Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 20:16, курсовая работа
В результате своей деятельности любое предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.
Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.
Расчет срока хранения для некоторых документов имеет свои особенности (см. табл. 1).
Таблица 1. Когда начинается срок хранения бухгалтерских документов
Вид документа |
Срок хранения начинается |
Договора: - с контрагентами. - имущественного страхования; - с аудиторами или аудиторскими организациями |
С момента окончания срока действия договора |
Кредитные договора и договора займа |
С момента погашения задолженности по указанным договорам |
Договора о полной материальной ответственности |
С момента увольнения материально ответственного лица. |
Книги, журналы, карточки учета договоров, контрактов, соглашений (кредитных, хозяйственных, операционных) |
После окончания срока действия последнего договора |
Сообщения (свидетельства) о постановке на учет в налоговых органах |
После снятия с учета |
Лицевые счета акционеров |
С момента перехода права собственности на акции к другому лицу |
Книги, журналы, карточки учета основных средств (зданий, сооружений) |
После ликвидации основных средств |
Книги, журналы, карточки учета реализации товаров, работ, услуг, облагаемых и не облагаемых НДС |
С даты последней записи в них |
Для некоторых бухгалтерских документов установлен более длительный или более короткий временной срок хранения.
Например, лицевые счета работников предприятия должны храниться в течение 75 лет. В случае отсутствия в организации лицевых счетов, в течение такого же срока хранятся документы:
- на выдачу заработной платы,
пособий, гонораров, материальной помощи
и других выплат (сводные расчетные
или расчетно-платежные
- о приеме выполненных работ (акты, справки, счета).
В то же время образцы подписей материально ответственных лиц, утвержденные лимиты и фонды заработной платы хранятся до минования надобности. Это значит, что указанные документы имеют только практическое значение. Срок их хранения определяется самой организацией, но он не может быть менее одного года.
В течение 1 года необходимо также хранить месячные бухгалтерские отчеты и приложения к ним, заказы на бланки учета и отчетности, переписка о сроках представления бухгалтерской и финансовой отчетности.
Постоянные сроки хранения применяются только теми организациями, документы которыхявляются источниками комплектования архивов. К ним относятся:
- государственные, муниципальные организации, документы которых поступают на хранение в архивы в установленном порядке;
- негосударственные организации, которые передают свои документы в архив на основании договора, заключенного с архивом.
Что касается организаций, которые не являются источниками комплектования государственных и муниципальных архивов, то документы с постоянным сроком хранения они должны хранить следующим образом:
- государственные и
- негосударственные организации - не менее 10 лег.
Причем дальнейший срок хранения таких документов негосударственные организации определяют самостоятельно всоответствии с действующим законодательством или с необходимостью практического использования этих документов.
К таким документам относятся:
- Годовые бухгалтерские балансы и отчеты; документы к ним (приложения к балансу, пояснительные записки, специализированные формы).
- Аналитические документы к годовым балансам и отчетам (таблицы, записки, доклады).
- Документы о рассмотрении и утверждении годовых балансов и отчетов (протоколы, акты, заключения).
- Отчеты по перечислению
- Годовые отчеты по налогам.
- Оперативные отчеты по счетам
в иностранной валюте за
- Программы, руководства по организации
и внедрению
Некоторые виды документов постоянного срока хранения негосударственные организации обязаны хранить в течение всей своей деятельности вплоть до ликвидации.
Например:
- сводные годовые бухгалтерские балансы и отчеты, а также документы к ним (приложения к балансу, пояснительные записки, специализированные формы);
- передаточные, разделительные, ликвидационные балансы; приложения, пояснительные записки к ним;
- документы о переоценке основных фондов, определении износа основных средств, оценке стоимости имущества организации (протоколы, акты, расчеты, заключения);
- документы о ведении валютных и конверсионных операций, операций с грантами (отчеты, сводки);
- паспорта сделок;
- книги, журналы, карточки учета ценных бумаг.
Снижать срок хранения, которые установлены Перечнем, организация не может. В то же время, исходя, из специфических особенностей своей работы, она может увеличить сроки хранения некоторых документов и хранить их дольше установленного Перечнем срока.
