Построение учета и составления отчетности некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 14:13, курсовая работа

Краткое описание

Негосударственные некоммерческие организации занимают в настоящее время важное место в общественной жизни нашей страны. Данные организации играют важную роль в духовном и нравственном возрождении общества, в оказании помощи малоимущим слоям населения, при осуществлении различного рода услуг, а также осуществляют деятельность, связанную с широким спектром социальных проблем. Национальные бухгалтерские организации, действующие на некоммерческой основе, принимают активное участие в разработке методологии учета, становлении бухгалтерской и аудиторской профессий. В ходе своей деятельности любое предприятие осуществляет хозяйственные операции, принимает те или иные решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЕ УЧЕТА И СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ……………………..5
1.1.Нормативно-правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций………………………………………………………………………..5
1.2.Состав, требования, порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности некоммерческими организациями………………………………….7
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ……...13
2.1. Формирование показателей актива бухгалтерского баланса некоммерческими организациями……………………………………………...13
2.2.Виды отчетности некоммерческих организаций…......................................14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАК П..docx

— 51.95 Кб (Скачать файл)

Организация должна при составлении  бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к  ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно  от одного отчетного периода к  другому.

По каждому числовому  показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены  данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному. Если организация  принимает решение в представляемой бухгалтерской отчетности раскрывать по каждому числовому показателю данные более чем за два года, то организацией обеспечивается при  разработке, принятии и изготовлении бланков форм достаточное количество граф (строк), необходимых для такого раскрытия.

Если данные за периоды, предшествующие отчетному, несопоставимы с данными  за отчетный период, то данные за предшествующие периоды подлежат корректировке  исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету, и приведению их к сопоставимому виду. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и  убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

Показатели об отдельных  активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

В бухгалтерском учете  существенной признается сумма, отношение  которой к общему итогу соответствующих  данных составляет не менее 5 процентов. Если без знания об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и  хозяйственных операциях заинтересованными  пользователями невозможна оценка финансового  положения организации или финансовых результатов ее деятельности, то эти  показатели также приводятся в бухгалтерской  отчетности обособлено.

Своевременность предполагает представление необходимой бухгалтерской  отчетности в соответствующие адреса в установленный срок.

Простота бухгалтерской  отчетности состоит в ее упрощении  и доступности. Переход бухгалтерского учета к международным стандартам объективно способствует реализации данного  требования.

Публичность предполагает публикацию годовой бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации, передачу в органы статистики. Перечень предприятий, которые должны публиковать  свою годовую отчетность регламентирован  законодательством.

В российской практике бухгалтерского учета применяются не все принципы, принятые в международной практике, определяющие качественные характеристики информации финансовой отчетности.

При формировании бухгалтерской  отчетности должны быть исполнены требования нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской  отчетности информации об изменениях учетной политики, оказавших или  способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, об операциях в иностранной валюте, о материально-производственных запасах, об основных средствах, о доходах и расходах организации, о последствиях событий после отчетной даты, о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности, а также по раскрытию в бухгалтерской отчетности той или иной информации об активах, капитале и резервах и обязательствах организации.

Такое раскрытие может  быть осуществлено организацией путем  включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно  в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.  
2.1.Формирование показателей актива бухгалтерского баланса некоммерческими организациями.

 

Вложениями во внеоборотные активы являются затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования, не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений. 
Вложения во внеоборотные активы подразделяются на вложения: 
1. в основные средства (в том числе доходные вложения в материальные ценности); 
2. нематериальные активы; 
3.расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские  технологические работы. 
Информация для заполнения данной статьи баланса отражается на основании данных оборотно-сальдовой ведомости – дебетового сальдо счета 08

 Как известно, для некоммерческих  организаций были упрощены процедуры  государственной регистрации, предоставления  отчетности и осуществления контроля  за их деятельностью (Федеральный  закон от 17.07.2009 № 170-ФЗ «О внесении  изменений в Федеральный закон  “О некоммерческих организациях”»). Исходя из того, что некоммерческая  организация как собственник  целевого капитала обязана не  позднее шести месяцев после  окончания отчетного года подготовить  и утвердить годовой отчет  о формировании целевого капитала  и об использовании, распределении  дохода от целевого капитала, рассмотрим обусловленные спецификой  деятельности формы отчетности. Отметим также, что в случае, если такой некоммерческой организацией  сформировано несколько целевых  капиталов, указанный годовой  отчет готовится по каждому  сформированному целевому капиталу.  

 

В целом отчетность некоммерческих организаций можно условно разделить  на следующие группы:

  • бухгалтерская отчетность;
  • налоговая отчетность;
  • отчетность перед государственными внебюджетными фондами;
  • статистическая отчетность;
  • специальная отчетность.

Состав отчетности в отношении  некоммерческой организации зависит  как от ее организационно-правовой формы, так и от особенностей налогообложения (в частности, от применяемого режима налогообложения).

 

2.2ВИДЫ ОТЧЕТНОСТИ.

1.Бухгалтерская отчетность.

 

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 23.11.2009) «О бухгалтерском учете» (далее —  Федеральный закон № 129-ФЗ) все  организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность, в состав которой входят следующие формы:

  • бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • отчет об изменениях капитала (форма № 3);
  • отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
  • пояснительная записка;
  • аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Следует отметить, что для  общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской  деятельности и не имеющих кроме  выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), установлен упрощенный состав годовой бухгалтерской  отчетности. Указанные организации  представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в составе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также отчета о целевом использовании  полученных средств.

