Понятие и анализ рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:59, реферат

Краткое описание

Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.
На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.

Вложенные файлы: 1 файл

рентабльность рентабельность.docx

— 27.42 Кб (Скачать файл)

Показатели  рентабельности продукции отражают эффективность текущих затрат (в  отличие от показателя общей рентабельности, характеризующего эффективность авансированного  капитала) и исчисляются как отношение  прибыли от реализации продукции  к полной себестоимости реализованной  продукции:

Ррп = Прп /С*100%, где Ррп - рентабельность продукции;

Прп - прибыль от реализации продукции;

- полная себестоимость реализованной  продукции.

Рентабельность  конкретного вида продукции зависит  от цен на сырье, качества продукции, производительности труда, материальных и других затрат на производство.

Рентабельность  продукции показывает, сколько прибыли  приходится на единицу реализованной  продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при  постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а  также более быстрым ростом цен  чем затрат.

Рентабельность  вложений предприятия - это показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего  имущества предприятия.

Среди показателей рентабельности вложений предприятия выделяют 5 основных:

1 Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой  прибыли приходится на 1 руб. имущества  предприятия, то есть насколько  эффективно оно используется.

2 Рентабельность вложений по чистой  прибыли;

3 Рентабельность собственных средств,  позволяющая установить зависимость  между величиной инвестируемых  собственных ресурсов и размером  прибыли, полученной от их использования.

4 Рентабельность долгосрочных финансовых  вложений, показывающая эффективность  вложений предприятия в деятельность  других организаций.

5 Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность использования  капитала, вложенного в деятельность  данного предприятия на длительный  срок.

Рост  любого показателя рентабельности зависит  от единых экономических явлений  и процессов. Это, прежде всего, совершенствование  системы управления производством  в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в  финансово-кредитной и денежной системах. Это повышение эффективности  использования ресурсов организациями  на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных  отношений. Это индексация оборотных  средств и четкое определение  источников их формирования.:

Рк=БП/(К; Рк=Прп/(К; Рк=ЧП/(К

3. Анализ рентабельности предприятия

Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность.

В процессе анализа следует изучить  динамику перечисленных показателей  рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Показатели  рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и  отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Рентабельность можно рассматривать  как результат воздействия технико-экономических  факторов, а значит, как объекты  технико-экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов  производственно-хозяйственной деятельности от основных технико-экономических  факторов.

Рентабельность  является результатом производственного  процесса, она формируется под  влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных  изделий. Общую рентабельность предприятия  необходимо рассматривать как функцию  ряда количественных показателей - факторов: структуры и фондоотдачи основных производственных фондов, оборачиваемости  нормируемых оборотных средств, рентабельности реализованной продукции.

Показатель  рентабельности производства имеет  особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству  предприятия требуется постоянно  принимать ряд неординарных решений  для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия (фирмы).

Показатели  рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций  и группируются в соответствии с  интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Показатели  рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли  предприятий. Поэтому они обязательны  при проведении сравнительного анализа  и оценке финансового состояния  предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Доходность, т.е. прибыльность предприятия, может  быть оценена при помощи как абсолютных, так и относительных показателей. Абсолютные показатели выражают прибыль, и измеряются в стоимостном выражении, т.е. в рублях. Относительные показатели характеризуют рентабельность и  измеряются в процентах или в  виде коэффициентов. Показатели рентабельности в гораздо меньшей мере находятся  под влиянием инфляции, чем величины прибыли, поскольку они выражаются различными соотношениями прибыли  и авансированных средств (капитала), либо прибыли и произведенных расходов (затрат).

При анализе рассчитанные показатели рентабельности следует сопоставить с плановыми, с соответствующими показателями предыдущих периодов, а также с данными  других организаций.

Первая  группа показателей рентабельности капитала (активов) формируется как  отношение прибыли к различным  показателям авансированных средств, ид которых наиболее важными являются; все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства +долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал:

Несовпадение  уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень  использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных  средств,

Данные  показатели специфичны тем, что отвечают интересам все участников бизнеса  предприятия. Например, администрацию  рацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей -доходность акции и т.д.

Каждый  из перечисленных показателей легко  моделируется по факторным зависимостям. Рассмотрим следующую очевидную  зависимость:

Эта формула раскрывает связь между  рентабельностью всех активов.. Экономически связь, заключается в том, что  формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.

Рассмотрим  еще одну факторную модель рентабельности.

Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота  совокупного капитала и соотношения  собственного и заемного капитала Изучение подобных зависимостей имеет большое  значение для оценки влияния различных  факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при  увеличении доли заемных средств  в составе совокупного капитала.

В финансовом анализе показатель рентабельности собственного капитала характеризует  наличие прибыли в расчете  на вложенный собственниками данной организации (акционерами) капитал.

Если  сопоставить рентабельность активов  и рентабельность собственного капитала, то это сравнение покажет степень  использования данной организацией финансовых рычагов (займов и кредитов) с целью повышения уровня доходности.

