Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 19:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики инвентаризации. Систематизация и закрепление знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ 6
1.1 Нормативное регулирование первичного учета в
Российской Федерации 7
1.2 Виды инвентаризаций и задачи, стоящие перед ними 14
3 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ДОКУМЕНТАЛЬНОГО
ОТРАЖЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
В ОРГАНИЗАЦИИ 21
3.1 Подготовка к проведению инвентаризации основных средств 21
3.2 Порядок проведения инвентаризации основных средств 25
3.3 Обобщение и отражение результатов инвентаризации основных
средств в бухгалтерском учете 34
3.4 Совершенствование документооборота при инвентаризации
Основных средств 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
Во время инвентаризации все операции по приему и отпуску материальных ценностей должны быть прекращены. Ценности, фактически поступившие после начала инвентаризации, – оприходованы после даты инвентаризации.
Материально ответственные
лица дают расписки, в которых указывают,
что к началу инвентаризации все
расходные и приходные
Если впоследствии выяснится,
что часть имевшихся на начало
инвентаризации документов, связанных
с движением ТМЦ, денежных средств
и иного имущества и финансовых
обязательств, не была передана в бухгалтерию
и, следовательно, не учтена при расчете
по данным бухгалтерского учета остатков
инвентаризуемых ценностей и
обязательств, от виновных лиц должны
быть взяты письменные объяснения о
причинах допущенных нарушений, а также
тщательно проверена
При внезапных инвентаризациях
все товарно-материальные ценности
подготавливаются к инвентаризации
в присутствии
3.2 ПОРЯДОК ПРОВДЕНИЯ
ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
Все
торговые компании сталкиваются с необходимостью
проведения инвентаризации, а вместе
с этим и с многочисленными
сложностями и хлопотами по организации
этого мероприятия.
Инвентаризация — это довольно сложный
процесс. Результаты инвентаризации могут
быть признаны действительными только
в том случае, если соблюдена процедура
ее проведения.
О том, как проводить инвентаризацию и
как правильно оформить ее результаты,
подробно описано в Методических указаниях
по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств, утвержденных приказом
Минфина России от 13.06.95 № 49.
Следует заметить, что инвентаризация
имущества проводится по месту нахождения
этого имущества.
Перед проведением инвентаризации, то
есть сразу после принятия решения, создается
специальная инвентаризационная комиссия,
которая и будет заниматься инвентаризацией.
Комиссия может создаваться для каждой
инвентаризации или назначаться на определенный
период, например, для проведения всех
плановых инвентаризаций в течение года.
Важно помнить о том, что, если при проведении
инвентаризации отсутствует хотя бы один
член комиссии, ее результаты будут признаны
недействительными.
Процедура
проведения инвентаризации делится
на несколько этапов. Этап первый —
подготовительный. Этот этап включает:
определение даты проведения и перечня
объектов инвентаризуемого имущества;
подготовку приказа о проведении инвентаризации
и вручение его членам инвентаризационной
комиссии;
получение расписок от материально ответственных
лиц и пр.
На втором этапе происходит взвешивание, обмеривание, подсчет, выявление и проверка фактического наличия имущества и обязательств, а также составление инвентаризационных описей.
Третий этап — это сопоставление данных инвентаризационных описей с учетными данными, подготовленными бухгалтерией на основании первичных учетных документов. На этом этапе выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости и определяются причины расхождений.
И,
наконец, заключительный этап — оформление
результатов инвентаризации. На этом
этапе учетные данные приводятся
в соответствие с результатами инвентаризации,
а также принимаются
Теперь остановимся кратко на каждом из указанных этапов, а также расскажем о создании инвентаризационной комиссии.
Руководитель организации своим приказом утверждает персональный состав комиссии, в который включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.).
Инвентаризационная
комиссия проводит пересчет ценностей
и денежных средств в местах хранения
и производства. Совместно с бухгалтерией
предприятия она может
Кроме того, члены инвентаризационной комиссии могут вносить предложения по вопросам совершенствования процедуры приема, хранения и отпуска ТМЦ, если это необходимо. Также они вправе поставить вопрос о реализации неиспользуемых материальных ценностей.
Это
все о правах инвентаризационной
комиссии, расскажем и об обязанностях.
Члены инвентаризационной комиссии
несут ответственность:
за своевременность и соблюдение порядка
проведения инвентаризации в соответствии
с приказом руководителя предприятия;
полноту и точность внесения в описи данных
о фактических остатках проверяемых основных
средств, ТМЦ, денежных средств и средств
в расчетах;
правильность указания в описи отличительных
признаков ТМЦ (тип, сорт, марка, размер,
порядковый номер по прейскуранту, артикул
и т. д.), по которым определяются их цены;
правильность и своевременность оформления
данных инвентаризации в соответствии
с установленным порядком.