Хранение документов акционерным обществом. Постановлением ФКЦБ России от 16.07.03 г. № 03-33/пс утвержден отдельный документ, который предусматривает сроки хранения документов акционерных обществ. В отношении бухгалтерских документов этим документом установлены следующие сроки. Документы бухгалтерского учета акционерного общества должны храниться не менее 5 лет.
Документы бухгалтерской отчетности АО хранятся в зависимости от вида отчетности:
• сводная (консолидированная) годовая отчетности и годовая отчетность подлежат постоянному хранению.
• квартальные отчеты необходимо хранить не менее 5 лет,
• месячную бухгалтерскую отчетность - не менее 1 года.
Как видно из приведенных цифр, сроки хранения бухгалтерских документов, которые установлены для акционерных обществ, соответствуют срокам хранения этих документов, установленных Перечнем.
3.3 Ответственность организации
за допущенные искажения
На должностных лиц организации возлагается административная ответственность, установленная ст. 15.11 Кодекса административных правонарушений РФ. Согласно данной статье на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда (то есть от 2000 до 3000 руб.). Данные санкции могут быть наложены при следующих составах правонарушения:
• грубое нарушение порядка и сроков хранения учетных документов;
• грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.
Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:
• искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;
• искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
Согласно ст. 120 Налогового кодекса РФ установлены санкции за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, под которым понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов фактур, или регистров бухгалтерского учета; систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Ответственность по этой статье может быть применена к организации, даже если ошибки в бухгалтерском учете не привели к недоплате налогов. Грубым нарушением считается только систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение одновременно и на счетах бухгалтерского учета, и в отчетности.
Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 15 000 руб.
Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.
Согласно Закону № 129-ФЗ ответственность за организацию хранения бухгалтерских документов несет руководитель организации.
За нарушение архивного законодательства руководителя организации также могут привлечь к административной ответственности. Наказание может быть в виде предупреждения или штрафа. Размер штрафа составляет от 300 до 500 руб. (ст. 13.20 КоАП РФ).
Предприятие или его должностные лица могут оштрафовать также за отсутствие (или непредставление) документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, которые запрашивают у организации налоговики и таможенники (ст. 15.6 КоАП РФ, ст. 126 НК РФ).
Ненадлежащее хранение документов бухгалтерского и налогового учета могут проверять налоговые органы. Так налоговики вправе наложить штраф (от 20 до 30 МРОТ) на должностных лиц организации за нарушение установленного порядка и сроков хранения бухгалтерских учетных документов (ст. 15.11 КоАП РФ).
Заключение
В рыночной экономике бухгалтерская отчетность играет весьма важную роль, поскольку выступает в качестве одного из основных источников информации для многих групп ее пользователей. Содержание и структура бухгалтерской отчетности в последние годы претерпели существенные изменения. Отчетность приблизилась по своим параметрам к международным требованиям, но процесс ее совершенствования как на отечественном, так и международном уровнях носит перманентный характер. Вопросы реформирования бухгалтерской отчетности постоянно обсуждаются на российских и международных конгрессах бухгалтеров и других профессиональных форумах. Речь идет, прежде всего, о создании эффективной системы отчетных данных, позволяющих пользователям получать всю необходимую по количественным и качественным параметрам информацию.
Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.
Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.
При составлении и представлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н, и иными положениями по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
В соответствии с приказом Минфина России № 67н от 22.07.03 «О формах бухгалтерской отчетности организаций» для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций, страховых организаций и бюджетных учреждений), в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются следующие формы:
Бухгалтерский баланс (форма № 1);
Отчет о прибылях и убытках (форма № 2).
Также в качестве приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках составляются:
Отчет об изменениях капитала (форма № 3);
Отчет о движении денежных средств (форма № 4);
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).
Бухгалтерская отчетность как единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении составляется на основе данных бухгалтерского учета.
При формировании бухгалтерской отчетности должны быть исполнены требования нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, об операциях в иностранной валюте, о материально-производственных запасах, об основных средствах, о доходах и расходах организации, о последствиях событий после отчетной даты, о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности, а также по раскрытию в бухгалтерской отчетности той или иной информации об активах, капитале и резервах и обязательствах организации. Такое раскрытие может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.
Информация о работе Понятие и назначение бухгалтерской отчетности