Отчет и отчетность в унитарных предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:30, доклад

Краткое описание

Порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных, муниципальных унитарных предприятий (ГУП) определяется Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), в соответствии с которым ГУП, с одной стороны, - государственное предприятие, а с другой, - коммерческое. Правовое регулирование ГУПов, основанных на праве хозяйственного ведения, определяется ст.ст.113, 114, 294, 295, 299, 300 ГК РФ, на праве оперативного управления - ст.ст.113, 115, 296, 297, 299, 300 ГК РФ.
ГК РФ определяет ряд особенностей, которые отличают эти предприятия от других коммерческих предприятий.
ГУПы создаются и действуют на основе государственной или муниципальной формы собственности.
Учредителем ГУПа является государство (субъект федерации) или муниципальное образование.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад по БД.docx

— 32.30 Кб (Скачать файл)

- на прибыль, направляемую  собственнику имущества в виде  дивидендов. Согласно абз.2 п.1 ст.295 ГК  РФ собственник имущества, находящегося  в хозяйственном ведении, имеет  право на получение части прибыли  от использования этого имущества.  Это же положение закреплено  в п.3 Постановления Правительства  РФ от 03.02.2000 N 104 (ред. от 16.02.2001) "Об  усилении контроля за деятельностью  федеральных государственных унитарных  предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ". В учете эта операция отражается как начисление дохода, причитающегося государственному и муниципальному органу:

 

 Д-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)",

 К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями".

 Хозяйственная операция  по перечислению собственнику  имущества дивидендов (дохода) отражается  следующим образом:

 Д-т сч. 75 "Расчеты с учредителями",

 К-т сч. 51 "Расчетные счета";

- не прибыль, используемую  предприятием на уплату налогов  и платежей, предусмотренных законодательством.  Эта операция отражается:

 Д-т сч. 99 "Прибыли и убытки",

 К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам";

- на прибыль, остающуюся  в распоряжении предприятия, которая  может быть использована:

- на увеличение уставного  капитала (при доведении его размера  до величины чистых активов). Эта  операция отражается в учете:

 Д-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)",

 К-т сч. 80 "Уставный капитал";

- на внедрение, освоение  новой техники и технологий, мероприятия  по охране труда и окружающей  среды;

- на создание фондов  предприятия, в том числе предназначенных  для покрытия убытков;

- на развитие и расширение  финансово - хозяйственной деятельности  предприятия, пополнение оборотных  средств;

- на строительство, реконструкцию,  обновление основных фондов;

- на проведение научно - исследовательских, опытно - конструкторских  работ, изучение конъюнктуры рынка,  потребительского спроса, маркетинг;

- на продажу продукции  и услуг предприятия;

- на приобретение и  строительство жилья (долевое  участие) для работников предприятия;

- на материальное стимулирование  и повышение квалификации сотрудников  предприятия и др.

 В учете эти операции  отражаются:

 Д-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)",

 К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами";

- на прибыль, направленную  работникам предприятия (премия, материальная помощь, дивиденды  и т.д.):

 Д-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)",

 К-т сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".

 В соответствии с  российским законодательством унитарное  предприятие от своего имени  также имеет право увеличивать  свои активы, приобретать имущественные  и неимущественные права за  счет:

  • предоставленных государственных средств на возвратной и возмездной основе (бюджетные кредиты);
  • финансирования за счет средств арендной платы (до 01.01.2001);
  • прочей государственной поддержки унитарных предприятий;
  • финансирования государством на безвозвратной основе.

 ГУПы могут пользоваться государственной поддержкой в виде государственной помощи (субсидии и т.д.). В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" (ПБУ 13/2000), утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н, понятие "государственной помощи" определяется как признание увеличения экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества). К объектам, по которым в бухгалтерском учете формируется информация о государственной помощи, относятся выделяемые из бюджета средства, направляемые на финансирование капитальных вложений, связанных с покупкой, строительством или приобретением внеоборотных активов (основных средств). Это могут быть дотации, выделяемые из бюджета на финансирование текущих расходов:

 

- подведомственным предприятиям  в связи с конверсией, компенсация  затрат на отопление жилого  фонда и теплиц;

- на закупку комбикормов  для животноводческих комплексов  и птицефабрик и т.д.

 Обоснованием данной  формы финансирования является  наличие документов, подтверждающих, что организация имеет намерение  освоить с экономической выгодой  выделяемые из бюджета средства:

- договоров между организацией (ГУПом) и контрпартнерами о том, что данные средства будут освоены;

- технико - экономического обоснования объектов освоения;

- утвержденной проектно - сметной документации по объектам  освоения;

- конкурсного, публичного  объявления о принятии решения  об освоении объектов.

 Немаловажным является  документальное подтверждение, что  государство имеет намерение  выделить средства на оказание  помощи. Для этого государство  должно иметь бюджетную роспись  и предоставить предприятию уведомление  о бюджетных ассигнованиях, лимиты  бюджетных обязательств, акты приемки  - передачи ресурсов и другие  документы, связанные с передачей  средств.

  • Бюджетные средства могут быть отражены в бухгалтерском учете:
  • методом начисления (формирование задолженности бюджета на планируемую сумму финансирования);
  • кассовым методом (бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете только после фактического получения).

 На основании представленных  государственными органами документов  о намерениях финансирования  объекта и исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности (метод начисления) в учете предприятия отражаются суммы, подлежащие получению, как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам:

  • Д-т сч. 86 "Целевое финансирование",

К-т сч. 98 "Доходы будущих периодов"

на сумму задолженности;

 

  • Д-т сч. 51 "Расчетные счета",

К-т сч. 86 "Целевое финансирование"

на сумму фактического поступления средств.

