Планирование на предприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования заключается в определение основных направлений совершенствования финансового планирования на предприятии.
В соответствии с поставленной целью задачами данного исследования являются:
- исследование экономического содержания и роли финансового планирования в управлении предприятием;
- определение практики финансового планирования;
- исследование типов, видов и форм финансового планирования;
- анализ результатов деятельности компании ООО «Рациональ»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ 5
1.1.Экономическое содержание и роль финансового планирования в управлении предприятием 5
1.2 Практика финансового планирования 16
1.3 Типы, виды и формы финансового планирования 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ ООО «РАЦИОНАЛЬ» 34
2.1 Общая характеристика компании ООО «Рациональ» 34
2.2 Анализ результатов деятельности компании ООО «Рациональ» 37
2.3. Предложения по совершенствованию финансового планирования ООО «Рациональ» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая планирование на предприятие.docx

— 286.26 Кб (Скачать файл)
  • воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;
  • обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане технологические, экономические и финансовые пропорции развития предприятия;
  • предоставляет возможности определения эффективности и жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции;
  • служит инструментом обоснования финансовой поддержки от потенциальных инвесторов.

Роль  финансового планирования в деятельности предприятия связана с решениями  ключевых задач, а именно:

  1. обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
  2. рост рыночной стоимости активов предприятия;
  3. определение путей эффективного вложения капитала;
  4. обеспечение роста рентабельности использования собственного капитала;
  5. обеспечение сбалансированности движения материальных и денежных потоков;
  6. обеспечение финансовой независимости, устойчивости и ликвидности предприятия;
  7. установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами, обеспечивающих снизить риск невыполнения финансовых обязательств;
  8. контроль финансового состояния, платежеспособности и кредитоспособности предприятия;
  9. минимизация финансовых затрат;
  10. обеспечение своевременности выплаты налогов (ведение налогового календаря);
  11. выявление путей наиболее рационального вложения капитала и резервов по его эффективному использованию.

1.2 Практика финансового планирования

Финансовое  планирование на предприятиях России осуществлялось и в прежние годы. В условиях административной экономики  пятилетний финансовый план государственного предприятия определялся заданиями  отраслевого министерства. Годовые  финансовые планы составлялись на основе контрольных цифр, доводившихся до предприятий вышестоящими организациями. Утверждаемые самим предприятием годовые  финансовые планы, тем не менее, были регламентированы «сверху» по важнейшим  показателям, вследствие чего они получились громоздкие и трудно применимые для  управления. В таких условиях предприятию, его финансовой службе, отводилась роль простых исполнителей, а потребность  в финансовом планировании на низком уровне при директивной системе  управления утрачивалась.

Важнейшим элементом обеспечения устойчивой производственной деятельности является система финансового планирования, которая состоит из:

  1. систем бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия;
  2. системы сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия.

Эти системы  включают: процессы формирования бюджетов, структуры бюджетов, ответственность  за формирование и использование  бюджетов процессы согласования, утверждения  и контроля бюджетов. Одной из наиболее важных задач в области управления финансами предприятия является задача бюджетирования как задача комплексного финансового плана. Практика показывает, что решение этой задачи вызывает значительные затруднения, а для  многих предприятий – это почти  неразрешимая проблема. Одной из основных причин этого является отсутствие на предприятии стратегии, финансово-экономических  целей и критериев. Недостаточность  у руководства четкого понимания  и целей, сложность ориентации в  рыночных условиях приводят к тому, что планирование отодвигается на второй план, неизбежно уступая место  решению текущих дел. Кроме того, существующие форма, содержание и оперативность  плановой и отчетной информации часто  не позволяют использовать ее для  целей управления.

