Отчет по практике на ОАО «Сбербанк России»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 10:53, отчет по практике

Краткое описание

Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы по итогам 2011 года составляют более четверти банковской системы страны (26,8%), а доля в банковском капитале находится на уровне 29,1%. Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня — современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности является основой бизнеса Сбербанка, а развитие взаимовыгодных отношений с вкладчиками – залогом его успешной работы. По итогам 2011 года 46,6% хранящихся в российских банках сбережений граждан доверены Сбербанку.

Содержание

РАЗДЕЛ 1. Организация деятельности ОАО «Сбербанк России»……………….3
1.1 Краткая характеристика ОАО «Сбербанк России»………….…………....3
1.2 Структура органов управления………………………………….………....5
1.3 Структурные подразделения…………………………………….….……...6
1.4 Услуги Сбербанка………………………………………………..………….8
РАЗДЕЛ 2. Основные экономические показатели работы ОАО «Сбербанк России»……………………………………………………………………………….9
2.1 Анализ структуры активов Группы Сбербанка…………………………...9
2.2 Система оплаты труда……………………………………………………..11
2.3 Структура издержек ОАО «Сбербанк России»…………………………..13
2.4 Анализ объёмов реализации розничных продуктов……………………..15
Заключение………………………………………………………………...………..22

Вложенные файлы: 1 файл

otchyot_po_praktike.doc

— 667.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2011

2010

Изменение, %

 

сумма, млн руб. 

% от суммы

сумма, млн руб.

% от суммы

 

Кредиты и авансы клиентам до вычета резерва под обесценение

8 382 107

 

6 191 910

 

35,4

Резерв под обесценение кредитов и авансов клиентам

(662 407)

 

(702 523)

 

(5,7)

Кредиты и авансы клиентам, нетто

7 719 700

71,3

5 489 387

63,6

40,6

Ценные бумаги

1 625 850

15,0

1 823 648

21,1

(10,8)

Денежные средства и их эквиваленты

625 565

5,8

719 601

8,3

(13,1)

Основные средства

359 903

3,3

283 756

3,3

26,8

Обязательные резервы в Банке России

101 205

0,9

50 532

0,6

100,3

Средства в других банках

35 097

0,3

13 035

0,2

169,3

Прочие активы

367 779

3,4

248 568

2,9

48,0

Итого активов

10 835 099

100,0

8 628 527

100,0

25,6


 

Табл. 2. Структура активов Сбербанка за 2010-2011 гг.

 

Прочие активы Группы в 2011 году выросли до 367,8 млрд руб. (на 48,0 % по сравнению с 2010 годом). Рост обусловлен значительным увеличением производных финансовых инструментов — на 450,5 %: с 9,3 млрд руб. на конец 2010 года до 51,2 млрд руб. на конец 2011 года, а также увеличением объема драгоценных металлов на 89,7 %. Основным компонентом прочих активов являются незавершенные расчеты по пластиковым картам, составляющие 78,8 млрд руб. на 31 декабря 2011 года (91,2 млрд руб. по состоянию на 31 декабря 2010 года), которые являются ликвидным низкорисковым активом.

 

 

Рис. 2. Структура активов Сбербанка (в виде диаграммы).

 

Теперь рассмотрим динамику изменения структуры активов за 2009-2010 гг. Активы Группы по МСФО увеличились в 2010 году на 21,4%и составили 8 628,5 млрд руб. В абсолютном выражении наиболее сильно выросли кредитный портфель и вложения Группы в ценные бумаги.

Основная статья баланса — кредиты клиентам за вычетом резерва под обесценение кредитного портфеля — выросла на12,9%. Рост обусловлен восстановлением во втором полугодии2010 года спроса как на коммерческие, так и на розничные кредиты. В то же время доля кредитов клиентам в структуре активов Группы сократилась до 63,6% к концу 2010 года по сравнению с 68,5% на конец 2009 года. Основной причиной снижения доли кредитов клиентам в активах Группы послужил опережающий рост вложений Группы в ценные бумаги.

Портфель ценных бумаг Группы вырос на 71,4% — до1 823,6 млрд руб. (включая ценные бумаги, заложенные по договорам РЕПО), а доля ценных бумаг в активах Группы составила 21,1% на конец 2010 года.

