Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 11:36, контрольная работа
Раскрыть сущность ценных бумаг. Перечислить основные виды ценных бумаг.
Ценные бумаги - это документы имущественного содержания, с которыми какое-либо право связано так, что оно без этих документов не может быть ни осуществлено, ни передано другому лицу.
Участниками операции с ценными бумагами являются эмитенты и вкладчики (инвесторы).
Ценные бумаги можно классифицировать.
Ценные бумаги - это документы имущественного содержания, с которыми какое-либо право связано так, что оно без этих документов не может быть ни осуществлено, ни передано другому лицу.
Участниками операции с ценными бумагами являются эмитенты и вкладчики (инвесторы).
Ценные бумаги можно классифицировать.
В зависимости от выраженных на бумаге прав вкладчика ценные бумаги подразделяются на:
бумаги, закрепляющие права участия в каком-либо акционерном обществе;
денежные бумаги;
товарные бумаги, закрепляющие вещные права, чаще всего право собственности, или право залога на товары, или то и другое одновременно.
По товарной характеристике ценные бумаги подразделяются на:
ценные бумаги как потребительский товар – это бумаги, которые не могут свободно переходить от одного их держателя к другому;
ценные бумаги как рыночный товар-это бумаги, которые могут самостоятельно обращаться на рынке.
По информации о владельце ценных бумаг ценные бумаги бывают:
именные ценные бумаги - это ценные бумаги, информация о владельце которых должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав требуют обязательной идентификации владельца. Их можно передавать другому владельцу только через брокерскую контору или фондовый отдел банка;
ценная бумага на предъявителя - это ценная бумага, переход прав на которую и осуществление закрепленных ими прав не требуют идентификации владельца.
По форме эмиссии ценные бумаги бывают:
именные документарные;
именные бездокументарные;
документарные ценные бумаги на предъявителя.
Ценные бумаги могут иметь:
документарную форму - это бумажная форма эмиссии, т. е. ценная бумага представляет собой обособленный документ;
бездокументарную форму - это форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или в случае депонирования ценных бумаг на основании записи по счету депо.
В зависимости от целей выпуска ценные бумаги подразделяются на:
коммерческие ценные бумаги - обслуживают процесс товарооборота и определенные имущественные сделки (чеки, закладные и др.);
фондовые ценные бумаги - являются инструментами образования денежных фондов. Это бумаги с колеблющимся курсом, имеющие хождение на фондовых биржах и являющиеся инструментом накопления капитала.
Фондовые ценные бумаги подразделяются на основные и производные. К основным ценным бумагам относятся акции и облигации. Производственные ценные бумаги - это бумаги, удостоверяющие право их владельцев на куплю-продажу перечисленных выше основных ценных бумаг.
Согласно статье 143 ГК РФ к ценным бумагам относятся: государственная облигация; облигация; чек; вексель; депозитный сертификат; коносамент; акция; банковская сберегательная книжка на предъявителя; приватизационные ценные бумаги; другие документы, которые законами о ценных бумагах отнесены к числу ценных бумаг.
Согласно закону РФ «О рынке ценных бумаг» к ценным бумагам относятся сертификаты акций.
ряд важнейших законодательных актов – Гражданский Кодекс РФ, Закон РФ “О рынке ценных бумаг”, Закон РФ “Об акционерным обществах”., и др. В них раскрываются такие понятия, как эмиссия ценных бумаг, их размещение, подписка на ценные бумаги, конвертация и т.д., содержатся требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг (брокерам, дилерам, клиринговым организациям, депозитариям, регистраторам, номинальным держателям ценных бумаг и т.д.), определяются условия рекламы ценных бумаг и решаются другие вопросы, связанные с ценными бумагами. Так, основные положения о выпуске государственных ценных бумаг определяются Законом РФ “О государственном внутреннем долге РФ” от 13 ноября 1992 г..