Особенно  следует подчеркнуть, что на многих предприятиях используется затратный  механизм планирования, когда цена на готовую продукцию формируется  на основе полной себестоимости и  заданного запланированного процента рентабельности. Распространена ситуация, когда планово-экономический отдел  рассчитывает плановые данные на основе фактических данных, по производству за аналогичные периоды в прошлом, при этом, как правило, теряется связь  с планом продаж, который должен являться  основой комплексного финансового плана предприятия [12, с.97].

Форма и  содержание финансового плана могут  существенно различаться в зависимости  от специфики предприятия и задач  управления. На многих предприятиях под  комплексным финансовым планом понимаются, прежде всего, план производства и ряд  бюджетов (подразделений, цехов), обеспечивающих его выполнение. В такой план включают планы по выручке ( с разделением  на деньги  и бартер), отчет о  финансовых результатах, расчеты по налогам и другое. Как правило, планы движения денежных средств  и отчет о прибыли даются в  укрупненном виде, а плановый баланс не рассчитывается. У таких финансовых планов имеется целый ряд недостатков, к ним относятся:

  • слабая связь с маркетингом, отсутствие плана продаж (с детализацией хотя бы по месяцам);
  • отсутствие многих необходимых планов, например, плана движения товарно-материальных ресурсов;
  • отсутствие возможности видеть денежные и материальные потоки в динамике, выявлять плановые периоды дефицита этих потоков, принимать решения по обеспечению реализуемости планов;
  • отсутствие планового баланса предприятия;
  • отсутствие расчетов эффективности деятельности подразделений и предприятия в целом (например, рентабельность оборотного капитала);

При формировании комплексного финансового плана финансовая служба предприятия сталкивается с целым рядом проблем. Это и отсутствие четкой схемы (процедуры) планирования, «непрозрачность» форм планов для руководства предприятия, нечетко определенное взаимодействие подразделений, незаинтересованность сотрудников и т.д. А ведь именно комплексный финансовый план должен дать руководству предприятия реальную картину бизнеса и обеспечить принятие своевременных управленческих решений.

На основе опросов генеральных и финансовых директоров , главных бухгалтеров и экономистов более чем 250 российских предприятий выяснилось, что основной проблемой в управлении финансами предприятия является проблема управления финансовыми потоками. [14, с. 51].

Причины возникновения проблем в области  управления финансовыми потоками предприятий  целесообразно разделить на внешние  и внутренние (таблица 1).

Таблица 1

 Причины возникновения финансовых  проблем у предприятия

Проблемы

Причины

 

Внешние

Внутренние

Низкая доля денежных средств в  выручке

Неплатежеспособность предприятий  контрагентов (кризис неплатежей).

Фискальная система (например, без  акцептное списание в счет задолженности  по налогам).

Ограничения на продажу ниже себестоимости.

Прочие.

Отсутствие финансово-экономической  стратегии предприятия (не производится выбор стратегических альтернатив, не определены пути выхода из создавшегося положения).

Просчеты в маркетинговой, сбытовой и ассортиментной политике и ценообразовании.

Посредники, на счетах которых оседают  деньги предприятия.

Неэффективное управление финансовыми  потоками

Нестабильная ситуация на рынке, трудность  прогнозирования спроса и поступлений  денежных средств.

Необходимость использования сложных  схем расчетов (через дочерние и  прочие фирмы).

Неэффективная работа служб маркетинга и сбыта, проблемы на стыках «маркетинг-финансы».

Отсутствие четких процедур планирования, анализа и контроля движения денежных средств.

Отсутствие или недоработка  финансового плана предприятия.

Отсутствие автоматизации планирования и управления финансовыми потоками, обеспечивающей оперативные вариантные расчеты финансовых планов.


 

Помимо  собственно дефицита денежных средств  на предприятиях остро стоит проблема управления существующими финансовыми  потоками. Потери от неэффективного управления в данном случае могут составить 5-10 и более процентов от оборота  предприятий.