Прочие активы Группы в 2010 году выросли до 248,6 млрд руб. (на64,9% по сравнению с 2009 годом). Основным компонентом прочих активов являются незавершенные расчеты по пластиковым картам, составляющие 91,2 млрд руб. на 31 декабря 2010 года (52,3 млрд руб. по состоянию на 31 декабря 2009 года), которые являются ликвидным низкорисковым активом.

 

 

На 31 декабря 2010

На 31 декабря 2009

Изменение, %

 

Сумма, млн руб.

% от суммы

Сумма, млн руб.

% от суммы

 

Кредитный портфель

6 191 910

 

5 443 845

 

13,7

Резерв под обесценение кредитного портфеля

(702 523)

 

(579 814)

 

21,2

Кредитный портфель после вычета резерва под обесценение

5 489 387

63,6

4 864 031

68,5

12,9

Ценные бумаги

1 823 648

21,1

1 064 135

15,0

71,4

Денежные средства и их эквиваленты

719 601

8,3

725 521

10,2

(0,8)

Основные средства

283 756

3,3

249 881

3,5

13,6

Обязательные резервы в Банке России

50 532

0,6

40 572

0,6

24,5

Средства в других банках

13 035

0,2

10 219

0,1

27,6

Прочие активы

248 568

2,9

150 707

2,1

64,9

Итого активов

8 628 527

100,0

7 105 066

100,0

21,4


 

Табл. 3. Структура активов Сбербанка за 2009-2010 гг.

 

2.2 Система оплаты труда

Правильная мотивация сотрудников является важнейшим фактором достижения общих корпоративных целей. Поэтому Сбербанк уделяет большое внимание развитию систем поощрения — как материального, так и нематериального — и созданию стимулов к эффективной работе. Основной принцип Сбербанка в части оплаты труда — платить за достижение результата, а не процесс деятельности.

Его задача — привлечь и сохранить квалифицированные кадры, поэтому Сбербанк стремится обеспечивать сотрудникам конкурентоспособный уровень заработной платы. Для сравнения уровня заработных плат с рынком Сбербанк использует специализированные и общеиндустриальные обзоры. Используется разрядная сетка должностей и определяются окладные вилки для каждого разряда на основе сравнения с заработной платой для аналогичных должностей на рынке. Среднемесячная оплата труда сотрудников Сбербанка (с учетом всех выплат, осуществленных в отчетном году, включая вознаграждения по итогам работы за год и выслугу лет) возросла по сравнению с уровнем 2009 года на 28,4% и за 2010 год составила 44,0 тыс. руб.

Сотрудники должны иметь реальную возможность влиять на уровень своего дохода, поэтому в 2010 году Сбербанк начал процесс реформирования системы мотивации, положив в ее основу современные подходы к оценке эффективности персонала. В центральном аппарате новая система мотивации уже внедрена, и она внедряется в территориальных банках. Инструменты оценки персонала (оценочные центры, деловые игры, конференции, гайд-интервью) строятся на основе ключевых компетенций.

Работа руководителей от начальника отдела до топ-менеджмента оценивается по системе «Приоритетных проектов», включающей процесс постановки, мониторинга и оценки выполнения поставленных перед руководителем задач. Одним из важнейших принципов этой системы является ее каскадность, то есть цели, согласованные со Стратегией Сбербанка, устанавливаются сначала топ-менеджерам Банка, а затем каскадируются на более низкие уровни, разветвляясь на подпроекты. В будущем Банк планирует разработать профессиональные тесты для оценки руководителей при назначениях и ротациях, а также осуществить оценку команд структурных подразделений и предоставить рекомендации по оптимизации их деятельности.

Для рядовых сотрудников действует система оценки личной эффективности «5+», в рамках которой оценка деятельности производится по пяти критериям: личная результативность, совершенствование профессиональных знаний, инновации и оптимизация рабочего процесса, работа в команде и клиентоориентированность. Оценка используется при перераспределении премиального фонда подразделения, величина которого зависит от выполнения им групповых показателей.

С целью распространения этих практик в территориальных банках в настоящее время идет активное формирование региональных оценочных центров: разрабатываются дистанционные методики, проводится обучение и аттестация специалистов. Также в Банке разработаны системы мотивации для отдельных категорий персонала, в частности, для операционно-кассовых работников. Система, запущенная в 2010 году, четко увязывает размер дополнительного вознаграждения с объемами продаж конкретных продуктов. Проект под названием «Создание системы оценки персонала и управления карьерой» выделен в качестве стратегической программы и находится под регулярным контролем руководства Банка.

