Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2015 в 07:49, курсовая работа
Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками является одной из важнейших направлений в аудите, поскольку устанавливает соответствия совершенных операций действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности.
Актуальность работы заключается в том, что в современных сложных экономических условиях тщательно поставленный учет расчетных операций, в частности, учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками, оказывает значительное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, среди которых основное место занимает прибыль.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..……………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТА РАСЧЁТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ………………………………………………………………5
Основные направления и экономическое содержание аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками………………………...……………5
Цели, задачи, источники информации проведения аудиторской проверки…………………………………………………………...………………7
Особенности проверки расчётов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………………………...…………8
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЁТА РАСЧЁТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ НА ПРИМЕРЕ ООО «СТРОЙ ИНВЕСТ»……….……14
Организационная и экономическая характеристика предприятия………………………………………………………………...……14
Планирование аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками и проведение аудиторской проверки……………………………...……………18
Результаты аудита на предприятии и основные направления совершенствования………………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..……33
Обоснованность расчетов с подрядчиками на выполняемые работы должна подтверждаться кроме заключенных договоров наличием проектно-сметной документации, актов сдачи-приемки выполненных работ, счетов-фактур. Реальность числящейся кредиторской или дебиторской задолженности по счету 60, точность произведенных расчетов, качество проектов и смет, отсутствие приписок могут быть проверены путем контрольного обмера выполненных работ.
По задолженности с каждым поставщиком и подрядчиком необходимо выявить соблюдение срока исковой давности (общий срок исковой давности по хозяйственным договорам составляет три года). В случае его пропуска задолженность подлежит зачислению на счет 91 «Прочие доходы и расходы». Должны быть проверены случаи списания с кредита счета 60 на себестоимость сумм, не относящихся к производственной деятельности предприятия.
Следует проанализировать также правильность оформления и отражения в учете выданных и полученных авансов. Для этих расчетов используются счета 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» и 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным». Аудитор путем изучения первичных документов и учетных регистров выясняет обоснованность выдачи и получения авансов (в том числе в валюте), правильность ведения аналитического учета по счетам 60 и 62, соответствие данных аналитического и синтетического учета; своевременность и точность выделения НДС с сумм полученных авансов. [13, 147]
У предприятия могут возникать претензии к поставщикам и подрядчикам в связи со следующими обстоятельствами:
• несоблюдением цен и тарифов, предусмотренных договорами;
• обнаружением арифметических ошибок в расчетных документах;
• несоответствием качества поставленных ценностей стандартам или техническим условиям и др.
Претензии могут предъявляться к транспортным организациям за недостачу груза в пути, к банку – по суммам, ошибочно зачисленным или списанным со счетов предприятия, и т.д. Претензии нередко предъявляют также и к самому предприятию по различным основаниям.
Учет таких расчетов ведется на счете 76 субсчета «Расчеты по претензиям». При их анализе аудитору необходимо обратить внимание на своевременность и правильность оформления претензионных документов, обоснованность претензий к проверяемому предприятию, правильность корреспонденции счетов, правильность ведения аналитического учета в разрезе каждой предъявленной и полученной претензии. [8, 156]
Аудитор должен знать, что претензии предъявляются в письменной форме с указанием требования заявителя; суммы претензии и ее расчета; фактов, на которых основаны требования; доказательств, подтверждающих требования со ссылкой на соответствующие нормативные акты; приводится перечень прилагаемых документов, иные сведения. Путем изучения первичных документов и учетных регистров по счету 76 аудитору предстоит выяснить, не скрываются ли под видом расчетов по претензиям суммы недостач и потерь товарно-материальных ценностей, не возмещенных предприятию в установленном порядке и по которым отсутствуют документы, дающие право на списание, а также факты хищений ценностей должностными лицами. Следует, кроме того, установить, не проводились ли внутренние расследования с целью выявления лиц, виновных в возникновении претензии к предприятию, и взыскивался ли с них причиненный ущерб.
