Порядок проведения инвентаризации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:55, реферат

Краткое описание

Порядок проведения инвентаризации на предстоящий финансовый год или ряд лет утверждается руководителем организации одновременно с принятием учетной политики как самостоятельный документ либо отражается в приказе по учетной политике как одно из ее направлений исходя из особенностей деятельности организации.
Помимо обязательных инвентаризаций, в данном порядке (и в учетной политике организации) должно быть отражено: сколько раз в отчетном году и когда проводятся инвентаризации, перечень инвентаризируемых при каждой из них видов имущества и обязательств.

Вложенные файлы: 1 файл

Анна Крупнова.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

 

Окончание инвентаризации

Сразу же после окончания работы комиссии материально-ответственное  лицо своей подписью на двух экземплярах описи подтверждает, что проверка произведена в его присутствии, претензий к членам комиссии оно не имеет и перечисленное в описи имущество находится на его ответственном хранении. Члены комиссии также ставят свои подписи на двух экземплярах описи, один из которых остается у материально-ответственного лица.

Заполненные и подписанные инвентаризационные описи сдаются в бухгалтерию  организации для составления  сличительных ведомостей, в которых  показываются расхождения между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей, то есть для выявления результатов инвентаризации.

О результатах инвентаризации главный  бухгалтер докладывает руководителю, который принимает решение об оприходовании излишков или о  взыскании недостач с виновных лиц.

По окончании инвентаризации по распоряжению руководителя организации  могут проводиться контрольные  проверки правильности ее проведения. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и  материально-ответственных лиц обязательно до открытия помещения, в котором проводилась инвентаризация.

Результаты контрольных проверок оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных  проверок правильности проведения инвентаризации.

 

Инвентаризация основных средств

Инвентаризационная опись  основных средств (форма № ИНВ-1) применяется для оформления данных  инвентаризации основных средств.

 

До начала инвентаризации рекомендуется  проверить:

·наличие и состояние инвентарных  карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

·наличие и состояние технических  паспортов или другой технической  документации;

·наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

 При обнаружении расхождений  и неточностей в регистрах  бухгалтерского учета или технической  документации должны быть внесены  соответствующие исправления и  уточнения. 

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

 При  инвентаризации зданий, сооружений  и другой недвижимости комиссия  проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организаций.

 Проверяется  также наличие документов на  земельные участки, водоемы и  другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности  организаций.

При выявлении  объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям – указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и др.

 Оценка  выявленных инвентаризацией неучтенных  объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

 Основные  средства вносятся в описи  по наименованиям в соответствии  с основным назначением объекта. Если объект подвергается восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

 Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, то необходимо определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта по соответствующим документам и привести в описи данные о произведенных изменениях.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся  в описи индивидуально с указанием  инвентарного номера, заводского номера предприятия-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.

 Однотипные  предметы хозяйственного инвентаря,  инструменты, станки и т.д. одинаковой  стоимости, поступившие в одно  из структурных подразделений  предприятия (учреждения) одновременно и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях проводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

Основные  средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения предприятия (учреждения) (находящиеся в дальних рейсах автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризируются до момента временного их выбытия.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

Одновременно  с инвентаризацией собственных  основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.

 В описи ответственное лицо комиссии заполняет графу о фактическом наличии объектов. При выявлении объектов, которые не отражены в учете, а также объектов, по которым отсутствуют данные, характеризующие их, ответственные лица комиссии должны включить в инвентаризационную опись недостающие сведения и технические показатели по этим объектам.

По решению инвентаризационной комиссии эти объекты должны быть оприходованы. В этом случае их первоначальную стоимость определяют с учетом рыночных цен, а сумму износа определяют по техническому состоянию объектов с обязательным оформлением соответствующих актов.

Описи составляются отдельно по группам основных средств (производственного  и непроизводственного назначения).

 

 

Инвентаризация нематериальных активов

При инвентаризации нематериальных активов  необходимо проверить:

·наличие документов, подтверждающих права организации на их использование;

·правильность и своевременность  отражения нематериальных активов в учете.

В соответствии с <<<Указом Президента Республики Беларусь от 31.08.2000 №479 «О государственном  стимулировании использования объектов интеллектуальной собственности» (НРПА РБ от 01.09.2000, №1/1575)>>> коммерческим и некоммерческим организациям, обладающим правами на объекты интеллектуальной собственности, необходимо до 1 января 2002 года по состоянию на эту дату провести инвентаризацию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, товарных знаков, компьютерных программ и отразить ее результаты в бухгалтерском учете. Выявленные при инвентаризации неучтенные объекты интеллектуальной собственности должны быть оприходованы на дату ее проведения, а соответствующие денежные суммы зачислены на финансовые результаты коммерческих организаций или на увеличение доходов некоммерческих.

 

Инвентаризация финансовых вложений

При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические вложения в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

Ценные бумаги, хранящиеся в кассе  организации, инвентаризируются одновременно с инвентаризацией денежных средств  и бланков строгой отчетности.

При инвентаризации ценных бумаг, сданных  на хранение в специальные организации, сверяются суммы, числящиеся на счетах бухгалтерского учета, с данными выписок этих организаций.

При проверке фактического наличия  ценных бумаг устанавливается:

·правильность оформления ценных бумаг;

·реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг;

·сохранность ценных бумаг (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета);

·своевременность и полнота  отражения в бухгалтерском учете  полученных доходов по ценным бумагам.

Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия ценной бумаги, ее серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы.

 Реквизиты каждой ценной  бумаги сопоставляются с данными  описей (реестров, книг), хранящихся  в бухгалтерии организации.

 

Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации (банк-депозитарий – специализированное хранилище ценных бумаг и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок этих специальных организаций.

Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, а также  займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами.

 

Инвентаризация товарно-материальных ценностей

Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении.

 При хранении товарно-материальных  ценностей в разных изолированных  помещениях у одного материально  ответственного лица инвентаризация  проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается), и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

Комиссия в присутствии заведующего  складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания и перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

 В исключительных случаях,  когда перевешивание продукции  может привести к ее порче,  например, при сезонном хранении  плодоовощной продукции в буртах, овощехранилищах, когда продукция  хранится навалом, и в других аналогичных случаях перевешивание можно не производить, а остатки брать по бухгалтерским данным. Результаты следует выводить при зачистке продукции по окончании ее реализации.

Товарно-материальные ценности, поступающие  во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членом инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.

 Эти товарно-материальные ценности  заносятся в отдельную опись  под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, его количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии или (по его поручению) члена комиссии делается отметка «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.

При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера предприятия (учреждения) в процессе инвентаризации товарно-материальных ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

 Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». Они оформляются описью по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или (по его поручению) члена комиссии.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся  на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

 На счетах учета товарно-материальных  ценностей, не находящихся в  момент инвентаризации в подотчете  материально ответственных лиц  (в пути, товары отгружены и  др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по ТМЦ, находящимся в пути, – расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами, по отгруженным ТМЦ – копиями предъявленных покупателем документов (платежных поручений, векселей и т.д.), по просроченным оплатой документам – с обязательным подтверждением учреждением банка; по ТМЦ, находящимся на складах сторонних организаций, – сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.

 Предварительно должна быть  произведена сверка этих счетов  с другими корреспондирующими  счетами. Например, по счету 45 «Товары отгруженные» следует  установить, не числятся ли на  этом счете суммы, оплата которых  почему-либо отражена на других счетах (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.д.), или суммы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути.

Информация о работе Порядок проведения инвентаризации