Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 02:14, отчет по практике
Цель данной работы – ознакомится с организацией управленческого учета на реально существующем предприятии, и рассмотреть дальнейшее внедрение его элементов в организационную структуру бухгалтерского учета.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1) ознакомится с сущностью и объектами управленческого учета;
2) рассмотреть взаимосвязь финансового (бухгалтерского) и управленческого учета предприятия;
3) ознакомится с одной из методик внедрения управленческого учета;
4) изучить с организацией управленческого учета на реально существующем предприятии;
5) рассмотреть возможности дальнейшего внедрение элементов управленческого учета.
Открытое акционерное общество «Автосервис» создано на основании приказа Волгоградского городского комитета по управлению государственным имуществом и приватизации от 30.01.98 года путем преобразования арендного предприятия - Арендного грузового автомобильного парка №1.
Основными видами деятельности грузового автомобильного парка являются:
Общество является собственником:
ОАО «Автосервис» занимает площадь 5,9234 га, в том числе 0,2154 га - территория общежития. На территории общества размещены производственные и бытовые помещения следующей площадью:
Подвижной состав предприятия на 01.01.2002 года насчитывает 271 единицу, в том числе:
а) автомобили-самосвалы и бортовые автомобили — 218 единиц;
б) автомобили-тягачи, работающие на международных перевозках - 35 единиц;
в) автомобили хозпарка — 19 единиц;
г) прицепы — 91 единица;
д) полуприцепы — 39 единиц.
На предприятии наиболее распространены следующие марки автомобилей: МАЗ, БелАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, ИВЕКО, КРАЗ, РЕНО, ТАТРА и другие.
В учетной политике предприятия принято, что определение выручки от реализации продукции (работ, услуг), товаров, основных средств, материальных ценностей, нематериальных и других активов и признание соответствующей полученной выручке прибыли производить по мере оплаты покупателями (заказчиками) отгруженных ими ценностей, работ, услуг.
Рассмотрим теперь организационную структуру управления предприятия.
Рис.7.Организационная структура управления предприятием ОАО «Автосервис».
Ознакомимся теперь с имущественным положением предприятия.
Для этого необходимо провести анализ динамики имущества предприятия и источников его образования.
Таблица 2
Изменение абсолютных показателей имущественного положения ОАО «Автосервис» за 2001-2003 г.г., тыс. руб.
Показатели |
Средняя стоимость, тыс. руб. |
Изменение в абсолютной величине, тыс. руб. | ||||
2001 |
2002 |
2003 | ||||
2002 к 2001 |
2003 к 2002 |
2003 к 2001 | ||||
АКТИВ |
||||||
Внеоборотные активы |
||||||
Нематериальные активы |
73 |
74 |
77 |
0 |
3 |
4 |
Основные средства |
361727 |
377904 |
399076 |
16177 |
21172 |
37349 |
ИТОГО по разделу I |
361801 |
377978 |
399153 |
16178 |
21175 |
37353 |
Оборотные активы |
||||||
Запасы |
1832 |
2364 |
2106 |
532 |
-258 |
275 |
Дебиторская задолженность |
2800 |
3357 |
3667 |
557 |
310 |
867 |
Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения |
1097 |
720 |
1252 |
-378 |
532 |
155 |
ИТОГО по разделу II |
5728 |
6440 |
7024 |
711 |
585 |
1296 |
БАЛАНС |
367529 |
384418 |
406177 |
16889 |
21760 |
38648 |
ПАССИВ |
||||||
3. Капитал и резервы |
||||||
Уставный капитал |
250000 |
250000 |
250000 |
0 |
0 |
0 |
Добавочный капитал |
15600 |
15600 |
15600 |
0 |
0 |
0 |
Фонды и резервы |
19505 |
20525 |
23042 |
1020 |
2517 |
3537 |
ИТОГО по разделу III |
285105 |
286125 |
288642 |
1020 |
2517 |
3537 |
4. Долгосрочные пассивы |
||||||
ИТОГО по разделу IV |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5.Краткосрочные пассивы |
||||||
Займы и кредиты |
52160 |
48516 |
43063 |
-3645 |
-5453 |
-9098 |
Кредиторская задолженность |
19139 |
49159 |
73660 |
30021 |
24500 |
54521 |
Доходы будущих периодов |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Резервы предстоящих расходов и платежей |
74 |
74 |
0 |
0 |
-74 |
-74 |
Прочие краткосрочные пассивы |
11051 |
544 |
814 |
-10507 |
270 |
-10238 |
ИТОГО по разделу V |
82424 |
98293 |
117536 |
15869 |
19243 |
35112 |
БАЛАНС |
367529 |
384417 |
406177 |
16889 |
21760 |
38648 |
По представленным в таблице данным видно, что стоимость имущества предприятия заметно увеличилась (на 38648 тыс. руб. по сравнению с 2001 годом), в частности произошло значительное увеличение основных средств предприятия, источником изменения послужило увеличение кредиторской задолженности. По остальным показателям, какой либо тенденции не наблюдается. Несколько снизились краткосрочные кредиты и займы. Кроме этого наблюдается рост дебиторской задолженности, что является негативным моментом в деятельности предприятия.