Отдача  собственного капитала повышается, если удельный вес заемных источников в общей сумме источников формирования активов возрастает.

Разницу между рентабельностью собственного капитала и рентабельностью общей  величины капитала принято называть эффектом финансового рычага. Следовательно, эффект финансового рычага представляет собой приращение рентабельности собственного капитала, получаемое вследствие использования  кредита.

Для того, чтобы получить приращение прибыли  за счет использования кредита, необходимо, чтобы рентабельность активов за вычетом процентов за пользование  кредитом была больше нуля. В данной ситуации экономический эффект, полученный в результате использования кредита, будет превышать расходы по привлечению  заемных источников средств, то есть проценты за пользование кредитом.

Существует  также такое понятие, как плечо  финансового рычага, представляющее собой удельный вес (долю) заемных  источников средств в общей сумме  финансовых источников формирования имущества  организации.

Соотношение источников формирования активов организации  будет являться оптимальным, если оно  обеспечивает максимальное приращение рентабельности собственного капитала в сочетании с приемлемой величиной  финансового риска.

В ряде случаев предприятию целесообразно  получать кредиты и в условиях, когда имеет место достаточная  величина собственного капитала, поскольку  рентабельность собственного капитала увеличивается вследствие того, что  эффект от вложения дополнительных средств  может быть значительно выше, чем  процентная ставка за пользование кредитом.

Кредиторы данного предприятия так же, как  и ее собственники (акционеры) рассчитывают на получение определенных сумм доходов  от предоставления средств этого  предприятия.

Вторая  группа показателей продукции формируется  на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Например:

Данные  показатели характеризуют прибыльность продукции базисного () и отчетного () периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации

; ; ; ; ,

где - -прибыль от реализации отчетного  и базисного периодов;

- реализация продукции (работ,  услуг) отчетного и базисного  периодов;

- себестоимость продукции (работ,  услуг) отчетного и базисного  периодов;

- изменение рентабельности в отчетном  периоде по сравнению с базисным  периодом.

Влияние фактора изменения объема реализации определяется расчетом (по методу цепных подстановок):

Соответственно  влияние изменения себестоимости  составит:

Сумма факторных отклонений дает общее  изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом:

Третья  группам показателей рентабельности, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается  чистый приток денежных средств.

ЧПДС - чистый приток денежных средств:

Данные  показатели дают представление о  степени возможности предприятия  расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция  рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется  в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния  предприятия.

Показатель  рентабельности основных производственных фондов (называемый иначе показателем  фондорентабельности) представим в  виде следующей формулы:

Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия  умноженная на 100% и деленная на среднюю  стоимость основных производственных фондов.

Показатели  рентабельность оборотных активов (иначе -- текущих или мобильных  активов) может быть выражена при  помощи следующей формулы:

Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия  умноженная на 100% и деленная на среднюю  величину оборотных активов.

Показатель  рентабельности инвестированного капитала (рентабельности инвестиций) выражает эффективность использования средств, вложенных в развитие данной организации. Рентабельность инвестиций выражается следующей формулой:

Прибыль (до уплаты налога на прибыль) 100% деленная на валюта (итог) баланса минус сумма  краткосрочных обязательств (итог пятого раздела пассива баланса).

Заключение

В заключение работы можно сделать  выводы, что расчет системы показателей  рентабельности позволяет достаточно полно судить о деятельности предприятия  за определенный период времени и  выявлять факторы, влияющие на эффективность  производства и реализации продукции, использования активов: основных и  оборотных фондов, собственных и  заемных средств и управлять  ими в целях повышения рентабельности предприятия. Причем для полного  анализа рентабельности недостаточно расчета только какого-либо одного показателя рентабельности, так как  финансовый результат формируется  под влияние не одного, а нескольких факторов. Для выявления этих факторов при расчете показателей рентабельности используют разные виды прибыли и  затрат.

Экономический смысл коэффициентов рентабельности заключается в том, чтобы определить долю прибыли, приходящуюся на рубль  вложенных в предприятие средств, поэтому их величина не должна быть отрицательной или слишком низкой. рентабельность отдача капитал

Многообразие  показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. При анализе путей повышения  рентабельности важно разделять  влияние внешних и внутренних факторов. В целом одним из условий  процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции  за счет снижения цены на предлагаемые товары, но это не всегда так. Поэтому  внимания этому внешнему фактору  следует уделять меньше, чем внутренним: увеличению объемов производства, снижению себестоимости продукции, повышению  отдачи основных средств.

Итак, повышение рентабельности продаж достигается  повышением цен на реализуемую продукцию, а также снижением себестоимости  реализуемой продукции. Если в структуре  реализуемой продукции увеличивается  удельный вес более рентабельных видов изделий, то это обстоятельство также повышает уровень рентабельности продаж.

Информация о работе Понятие и анализ рентабельности