3. Дать характеристику рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг – сфера денежных операций, где объектом сделки выступают специальные инструменты (ценные бумаги), которые имеют собственную стоимость и могут покупаться, продаваться и погашаться. Как уже было рассмотрено выше, рынок ценных бумаг является одним из сегментов финансового рынка и это определяет его функции. Можно выделить основные функции рынка ценных бумаг: – перераспределение временно свободных денежных средств; – перераспределение прав собственности; – страхование финансовых рисков. Классификация рынков ценных бумаг может быть проведена по различным признакам: по характеру операций, по территории, по периоду обращения, по форме организации. По характеру проводимых операций различают первичный и вторичный рынки ценных бумаг. На первичном рынке происходит размещение ценных бумаг, а на вторичном – их обращение. Размещение ценных бумаг предполагает переход ценных бумаг от лица, их выпускающего, к первым владельцам, а обращение – последующие переходы права собственности на ценные бумаги. Причиной такого разделения являются существенные различия в способах первоначального размещения ценных бумаг и их последующего обращения. С учетом территорий, на которых обращаются ценные бумаги, различают: региональные (местные), национальные и мировые (международные) рынки ценных бумаг. По периоду обращения принято различать денежный рынок (краткосрочных ценных бумаг) и рынок капиталов (долгосрочных ценных бумаг). В зависимости от формы организации бывают организованные и неорганизованные рынки ценных бумаг. На неорганизованном рынке совершаются операции непосредственно между продавцами и покупателями без участия посредников и рыночной инфраструктуры. Преобладающее значение в современных условиях имеют организованные рынки, которые в свою очередь делятся на биржевые и внебиржевые. Рынок ценных бумаг, как и всякий другой рынок, предполагает наличие объектов и субъектов. Объектами рынка ценных бумаг является инструменты рынка ценных бумаг, к которым относятся собственно ценные бумаги, сертификаты ценных бумаг и производные инструменты. Они могут выпускаться для первичного размещения, обращаться (продаваться и покупаться) и погашаться, выступать в качестве залога и страхования, быть предметом заключения срочных контрактов и являться объектами иных операций. Субъекты, принимающие участие в указанных операциях с инструментами, называются участниками рынка ценных бумаг. В зависимости от той роли, которую играют участники на рынке, их подразделяют на эмитентов, инвесторов и профессиональных участников. Под эмитентами (в широком смысле) понимаются лица, выпускающие ценные бумаги и несущие от своего имени обязательства перед их владельцами по осуществлению прав, закрепленных ценными бумагами. Таким образом, в качестве эмитентов чаще всего выступают юридические лица, государственные и муниципальные органы, заинтересованные в привлечении денежных средств для развития производства, торговли, реализации каких-либо программ, требующих определенных денежных затрат, и привлекающие эти средства путем выпуска ценных бумаг. В настоящее время среди эмитентов ведущие позиции занимают государство и акционерные общества. Хотя в определенных случаях эмитентами (в широком смысле) могут быть и физические лица. Инвесторы – это физические или юридические лица, приобретающее ценные бумаги от своего имени и за свой счет с целью получения прибыли или достижения положительного социального эффекта. Иностранные граждане и юридические лица могут выступать на рынке ценных бумаг России в качестве инвесторов, в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях. Связующим звеном между эмитентами и инвесторами выступает инфраструктура рынка ценных бумаг. Ее составляют многочисленные посредники, выполняющие различные функции и объединенные термином «профессиональные участники».
4. Перечислить
профессиональных участников
Профессиональные участники рынка ценных бумаг – юридические лица, которые на основании лицензии занимаются финансовым посредничеством или организационно-техническим обслуживанием операций с ценными бумагами. Законодательство предусматривает существование семи видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и, соответственно, семи видов профессиональных участников. В зависимости от характера выполняемых ими функций они могут быть отнесены к одной из четырех групп: – финансовые посредники, или операторы, которые осуществляют сделки с ценными бумагами (брокеры, дилеры и доверительные управляющие); – учетные институты, которые осуществляют учет прав на ценные бумаги и учет прав, закрепляемых ценными бумагами (депозитарии и регистраторы); – расчетные институты, которые организуют учет взаимных обязательств, взаимозачеты и взаиморасчеты по ценным бумагам (клиринговые организации); – торговые институты, которые организуют торговлю ценными бумагами (организаторы торговли, фондовые биржи). Кроме профессиональных участников в широко понимаемую инфраструктуру рынка ценных бумаг входят организации, занимающиеся информационной поддержкой рынка: трансфер-агенты, консалтинговые фирмы, рейтинговые агентства, специализированные печатные и интернет-издания. Следует отметить, что отнесение того или иного участника рынка ценных бумаг к одной из групп возможно лишь по отношению к определенному инструменту рынка. Например, банк может одновременно являться эмитентом по отношению к собственным акциям, инвестором по отношению к государственным облигациям и финансовым посредником по отношению к ценным бумагам клиента.
5. Проанализировать специфику эмиссии ценных бумаг
Эмиссия (лат. emissio – выпуск, от emitto – выпускаю) выпуск в обращение денег и ценных бумаг.
Эмиссия ценных бумаг осуществляется эмитентом. Эмитент ценных бумаг – это юридическое лицо (хозяйствующий субъект), орган государственной исполнительной власти либо орган местного самоуправления, выпускающие ценные бумаги и частные лица, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ценными бумагами.
Целью эмиссии ценных бумаг для компаний является привлечение внешних источников финансирования, поэтому каждый раз, прежде чем организовывать эмиссию, перед эмитентом стоит задача выбора наиболее целесообразных для этих целей финансовых инструментов. При решении этой задачи обычно рассматривается широкий круг факторов, среди которых:
наличие на рынке необходимых финансовых продуктов;
стоимость, сроки и условия финансирования;
обеспечение, необходимое для привлечения средств;
сроки осуществления эмиссии;
возможное изменение контроля над предприятием в зависимости от того, какой источник финансирования будет выбран.
Для российских предприятий наиболее распространенными источниками внешнего финансирования являются эаемный и акционерный капитал.
