Понятие бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:45, реферат

Краткое описание

По степени детализации учета бухгалтерские счета делятся на синтетические, аналитические и субсчета.
На синтетических счетах отражаются наличие и движение хозяйственных средств в итоговой денежной оценке.

Вложенные файлы: 1 файл

По степени детализации учета бухгалтерские счета делятся на синтетические.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

По степени детализации учета  бухгалтерские счета делятся  на синтетические, аналитические и  субсчета.

 

 На синтетических  счетах отражаются наличие и  движение хозяйственных средств  в итоговой денежной оценке.

 

 На аналитических  счетах учет ведется более  детально, с разбивкой по конкретным видам средств, их открывают в развитие соответствующих синтетических счетов. Учет на аналитических счетах ведется в денежном и натуральном выражении (метрах, килограммах, тоннах, штуках и т.п.).

 

Субсчета  являются промежуточной группировкой средств между синтетическим и аналитическим учетом.

 

 Синтетические  счета являются счетами 1-го  порядка, субсчета — счета  2-го порядка, аналитические счета  — счета 3-го, 4-го и других  порядков.

 

 Рассмотрим  пример ведения синтетического и аналитического учета на счете 10 «Материалы» на фабрике трикотажных изделий.

 

Ведение аналитического и синтетического учета имеет  следующие особенности:

 

 аналитический  учет — это, как правило,  количественно-суммовой учет, поэтому  в основном он ведется на складах. Синтетический учет ведется в бухгалтерии предприятия. Но и в бухгалтерии на некоторых счетах может вестись аналитический учет, например, на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ведется учет заработной платы по каждому работнику;

 

 синтетический учет ведется  только в денежном выражении,  а аналитический учет может  вестись как в денежном выражении,  так и в натуральных единицах;

 

 система ведения синтетического  учета, как правило, не зависит  от специфики работы предприятия,  так как это обобщающий учет. Аналитический учет привязан к конкретному предприятию и зависит от сферы его деятельности;

 

 синтетические и аналитические  счета взаимосвязаны, так как  на аналитических счетах отражаются  те же хозяйственные операции, что и на синтетических. Но на аналитических счетах учет ведется более подробно для конкретных видов средств. Это означает, что итоговые данные по аналитическим счетам должны быть равны итогу на соответствующем синтетическом счете.

 

 

2. Теоретическая часть

 

 

1. Учет финансовых результатов. Понятие и классификация доходов организации

 

 

В соответствии с ПБУ 9/99 «доходы  организации» признается увеличение экономических  выгод в результате поступления  активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)».

 

Не признаются доходами организации  поступления от других юридических  и физических лиц:

 

- сумм НДС, акцизов, налога  с продаж, экспортных пошлин и  иных аналогичных обязательных платежей;

 

- по договорам комиссии, агентским  и иным аналогичным договорам  в пользу комитета, принципала  и т.п.;

 

- в порядке предварительной  оплаты продукции, товаров, работ,  услуг;

 

- авансов в счет оплаты продукции,  товаров, работ, услуг;

 

- задатка;

 

- в залог, если договором предусмотрена  передача заложенного имущества  залогодержателю;

 

- в погашение кредита, займа,  предусмотренного заемщику.

 

Доходы организации в зависимости  от их характера, условия получения  и направления деятельности организации подразделяются на:

 

а) доходы от обычных видов деятельности;

 

б) прочие поступления.

 

Доходы от обычных видов деятельности - это выручка от продажи продукции  и товаров, поступления, связанные  с выполнением работ, оказанием  услуг; отражаются на счете 90 «Продажи». К прочим поступлениям счета 90 относятся доходы:

 

1. Выручка

 

2. Себестоимость продаж

 

3. Налог  на добавленную стоимость

 

4. Акцизы

 

5. Прибыль,  убыток от продаж.

 

Приведенная классификация доходов  дана на основе ПБУ 9/99 (7).

 

В ПБУ 4/99 изложен иной подход к классификации  доходов «в отчете о прибылях и  убытках доходы и расходы должны показаться с подразделением на обычные». В состав обычных доходов включены доходы от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом НДС, акцизов и т.п. налогов и обязательных платежей и прочие доходы.

