Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 13:06, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение действующего порядка документирования денежных средств на расчетном счете в кредитных организациях. А также отражение хозяйственных операций по движению денежных средств на счетах синтетического и аналитического учета и методы и пути улучшения организации работы бухгалтерии на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:
- учет денежных средств на расчетных счетах организации,
- порядок открытия таких счетов,
- документальное оформление операций по расчетному счету.
Глава 1. Характеристика банковских счетов по учету денежных средств
Порядок открытия расчетного счета…………………………………….4
Документы специальной формы…………………………………………..6
Отражение операций по расчетному счету……………………………..9
Особенности учета операций по валютным счетам……………………10
Особенности учета средств, находящихся на специальных счетах…...13
Глава 2. Организация бухгалтерского учета операций по расчетным счетам
2.1. Документальное оформление………………………………………………14
2.2. Аналитический учет………………………………………………………...15
2.3. Синтетический учет………………………………………………………...16
Заключение
Список литературы
Содержание
Глава 1. Характеристика банковских счетов по учету денежных средств
Глава 2. Организация бухгалтерского учета операций по расчетным счетам
2.1. Документальное оформление………………………………………………14
2.2. Аналитический учет………………………………………………………...15
2.3. Синтетический учет………………………………………………………...16
Заключение
Список литературы
Введение
Денежные средства - это аккумулированные в наличной и безналичной формах деньги государства, предприятий, населения и другие средства, легко обращаемые в деньги, обладающие высоким уровнем ликвидности.
Денежные средства в хозяйственном процессе выполняют функции меры стоимости, средства обмена, образования сокровищ, накопления капитала. Они являются абсолютно ликвидным активом, способным легко и быстро преобразовываться в любые виды материальных ценностей. Важная роль денежных средств в обеспечении финансово - хозяйственной деятельности обуславливает необходимость организации непрерывного и своевременного учета денежных средств и операций по их движению; контроля наличия, сохранности и целевого использования денежных средств и денежных документов.
Целью написания данной курсовой работы является изучение действующего порядка документирования денежных средств на расчетном счете в кредитных организациях. А также отражение хозяйственных операций по движению денежных средств на счетах синтетического и аналитического учета и методы и пути улучшения организации работы бухгалтерии на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:
- учет денежных средств на расчетных счетах организации,
- порядок открытия таких счетов,
- документальное
оформление операций по
Методической основой написания данной работы явилось содержание учебников ведущих ученых в области бухгалтерского финансового учета.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Характеристика банковских счетов по учету денежных средств
Все временно свободные денежные средства предприятия, за исключением наличных денег в кассе, должны храниться на расчетном счете, открываемом в отделении банка.
Предприятия могут открывать в банках расчетные счета и текущие счета. Расчетный счет является основным счетом предприятия, через который проводятся все денежные операции без ограничения их перечня. Текущие счета открываются во всех случаях, когда происходит обособление каких-либо операций. К текущим счетам относятся: валютные счета, судные счета, счета по операциям со средствами целевого назначения и т.п. счета.
Предприятия вправе открывать расчетный счет в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Для открытия расчетного счета предприятие представляет в банк следующие документы:
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
- свидетельство
о постановке на учет в
- учредительные документы юридического лица;
- лицензии (разрешения), выданные юридическому лицу;
- карточка с образцами подписей и оттиска печати;
- документы,
подтверждающие полномочия лиц,
- документы,
подтверждающие полномочия
- заявление на открытие счета подписанное руководителем и главным бухгалтером юридического лица, заверяется печатью (бланк выдается в банке);
- договор банковского
счета (бланк выдается в банке)
- анкета клиента (бланк выдается в банке);
- доверенность
на право получения и
Далее между Банком и Клиентом заключается договор на расчетно-кассовое обслуживание.
После открытия расчетного счета Банк уведомляет Клиента о номере счета и возможности проведения операций по зачислению на счет Клиента средств, поступивших в его пользу, а также уведомляет Пенсионный Фонд, Фонд занятости, Фонд Социального Страхования, Фонд Обязательного медицинского страхования и налоговый орган об открытии Клиенту соответствующего счета в Банке.
В свою очередь, налоговый орган информирует Банк о получении уведомления об открытии Клиенту соответствующего счета.
И только после поступления из налогового органа информационного письма о получении уведомления об открытии соответствующего счета Банк приступает к проведению операций по зачислению и списанию средств с расчетного счета Клиента.
Прием и выдача
денег или безналичные
- платежное поручение;
- платежное требование;
- чек расчетный;
- аккредитив.
Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести средства на счет получателя средств. Платежными поручениями рассчитываются с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты или по согласованию, с разными кредиторами, по перечислению налогов в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды и т.д. Платежное поручение выписывается покупателем (плательщиком) и отправляется в обслуживающий банк, а оттуда - в банк поставщика. Перед выпиской платежное поручение должно быть зарегистрировано в Журнале регистрации платежных поручений.
Оплата расчетных документов производится в порядке календарной очередности. При недостаточности денежных средств на счете владельца для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств осуществляется в очередности в соответствии со ст. 855 Гражданского кодекса. В этом случае, а также, если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и оплачиваются по мере поступления средств, в очередности, установленной законодательством.
