателях рентабельности, ликвидности, финансовой устойчивости, основных средствах и стоимости чистых активов предприятия. Помимо этого, отчет должен содержать информацию о проданном в течение отчетного периода и неиспользуемом недвижимом имуществе, а в случае наличия признаков банкротства руководитель предприятия обязан также сообщить важную для собственника имущества информацию о характере этих признаков и мерах, принятых руководителем для финансового оздоровления предприятия.

Предусматривается, что при наличии у унитарного предприятия дочерних предприятий контролирующим органам в качестве приложения к отчету направляются также сводная бухгалтерская отчетность и справка об участии в дочерних предприятиях и иных хозяйственных обществах. Кроме того, руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежегодно направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный утверждать программу деятельности предприятия, одновременно с годовым отчетом доклад о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в котором должны быть отражены следующие вопросы:

- структурные изменения в номенклатуре выпускаемой продукции;

- структурные изменения в долях товарных рынков, которые имеет предприятие;

-реализация мероприятий по улучшению качества и конкурентоспособности продукции предприятия;

- использование передовых технологий и изобретений в производстве продукции и предоставлении услуг;

- выполнение федеральных инвестиционных программ;

- достижение утвержденных основных экономических показателей деятельности предприятия;

- обобщенные данные о ходе выполнения программы деятельности предприятия за отчетный период; информация обо всех обстоятельствах, которые нарушают обычный режим функционирования предприятия или угрожают его финансовому положению;

- реализация мероприятий по недопущению банкротства предприятия;

- данные об изменении численности персонала, среднемесячной оплате труда работников предприятия, в том числе руководителя, за отчетный период; данные об использовании прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

- программа деятельности предприятия на очередной год;

-научные исследования и разработки гражданского назначения, финансируемые за счет собственных средств федерального государственного унитарного предприятия, по форме (представляется в случае проведения научных исследований и разработок гражданского назначения, финансируемых за счет собственных средств федерального государственного унитарного предприятия)./8/

За искажение отчетности руководители федеральных государственных унитарных предприятий и представители интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

Отчеты и доклады руководителя федерального государственного унитарного предприятия, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным утверждать программу деятельности предприятия, представляются в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Представляемые руководителями отчеты и проекты программ деятельности должны быть предметом анализа и обобщения как органов отраслевого управления, так и органов по управлению имуществом. Поэтому правительство обязало федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), рассматривать перечисленные выше материалы с помощью специальных комиссий. Комиссии ежегодно в установленном порядке осуществляют анализ эффективности деятельности предприятия, привлекая при необходимости специализированные организации, устанавливают показатели экономической эффективности для предприятий и определяют размер (долю) прибыли, подлежащую перечислению в бюджет. Информация о результатах анализа по каждому предприятию направляется в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом России для обобщения и в отраслевые министерства для утверждения показателей./5/

Естественно, возникает вопрос: распространяется ли изложенный порядок отчетности на руководителей дочерних унитарных предприятий?

Действующие нормативные акты не дают на него прямого ответа. Однако, учитывая характер функций, осуществляемых в процессе контроля за финансово-хозяйственной деятельностью дочернего предприятия, можно сказать, что эти предприятия должны представлять такую же отчетность непосредственно отраслевым органам управления и Федеральном агентству по управлению государственным имуществом России. Вместе с тем основное предприятие, утверждая устав дочернего, вправе установить его обязанность представлять ему информацию по форме и в порядке, описанным выше, поскольку основное предприятие обязано представлять сводную бухгалтерскую отчетность. Итоги финансово-хозяйственной деятельности дочерних предприятий также должны стать предметом контроля и анализа отраслевого органа управления, потому что эти предприятия составляют часть отрасли или сферы управления, за координацию и регулирование деятельности которой отвечают федеральные органы исполнительной власти./13/

Чтобы обеспечить возможность более углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности наиболее значимых унитарных предприятий, правительство установило обязательность ежегодных аудиторских проверок. Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.

Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия.

Необходимо также учитывать, что в соответствии со ст. 5 Закона об аудите обязательный аудит проводится в организациях (в том числе государственных или муниципальных унитарных предприятиях), если:

- объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн рублей. /7/

Копия аудиторского отчета в обязательном порядке должна направляться Федеральном агентству по управлению государственным имуществом для анализа.

Такие аудиторские проверки должны проводить не любые, а только уполномоченные аудиторские организации, отобранные на конкурсной основе.

Постановлением правительства РФ от 12 июня 2002 г. №409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» были утверждены Правила проведения конкурса по отбору таких аудиторских организаций.

Следует отметить еще одну сторону контроля за финансовым состоянием предприятия.

В настоящее время очень остро стоит проблема банкротства предприятий, жестокие споры возникают по поводу недостатков и достоинств законодательства в данной области. Однако при этом совершенно упускается вопрос о роли отраслевого управления. Между тем порядок отчетности предприятий и анализа их деятельности, рассмотренные выше, со всей очевидностью показывают, что использование отраслевыми министерствами, да и органами по управлению имуществом всех предоставленных собственником прав по регулированию деятельности подведомственных организаций должно привести к исключению случаев банкротства унитарных предприятий либо по крайней мере сделать их единичными./14/

 

 

 

3 ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ

 

Унитарное предприятие обязано публиковать отчетность о своей деятельности в случаях, предусмотренных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15 Закона о бухгалтерском учете государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 274 БК РФ федеральные казенные предприятия готовят годовые и бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям бюджетных средств.

Кроме того, состав бухгалтерской отчетности унитарного предприятия определяется собственником имущества и включает дополнительные формы отчетности. В частности, все унитарные предприятия обязаны дополнительно составлять и представлять Отчет руководителя государственного унитарного предприятия./8/

Отчет руководителя ГУП представляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 1999 г. №1116 «Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ» (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.10.2001 №725).

В соответствии с данным постановлением руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежеквартально направляет в Министерство государственного имущества Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), отчет по установленной форме (согласно приложению №1 к постановлению №1116). Отчет должен быть представлен в сроки, установленные для сдачи квартальной бухгалтерской отчетности./12/

Руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежегодно направляет в Министерство государственного имущества Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), одновременно с годовым отчетом доклад о финансово – хозяйственной деятельности предприятия, в котором должны быть отражены следующие вопросы:

– структурные изменения в номенклатуре выпускаемой продукции;

–структурные изменения в долях товарных рынков, которые имеет предприятие;

–реализация мероприятий по улучшению качества и конкурентоспособности продукции предприятия;

– использование передовых технологий и изобретений в производстве продукции и предоставлении услуг;

Информация о работе Отчетность Федеральных государственных унитарных предприятий