Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 02:14, отчет по практике
Цель данной работы – ознакомится с организацией управленческого учета на реально существующем предприятии, и рассмотреть дальнейшее внедрение его элементов в организационную структуру бухгалтерского учета.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1) ознакомится с сущностью и объектами управленческого учета;
2) рассмотреть взаимосвязь финансового (бухгалтерского) и управленческого учета предприятия;
3) ознакомится с одной из методик внедрения управленческого учета;
4) изучить с организацией управленческого учета на реально существующем предприятии;
5) рассмотреть возможности дальнейшего внедрение элементов управленческого учета.
Последний вариант редко встречается в российских компаниях.
Рассмотрим примерную схему взаимодействия финансового и управленческого учета (см. рисунок 2.).
Рис.2. Взаимодействие финансового и управленческого учета.
Финансовый бухгалтерский учет – сложная информационная система учета и отчетности, требующая специальных знаний для профессионального суждения об оценках, признании, раскрытии информации. Главный бухгалтер как специалист по финансовому учету представляет собой самостоятельное подразделение любой организации. Активным субъектом управленческого учета выступает бухгалтер-менеджер, бухгалтер-управленец. От него требуются несколько иные знания, чем от бухгалтера, ведущего финансовый учет.
Управленческий учет – новая комплексная отрасль знания. Он объединяет несколько прикладных экономических наук: планирование, организацию и управление производством, нормирование, бухгалтерский и операционный учет, управленческий анализ, ряд других. В этом его большое преимущество, т.к. именно на стыке наук, при использовании разных научных методов, происходят существенные прорывы к новым знаниям и технологиям.
С учетной точки зрения финансовый и управленческий учет основаны на одном и том же массиве первичных данных, но представляет их различную интерпретацию и воплощение в различной итоговой информации (см. рисунок 3.)
Рис.3.Взаимосвязь документации в финансовом и управленческом учете.
Существующая система документооборота сложна и громоздка вследствие наличия значительного числа различных форм документов, многоэтапности документооборота, различий в построении аналогичных по содержанию форм, повторений отдельных показателей в разных документах.
Одной из основных причин такого положения является автономность сбора информации для каждого вида учета в зависимости от их задач и оперативности информации и автономность обработки экономической информации в подразделениях предприятия. К тому же каждый отдельный документ, отражающий какую-либо одну сторону хозяйственного явления, имеет связь с другими формами документов. Это проявляется в том, что на основе первичного документа формируются данные в накопительных, группировочных и сводных документах. При этом документы бухгалтерской отчетности выполняют информационную и контролирующую роль по отношению к тому или иному экономическому показателю.
Движение отчетной информации по уровням управления показывает наличие между ними прямых и обратных связей, комплексность информации, содержащейся в первичной документации о ресурсах предприятия и их преобразовании в процессе производства, движение по технологическим стадиям производства, комбинированный характер информации, так как сгруппированная отчетная информация в большинстве случаев содержит сведения планового (лимитного) характера.
Учитывая закономерности формирования и движения плановой, нормативно-справочной и отчетной информации и основываясь на отдельных схемах документооборота каждой группы информационной системы, покажем общую схему в упрощенном виде на рисунке 4.
Рис.4. Общая схема документооборота.
В связи с этим возникают два аспекта проблемы построения учетной информационной системы производства. Первый аспект — интегрированная система должна обеспечить информацией управление производством внутри предприятия, соответствовать построению внутрихозяйственного механизма. Эти позиции определяют развитие методологии интегрированного учета в направлении расширения не столько информационной, сколько регулирующей функции учета
Разработка новой системы учетно-отчетной информации должна предусматривать в своем составе элементы нормирования и планирования Они создают возможность решить второй аспект проблемы — расширить регулирующую функцию учета, обеспечить необходимую связь между производственными, технологическими и экономическими службами предприятия, выполняющими планирование, контроль, диспетчеризацию и другие подобные работы. Включая в систему учета плановые и нормативные данные, в ходе обработки информации можно проводить анализ экономических показателей, оценку и характеристику результатов деятельности отдельных коллективов, прогнозирование тенденций этих показателей и направлений развития производства
Построение интегрированной системы и ее конкретной модели должно повторять технологические процессы производства, их последовательность, очередность, целенаправленность связи. Исходя из специфики предприятия при создании интегрированной системы за базу должны быть взяты объекты учета производства, что позволит не только интегрировать плановую, нормативную и учетную информацию о движении ресурсов по ходу изготовления продукции, но и провести алгоритмизацию операции учета и контроля с выявлением отклонении от запланированного как по натурально-вещественной форме продукции, так и по затратам на производство этой же продукции
Данные, не относящиеся непосредственно к учету, привлеченные в состав информационной модели, расширяют границы сбора, обработки и использования информации для принятия соответствующих управленческих решений. Тем самым увеличивается зона охвата всеми видами учета производственных операций и хозрасчетных взаимоотношений структурных подразделений. В настоящее время сферы воздействия управленческого и финансового учета разграничены и определяются объектами и методологией планирования объема и номенклатуры производства и затрат на производство товарной продукции
Расширение зоны обслуживания информацией разных служб предприятия и, в первую очередь технологических, требует изменения методологии учета, его содержания и согласованности с механизмом внутреннего взаимодействия подразделений
Рассмотрим одну из методик организации управленческого учета на предприятии, предложенную компанией «Эксклюзив-консалтинг».
Успешная реализация любого управленческого решения достигается при наличии информационного и организационного обеспечения, создаваемого в системе управленческого учета. Каждому из уровней управления соответствуют определенные виды (типы) принимаемых управленческих решений, как следствие, определенный тип и уровень информации, необходимый для разработки решения.
