Отчет по практике в Сбербанк России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 17:58, отчет по практике

Краткое описание

В современной экономике, где реальностью являются развитые формы товарного и денежного обращения, не может не быть кредитной системы и банков в качестве ее важнейшего звена. По мере развития производства, кооперационных связей, взаимодействия между производством и потреблением через сеть товарного обращения сначала возрастает посредническая роль банков, а затем и регулирующая.
Для экономики современной России большое значение имеет банковское кредитование. Позволяющее организациям использовать значительные заемные ресурсы для производства и обращения продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

готовая работа.docx

— 59.66 Кб (Скачать файл)

     Постоянно дает о себе знать отсутствие реальной возможности коммерческих банков получать кредиты Центрального банка. С одной  стороны, все коммерческие банки, будучи «поставщиками» резервных ресурсов в Центральный банк, вправе рассчитывать на его кредиты. Но в кризисном 2008 г. сложилась ситуация, в которой  на 30 крупнейших банков пришлось 85% кредитов, выданных Центральным банком. Объем  предоставленных кредитов этим банкам по сравнению с 2007 г. возрос в 98 раз  и достиг 2863 млрд. руб. Получается, что все банки сообща формируют резервы в Банке России, а общий объем поставляемых в систему средств лимитирует предоставление системой кредитов (рефинансирования). Однако фактически весь банковский сектор создает базу рефинансирования лишь «избранных» банков. Нет гибкого механизма кредитования Центральным банком относительно слабых банков. Закономерно их банкротство только по этой причине. Но есть и другие причины. В целом «молодые» банковские системы, развивающиеся в разных государствах на постсоветском пространстве, в том числе и российская, оказались недостаточно капитализированными и обеспеченными ресурсами. В переходной и полуразрушенной вследствие приватизации экономике платежеспособный спрос (с учетом процента по ссудам) на кредиты за счет находящихся в банках незначительных по объему средств также относительно скромен. В условиях кризисного состояния экономики и уровня инфляции выше 10% «цена» кредита оказывается намного выше рентабельности предприятий. С учетом разных комиссионных она нередко выше 20%. Подобные проблемы не единичны. Но все же этот процесс совершенствовался и характеризовался следующими моментами.

     Были  приняты основополагающие акты, регулирующие функционирование банковской системы, что свидетельствует о формировании определенности «правил игры» на кредитном рынке. На основе принятых нормативных актов и своевременного внесения в них изменении под  влиянием происходящих в экономике  процессов создаются условия  для прогрессивного развития системы  в перспективе.

     В процессе развития банковской системы  создавались и создаются новые  звенья (элементы), которых явно недоставало  для ее функционирования. Например, после кризиса 1998 г. было создано, а  затем ликвидировано в 2004г. Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Оно было призвано создать условия, облегчающие выход банковской системы из кризиса 1998 г.. резко сократить число карликовых банковских структур, созданных в 1990-е гг.., но неспособных нести ответственность перед клиентами.

     Вместо  АРКО создано Агентство по страхованию  вкладов (АСВ. Федеральный закон  «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» № 106-ФЗ от 20 августа 2004 г.).

     Эта некоммерческая организация постепенно накапливает опыт страхования вкладов  граждан. Первоначально была установлена  предельная сумма страхования - на уровне 100 тыс. руб. Затем она дважды повышалась до 190, до 400 тыс. руб., а в третий раз (октябрь 2008 г.) для снижения до 700 тыс. руб. Такое ограничение тоже существенно  и стимулирует к использованию  накопленных доходов, если их объем  превышает 700 тыс. руб. Однако и стимулирование роста накоплений не лишено смысла для укрепления ресурсной базы развития кредитования. При наличии зрелого нормативного акта о кредитных кооперативах и товариществах «нестрахуемые» наличные деньги сверх 700 тыс. руб. могли бы быть использованы для их формирования в целях развития потребительского кредита. Этого не произошло.

     Имеет перспективу образование совместных межгосударственных банков. В июне 2009 г. было подписано соглашение между  Россией и Венесуэлой о создании в течение года на базе Еврофинанс-Моснарбанка  совместного банка, акционерами  которого становятся крупные государственные  банки обеих стран. В частности, 51% акций с российской стороны  закрепляется за ВТБ и Газпромбанком. С венесуэльской стороны 49% акций  предполагается закрепить за Государственным  казначейским банком и Венесуэльской  нефтяной корпорацией. Банк становится мощным фактором организации сотрудничества, в том числе в нефтедобывающей  отрасли Венесуэлы.