 Расходы данных средств  должны соответствовать элементам  статей расходов сметы.

 Ресурсы, отличные  от денежных (земельные участки,  природные ресурсы и др. имущество), принимаются к учету в сумме,  равной стоимости полученных  или подлежащих к получению  активов. Стоимость таких активов  определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах устанавливается стоимость таких же активов.

 Важным источником  финансирования ГУПов являются доходы, получаемые от сдачи в аренду государственного имущества.

 Рассмотрим порядок  финансирования ГУПов за счет средств арендной платы. В соответствии с этим порядком арендная плата, полученная от сдачи в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за ГУПами и находящегося в федеральной собственности, подлежит перечислению в доход федерального бюджета, за исключением затрат на содержание данных объектов недвижимости.

 По арендной плате  предусмотрены следующие льготы:

 - средства, полученные от сдачи в аренду федерального имущества, зачисляются в общую сумму доходов предприятий железнодорожного транспорта и могут направляться только на приобретение подвижного состава и контейнеров, развитие производственных мощностей и строительство объектов социальной сферы указанных предприятий, на балансе которых находится это имущество (ст.4 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте");

- средства, полученные образовательным  учреждением в качестве арендной  платы, используются на обеспечение  и развитие образовательного  процесса в данном образовательном  учреждении (п.11 ст.39 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. 07.08.2000) "Об образовании");

- в случае сдачи в  аренду недвижимого имущества,  закрепленного за государственными  музеями на праве оперативного  управления, арендные платежи остаются  в распоряжении музея и направляются  исключительно на поддержание  технического состояния данного  недвижимого имущества ;

- средства, полученные высшим  учебным заведением в качестве  арендной платы, используются  на обеспечение и развитие  образовательного процесса;

- ремонт, развитие и строительство  портовых сооружений и объектов, а также содержание морских  администраций портов производится  за счет средств, получаемых от портовых сборов, сдаваемого в аренду государственного имущества и оказываемых услуг, связанных с выполнением функций морских администраций портов;

- средства, полученные от  сдачи в аренду имущества, поступают  в распоряжение компании и  используются на ее уставные  цели.

 Если в соответствии  с законом организация имеет  право оставлять в своем распоряжении  арендную плату, то эти средства  включаются в состав внереализационных доходов в общеустановленном порядке.

 В соответствии с Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ (ред. от 04.08.2000) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местные органы власти вправе принимать решения о перечислении части арендной платы за имущество субъекта Российской Федерации на счета комитетов по управлению имуществом для финансирования затрат по управлению и распоряжению этим имуществом.

 Немаловажным является  то, что расходы и источники  содержания управленческого аппарата  предприятия оформляются сметой  расходов по содержанию управленческого  аппарата, включая расходы по  оплате труда, командировкам,  хозяйственным и прочим расходам.

 ГУПы могут получать средства от государственного органа или органа местного самоуправления на покрытие убытков. Данная хозяйственная операция отражается следующим образом:

  • Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами",

 К-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"

 начислены средства  к получению;

  • Д-т сч. 51 "Расчетные счета",

 К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

 получены средства  на покрытие убытков.

 Данные средства не  являются базой для налогообложения.

 Государство осуществляет  контроль за целевым и эффективным  использованием переданного в  хозяйственное ведение или оперативное  управление имущества. Этот контроль связан с проверкой первичных документов и бухгалтерского учета.

 В ходе проверки  могут быть выявлены факты  нецелевого использования бюджетных  средств:

- погашение кредиторской  задолженности сверх установленных  лимитов капитальных вложений;

- помещение бюджетных  средств в банк на депозитные счета;

- использование средств для предоставления межбанковских кредитов;

- покупка свободно конвертируемой  валюты;

- отвлечение на другие  операции краткосрочного характера;

- отвлечение средств  на приобретение машин, механизмов, оборудования, не требующего монтажа  и не входящего в смету стройки,  не предусмотренных сводным сметным  расчетом;

- оплата проектно - изыскательских  работ по другим объектам за  счет средств, выделенных для  финансирования затрат по данной  стройке;

- оплата работ по внеплановым  объектам;

- оплата услуг других  организаций, не имеющих отношения  к затратам по данной стройке  (приобретение ГСМ, оплата стройматериалов  для текущего ремонта служебных  помещений, услуги по регистрации  автомобилей заказчика и т.д.);

- оплата страхования  сырья;

- пени, штрафы за несвоевременные  оплаты и расчеты.

 На основании данных  проверок об эффективном использовании  имущества, переданного на праве  хозяйственного ведения, учредитель  принимает решение. Одним из  решений может быть изъятие  у ГУПа части имущества или всего имущества. Данная операция отражается в учете на тех счетах, которые были использованы при поступлении этого имущества.

 Возврат имущества,  внесенного учредителем в уставный  фонд предприятия, отражается  бухгалтерскими записями:

 

 Д-т сч. 80 "Уставный капитал",

 К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями"

 определена стоимость  имущества, подлежащего возврату  учредителю;

 Д-т сч. 75 "Расчеты с учредителями",

 К-т сч. 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы", 07 "Оборудование к установке", 08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы" и т.д.

 передано учредителю  по акту передачи имущество  унитарного предприятия;

 Д-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)",

 К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

 отражается операция  по закрытию всех расчетов  ГУПа с учредителем;

 Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами",

К-т сч. 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы", 07 "Оборудование к установке", 08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы" и т.д.

 фактическая передача  имущества на праве хозяйственного  ведения.

Информация о работе Отчет и отчетность в унитарных предприятиях