Типичные ошибки, которые могут возникнуть при оценке системы внутреннего контроля, можно свести к следующим: [19, 53]
1. В части организации первичного учета:
– арифметические ошибки при фиксировании оперативного факта;
– несвоевременная регистрация хозяйственной операции;
–отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;
– нарушения, допущенные при оформлении первичного документа;
– отсутствие графиков документооборота;
–ошибки при регистрации документа (количественные или качественные расхождения при переносе данных из документа в учетные регистры);
– несвоевременная регистрация документа в учетном регистре.
2. В части организации
– перекрытие задолженности одного контрагента авансами, выданными другому контрагенту;
– несвоевременное списание задолженности в связи с неверным исчислением сроков исковой давности;
– возмещение входящего НДС по неотфактурованным поставкам;
–отсутствие корректировки по списанным на затраты ТМЦ (работам, услугам), ранее отраженным как неотфактурованные поставки, документы по которым поступили и имеют несоответствия с ранее отраженными в учете показателями;
– возмещение входящего НДС по поставкам, обеспеченным выданными организацией собственными векселями;
– несвоевременное предъявление претензий поставщикам, отражение на счете 76 субсчет «Расчеты по претензиям» нереальных сумм;
– счетные ошибки при исчислении курсовых разниц;
– списание безнадежного долга на счет прочих доходов и расходов при наличии ранее образованного резерва под эту задолженность;
– неправомерное признание задолженности безнадежной и ее списание за счет резерва по сомнительным долгам, либо за счет внереализационных расходов;
– отсутствие аналитического учета по поставщикам, неоплаченным в срок расчетным документам, неотфактурованным поставкам, выданным авансам, векселям.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЁТА РАСЧЁТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ НА ПРИМЕРЕ ООО «СТРОЙ ИНВЕСТ»
Общество с ограниченной ответственностью «СТРОЙ ИНВЕСТ», создано в 2007 году и имеет 4 учредителей. Место нахождения общества: г. Тула, ул. Заводская, д. 27.
Общество является полноправным субъектом хозяйственной деятельности и гражданского права, признается юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам. Общество имеет самостоятельный баланс, обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах определения формы управления, принятия хозяйственных решений, сбыта, установления цен, оплаты труда, распределения чистой прибыли, может быть истцом и ответчиком в суде.
Общество является коммерческой организацией и в качестве основной цели своей деятельности является извлечение прибыли, имеет гражданские права и несёт обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Основными видами деятельности общества являются:
– обработка металлов и нанесение покрытий на металлы; обработка металлических изделий с использованием основных технологических процессов машиностроения;
– производство металлических изделий широкого спроса;
– строительство промышленно-гражданских сооружений;
– торговая деятельность.
В бухгалтерском учёте предприятия применяется Журнально-ордерная форма, ведется автоматизированный бухгалтерский учет в программе 1С бухгалтерия. Общество находится на двух системах налогообложения ОСНО и ЕНВД.
Для обеспечения своевременного составления бухгалтерской отчетности применяется график документооборота по хозяйственным операциям, утверждаемый директором предприятия и закрепленный в «Положении о системе документооборота».
Система внутреннего контроля в ООО «СТАЛЬ ИНВЕСТ» осуществляет организацию внутреннего контроля за выполнением требований документов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность, рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, достоверностью учетных и отчетных данных в организации. Внутрихозяйственный контроль расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «СТАЛЬ ИНВЕСТ» осуществляют директор и главный бухгалтер.
Основные концепции бухгалтерского учета также отражены в учетной политике предприятия:
– учет доходов и расходов на предприятии осуществляется методом начисления;
–амортизация основных средств, нематериальных активов осуществляется линейным методом;
–материально-производственные запасы учитываются и списываются с применением счета 10 «Материалы» по фактической себестоимости;
–товары учитываются по покупной стоимости;
–общехозяйственные расходы распределяются в конце отчетного периода на себестоимость продукции, товаров, работ, услуг.
