Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:40, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть особенности бухгалтерского учета операций по расчетному счету.
Поставленная цель определяет ряд задач, основные из которых:
изучить особенности организации бухгалтерского учета операций по расчетному счету;
охарактеризовать основные формы безналичных расчетов и их учет;
раскрыть сущность аналитического учета счетов 51 «Расчетные сче-та» и 55 «Специальные счета в банках».
Введение…………………………………………………………………
1. Порядок ведения безналичных расчетов……………………………
2. Нормативное регулирование безналичных расчетов………………
3. Формы безналичных расчетов……………………………………….
3.1. Платежные поручения…………………………………………
3.2. Аккредитивы……………………………………………………..
3.3. Расчеты чеками…………………………………………………..
3.4. Векселя……………………………………………………………
3.5. Расчеты по инкассо……………………………………………..…
4. Синтетический учет расчетных операций…………………………..
5.Специальные счета в банках……………………………………........
Заключение……………………………………………………………….
Практическая часть……………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………….
Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия последних на основании распоряжений о переводе. Предусмотрены следующие формы безналичных расчетов: платежными поручениями; по аккредитиву; инкассовыми поручениями; чеками; перевод денежных средств по требованию получателя - прямое дебетование (ранее были платежные требования); перевод электронных денег (прежде это не предусматривалось).
Кроме того, в рассматриваемой сфере имеют значение международные акты рекомендательного характера:
- Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, утв. Международной торговой палатой, 1993 г., публикация № 500;
- Унифицированные правила по инкассо, утв. Международной торговой палатой, 1995 г., публикация № 522.
3. ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
3.1. Платежные поручения
Платежное поручение - это распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке [1]. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Схема расчетов платежными поручениями (рис. 2) [27]:
1 - заключение договора-контракта;
2 - отгрузка продукции, оказание услуг, сдача работ;
3 - передача платежного поручения на право
списания банком суммы
платежа;
4 - выписка из расчетного счета о списании денежных средств;
5 - платежное поручение на право зачисления
платежа на расчетный
счет получателя;
6 - выписка из расчетного счета о зачислении платежа.
Рис. 2. Схема расчетов платежными поручениями
С помощью платежных
поручений можно выполнить
Платежные поручения
могут использоваться для предварительной
оплаты товаров, работ, услуг или
для осуществления
Платежное поручение составляется на бланке формы 0401060.
Заполнение платежного поручения производится плательщиками со своих счетов в соответствии с правилами, установленными приказом Минфина РФ от 24 ноября 2004 года № 106н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (в ред. Приказов Минфина РФ от 01.10.2009 № 102н, от 30.12.2010 № 197н) и другими нормативными документами. Перечисление в бюджет платежей, администрируемых Центральным банком Российской Федерации, без открытия банковского счета осуществляется физическими лицами в порядке, установленном Положением Центрального банка Российской Федерации от 1 апреля 2003 года № 222-П (в ред. Указаний Банка России от 22.01.2008 № 1965-У, от 26.08.2009 № 2281-У, от 12.12.2011 № 2748-У) [12].
По каждому виду платежа в бюджет, производится отдельное заполнение платежного поручения. Когда налогоплательщик перечисляет платежи в бюджетную систему РФ, то заполняется поле № 101. В нем указывается статус плательщика. Именно его следует указывать при перечислении налогов, сборов и иных обязательных платежей.
01 - налогоплательщик (плательщик сборов) - юридическое лицо
02 - налоговый агент;***03 - сборщик налогов и сборов;
04 - налоговый агент;
05 - служба судебных
приставов Министерства
06 - участник внешнеэкономической деятельности;
07 - таможенный орган;
08 - плательщик иных обязательных платежей, осуществляющий перечисления платежей на счета по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы России;
09 - индивидуальный
10 - налогоплательщик (плательщик сборов) - частный нотариус;
11 - налогоплательщик (плательщик сборов) - адвокат, учредивший адвокатский кабинет;
12 - налогоплательщик (плательщик
сборов) - глава крестьянского (фермерско
13 - налогоплательщик (плательщик сборов) - иное физическое лицо - клиент банка (владелец счета);
14 - налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам (подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ);
15 - кредитная организация,
оформившая расчетный документ
на общую сумму на
Одним платежным поручением может быть перечислен только один налог/сбор. Итак, в поле № 104 «Код бюджетной классификации» (КБК) указывается в соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ, имеет 20 знаков.
С 01.01.2012 изменены коды бюджетной классификации по налогу на доходы физических лиц, акцизам на спирт, акцизам на алкогольную продукцию, отменённым налогам (в том числе: по земельному налогу по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года; по налогу на рекламу; по курортному сбору; по целевым сборам с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели; по лицензионному сбору за право торговли спиртными напитками; по прочим местным налогам) и плате за представление информации, содержащейся в Едином государственном реестре налогоплательщиков. [12]
В поле № 105 «Код ОКАТО» указывается
код муниципального образования, на территории которого мобилизуются
денежные средства от уплаты налога/сбора.
