Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:55, реферат
Порядок проведения инвентаризации на предстоящий финансовый год или ряд лет утверждается руководителем организации одновременно с принятием учетной политики как самостоятельный документ либо отражается в приказе по учетной политике как одно из ее направлений исходя из особенностей деятельности организации.
Помимо обязательных инвентаризаций, в данном порядке (и в учетной политике организации) должно быть отражено: сколько раз в отчетном году и когда проводятся инвентаризации, перечень инвентаризируемых при каждой из них видов имущества и обязательств.
Окончание инвентаризации
Сразу же после окончания работы комиссии материально-ответственное лицо своей подписью на двух экземплярах описи подтверждает, что проверка произведена в его присутствии, претензий к членам комиссии оно не имеет и перечисленное в описи имущество находится на его ответственном хранении. Члены комиссии также ставят свои подписи на двух экземплярах описи, один из которых остается у материально-ответственного лица.
Заполненные и подписанные
О результатах инвентаризации главный
бухгалтер докладывает
По окончании инвентаризации по распоряжению руководителя организации могут проводиться контрольные проверки правильности ее проведения. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально-ответственных лиц обязательно до открытия помещения, в котором проводилась инвентаризация.
Результаты контрольных
Инвентаризация основных средств
Инвентаризационная опись основных средств (форма № ИНВ-1) применяется для оформления данных инвентаризации основных средств.
До начала инвентаризации рекомендуется проверить:
·наличие и состояние
·наличие и состояние
·наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
При обнаружении расхождений
и неточностей в регистрах
бухгалтерского учета или
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При
инвентаризации зданий, сооружений
и другой недвижимости
Проверяется
также наличие документов на
земельные участки, водоемы и
другие объекты природных
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям – указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и др.
Оценка
выявленных инвентаризацией
Основные
средства вносятся в описи
по наименованиям в
Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, то необходимо определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта по соответствующим документам и привести в описи данные о произведенных изменениях.
Машины, оборудование
и транспортные средства заносятся
в описи индивидуально с
Однотипные
предметы хозяйственного
Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения предприятия (учреждения) (находящиеся в дальних рейсах автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризируются до момента временного их выбытия.
На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).
Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.
В описи ответственное лицо комиссии заполняет графу о фактическом наличии объектов. При выявлении объектов, которые не отражены в учете, а также объектов, по которым отсутствуют данные, характеризующие их, ответственные лица комиссии должны включить в инвентаризационную опись недостающие сведения и технические показатели по этим объектам.
По решению инвентаризационной комиссии эти объекты должны быть оприходованы. В этом случае их первоначальную стоимость определяют с учетом рыночных цен, а сумму износа определяют по техническому состоянию объектов с обязательным оформлением соответствующих актов.
Описи составляются отдельно по группам основных средств (производственного и непроизводственного назначения).
Инвентаризация нематериальных активов
При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:
·наличие документов, подтверждающих права организации на их использование;
·правильность и своевременность отражения нематериальных активов в учете.
В соответствии с <<<Указом Президента Республики Беларусь от 31.08.2000 №479 «О государственном стимулировании использования объектов интеллектуальной собственности» (НРПА РБ от 01.09.2000, №1/1575)>>> коммерческим и некоммерческим организациям, обладающим правами на объекты интеллектуальной собственности, необходимо до 1 января 2002 года по состоянию на эту дату провести инвентаризацию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, товарных знаков, компьютерных программ и отразить ее результаты в бухгалтерском учете. Выявленные при инвентаризации неучтенные объекты интеллектуальной собственности должны быть оприходованы на дату ее проведения, а соответствующие денежные суммы зачислены на финансовые результаты коммерческих организаций или на увеличение доходов некоммерческих.
Инвентаризация финансовых вложений
При инвентаризации финансовых вложений
проверяются фактические
Ценные бумаги, хранящиеся в кассе организации, инвентаризируются одновременно с инвентаризацией денежных средств и бланков строгой отчетности.
При инвентаризации ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации, сверяются суммы, числящиеся на счетах бухгалтерского учета, с данными выписок этих организаций.
При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливается:
·правильность оформления ценных бумаг;
·реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг;
·сохранность ценных бумаг (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета);
·своевременность и полнота
отражения в бухгалтерском
Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия ценной бумаги, ее серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы.
Реквизиты каждой ценной
бумаги сопоставляются с
Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации (банк-депозитарий – специализированное хранилище ценных бумаг и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок этих специальных организаций.
Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами.
Инвентаризация товарно-
Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).
Инвентаризация товарно-
При хранении товарно-
Комиссия в присутствии
В исключительных случаях,
когда перевешивание продукции
может привести к ее порче,
например, при сезонном хранении
плодоовощной продукции в
Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членом инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.
Эти товарно-материальные
При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера предприятия (учреждения) в процессе инвентаризации товарно-материальных ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.
Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». Они оформляются описью по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или (по его поручению) члена комиссии.
Инвентаризация товарно-
На счетах учета товарно-
Предварительно должна быть
произведена сверка этих