На первом месте стоит проблема дефицита денежных средств. В условиях неплатежей это вполне закономерное явление. В среднем доля «живых» денег в составе валовой выручки предприятий составляет менее 20%, остальное – бартер и зачеты. Дефицит ликвидных средств платежа возмещается за счет использования расчетов по бартеру, то есть менее ликвидных средств. При этом сроки расчетов неуклонно возрастают , растут долги контрагентам, рабочим предприятия, бюджету, неплатежеспособность предприятия.

Финансовое  планирование, как метод, представлен  в наиболее законченном виде за рубежом. Тем не менее, в последнее время  значительно возрос интерес к  современным методам финансового  планирования со стороны российских фирм. Повседневная действительность российского предпринимательства  внесла дополнительные элементы в западные системы планирования, обусловленные  условиями функционирования экономической  и политической систем Российской Федерации.

Построение  деятельности предприятия на основе бюджетов предприятия (краткосрочного планирования) и финансовых планов (средне- и долгосрочное планирование) – аксиома для «цивилизованного»  рынка. И, так как в нашей стране взят курс на построение рыночных отношений, российским предприятиям необходимо соответствовать  требованиям, выдвигаемым самой  сутью рыночных отношений.

1.3 Типы, виды и формы финансового  планирования

 

 

Традиционно выделяют стратегические, текущие и  оперативные планы предприятия.

Как свидетельствует  современная практика, наиболее значимыми  в рыночных условиях являются стратегические цели, обеспечивающие состояние постоянной текущей платежеспособности и долговременной финансово-экономической устойчивости предприятия.

Стратегическое  планирование – это сложное и  потенциально мощное оружие, с помощью  которого современное предприятие  может противостоять меняющимся обстоятельствам и выжить в условиях нестабильности [14, с. 83].

Стратегические  планы – это планы генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры его организации. В  финансовом аспекте они определяют важнейшие финансовые показатели и  структурные пропорции воспроизводства, характеризуют инвестиционные стратегии  и возможности реинвестирования и накопления. Такие планы определяют объем и структуру финансовых ресурсов (перспективы изменения  структуры капитала, приоритетные направления  вложения и заимствования средств), необходимых для сохранения предприятия  как бизнес единицы.

Прогнозирование финансовой деятельности направлено в  первую очередь на разработку финансовой стратеги предприятия, которая представляет собой систему долгосрочных целей  и эффективных путей их достижения.

Финансовая  стратегия является частью общей  стратегии экономического развития предприятия и должна быть согласована  с ее целями и направлениями.

Процесс формирования финансовой стратегии  предприятия осуществляется по следующим  основным этапам (см.рис.4)

 

Рис.4. Процесс формирования финансовой стратегии предприятия

Этап  разработки финансовой политики по отдельным  аспектам финансовой деятельности является наиболее ответственным.

Финансовая  политика представляет собой форму  реализации определенной финансовой «идеологии»  и финансовой стратегии предприятия  в разрезе наиболее важных аспектов финансовой деятельности предприятия (см.Приложение 2).

На наш взгляд, разработка и выбор  стратегии деятельности предприятия  должны опираться на оценку его финансовой независимости, финансовой устойчивости в долгосрочном периоде и текущей  платежеспособности (см.рис.5).

 

 


 

Рис.5. Разработка и выбор стратегии деятельности предприятия

Характеристики финансового состояния предприятия с возможными стратегиями представлены в таблице 2.

Таблица 2

Характеристики финансового состояния  предприятия

 

Характеристики финансового состояния  предприятия

Финансовая стратегия

выживания

оздоровления

стабилизации

экономического роста

экспансии

глобализации

Финансово зависимо

Платежеспособное

Устойчивое

   

+

+

   

Неустойчивое

 

+

+

     

Неплатежеспособное

Устойчивое

+

+

       

Неустойчивое

+

         

Финансово независимо

Платежеспособное

Устойчивое

     

+

+

+

Неустойчивое

   

+

     

Неплатежеспособное

Устойчивое

 

+

+

     

Неустойчивое

+

+

       

Информация о работе Планирование на предприятие