Сбербанк стремится предоставлять лучшим сотрудникам максимальные возможности для реализации своего потенциала и достижения карьерных успехов. В Банке действует система подготовки кадрового резерва, однако в 2010 году начали работу по ее радикальному обновлению. В новой редакции Положения о кадровом резерве будет обобщен и систематизирован лучший мировой и внутрикорпоративный опыт подготовки резерва руководителей. В основе нашей программы кадрового резерва, как и в основе системы оценки персонала, лежит подход, основанный на развитии ключевых компетенций. Для перспективных сотрудников эксперты по карьерному развитию разрабатывают индивидуальные планы, позволяющие максимально раскрыть их потенциал и занять должность в соответствии со своими личностными особенностями и интересами.  

2.3 Структура издержек ОАО «Сбербанк России»

В Сбербанке рассчитывают различные виды издержек, в зависимости от происхождения, но из них можно выделить 2 основные группы: процентные и операционные. В таблице ниже приведены среднегодовые значения обязательств Сбербанка в разрезе статей баланса, а также объем процентных расходов в отношении указанных статей и их среднегодовая стоимость.

 

 

2011

2010

 

среднее значение за год, млн руб.

процентные и аналогичные расходы, млн руб.

средняя стоимость, %

среднее значение за год, млн руб.

процентные и аналогичные расходы, млн руб.

средняя стоимость, %

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Средства физических лиц

5 129 059

210 993

4,1

4181 715

232 730

5,6

Средства корпоративных клиентов

1 906 598

36 580

1,9

1 710 205

38 836

2,3

Субординированный долг

310 755

19512

6,3

390 753

28 219

7,2

Прочие заемные средства

195 458

4 226

2,2

92 504

1 640

1,8

Собственные ценные бумаги

267 772

12 746

4,8

221 988

13 344

6,0

Средства банков

158 607

5 541

3,5

105 067

1 774

1,7

Итого

7 968 249

289 598

3,6

6 702 232

316 543

4,7

Обязательства, не генерирующие процентные и аналогичные расходы

165 350

   

1 12 606

   

ИТОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

8 133 599

   

6 814 838

   

 

Табл. 4. Структура процентных расходов.

 

Процентные расходы по средствам физических лиц и корпоративных клиентов снизились на 8,8 % в 2011 году—до 247,6 млрд руб. Стоимость привлечения средств физических лиц устойчиво снижалась в течение 2010 и 2011 годов как результат погашения долгосрочных вкладов с высокими процентными ставками, привлеченных в период финансового кризиса.

Сокращение процентных расходов и средней стоимости по субординированным займам в 2011 году связано с погашением в мае 2010 года части субординированного займа (200 млрд руб.), полученного от Банка России, а также со снижением процентной ставки по данному субординированному займу с 8 до 6,5 % в июле 2010 года.

Процентные расходы по привлеченным средствам банков выросли более чем в 3 раза, что связано в первую очередь с увеличением объемов привлеченных средств от Банка России в IV квартале 2011 года. Данные заимствования Группа осуществляла в связи с необходимостью обеспечения растущего спроса на кредиты со стороны клиентов.

Операционные расходы.

 

 

2011, млн руб.

2010, млн руб.

Изменение, %

Расходы на персонал

203 802

161 180

26,4

Амортизация основных средств и прочие расходы, связанные с основными средствами

78 849

60 792

29,7

Административные расходы и расходы на информационные услуги

33 271

22 414

48,4

Налоги, за исключением налога на прибыль

11 712

12 586

-6,9

Прочее

20 709

8 929

131,9

Итого операционные расходы

348 343

265 901

31,0


 

Табл. 5. Структура операционных расходов.

 

Операционные расходы Группы выросли в 2011 году на 31,0 % — до 348,3 млрд руб. Основной статьей операционных расходов являются расходы на персонал, которые составляют 58,5 % операционных расходов за 2011 год. Рост расходов на персонал составил 26,4 % — до 203,8 млрд руб. — и связан с плановой реализацией программы по приведению зарплат сотрудников в соответствие с рыночным уровнем, а также с увеличением вложения средств в повышение уровня профессиональной квалификации и компетенции персонала и увеличением премиального фонда в связи с высокими показателями деятельности Группы в 2011 году.

Информация о работе Отчет по практике на ОАО «Сбербанк России»