 

Столь различный подход к классификации  доходов и расходов в нормативных  документах одного уровня и утвержденных примерно в одно и то же время, существенно  усложняет понимание этих документов и вызывает трудности в учете доходов и расходов.

 

Показатели прибыли и порядок  их формирования (в соответствии с  ПБУ 4/99):

 

1. Доходы и расходы по обычным  видам деятельности

 

- Выручка (нетто) от продаж  товаров, продукции, работ, услуг  ( за минусом налог на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

 

- себестоимость проданных товаров,  продукции, работ, услуг

 

- валовая прибыль

 

- коммерческие расходы

 

- управленческие расходы

 

- прибыль (убыток) от продаж

 

2. Прочие доходы и расходы

 

- проценты к получению

 

- проценты к уплате

 

- доходы от участия в других  организациях

 

- прочие доходы

 

- прочие расходы

 

3. Прибыль (убыток) до налогообложения

 

- отложенные налоговые активы

 

- отложенные налоговые обязательства

 

-текущий налог на прибыль

 

4. Чистая прибыль (убыток) отчетного  периода

 

- постоянные налоговые обязательства  (активы)

 

- базовая прибыль (убыток) на  акцию

 

- разводненная прибыль (убыток) на акцию

 

2. Структура и порядок формирования  финансового результата

 

 

Финансовый результат отражает изменения собственного капитала за определенный период в результате производственно - финансовой деятельности организации.

 

Финансовый  результат определяют по счету 99 «Прибыли и убытки». По кредиту этого счета  отражают доходы и прибыли, а по дебету - расходы и убытки.

 

Хозяйственные операции отражают на счете 99 «Прибыли и убытки» по так называемому  кумулятивному принципу, т.е. нарастающим  итогом с начала года. Сопоставлением кредитового и дебетового оборотов по счету 99 «Прибыли и убытки» определяют конечный финансовый результат за отчетный период. Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета 99 и характеризует размер прибыли организации, а превышение дебетового оборота над кредитовым записывается как сальдо по дебету счета 99 и характеризует размер убытка организации. Счет 99 имеет одностороннее сальдо.

 

Конечный  финансовый результат организации  складывается под влиянием:

 

а) финансового результата от продажи  продукции (работ, услуг);

 

б) финансового результата от продажи  основных средств, нематериальных активов, материалов и другого имущества;

 

в)прочих доходов и расходов (за вычетом результатов от продажи  имущества);

 

г) прочих прибылей и убытков;

 

Различие между этими составными частями прибыли или убытка состоит в том, что финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) первоначально определяют по счету 90 «Продажи». Со счета 90 прибыль или убыток от обычной деятельности списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

 

Финансовый результат от продажи имущества, прочие доходы и расходы вначале отражают на счете 91 «Прочие доходы и расходы», с которого затем ежемесячно списывают на счет 99.

 

Прочие доходы и расходы сразу  относят на счет 99 без предварительной  записи на промежуточных счетах в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда, денежных средств и т.п.

 

Кроме того, по дебету счета 99 отражают начисленные платежи на прибыль  и суммы причитающихся налоговых  санкций в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам». Платежи по перерасчетам по налогу на прибыль также отражаются на счетах 99 и 68.

 

По окончании отчетного года счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается. Заключительной записью 31декабря сумма  чистой прибыли списывается с:

 

Дт сч.99 Кт сч. 84 «Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)». Сумма  убытка списывается:

 

Дт сч. 84 Кт сч. 99

 

Аналитический учет по счету 99 должен обеспечить формирование данных, необходимых для составления  отчета о прибылях и убытках.

 

3. 1.3. Составные  части управленческого учета

 

 

Функционируя  в процессе производства, составные  части производственных ресурсов не остаются статичными. Они совершают  кругооборот, видоизменяются, превращаются в продукт, постоянно находятся  в движении, изнашиваются и претерпевают другие изменения.

 

Предприятия в условиях переходного к рынку  периода нуждаются в аналитической  информации, характеризующей использование  производственных ресурсов, целесообразность инвестирования в них, доходность инвестиций. Эти задачи могут быть решены с помощью управленческого учёта, о чём свидетельствует существующая практика экономически развитых стран.