Заемный капитал на фондовом рынке привлекается путем эмиссии корпоративных облигаций, размещаемых среди институциональных и индивидуальных инвесторов. При этом эмитент обязуется регулярно выплачивать определенный процент, а по окончании срока обращения облигаций – еще и основную сумму долга (номинал облигаций). Корпоративные облигации являются долговыми эмиссионными ценными бумаги, которые могут обращаться на биржевом и внебиржевом рынках. Выпуск этих, как и других ценных бумаг, может проводиться с привлечением финансовых консультантов или инвестиционных банков.
Акционерный капитал, выражающий право собственности на долю в капитале акционерного общества, образуется путем эмиссии акций с целью мобилизации долгосрочных ресурсов, необходимых для функционирования предприятия. Первым и необходимым условием для компании, планирующей привлечение средств путем эмиссии акций, является разработка долгосрочного плана развития фирмы с указанием направлений применения капитала, который будет получен в результате выпуска этих ценных бумаг. Приобретая акции, инвестор рассчитывает получить более высокую прибыль на вложенные средства по сравнению с вложением их долговые ценные бумаги (облигации).
Привлечение компаниями финансовых ресурсов имеет свои преимущества и недостатки в зависимости от того, эмиссия каких фондовых инструментов для этих целей используется.
Например, среди преимуществ для эмитента, выпускающего долговые ценные бумаги (облигации), можно выделить следующие:
руководству компании удается сохранить контроль над деятельностью компании;
выплата процентов, как правило, относится на себестоимость продукции, а, значит, уменьшает налогооблагаемую прибыль;
кредитор не принимает участия в управлении компанией;
сроки и условия обязательств известны заранее.
К недостаткам привлечения кампаниями ресурсов путем эмиссии облигаций в российской практике, в первую очередь, следует отнести то, что обслуживание по займам требует наличия постоянных источников поступления денежных средств, всегда присутствует в той или иной степени риск невыполнения обязательств по займам и др.
Среди положительных аспектов привлечения средств путем выпуска долевых ценных бумаг в виде публичного размещения акций можно выделить то, что появляется возможность привлечения стратегических инвесторов, нацеленных на долгосрочное сотрудничество, которые могут привнести в бизнес свой опыт и новые идеи, вывести компанию на новые рынки и каналы сбыта продукции, то, что такая эмиссия дает возможность получения реальной оценки рыночной стоимости ценных бумаг и др.
Однако такой способ привлечения средств имеет для компаний либо их руководства немало и негативных последствий, к которым относится то, что поиск стратегического инвестора порою требует значительного времени, может привести к "разводнению" контроля над капиталом и к возможности смены руководства компании, требует выполнения строгих правил по раскрытию информации и др.
Выбирая способ привлечения финансовых ресурсов, руководители компаний при изучении возможных его вариантов принимают во внимание множество различных факторов, особенно стратегию развития фирмы, и выбирают тот из возможных вариантов, который в наибольшей степени отвечает потребностям и возможностям компании. Особое внимание при этом уделяется расчетам затрат на реализацию проекта по эмиссии и на анализ рисков, связанных с осуществлением выпуска и размещения фондовых инструментов. Все это осуществляется в процессе конструирования ценных бумаг.
Конструирование ценных бумаг – это аналитический, логически последовательный процесс по разработке и созданию новых финансовых продуктов или модификации уже имеющихся с целью достижения оптимального сочетания доходности, ликвидности, уровня рискованности и других индивидуальных свойств и характеристик конкретного выпуска ценных бумаг (стандартного финансового инструмента), обоюдно выгодных и эмитенту, и инвестору.
Впервые процесс конструирования ценных бумаг в российской научной литературе был рассмотрен Я.М. Миркиным в книге «Ценные бумаги и фондовый рынок». Приводим схему этого процесса. «Конструирование ценных бумаг предполагает прохождение следующих основных этапов:
Маркетинговое исследование финансового рынка, анализ интересов инвесторов, изучение спроса на финансовые продукты, выявление областей несовпадения спроса и предложения.
Анализ целевых потребностей эмитента в дополнительных финансовых ресурсах, в росте прибылей от операций с новыми видами финансовых продуктов, в расширении рыночной ниши на рынке ценных бумаг. Определение основных ресурсных ограничений у эмитента, связанных с выпуском новых ценных бумаг
Установление наиболее общих целей: создание нового финансового продукта или модификация уже выпускаемых ценных бумаг, определение предельных параметров выпуска по объему, доходности, уровню риска и перспективам роста курсовой стоимости
Выбор вариантов видов ценных бумаг, предназначенных к выпуску
Анализ и предварительный выбор из различных характеристик, элементов, модификаций ценных бумаг, максимально удовлетворяющих спросу инвесторов и эмитентов. Разработка черновых проектов новых финансовых продуктов
Оценку затрат и финансовой нагрузки на эмитента при различных вариантах выбора ценных бумаг – новых финансовых продуктов
Информация о работе Правовое регулирование рынка ценных бумаг