Правовой статус бухгалтерской службы и ее место в структуре управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является подробное изучение теоретических, методологических основ организации бухгалтерского управленческого учета на предприятии.
Задачами курсовой работы являются:
- изучить организационные аспекты управленческого учета, рассмотреть варианты организации учета на предприятии, этапы его внедрения в учетную практику;
- рассмотреть практику применения системы управленческого учета в Российской Федерации и особенности его ведения;
- рассмотреть систему управленческого учета на анализируемом предприятии.

Содержание

Введение 3
1. Правовой статус бухгалтерской службы
и ее место в структуре управления организацией 5
2. Приказ об учётной политике хозяйствующего субъекта
с приложением соответствующих внутренних документов 10
Задача. 33
Заключение 38
Список литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант 5.doc

— 597.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение           3

1. Правовой статус бухгалтерской службы

и ее место в структуре управления организацией    5

2. Приказ об учётной политике  хозяйствующего субъекта

с приложением соответствующих внутренних документов   10

Задача.            33

Заключение           38

Список литературы         40

 

 

Введение

Управленческий учет в компании — это система, обеспечивающая руководящее звено фирмы информацией, необходимой для принятия решений и эффективного управления.

Ведь одна из самых  важных и наиболее часто встречающихся причин недостаточно успешного развития компании состоит в том, что ее руководители просто не знают, какой из видов деятельности или отделов наиболее прибылен и, что самое важное, почему. Правильно поставленный управленческий учет позволяет получить информацию, необходимую для расстановки приоритетов в деятельности фирмы и планирования дальнейшей работы, предоставляет базу для оценки перспективности открывающихся возможностей и снабжает механизмами контроля за исполнением принятых решений.

Система управленческого  учета позволяет:

  • определить стратегию развития бизнеса, сформулировать цели и выработать пути их достижения;
  • рассчитать эффективность бизнеса в целом, эффективность каждого структурного подразделения и деятельности каждого сотрудника путем внедрения сбалансированной системы показателей:
  • проводить качественную оценку инвестиционных проектов и любых инноваций, разобраться со всеми бизнес-процессами компании и разумно детализировать все хозяйственные операции;
  • разработать систему сбора, консолидации и анализа информации, как финансовой, так и нефинансовой, которая быстрее сигнализирует о проблемах (например, количество отказов клиентов быстрее, чем уменьшение прибыли, сигнализирует о снижении качества продукции);
  • повысить эффективность управления денежными средствами компании;
  • установить систему взаимоотношений между структурными подразделениями, организовать эффективную многоступенчатую систему внутреннего контроля на предприятии;
  • создать систему управления затратами с целью их оптимизации;
  • внедрить систему бюджетирования;
  • принимать обоснованные управленческие решения, как стратегические, так и оперативные.

Каждой компании необходимо оптимизировать свою деятельность в рыночной экономике для максимизации прибыли. Исходя из этого, тема курсовой работы является актуальной, так как внедрение управленческого учета помогает компании достичь этой цели.

Целью написания данной курсовой работы является подробное изучение теоретических, методологических основ организации бухгалтерского управленческого учета на предприятии.

Задачами курсовой работы являются:

- изучить организационные  аспекты управленческого учета,  рассмотреть варианты организации  учета на предприятии, этапы  его внедрения в учетную практику;

- рассмотреть практику  применения системы управленческого учета в Российской Федерации и особенности его ведения;

- рассмотреть систему  управленческого учета на анализируемом  предприятии.

При написании курсовой работы за методологическую основу исследования были приняты учебники и учебные пособия по проблемам организации управленческого учета на предприятии, статьи отечественных экономистов, опубликованных в периодических изданиях, инструктивные материалы и методические рекомендации по разработке и организации управленческого учета на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1. Правовой статус бухгалтерской службы

и ее место  в структуре управления организацией

 

Ответственность за организацию  бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129–ФЗ «О бухгалтерском учете»). Аналогичная норма содержится и в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. При организации бухгалтерского учета необходимо решить вопрос о том, кто и каким образом будет его вести. Согласно п. 2 ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете» руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

  • учредить самостоятельную бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • ввести в штат должность бухгалтера;
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру–специалисту;
  • вести бухгалтерский учет лично.

Очевидно, что вести  учет лично, ввести в штат должность  бухгалтера, передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета бухгалтеру–специалисту можно лишь при небольшом объеме учетной работы. При средних и больших объемах работ, а также в зависимости от задач, возлагаемых на бухгалтерский учет как информационную систему, необходимо либо учреждать самостоятельную бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, либо передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации.

Организация бухгалтерской  службы включает в себя определение: функций главного бухгалтера (см. ст. 7 «Главный бухгалтер» Закона «О бухгалтерском учете»), места бухгалтерии в системе управления предприятием, порядка взаимодействия этой службы с другими подразделениями, ее организационного построения, состава и соподчиненности отдельных учетных подразделений и работников. Вопрос об организации бухгалтерской службы находится в прямой зависимости от того, как предполагается вести учет, т.е. какая форма ведения учета будет выбрана, какая бухгалтерская программа будет использована, какой рабочий план счетов примет организация и т.п.

Большое влияние на организацию  бухгалтерской службы оказывают  масштабы и структура организации, а также осуществляемые виды деятельности. Организациям, имеющим сеть филиалов, необходимо решать вопрос о централизации или децентрализации учетной работы, а соответственно о распределении полномочий и ответственности между бухгалтериями головного подразделения и филиалов.

