Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 13:21, курсовая работа
На ОАО «Завод Биохимии» используются первичные документы учет затрат в разрезе экономических элементов:
• Материальные затраты;
• Затраты на оплату труда;
• Амортизация;
• Накладные расходы.
3.2. Первичный учет затрат на производство продукции
На ОАО «Завод Биохимии» используются первичные документы учет затрат в разрезе экономических элементов:
Рассмотрим поподробнее, как заполняются основные применяемые ОАО «БХЗ» формы первичных документов.
1) при учете материальных затрат.
Приходный ордер в 1 экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад. Приходный ордер должен выписываться на фактически принятое количество ценностей.
Графа "Номер паспорта" заполняется при оформлении хозяйственных операций по материальным ценностям, содержащим драгоценные металлы и камни.
Например, 01.11.04 от ООО «Прима» были получены изделия из металлопроката на общую сумму 14000 руб. Бухгалтер ОАО «БХЗ» на поступившие материалы выписал Приходный ордер № 15 (приложение 8), где указал наименование материалов ( в разрезе всех изделий поступившего металлопроката), цену каждого из материалов, общую сумму без учета НДС, сумму НДС и стоимость с учетом НДС по каждому изделию в отдельности. В конце приходного ордера автоматически рассчиталась общая стоимость поступивших материалов с учетом НДС и без учета.
Накладная на отпуск материалов
В соответствии с п.3 Указаний по применению…, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а накладная на отпуск материалов на сторону применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям, на основании договоров и других документов.
Накладную выписывает работник структурного подразделения в 2-х экземплярах на основании договоров (контрактов), нарядов и других соответствующих документов и предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке.
Первый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, второй - получателю материалов.
ОАО «БХЗ» применяет данный документ в случаях отпуска материалов в цеха. Для этого начальник цеха направляет требование в бухгалтерию Общества (приложение 11), на основании которого с письменного разрешения руководителя бухгалтерия выписывает накладную на отпуск материалов и передает ее кладовщику.
05.11.04 начальник цеха
№ 1 Борисенко Т.Е. объекта
имеющей номер 1402, направил в
бухгалтерию ОАО «БХЗ»
Приемка ТМЦ производится обычно по приходному ордеру склада или приходной накладной (приложение 8). Как уже указывалось выше поставки ТМЦ осуществляются на основании заключенных с поставщиками договоров (приложение 14). В соответствии с этими договорами в адрес предприятия поступает груз с товаросопроводительными документами (или они высылаются предприятию отдельно). Эти документы вместе с доверенностью (приложение 15), которую выписывает бухгалтерия своему материально-ответственному лицу, служат основанием для получения груза. Если налицо фактическое совпадение груза с документами, то приемка ТМЦ может быть оформлена приходным ордером. В случаях расхождения, а так же при поступлении груза без документов, оформляется акт о приемке или накладная (приложение 9) с участием представителя поставщика (или третьего лица).
Затем материалы заносятся в
карточки складского учета,
Важными учетными документами являются ведомость остатков материалов на складе и сигнальная справка об отклонениях фактического остатка от установленных норм. Первый документ служит для сверки двух учетов: складского и бухгалтерского. Второй документ позволяет руководству принимать решения о необходимости дополнительных закупок материалов.
Отпуск ТМЦ в производство осуществляется по накладным или лимитно-заборным картам (если материал лимитирован).
При утрате ТМЦ комиссией по предприятию составляются акты на списание. Эти акты обычно подписывает главный бухгалтер и кто-либо из заместителей руководителя предприятия.
На складах (местах хранения) материальные ценности размещаются по секциям, а внутри них - по группам, сортам, размерам в ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск и контроль соответствием фактического наличия установленным нормам запаса.
Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным лицом, которого принимают на работу по согласованию с главным бухгалтером. С кладовщиком заключается типовой договор по установленной форме о полной индивидуальной материальной ответственности (см. приложение 16). От занимаемой должности кладовщик может быть освобожден только после сплошной инвентаризации товарно-материальных ценностей и передачи их по акту, утвержденному руководителем организации.
Аналитический учет движения и остатков материалов осуществляют в карточках складского учета материалов (форма № М-17) (см. приложение 17). На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым учетом и осуществляют его только в натуральном выражении.
Карточки открывают в
В Обществе материально ответственные лица составляют месячные отчеты о движении материалов и представляют их в бухгалтерию. В отчетах содержатся сведения об остатках материалов на начало месяца, их поступлении, расходе и остатке на конец месяца.
На оказанные транспортные услуги, тепло и электроснабжению, водоснабжению оказывающие данные услуги предприятия предоставляют счета-фактуры. Например, при транспортировке спирта в г. К-Чепецк, 11.11.04 АТП-32 была предъявлена счет-фактура № 188 для оплаты своих услуг. В счет-фактуре отражена стоимость транспортировки одного километра – 7 руб. и общая сумма к оплате из расчета: 50 * 7 = 350 руб. В графе НДС – начислена сумма НДС по ставке 18% - 63 руб. Итого сумма к оплате составила 413 руб. (приложение 18)
21.11.04 ОАО «Кировэнерго» выставлены счет-фактуры на оплату тепло и электроэнергии. Стоимость электроэнергии рассчитана исходя из тарифа, установленного для предприятий за 1КВ. Было использовано 1774 Кв электроэнергии по цене за 1Кв 1,56 руб. (с учетом НДС). Сумма к оплате составила 2767,44 руб.