При внесении в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках ценностей с целью сокрытия недостач и растрат или излишков члены комиссии привлекаются к ответственности.
К началу инвентаризации должны быть произведены соответствующие записи в карточках (книгах) складского учета и выведены остатки на день инвентаризации. Комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с отметкой «До инвентаризации на определенную дату». Это служит бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Во
время инвентаризации все операции
по приему и отпуску материальных
ценностей должны быть прекращены,
так как остатки уже
Материально ответственные лица дают расписки. В них должно быть указано, что к началу инвентаризации все документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все поступившие ценности оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Может
возникнуть ситуация, когда впоследствии
выяснится, что часть имевшихся
на начало инвентаризации документов,
связанных с движением товарно-
В
этой ситуации у виновных лиц должны
быть взяты письменные объяснения о
причинах допущенных нарушений, а также
тщательно проверена
На втором этапе члены инвентаризационной комиссии пересчитывают, взвешивают, обмеривают и описывают имущество, фактически имеющееся у организации.
Обязанность
руководства — создать все
условия, необходимые для полной
и точной проверки фактического наличия
имущества в установленные
При инвентаризации имущества проверка осуществляется, как правило, сплошным методом. Это значит, что пересчитываются абсолютно все ценности. Фактическое наличие имущества проверяется при обязательном участии материально ответственных лиц.
В ходе инвентаризации составляются инвентаризационные описи или акты, которые утверждены постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88 для каждого вида ТМЦ. В них заносятся сведения о фактическом наличии имущества.
Инвентаризационные описи и акты являются первичными учетными документами. Поэтому задача инвентаризационной комиссии на этом этапе — наиболее полно и точно внести в описи данные о фактическом имуществе и финансовых обязательствах. Только при этом условии можно правильно и своевременно оформить результаты инвентаризации.
Описи и акты составляются в двух экземплярах. На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.
Инвентаризационные описи можно заполнять как вручную, так и с использованием средств компьютерной техники. В любом случае они должны быть заполнены четко и ясно, без помарок и подчисток.
В ходе инвентаризации материально ответственные лица могут обнаружить ошибки в описях. В этом случае они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т. п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия должна проверить этот факт и в случае его подтверждения исправить выявленные ошибки.
Ошибочные записи исправляются во всех экземплярах описи в соответствии с правилами бухгалтерского учета: неправильная запись зачеркивается, а над ней проставляется правильная. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. Незаполненные строчки следует прочеркивать.
Наименования имущества и отдельных объектов указываются в описях по номенклатуре, принятой в организации. Количество этих ценностей определяется в установленных единицах измерения.
ТМЦ заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикул, сорт и т. д.).
Если инвентаризационная опись или акт составляются на нескольких страницах, то они должны быть пронумерованы и скреплены таким образом, чтобы исключить возможность замены одной или нескольких из них.
В конце каждой страницы описи следует прописью указать число порядковых номеров материальных ценностей на странице (прописью) и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны.
Такая
запись позволяет исключить
На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку. А затем проставляются подписи всех членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц.
Кроме того, в конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии. Также в расписке делается пометка об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.
После
проведения описи имущества
Для
отражения результатов
Фактические остатки материальных ценностей следует сверять с данными бухгалтерского учета.
Сличительная ведомость должна быть в двух экземплярах: первый хранится в бухгалтерии, второй передается материально ответственному лицу.
Выявленные суммы недостач имущества в сличительных ведомостях указываются в соответствии с той стоимостью, которая указана в первичных учетных документах на его приобретение. Излишки же будут оценены по рыночной стоимости.
По окончании инвентаризации все материалы по ней передаются на рассмотрение инвентаризационной комиссии, которая анализирует результаты и выявляет причины недостач или излишков.
Заседание
комиссии оформляется протоколом, в
котором:
фиксируются выводы и решения по результатам
инвентаризации;
отражаются результаты проверки состояния
складского хозяйства и обеспечения сохранности
материальных ценностей.
На основании протокола заседания инвентаризационной комиссии составляется ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией по унифицированной форме № ИНВ-26, утвержденной постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 № 26.
Окончательное
решение по вопросу урегулирования
выявленных излишков и недостач принимает
руководитель предприятия и оформляет
его в виде приказа (распоряжения)
об утверждении результатов
Материалы работы инвентаризационной комиссии передаются в бухгалтерию, где они должны храниться не менее пяти лет (ст. 17 Закона № 129-ФЗ).
Информация о работе Порядок проведения и документальное отражение инвентаризации основных средств