Эффективность деятельности предприятия характеризуют показатели прибыли и рентабельности. Проведем анализ вышеназванных показателей.
Таблица 3
Анализ финансовых результатов ОАО «Автосервис» за 2001-2003 г.г., тыс. руб.
Показатели |
Средняя стоимость, тыс. руб. |
Изменение в абсолютной величине, тыс. руб. | ||||
2001 |
2002 |
2003 | ||||
2002 к 2001 |
2003 к 2002 |
2003 к 2001 | ||||
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг |
112 015 |
118 964 |
124 513 |
6 949 |
5 549 |
12 498 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
85 478 |
84 721 |
87 597 |
-757 |
2 876 |
2 119 |
Валовая прибыль |
26 537 |
34 243 |
36 916 |
7 706 |
2 673 |
10 379 |
Коммерческие расходы |
119 |
1654 |
894 |
1 535 |
-760 |
775 |
Прибыль (убыток) от продажи |
26 418 |
32 589 |
36 022 |
6 171 |
3 433 |
9 604 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
26 418 |
32 589 |
36 022 |
6 171 |
3 433 |
9 604 |
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи |
6 933 |
11 025 |
11 503 |
4 092 |
478 |
4 570 |
Прибыль (убыток) от обычной деятельности |
19 485 |
21 564 |
24 519 |
2 079 |
2 955 |
5 034 |
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль) (убыток) отчетного года |
19 485 |
21 564 |
24 519 |
2 079 |
2 955 |
5 034 |
Данные таблицы позволяют судить о том, что предприятие стабильно получает прибыль, и данный показатель постоянно растет. Для наглядности представим динамику основных показателей характеризующих результаты деятельности предприятия в виде диаграммы (см. рисунок 8).
Негативным моментом, который наблюдается при анализе данной таблицы, является рост коммерческих расходов, так в 2002 году расходы выросли в 14 раз, и, хотя в 2003 году их уровень снизился, все равно он остается достаточно высоким по сравнению с 2001 годом.
Рис.8.Динамика показателей характеризующих результативность деятельности предприятия ОАО «Автосервис»
Необходимо отметить, что эффективность деятельности предприятия незаметна по абсолютным показателям деятельности предприятия, поэтому проведенный анализ нужно дополнить анализом относительных показателей (рентабельности).
Расчет показателей рентабельности можно проследить по данным «Отчета о прибылях и убытках», а также «Бухгалтерскому балансу».
Таблица 4
Показатели рентабельности ОАО «Автосервис».
Показатели |
Порядок расчета |
2001 |
2002 |
2003 |
Рентабельность продукции, % |
Валовая прибыль / Выручка от реализации |
23,69 |
28,78 |
29,65 |
Рентабельность основной деятельности % |
Прибыль от продажи/Себестоимость реализованной продукции |
30,91 |
38,47 |
41,12 |
Рентабельность совокупного капитала % |
Чистый доход/Итог среднего баланса-нетто |
5,3 |
5,61 |
6,04 |
Рентабельность собственного капитала % |
Чистый доход/Средняя величина собственного капитала |
6,83 |
7,54 |
8,49 |
Рентабельность предприятия позволяет судить о нормальном его функционировании, необходимо отметить рост данного показателя. Показатель рентабельности собственного капитала интересен, прежде всего, для собственников предприятия, так как характеризует эффективность использования вложенных собственником средств. По данному показателю также наблюдается рост.
Произошло также увеличение уровня рентабельности совокупного капитала, что также говорит об увеличении эффективности использования средств находящихся в распоряжении предприятия.
Динамика показателей рентабельности предприятия показана на рисунке 9.
Рис.9.Динамика показателей рентабельности ОАО «Автосервис»
Учет затрат занимает в управленческом учете одно из центральных мест. Несомненно, что для всех коммерческих организаций целью деятельности является извлечение максимально возможной величины прибыль при существующих возможностях. Одним из направлений увеличения прибыли предприятия является минимизация издержек производства. Поэтому рассмотрим как на предприятии организован учет затрат.
В ОАО «Автосервис» затраты учитываются при помощи нормативного метода (в части перевозок).
В основе данного метода лежат технически обоснованные расчетные величины затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на единицу работ, услуг. Нормы производственных затрат отражают технический и организационный уровень развития организации, влияют на ее экономику и на конечный результат деятельности.
Составление сменных планов работ, отпуск горючего, оплата труда рабочих за выполненные работы производятся на основе действующих в настоящее время норм (в течение каждого отчетного месяца); ежемесячно составляются нормативные калькуляции по маршрутам. В данном случае выбранным центром ответственности является отдельный маршрут.
Основными нормативами в ОАО «Автосервис» являются:
Достоинство текущих нормативов очевидно. При сопоставлении фактически произведенных затрат с утвержденными текущими нормативами осуществляется анализ хозяйственной деятельности организации, выявляются внутрипроизводственные резервы, намечаются пути их использования, разрабатываются новые нормативы затрат на следующий отчетный период. В связи с этим в организации учитывают изменения текущих норм затрат на единицу продукции. Они могут изменяться при внедрении новой технологии, реализации рационализаторских предложений, организационно-технических мероприятий, а также при повышении производительности.