Теплоэнергия рассчитана в соответствии
с установленными тарифами исходя из
площади отапливаемых помещений. Сумма
к оплате составила – 5540 руб., что
нашло отражение в счет-
На оплату арендных платежей ежемесячно предъявляются счета-фактуры от ОАО «Кировглавснабкомплект», являющегося арендодателем подсобного помещения ОАО «БХЗ».
Так, 24. 11.04 ОАО «Кировглавснабкомплект» предъявил для оплаты аренды счет-фактуру № 556/7 ОАО «БХЗ» на сумму 1250 руб., с выделением суммы НДС – 18% (190 руб.) и указанием адреса сдаваемого в аренду помещения (приложение 20).
2) Первичные документы по учету трудовых затрат
Первичными документами по учету численности работающих, и их движения являются приказы руководителя о приеме, увольнении или переводе на другую работу. В приказе о приеме на работу (форма Т-1) указываются дата зачисления, характер работы (постоянно или временно), вид и режим работы, продолжительность рабочего дня, структурное подразделение, условия труда, форма оплаты труда (приложение 11). Приказ подписывается руководителем подразделения, предприятия, работником, делается отметка о прохождении инструктажа по технике безопасности; аналогично оформляется увольнение.
Перевод на другую работу также оформляется приказом о переводе на другую работу (форма Т-5). На основании приказа делаются отметки в личной карточке, лицевом счете, вносится запись в трудовую книжку.
При принятии работника с ним заключается трудовой договор (Приложение 10) и оформляется личная карточка работника (форма Т-2) (приложение 12) в отделе кадров. Личная карточка заполняется на основании данных приказа, паспорта, трудовой книжки, военного билета и других документов, предусмотренных законодательством.
Также отдел кадров использует штатное расписание (форма Т-3) (приложение 13) для оформления структуры, состава и численности предприятия. Изменения вносятся только в соответствии с приказом руководителя.
При принятии работника на предприятие ему открывается лицевой счет (Приложение 14), в котором указываются все необходимые сведения о работнике (семейное положение, разряд, оклад, стаж работы, номер страхового свидетельства, дата поступления и другое), все виды начислений и удержаний, льготы по налогам. По этим данным легко рассчитывать средний заработок. Записи производятся на основании первичных документов по учету выработки и выполненных работ, отработанного времени и документов на разные виды оплат.
Каждому работнику при приеме на работу присваивается табельный номер, который в дальнейшем проставляется на всех документах по учету личного состава, выработки и заработной платы. В случае увольнения или перевода на другую работу табельный номер работника не присваивают другому в течение одного года.
Контроль за соблюдением трудового режима ведется с помощью табельного учета, действует система пропусков. Табели открываются по структурным подразделениям. Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (форма Т-13)(Приложение 15) заполняется бухгалтером на основании табеля учета использования рабочего времени в бригаде, который ведется мастером цеха, смены. В табеле указывается табельный номер, фамилия, имя, отчество работника, количество отработанных часов, случаи опозданий и неявок с указанием их причин, также часов простоя и часов сверхурочной работы, неявки по болезни, в связи с командировкой. Отметку о неявках или опозданиях делают в табеле на основании соответствующих документов - справок о вызове в военкомат, листов о временной нетрудоспособности; время простоев устанавливают по листкам о простое, а часы сверхурочной работы - листками учета сверхурочной работы (форма Т-15)(Приложение 16). На основании табеля учета использования рабочего времени с помощью компьютерной программы осуществляется расчет начисленной оплаты труда по структурным подразделениям (Приложение 17).
Табель учета рабочего времени является основным документом при повременной системе оплаты труда. При сдельной же форме оплаты труда кроме табеля прикладывают сведения о количестве произведенной продукции, выполненных работ. Для учета выработки ОАО «Искож» применяет унифицированную форму первичных документов - наряд на сдельную работу ( форма Т-40) (Приложение 18). При работе с отклонениями от нормальных условий труда для расчета дополнительного отработанного времени и его оплаты специальных документов не выписывают, а лишь отмечают в табеле дополнительно затраченное время.
Учет времени работников, находившихся во всех видах отпусков, в период временной нетрудоспособности, в командировках, выполнения государственных и общественных обязанностей и других случаях осуществляется в табеле на основании приказа о предоставлении отпуска (форма Т-6) (Приложение 19), листков нетрудоспособности, приказа о направлении работника в командировку (форма Т-9), командировочного удостоверения и других документов.
Приказ о предоставлении отпуска работнику составляется работником отдела кадров. На основании приказа делаются отметки в личной карточке, лицевом счете и производится расчет оплаты, причитающейся за отпуск.
Для определения суммы, подлежащей выдаче на руки работникам, необходимо определить сумму заработка работников за месяц и произвести из этой суммы необходимые удержания. Эти расчеты производятся в расчетно-платежной ведомости, которая ведется автоматизированным способом (Приложение 20). Расчетно-платежная ведомость составляется по структурным подразделениям. Расчет сумм начислений, удержаний по видам и сумм к выдаче производится в расчетных листках.
Выдачу заработной платы осуществляют по платежным ведомостям, аванс также выдают по платежным ведомостям в установленном твердом размере (Приложение 21). Заработную плату выдают в течение трех дней. По истечении этого срока кассир против фамилий работников, на получивших оплату труда, делает отметку "депонировано", составляет реестр не выданных сумм и на титульном листе ведомости указывает фактически выплаченные и не полученные работникам суммы. Выплаты, не совпадающие со временем выдачи заработной платы, например отпускные, производят по расходным кассовым ордерам (Приложение 22). В целях упорядочения документооборота и своевременного составления и предоставления статистической и бухгалтерской отчетности на предприятии утвержден график предоставления цехам, отделам, службами первичных документов в бухгалтерию (Приложение 23).
3) амортизация