Платежное требование представляет собой расчетный документ, содержащий требование кредитора-получателя средств (поставщика) - к должнику-плательщику (покупателю) - оплатить определенную денежную сумму через банк. Платежное требование выписывается поставщиком на бланке и отправляется в обслуживающий банк, а оттуда - в банк плательщика. При этом если в договоре между сторонами установлено безакцептное списание средств (о чем в платежном требовании сделана надпись с указанием основания), то деньги списываются со счета плательщика без его согласия. Когда сторонами предусмотрен акцепт, его срок указывается в платежном требовании (не может быть менее трех дней). В течение этого времени (без указания используется три дня) плательщик может отказаться от акцепта полностью или частично, о чем должно быть составлено заявление. При отсутствии такого заявления по истечении трех дней с момента передачи плательщику последнего экземпляра платежного требования исполняющий банк оплачивает его.
Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодержатель - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек плательщиком. Плательщиком выступает банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
Плательщик по чеку обязан удостовериться в подлинности чека. Порядок возмещения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регулируется законодательством.
Чек может быть покрытым (депонированным), при котором плательщик предварительно депонирует средства, и непокрытым (гарантированным банком). Для получения расчетных чеков организация обращается в свой банк с заявлением, в котором указывает количество чеков и общую сумму, требующуюся для расчета чеками. На основании этого определяется лимит одного чека, проставляемый на оборотной стороне каждого чека. В случае депонированных чеков одновременно с заявлением в банк представляется платежное поручение на заявленную денежную сумму. Выписанные чеки действительны в течение десяти дней, не считая дня выписки.
Учет выдачи чеков ведется владельцем чековой книжки на субсчете 2 «Чековые книжки» активного счета 55 «Специальные счета в банках».
При расчетах аккредитивами покупатель (плательщик) поручает обслуживающему банку произвести за счет депонированных своих средств оплату товарно - материальных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг на условиях, предусмотренных плательщиком в аккредитиве.
Аккредитив представляет поручение банка покупателя (плательщика) банку поставщика (получателя) оплатить расчетные документы. При получении аккредитива банк плательщика бронирует эти средства на отдельном счете. Таким образом, депонирование денег гарантирует получателю средств (поставщику) своевременную оплату; зачисление средств производится банком после предоставления документов, подтверждающих отгрузку или выполнение работ, услуг.
Аккредитивы могут быть покрытыми и непокрытыми. Покрытым (депонированным) считается аккредитив, при котором плательщик предварительно депонирует средство для расчета с поставщиком. В этом случае по заявлению покупателя в свой банк часть средств с его расчетного счета перечисляется в банк поставщика на аккредитив.
Платежи по непокрытому (гарантированному) аккредитиву поставщику гарантирует банк покупателя. Открываются такие аккредитивы только платежеспособным клиентам. Необходимым условием непокрытого аккредитива является наличие корреспондентских отношений между банками поставщика и покупателя. Корреспондентские отношения между банками заключаются в том, что первый из банков имеет счет во втором, а второй - в первом. При открытии непокрытого аккредитива средства списываются с корреспондентского счета банка покупателя в банке плательщика.
Для учета операций по счетам в банке предназначены несколько счетов: 51 - «Расчетные счета», 52 - «Валютные счета», 55 - «Специальные счета в банках».
Имеющиеся средства на счете организации являются ее активом, поэтому счета 51, 52, 55 - активные, они при увеличении дебетуются, при уменьшении - кредитуются. Поступление денег на счет или открытие аккредитивов, чековых книжек влечет за собой увеличение актива организации, а следовательно - дебетование счетов 51, 52, 55. При этом по кредиту отражаются счета, при изменении которых произошла данная операция, т.е. в корреспонденции фиксируется источник финансирования поступления средств.
Денежные средства, поступившие на расчетный счет, отражаются по дебету счета 51 «Расчетные счета» в корреспонденции со счетами:
Кт 50 «Касса» - на суммы денежных средств, поступивших из кассы (выручка от реализации, депонентские суммы и т.д.);
Кт 57 «Переводы в пути» - на суммы денежных средств, числившихся в пути;
Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на суммы возвращенных авансов;
Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - на суммы денежных средств, поступивших от покупателей и заказчиков;
Кт 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»,
Кт 67«Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» - на суммы поступивших кредитов и займов, а также со счетами Кт 68, 71, 73, 75, 76, 86, 90, 91, 98, 99.
В случае перечисления средств, счета 51, 52 и 55 кредитуются, их остаток уменьшается. По дебету же тогда фиксируется направление выбытия средств.
Выбытие денежных средств с расчетного счета отражается по кредиту счета 51 «Расчетные счета» в корреспонденции со счетами:
Дт 04 «Нематериальные активы» - на сумму расходов по приобретению нематериальных активов;
Дт 50 «Касса», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» - средства, полученные в кассу, перечисленные на валютный счет, специальные счета;
Дт 60 «Расчеты с поставщиками, подрядчиками» - на перечисленную поставщиком сумму (погашение задолженности);
Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - возврат полученных авансов, а также со счетами Дт 66, 68, 70, 71, 76, 99.
Таким образом, по дебету счета 51 «Расчетные счета» отражаются: остаток свободных денежных средств организации на начало месяца, поступления наличных денег из кассы организации, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды и т.д. По кредиту - учитывается погашение задолженности организации поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, органам социального страхования и т.д.