     Банковская  система развивается с учетом потребности институциональных  изменений, связанных с выполнением  функций государства по его поручению. Закономерно развитие и рост числа  банков, выполняющих функции агентов  Правительства РФ. Такие банки  имеют специальный статус и уполномочены выполнять поручения правительства  по погашению и обслуживанию государственного долга и активов государства, а также по выполнению ряда финансовых обязательств государства (от его имени  и за его счет) перед юридическими и физическими лицами.

     В содержательном плане в развитии банковской системы как основы рынка  кредитных ресурсов в обозримой  перспективе должны соблюдаться  следующие требования: усиление тенденции  качественных преобразований системы; расширение спектра оказываемых  банковских услуг на основе универсализации  деятельности, преодоление относительно высокого уровня банковских издержек и повышение доходности банков; обеспечение  способности банковской системы осуществлять долгосрочное инвестиционное кредитование реального сектора экономики: рост концентрации банковского капитала адекватно концентрации его в масштабе транснациональных корпораций и соответственно - способности полноценного банковского обслуживания их.

     Обострение  кризиса ликвидности 2008 г., который  существенным образом изменил планы  по работе в сегменте кредитов также  весьма негативно сказался и на риск-ориентированных  кредитных организациях. Потери крупнейших финансовых институтов по вложениям  в инструменты рынка кредитных  ресурсов привели к глобальной переоценке рисков. Выросла стоимость привлечения внешних заимствований.

     Специалисты отмечают, что, несмотря на поддержку  ликвидности банков и финансовой системы в целом в виде снижения обязательных страховых нормативов, так и в виде выделения финансов для межбанковского кредитования посредством  размещения «Внешэкономбанком» средств  на межбанковском рынке, сектор средних  и малых банков может серьезно пошатнуться.

     Практически не подлежит сомнению, что одним  из наиболее приоритетных путей развития станут стратегии приемлемости риска  и модернизация инструментов их предупреждения. Ожидается, что наиболее привлекательным  будет кредитование реального сектора  экономики и, конечно же, среднего и малого бизнеса. В ближайшие  несколько лет на рынке банковских услуг вряд ли будут находиться банки  с завышенными депозитными ставками. Возможно, это также будет стимулировать  инновационные подходы в ведении  бизнеса и оптимизации протекающих  бизнес-процессов. Кризис может дать положительный стимул к инновационному пути развития экономики как в  отрасли производства и реального  сектора, так и во вспомогательной  сфере финансового сектора и  коммерческих организаций.

     В возникших условиях кризиса реакция  внутреннего банковского сектора  может анализироваться по-разному. Вероятнее всего, в ближайшей  перспективе стоит ожидать сужения  этого рынка и последующего усиления конъюнктуры. Более жесткие условия  и требования могут коснуться  нормативов достаточности и качества кредитов. В новых условиях усилится роль увеличения внутренней эффективности  и снижения операционных расходов.

     Дальнейшее  развитие будет связано, скорее всего, с развитием роли аналитических  систем, систем принятия решения и  экспансии за счет применения сетевых  технологий и дистанционных банковских услуг. Тенденция к развитию подобных технологий уже есть, однако до сих  пор в этих вопросах российские банки  пока не проявляли должного новаторства, и развитие имеет «догоняющий» характер. Целью новых этапов автоматизации, скорее всего, будут не просто снижение операционных издержек, а эффективные  средства для извлечения и обработки  информации, влияющие на скорость и  качество принятия решений. По мере развития средств автоматизации возникающие  преимущества постепенно перерастают  в средства нормальной практики ведения  бизнеса и общерыночные стандарты. Возможно, эти системы должны подстраиваться не только к текущим особенностям рынка в России, но и к особенностям каждого бизнеса, давая достаточный  масштаб гибкости настроек и эксплуатации.

     Деятельность  по снижению издержек, повышению качества и конкурентоспособности не единственное, с чем предстоит столкнуться. Жестко конкурирующий рынок потребует  более развитых продуктов и методик  их продвижения. В конечном итоге, эта  деятельность имеет значимую роль и  для экономики страны в целом  и с точки зрения ответного  стимулирования государственных банков. Негосударственные банки, имеющие  достаточно устойчивые позиции на рынке, пожалуй, один из тех секторов, которые  могут стать в ближайшей перспективе  основой для дальнейшего формирования профессионального банковского  сектора.

