Порядок проведения инвентаризации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:55, реферат

Краткое описание

Порядок проведения инвентаризации на предстоящий финансовый год или ряд лет утверждается руководителем организации одновременно с принятием учетной политики как самостоятельный документ либо отражается в приказе по учетной политике как одно из ее направлений исходя из особенностей деятельности организации.
Помимо обязательных инвентаризаций, в данном порядке (и в учетной политике организации) должно быть отражено: сколько раз в отчетном году и когда проводятся инвентаризации, перечень инвентаризируемых при каждой из них видов имущества и обязательств.

Вложенные файлы: 1 файл

Анна Крупнова.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

 

Описи составляются отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций.

Инвентаризация таких ценностей  проводится на основании документов, подтверждающих обоснованность сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Такими документами могут быть: расчетные документы поставщиков, копии документов, предъявленные покупателям, подтверждения банков о перемещении документов в картотеку, сохранные расписки.

 В описях на товарно-материальные  ценности, находящиеся в пути, по  каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.

В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование покупателя, наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.

Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственной хранение. В описях на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.

В описях на товарно-материальные ценности, переданные в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическая  стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения материально ответственными лицами, на хранении у которых они находятся.

Инвентаризация проводится путем  осмотра каждого предмета. В описи  малоценные и быстроизнашивающиеся предметы заносятся по наименованиям  в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.

 При инвентаризации малоценных  и быстроизнашивающихся предметов, выданных в индивидуальное пользование работникам, допускается составление групповых инвентаризационных описей с указанием в них ответственных за эти предметы лиц, на которых открыты личные карточки, с распиской их в описи.

 Предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на основании ведомостей-накладных или квитанций организаций, осуществляющих эти услуги.

 Малоценные и быстроизнашивающиеся  предметы, пришедшие в негодность и не списанные, в инвентаризационную опись не включаются, а составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.

Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.).

 На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией составляется  акт на списание с указанием  причин порчи.

 

Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности

 

Инвентаризация кассы производится в соответствии с <<<Правилами  ведения кассовых операций в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Правления Национального банка  Республики Беларусь от 28.06.2001 №159 (НРПА РБ от 11.07.2001, №8/6362)>>>, и <<<Правилами ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденными постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 22.05.2001 №115 (НРПА РБ от 06.06.2001, №8/6219)>>>.

 

При подсчете фактического наличия  денежных знаков и других ценностей  в кассе принимаются к учету  наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной  пошлины, вексельные марки, путевки  в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).

Проверка фактического наличия  бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.

 

Инвентаризация денежных средств  в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций  учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п.

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных  счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков.

 

Инвентаризация расчетов

 

Инвентаризация расчетов с банками  и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета, предназначенных для учета расчетов.

Проверке должен быть подвергнут счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по товарам оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами.

По задолженности работникам организации  выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.

При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных  лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).

Инвентаризационная комиссия путем  документальной проверки должна установить:

 – правильность расчетов  с банками, финансовыми, налоговыми  органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;

 – правильность и обоснованность  числящейся в бухгалтерском учете  суммы задолженности по недостачам  и хищениям;

 – правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

При инвентаризации расчетов проводится взаимная выверка записей в регистрах  бухгалтерского учета по расчетам с  организациями и отдельными лицами. К способам проверки расчетов относятся:

– рассылка писем с просьбой письменно подтвердить  числящиеся на счетах расчетов суммы;

– командирование работников бухгалтерии в организации;

– сверка сумм путем телефонных переговоров, факсимильных сообщений и т.д.

На основании  полученных документов, подтверждающих сальдо расчетов с другими организациями  и лицами, составляется справка (приложение к форме № ИНВ-11). Она составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета и является основанием для составления акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками, прочими дебиторами и кредиторами.

 

Инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов

При инвентаризации резервов предстоящих расходов и  платежей проверяется правильность и обоснованность созданных в  организациях резервов:

·на предстоящую  оплату отпусков работникам;

·на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, выплату вознаграждений по итогам работы организации за год;

·расходов на ремонт основных средств;

·производственных затрат по подготовительным работам  в связи с сезонным характером производства;

·предстоящих  затрат по ремонту предметов проката;

·затрат по возведению временных (титульных) зданий и сооружений;

·другие цели, предусмотренные законодательством  Республики Беларусь и нормативными правовыми актами Министерства финансов Республики Беларусь, утвержденными  в установленном порядке.

Резерв  на предстоящую оплату предусмотренных  законодательством очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков работникам, отражаемый в годовом балансе, должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованных отпусков, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка), и обязательных отчислений в Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь и государственный фонд содействия занятости Республики Беларусь.

 

Резерв, созданный  на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет, уточняется в порядке, аналогичном для резерва на предстоящую  оплату отпусков работникам. В балансе  по состоянию на 1 января следующего за отчетным года данных о резерве  на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет может не быть, если эта выплата производится до истечения отчетного года.

 В случае  превышения фактически начисленного  резерва над суммой подтвержденного  инвентаризацией расчета в декабре  отчетного года производится  сторнировочная запись издержек производства и обращения, а в случае недоначисления делается дополнительная запись по включению дополнительных отчислений в издержки производства и обращения.

При инвентаризации резерва расходов на ремонт основных средств (включая арендованные объекты) следует иметь в виду, что излишне зарезервированные суммы в конце года сторнируются. Это не касается ремонтного фонда, остатки которого переходят на следующий год.

 В случаях,  предусмотренных отраслевыми особенностями  состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), когда окончание ремонтных работ по объектам с длительным сроком их производства происходит в следующем за отчетным году, остаток резерва на ремонт основных средств не сторнируется. По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва относится на финансовые результаты отчетного периода.

В тех случаях, когда на предприятии с сезонным характером производства сумма расходов на обслуживание производства и управления им, включенная в фактическую себестоимость выпущенной продукции по установленным на предприятии нормам, превышает фактические затраты, образовавшаяся разница резервируется как предстоящие расходы. Инвентаризационная комиссия проверяет обоснованность расчета и при необходимости может предложить скорректировать нормы затрат. Остатка на конец года по этому резерву не должно быть.

Инвентаризация  резерва сомнительных долгов, созданного в организации, применяющей метод  определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов, заключается в проверке обоснованности сумм, которые не погашены в сроки, установленные договорами, и не обеспечены соответствующими гарантиями.

При образовании  других разрешенных в установленном порядке резервов на покрытие каких-либо других предполагаемых расходов и убытков инвентаризационная комиссия проверяет правильность их расчета и обоснованность на конец отчетного года.

 


Информация о работе Порядок проведения инвентаризации