 

Производственные  ресурсы на всех этапах кругообращения средств в производстве снабженческо-заготовительные  процессы, производственные и сбытовые - находят отражение в системном бухгалтерском учёте. Однако это отражение специфично, оно больше касается не динамики ресурсов, а их наличия и состояния. [4, с. 46]

 

В современных  условиях возможности самостоятельности  в части организации и ведения управленческого учёта, отсутствия регламентирующих постановку учёта для внутренних нужд управления документов, наличия организационной и вычислительной техники представляется возможным решить перечисленные выше задачи путем реорганизации производственного учёта в управленческий.

 

При разработке системы управленческого учёта  ее основополагающим признаком должен выступать учёт затрат по сферам деятельности в неразрывной связи с определением эффективности каждой сферы. Такой  подход к организации учёта допускает выделение в качестве составных частей управленческого учёта:

 

· снабженческо-заготовительную  деятельность;

 

· производственную деятельность;

 

· учёт затрат на производство и себестоимость  продукции;

 

· учёт финансово-сбытовой деятельности;

 

· управленческий учёт организационной  деятельности;

 

· контроллинг.

 

Все составные  части управленческого учета  взаимосвязаны, перечень информации, формирующейся  в них, характеризует уровень  организованности и совершенствования  управленческого учета на предприятии и системы управления в целом. [4, с. 47]

 

Рассмотрим  все составные части управленческого  учета более подробно во второй главе.

 

 

 

 

 

Основным  фактором создания системы управленческого  учета является ее экономическая  эффективность, значительное превышение доходов от ее эксплуатации над расходами, связанными с их созданием и внедрением.

 

Система управленческого  учета должна быть комплексной информационной системой, которая снабжает объективными, необходимыми сведениями всех заинтересованных внутренних пользователей информацией. Так, например, менеджеров по продажам -- информацией о себестоимости; менеджеров отдела закупок сырья и комплектующих -- о расходах материалов и комплектующих, генерального директора организации -- об отгрузке, движении денежных средств и т.п.

Основными элементами системы управленческого  учета являются подсистемы учета  затрат, анализа затрат и результатов  принятия управленческих решений.[1]

 

Существуют  следующие виды систем управленческого  учета в зависимости от признака классификации.

 

В зависимости  от формы связи управленческой и  финансовой бухгалтерии 

1. Автономная  система управленческого учета  предполагает обособленное ведение  финансового и управленческого  учета, что создает условия  для сохранения коммерческой  тайны об уровне издержек производства, рентабельности отдельных видов продукции. Такая система учета является замкнутой. Для учета издержек выбраны свободные коды счетов (счета-экраны): 32, 33, 34 и 35. Информация о выручке от реализации продукции отражается как в финансовом, так и в управленческом учете. [4]

2. При интегрированной  системе учета счета-экраны не  применяются, используется единая  система счетов и бухгалтерских  проводок. Выделяются специальные  разделы, обобщающие счета управленческого  учета. Связь между управленческой и финансовой бухгалтерией осуществляется при помощи контрольных счетов, которыми являются счета расходов и доходов финансовой бухгалтерии. Данные из одной системы в другую передаются через специально выделенный передаточный счет, который на каждую отчетную дату закрывается и сальдо не имеет. Счета управленческого учета, имеющие сальдо, относятся единовременно к управленческому и финансовому учету. Отечественный бухгалтерский учет -- это интегрированная система, организованная в единой системе счетов.[4]

 

В зависимости  от полноты включения в себестоимость  различают

1. Система учета по полной  себестоимости предназначена для  оценки и анализа всех издержек  организации, связанных с производством  и реализацией продукции. Эта  система является традиционной для российских предприятий. В течение отчетного периода по дебету счетов учета затрат на производство (20, 23, 25, 26 и т.д.) с кредита счетов учета ресурсов собираются затраты отчетного периода. При этом затраты подразделяются на прямые, т.е. непосредственно связанные с производством конкретного вида продукции, оказанием услуг (относятся в дебет счетов 20 и 23), и накладные (косвенные), т.е. связанные с процессами организации, обслуживания и управления (относятся в дебет собирательно-распределительных счетов 25 и 26). Расходы, собранные на счетах 25 и 26, подлежат списанию в конце периода в дебет счета 20 или 23 с одновременным их распределением между объектами калькулирования, пропорционально выбранной базе распределения. Счета 25 и 26 закрываются.[10]

Информация о работе Понятие бухгалтерского учета