Заполняется в соответствии с Общероссийским
классификатором объектов административно-
Банк примет платежное поручение даже в том случае, если на расчетном счете плательщика недостаточно денежных средств. Причем, если денежных средств на счете меньше, чем запрошено в поступивших платежных поручениях, ГК РФ (ст. 855), устанавливается следующая очередность выполнения платежных требований:
В первую очередь осуществляется списание сумм по исполнительным документам для возмещения вреда причиненного жизни или здоровью, а также - алиментные платежи;
Во вторую очередь - списание по исполнительным документам, предусматривающим выплату выходных пособий, оплату труда.
В третью очередь - списание средств на оплату труда и перечисления в ПФ РФ, ФСС, ФОМС.
В четвертую очередь - платежи в бюджетные и внебюджетные фонды;
В пятую очередь - другие исполнительные документы;
В шестую очередь - списания по другим платежным документам в календарном порядке. [1]
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Указанная форма расчетов требует участия для своего оформления целой группы счетов бухгалтерского учета. Самые широко используемые носят в этом случае следующий характер:
Одновременно указанный объем денежных средств уменьшает их наличие на расчетных и прочих счетах организации в банках (Кт 51,52,55).[27]
3.2. Аккредитивы
Одним из распространенных видов расчетов является аккредитивная форма. При расчетах аккредитивами плательщик поручает обслуживающему его банку за счет депонированных своих средств или кредита банка произвести оплату товарно-материальных ценностей, выполненных работ, оказанных по месту нахождения получателя, на условиях, предусмотренных плательщиком в заявлении на аккредитив. Аккредитив представляет собой поручение банка покупателя банку поставщика оплатить расчетные документы. [24]
При получении заявления на аккредитив банк плательщика бронирует эти средства на отдельном счете. Депонирование денег гарантирует поставщику своевременную оплату отгруженных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг. Зачисление средств производится банком после предоставления документов, подтверждающих отгрузку или выполнение работ.
Аккредитивы бывают двух видов:
Аккредитив называют покрытым, если денежные средства списываются с расчетного счета покупателя и депонируются банком для последующих платежей поставщику (подрядчику). Расходы по оплате услуг банка за обслуживание аккредитива могут списываться на увеличение стоимости приобретенных материальных ценностей (на счета 08, 10, 41 и т. д.), только если расчеты с поставщиком осуществляются с использованием этого аккредитива. В других случаях эти расходы учитываются в составе операционных расходов (счет 91/2). Аккредитив называют непокрытым, если банк поставщика списывает денежные средства с корреспондентского счета банка покупателя в пределах суммы, на которую открыт аккредитив. Средства покупателя остаются в обороте до момента списания их банком. Сумма, на которую открыт аккредитив, на счете 55 не отражается. Для ее учета применяется счет 009. [27]
При открытии непокрытого аккредитива делают запись по дебету забалансового счета 009 «Обеспечение обязательств и платежей выданные». Использование непокрытого аккредитива отражают по кредиту счета 009. Оплата счетов поставщика отражается проводкой:
Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кт 51 «Расчетные счета» ;
Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кт 52 «Валютные счета».
В тех случаях, когда поставщик товара, материалов сомневается в платежеспособности покупателя и требует предварительной оплаты, а покупатель сомневается в надежности поставщика и боится перечислять деньги, аккредитивная форма расчета является удобным способом разрешения конфликта. Аккредитив может быть предназначен только для расчетов с одним поставщиком. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре между плательщиком и поставщиком. Обычно этот срок не более 45 дней. Учет операций при аккредитивной форме расчетов ведется на счете 55 «Специальные счета в банках» — активный, балансовый, субсчет 55.1 «Аккредитивы».
Схема аккредитивной формы расчетов (рис. 4) [27]:
1 - заключение договора-контракта с указанием
аккредитивной формы
расчетов;
2 - заявление на открытие аккредитива (сумма, срок, условия использования его поставщиком);
3 - выписка из расчетного счета об открытии аккредитива;
4 - извещение об открытии аккредитива, его условия;
5 - сообщение поставщику условий аккредитива;
6 - отгрузка продукции, товаров по условиям аккредитива;
7 - поставщик представил платежные и прочие (товарные) документы на оплату за счет аккредитива;
8 - извещение об использовании аккредитива;
9 - выписка из расчетного счета — зачислен платеж;
10 - выписка со счета аккредитива об использовании аккредитива.
Рис. 5. Схема аккредитивной формы расчетов
Аналитический и синтетический учет этих расчетов организуется в журнале-ордере № 3 на основании выписок банка.
Порядок расчетов при аккредитивной форме расчетов регулируется Центральным банком РФ. Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается по дебету субсчета 55.1 и кредиту счетов 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 90 «Краткосрочные кредиты банков» и др. По мере использования аккредитивов их списывают с кредита субсчета 55.1 в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или других подобных счетов. Неиспользованные средства в аккредитивах возвращают в организацию на восстановление того счета, с которого они были ранее перечислены, и списывают с кредита счета 55 в дебет счетов 51, 52, 90 или других счетов. Аналитический учет по субсчету 55.1 ведут по каждому выставленному аккредитиву [15].
3.3. Расчеты чеками