Кроме того, нужно обратить внимание на то, что в соответствии с приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н (ред. от 18.09.2006) «О формах бухгалтерской  отчетности» некоммерческие организации  могут не представлять формы № 3–5 бухгалтерской отчетности в случае отсутствия соответствующих данных.

Бухгалтерская отчетность в  сокращенном составе (формы № 1 и  № 2) также представляется в органы государственной статистики.

С 2003 г. в связи с введением  в действие УСН многие некоммерческие организации перешли на указанный  специальный налоговый режим. Такие  организации в соответствии с  п. 3 ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ освобождаются  от обязанности ведения бухгалтерского учета, а значит, и составления  бухгалтерской отчетности. Но при  этом установлена обязанность ведения  данными организациями учета  доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ. Доходы и  расходы учитываются в Книге  доходов и расходов, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н.  

 

2.Налоговая отчетность.

 

Обязанность составления  и представления в предусмотренных  законодательством случаях налоговой  отчетности в форме налоговых  деклараций (расчетов) установлена  ст. 23 НК РФ. Состав налоговой отчетности некоммерческих организаций напрямую зависит от применяемого режима налогообложения: общего или специального налогового режима. При общем налоговом режиме состав налоговой отчетности включает в обязательном порядке:

  • налоговую декларацию по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ);
  • налоговую декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 289 НК РФ).

Нужно иметь в виду, что  форма декларации по НДС изменилась. Новая форма декларации по НДС  утверждена приказом Минфина России от 15.10.2009. Указанная форма декларации применяется уже с отчетности за IV квартал 2009 г.

В отношении налога на прибыль  нельзя не отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 289 НК РФ некоммерческие организации, у которых не возникает обязанности  по уплате налога, представляют налоговые  декларации в упрощенной форме по истечении налогового периода. Также следует принять во внимание, что налоговая декларация по налогу на прибыль применяется в редакции приказа Минфина России от 16.12.2009 № 135н.

Некоммерческая организация, обладающая движимым и недвижимым имуществом, учитываемым на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, обязана составлять налоговую  отчетность по налогу на имущество  в форме налоговой декларации и налоговых расчетов по авансовым  платежам по налогу на имущество, что закреплено в ст. 386 НК РФ. Следует обратить внимание на то, что ранее организация, не имевшая объектов налогообложения налогом на имущество, все равно обязана была представлять так называемую «нулевую» налоговую отчетность по налогу на имущество. Однако теперь в связи с принятием Федерального закона от 30.10.2009 № 242-ФЗ «О внесении изменения в статью 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» организации освобождены от обязанности представлять расчеты и декларации по налогу на имущество организаций при отсутствии объекта налогообложения.

В случае если в отношении  некоммерческой организации зарегистрировано транспортное средство, то она обязана  составлять и представлять налоговую  декларацию и налоговые расчеты  по авансовым платежам по транспортному  налогу (ст. 363.1 НК РФ).

Если некоммерческая организация  обладает правом собственности на земельный  участок или же правом постоянного (бессрочного) пользования им, то в  отношении нее установлена обязанность  формирования налоговой декларации и налоговых расчетов по авансовым  платежам по налогу (ст. 398 НК РФ).

Некоммерческие организации, равно как и коммерческие, признаются налоговыми агентами по НДФЛ в соответствии со ст. 226 НК РФ. В качестве самого простого примера здесь можно привести отношения между работодателем  и работником в части начисления и выплаты заработной платы. Указанное  выше обстоятельство влечет за собой  необходимость составления и  представления в налоговый орган  по месту своего учета сведений о  доходах физических лиц в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ.

Как уже было отмечено выше, с момента введения специального налогового режима в виде УСН довольно большое число некоммерческих организаций  воспользовалось правом перехода на указанный налоговый режим.

В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение УСН предусматривает  освобождение организаций от уплаты налога на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых  по налоговым ставкам, предусмотренным пп. 3, 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого при осуществлении операций по договору простого товарищества, договору доверительного управления имуществом или концессионному соглашению на территории РФ).

Применение УСН обязывает  некоммерческие организации составлять и представлять в налоговые органы налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому  в связи с применением УСН, в порядке, установленном ст. 346.23 НК РФ. Форма декларации утверждена приказом Минфина России от 22.06.2009 № 58н.  

 

3.Отчетность перед государственными внебюджетными фондами.

 

Данной группе отчетности следует уделить особое внимание в связи с изменениями законодательства, вступившими в силу с начала текущего года. Отмена с 01.01.2010 Федеральными законами от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О страховых  взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования  Российской Федерации, Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования  и территориальные фонды обязательного  медицинского страхования» (далее —  Федеральный закон № 212-ФЗ) и № 213-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации и признании  утратившими силу отдельных законодательных  актов (положений законодательных  актов) Российской Федерации в связи  с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального  страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования"» ЕСН и введение обязанности начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование и обязательное медицинское страхование внесли определенные новшества, в том числе  и в порядок формирования и  представления отчетности.

Информация о работе Построение учета и составления отчетности некоммерческих организаций