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «СТАЛЬ ИНВЕСТ»
Наименование показателей |
Величина показателя |
Изменение (+) показателя за период | |||
2012 |
2013 |
2014 |
2013 к 2011 |
2013 к 2012 | |
Среднесписочная численность работающих, чел. |
42 |
45 |
44 |
2 |
-1 |
Затраты на оплату труда, тыс.руб. |
5124 |
6210 |
6952 |
1828 |
742 |
Среднегодовая зарплата одного работающего, тыс.руб. |
122 |
138 |
158 |
36 |
20 |
Производительность труда, тыс.руб. |
1044 |
1212 |
1493 |
449 |
281 |
Выручка, тыс.руб. |
43830 |
54560 |
65705 |
21875 |
11145 |
Прибыль от продаж, тыс.руб. |
3320 |
8702 |
1821 |
-1499 |
-6881 |
Прибыль до налогообложения, тыс.руб. |
3050 |
8450 |
1582 |
-1468 |
-6868 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
2438 |
6755 |
1246 |
-1192 |
-5509 |
Рентабельность продаж, % |
7,57 |
15,95 |
2,77 |
-4,80 |
-13,18 |
Рентабельность активов, % |
22,11 |
33,64 |
4,56 |
-17,55 |
-29,08 |
Из таблицы видно, что выручка, полученная от выполненных работ в 2014 году увеличилась по сравнению с 2013 годом на 11145 тыс. руб., что связано с увеличением роста продаж, однако в 2014 году прибыль по отношению к 2013 году уменьшается на 20,93% (в абсолютном выражении 6881 тыс. руб.), это говорит об увеличении затрат.
Наглядно динамика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «СТАЛЬ ИНВЕСТ» представлена на рисунке 2.1.
Рис. 2.1. - Динамика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «СТАЛЬ ИНВЕСТ» за 2013-2014г.
Проанализируем показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «СТАЛЬ ИНВЕСТ».
Таблица 2.2.
Показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «СТАЛЬ ИНВЕСТ» (тыс. руб.)
№ п/п |
Наименование показателей |
Строки баланса |
2013 год |
2014 год |
1 |
Актив баланса |
стр.300 ф.№1 |
28106 |
26504 |
2 |
Пассив баланса |
стр.700 ф.№1 |
28106 |
26504 |
3 |
Внеоборотные активы |
стр.190 ф.№1 |
11905 |
10829 |
4 |
Основные средства |
стр.120 ф.№1 |
11870 |
10802 |
5 |
Оборотные активы |
стр.290 ф.№1 |
16202 |
15676 |
6 |
Материальные запасы |
стр.210 ф.№1 |
2618 |
2479 |
7 |
Дебиторская задолженность |
стр.240 ф.№1 |
11231 |
6906 |
8 |
Денежные средства и финансовые вложения |
стр.260+250 ф.№1 |
2352 |
6203 |
9 |
Прибыль организации |
стр.140 ф.№2 |
26449 |
25411 |
10 |
Прибыль от реализации продукции |
стр.50 ф.№2 |
8702 |
1821 |
11 |
Нераспределённая прибыль |
стр.470 ф.№1 |
12516 |
13746 |
12 |
Чистая прибыль |
стр.190 ф.№1 |
6755 |
1246 |
13 |
Собственный капитал |
стр.490 ф.№1 |
12516 |
13756 |
14 |
Заёмный капитал(средства) |
стр.590+690 ф.№1 |
10750 |
8339 |
15 |
Собственные оборотные средства |
стр.190+490 ф.№1 |
621 |
2927 |
16 |
Производственные активы |
стр.120+210 ф.№1 |
16202 |
15676 |
17 |
Долгосрочные заемные средства |
стр.590 ф.№1 |
10750 |
8339 |
18 |
Кредиторская задолженность |
стр.620 ф.№1 |
4830 |
4409 |
19 |
Краткосрочные обязательства |
стр. 610 +620+630+660 ф.№1 |
4830 |
4409 |