Задачами бухгалтерской (финансово – бухгалтерской) службы являются:

  • организация взаимоотношений организации с другими субъектами хозяйствования;
  • поиск внутренних и внешних краткосрочных и долгосрочных источников финансирования, выбор наиболее оптимального их сочетания;
  • своевременное обеспечение финансовыми ресурсами текущей деятельности организации;
  • эффективное использование финансовых ресурсов для достижения стратегических и тактических целей организации;
  • сохранение и рациональное использование основного и оборотного капитала, собственного и заемного капитала;
  • обеспечение своевременности платежей по обязательствам организации.

На структуру бухгалтерской  службы будут оказывать влияние  возлагаемые на нее функции. Например, можно предположить возложение на бухгалтерскую службу следующих функций в отношении ведения бухгалтерского учета: организационной, методологической, аналитической, учетной, контрольной, расчетной, отчетной, исполнительской, архивной.

Организационная функция:

  • разработка и актуализация организационной структуры бухгалтерской службы;
  • распределение полномочий и ответственности в системе бухгалтерского учета.

Методологическая функция:

  • разработка учетной политики организации;
  • разработка плана счетов и системы аналитического учета с целью адекватного отражения хозяйственных операций, осуществляемых организацией;
  • разработка первичных учетных бухгалтерских документов и регистров учета с целью формирования информации об объектах учета;
  • разработка требований к другим подразделениям организации с целью формирования информации, необходимой для ведения бухгалтерского учета, формирования бухгалтерской отчетности;
  • разработка схем отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с начислением и уплатой налогов;
  • постановка задач для автоматизации бухгалтерского учета и отчетности;
  • разработка требований к контрольной среде;
  • разработка контрольных процедур в отношении фиксации, сбора и обработки информации.

Аналитическая функция:

  • контроль за договорной работой общества с целью своевременного выявления операций общества, приводящих к изменению схемы бухгалтерского учета;
  • постоянный мониторинг бухгалтерского законодательства с целью своевременного выявления норм, создающих новые или изменяющих прежние нормы учета, принятые в организации.

Учетная функция:

  • ведение бухгалтерского учета (фиксация, сбор и обработка информации);
  • внесение изменений в бухгалтерский учет по актам проверки внутренних и внешних контролирующих органов.

Контрольная функция:

  • контроль соблюдения порядка документооборота;
  • осуществление контрольных процедур, позволяющих выявлять ошибки на стадиях фиксации, сбора и обработки информации;
  • контроль за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденным бюджетом, бизнес–планом;
  • принятие мер к предупреждению недостач, растрат и других нарушений и злоупотреблений. Участие в оформлении документов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно–материальных ценностей. Обеспечение законности списания с бухгалтерских счетов недостач, потерь, дебиторской и кредиторской задолженности.

Расчетная функция – осуществление расчетов с контрагентами, персоналом организации, учредителями.

Отчетная функция:

  • формирование бухгалтерской отчетности;
  • предоставление бухгалтерской отчетности в сроки и по адресам, предусмотренным законодательством, учредительными документами.

Исполнительская функция – исполнение обязательств организации (в том числе налоговых) по расчетам с третьими лицами.

Архивная функция – обеспечение хранения бухгалтерских документов и бухгалтерского архива в установленном порядке, в соответствии с утвержденной номенклатурой дел.

Таким образом, возложение на бухгалтерскую  службу, например, методологической функции потребует безусловного включения в структуру бухгалтерии в зависимости от объема работы либо методологического подразделения, либо методолога, возложение аналитической функции – бухгалтера со знаниями юриспруденции и экономики, архивной – архивариуса и т.д.

При стандартизации учета в организации  должны разрабатываться Положение о бухгалтерии, должностные инструкции для работников бухгалтерии, система номенклатуры дел в бухгалтерии и т.п. внутренние документы. В условиях когда работа бухгалтера перестает быть чисто учетной и все большее количество процедур и операций требуют профессионального суждения работников бухгалтерии, главный бухгалтер и все работники бухгалтерии должны быть непосредственно заинтересованы в разработке подобных документов, четко очерчивающих круг их обязанностей и устанавливающих их ответственность за нарушение порядка ведения учета.

Итак, организация бухгалтерского учета зависит от объема учетной  работы в организации. При учреждении бухгалтерской службы ее структура зависит от масштабов и организационной структуры организации, осуществляемых видов деятельности, выбранного способа ведения учета, объема функций, возлагаемых на бухгалтерскую службу. Таким образом, организация бухгалтерского дела на предприятии предполагает разработку организационно–распорядительных документов (положения о бухгалтерии, должностных инструкций работников бухгалтерии, штатного расписания); составление графика документооборота организации; организация хранения документов.

Для большинства учетных систем в мировой практике характерно наличие двух бухгалтерий: финансовой (общей) и управленческой (аналитической, промышленной). Финансовой бухгалтерией решаются проблемы взаимоотношений фирмы с государством, банками, акционерами, поставщиками, покупателями и другими контрагентами. Организация финансовой бухгалтерии, соответствующая национальной учетной системе, в той или иной степени регламентируется государством, а во многих случаях и группой государств в лице межправительственных организаций. Работники финансовой бухгалтерии занимаются определением финансового и имущественного положения фирмы, оценкой статей актива и пассива баланса, размеров прибыли, направлениями ее использования. Финансовая бухгалтерия представляет информацию для опубликования в открытой печати.

Задание 2. Приказ об учётной политике хозяйствующего субъекта

с приложением соответствующих внутренних документов

 

ПРИКАЗ № 132

Об учетной политике ООО «Темп–Л»

на 2010 год

Дата: 25.12.2009 г. 

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Руководствуясь Законом РФ от 21 ноября 1996 года № 129–ФЗ «О бухгалтерском учете« и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н, начиная с 1 января 2010 года утвердить на 2010 год учетную политику ООО «Темп–Л» для целей бухгалтерского учета и налогообложения согласно приложению № 1 к настоящему приказу.

Информация о работе Правовой статус бухгалтерской службы и ее место в структуре управления организацией