     Если  путь развития будет достаточно инновационным и будут достигнуты серьезные результаты, сфера коммерческих институтов снова будет расширяться и скорее всего будут применяться качественно новые подходы, будут складываться иные условия и уровень доверия, что позволит эффективнее формировать рынок межбанковского кредитования.

     Основным  доводом и оптимистическим ожиданием  остается стремление банков к повышению  качества активов, снижению доли просроченных задолженностей на фоне роста доли кредитования средних и малых  предприятий, работа с перспективными участниками рынка. Очевидно, что  это может достигаться путем  создания комфортных юридических и  экономических условий и, возможно, при условии предоставления определенных гарантий со стороны государственных  фондов. Это должно подкрепляться  развитыми информационными системами  автоматизации, контроля качества и  инновационным подходом.

     Необходимо  отметить, что в России уже есть не просто опыт выживания в кризисной  ситуации, но еще и умение достаточно эффективно преодолевать эти негативные процессы, способность пользоваться благоприятными конъюнктурными изменениями, умение работать на результат. Экономический  кризис 2008 г. может играть не только отрицательную роль, но и дать позитивный импульс реструктуризации российской банковской системы, подтолкнуть ее в сторону повышения степени  независимости от иностранных институционных инвесторов, помочь в процессе более  выгодного позиционирования и изменения  своего влияния в мировом экономическом  хозяйстве.

     Если  оценивать ситуацию в целом, безусловно, ближайшие несколько лет будут  непростыми. Банковский сектор скорее всего будет всячески оптимизировать свою работу, хотя очевидно, что, вероятнее  всего, количество участников сократится. В то же время есть основания надеяться  на рост качественного показателя, возможно, даже будет наблюдаться  сдержанный рост по объему кредитования сектора реальной экономики.

     Так или иначе, бизнес в стране был  большей частью социально ориентированным, что позволяло сохранять определенную часть работников на рынке труда  формально занятыми, однако с ужесточением экономии ряд предприятий вынужден сокращать персонал или снижать  уровень выплат. Таким образом, затронут широчайший спектр экономических механизмов. Кризис имеет достаточно глубокий характер и его преодоление, следует предполагать, будет происходить в виде применения инновационных подходов, применения механизмов стимулирования производства технологически продвинутых, наукоемких товаров и услуг, вовлечения науки  в экономику ради применения передовых  научных знаний и исследований в  производственном процессе. Это позволит снизить издержки, увеличить качество и повысить уровень самодостаточности  российской экономики. Государственные  органы могут поддержать такое направление  за счет льгот, идеологической мотивации  и увеличения прозрачности, что скорее всего и будет происходить.

     На  фоне таких тенденций риск-менеджмент может стать одним из ключевых процессов и потребовать к  себе особого внимания, а инструментальные средства управления рисками могут  приобрести новую актуальность.

     Таким образом, проблемам и перспективам развития кредитных рынков уделяется  большое внимание. К основным проблемам  рынка кредитных ресурсов можно  отнести неэффективное размещение кредитных ресурсов, снижение платежеспособности субъектов хозяйственной деятельности, рост просроченной задолженности, рост рисков. К основным направлениям развития рынка кредитных ресурсов можно  отнести повышение роли риск - менеджмента в банках, повышение качества кредитного портфеля, совершенствование законодательства, создание контролирующих органов, страхование вкладов. 
 

     Глава 2. Практическая часть 

  Банк выдал кредит ООО « Рубин» в сумме 800 000 тысяч рублей на 6 месяцев под 24 % годовых. Оплата кредита производится равными долями ежемесячно. В обеспечение банк принял имущество на сумму 1 000 000 рублей. Резерв -100%. Первый и второй месяц проценты и сумма основного долга были просрочены и выплачены только на третий месяц. Третий месяц – проценты и основной долг были оплачены вовремя. В четвертом месяце выплачен только основной долг. Пятый месяц выплачены только проценты. В шестом месяце был выплачен основной долг за пятый месяц и проценты за четвертый. В шестом месяце долг не оплачен вообще.

Информация о работе Отчет по практике в Сбербанк России