Управление - информационный процесс.
Основой управления являются управленческие решения, принимаемые на разных уровнях управления: высшем, среднем и низшем (см. рисунок 5).
Основной функцией управленческого учета является обеспечение всех уровней организационной структуры предприятия релевантной информацией для разработки и принятия управленческих решений, а также обеспечение их информацией для эффективного выполнения ими функций процесса управления.
По методам подготовки информации управленческие решения можно сгруппировать:
по целеполаганию (тактические, стратегические и оперативные)
по временным интервалам, в течение которых достигаются поставленные цели и задачи:
- долгосрочные - интервал 3-5 и более лет, достигаются стратегические цели;
- текущие - интервал 1-12 месяцев, достигаются тактические цели и задачи;
- краткосрочные или оперативные - интервал час, смена, сутки, неделя, декада и др.);
по периодичности специализации (решения об объеме производства и продаж, выбор производственной программы, ценообразование, расформирование сегмента и др.
Рис.5.Уровни управления промышленным предприятием.
Приведем пример классификации видов управленческих решений (см. таблицу 1).
Стратегические управленческие решения являются основополагающими решениями, имеют особое значение для развития организации, направлены на ее перспективу и сопряжены со значительной неопределенностью из-за влияния неконтролируемой внешней среды. Они принимаются высшим уровнем управления (см. рисунок 6), требуют особой ответственности, так как связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь серьезные долгосрочные последствия для организации.
Рис.6.Методика организации системы управленческого учета.
Виды управленческих решений.
Методика организации управленческого учета на предприятии, рассматриваемая в данном разделе, уже содержит в себе систему управления рисками в виде жесткой организационной и информационной регламентации всех функций каждого звена бизнес-процесса. Такой подход к управленческому учету может использоваться как инструмент эффективной хозяйственной деятельности предприятия и как средство оценки качества управления.
Результат стратегического управленческого решения чаще всего зависит больше от качества решения, нежели от быстроты его принятия. Они действуют в долгосрочной перспективе и принимаются относительно редко. Являются основой для принятия тактических и оперативных решений.
Для подготовки информации для стратегических решений должен использоваться стратегический управленческий учет.
Тактические и оперативные решения отличаются от стратегических тем, что принимаются в более определенной среде, направлены на задачи настоящего, а не на перспективу (хотя могут оказать влияние и на будущее предприятия). Они принимаются менеджерами среднего и низшего уровня управления организацией, носят ситуационный характер, действуют в краткосрочной перспективе, зависят от принятой в результате стратегического планирования ассортиментной политики, структуры управления организацией, структуры производственных мощностей и т.п.
Для разработки и принятия оперативных и тактических управленческих решений необходима организация первичного учета и оперативного анализа исполнения производственных программ, планов по снабжению и продажам, данные по отклонениям в разрезе центров ответственности и т.п.
Информационное содержание управленческого учета для целей тактического и оперативного управления делится на функциональные составляющие:
В большей части для принятия оперативных и тактических решений необходима информация настоящего и прошлого периода деятельности организации.
Методики управленческого учета.
При постановке (организации) управленческого учета на предприятии необходимо учитывать влияние существенных характеристик управления: функции, процессы, уровни управления и т.д. Уровень управления - стратегический, тактический или оперативный определяет цели и соответственно выбор инструментария управленческого учета.
Рассматриваемая нами методика организации системы управленческого учета 2-уровневая:
1-й уровень: методика организации стратегического управленческого учета;
2-й уровень: методика организации
системы регулярного
Данные методики различны в организационном, методологическом и техническом аспектах.
При организации стратегического управленческого учета:
При организации системы регулярного управленческого учета:
При использовании данной методики в компании следует руководствоваться принципами ответственности, управляемости, достоверности, взаимозависимости, релевантности.
Таблица 1
Уровень управления |
Низший |
Средний |
Высший |
УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ |
Оперативный |
Тактический |
Стратегический |
Виды управленческих решений |
Оперативные решения по выполнению текущих производственных задач: контроль за точным выполнением планов и программ, конкретных производственных задач. Примеры решений: остановка станка на ремонт, в случае возникновения неполадок; переместить рабочих с одного места на другое. |
Управленческие решения, вытекающие из функциональной специфики: 1. выбор оптимального
метода закупок (величина партий
и периодичность поставок, в т.ч.с
учетом временной ценности 2. выбор поставщиков; 3. выбор альтернативы: покупать
комплектующие изделия или 4. выбор между приобретением
нового оборудования или 5. выбор между заменой находящегося в эксплуатации оборудования новым; 6. расширение оптовых закупок; 7. уровень запасов; 8. решения об объеме и структуре выпуска (ассортимент продукции, товаров, работ, услуг); 9. установление цен на продукцию, товары, работы, услуги; 10. решения, связанные с упаковкой; 11. рекламный бюджет, медиа-план; 12. решения, связанные с
необходимостью изменения 13. решения производства заказа по ценам, не превышающим себестоимость при наличии свободной мощности; 14. решения, связанные с мотивацией сотрудников; 15. оценка эффективности организационной структуры. |
Управленческие решения в области инвестиционной, инновационной, учетной политик: 1. стратегия предприятия; 2. реконструкция, техническое перевооружение предприятия; 3. внедрение новой продукции; 4. внедрение или изменение технологии; 5. изменение структуры предприятия; 6. выход на новые рынки сбыта; 7. слияние или разделение предприятия; 8. инвестиции в новое строительство; 9. инвестиции в расширение; 10. развитие нового вида деятельности. |
УРОВЕНЬ РИСКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ |
низкий |
Средний |
высокий |