Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:59, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является подробное изучение теоретических, методологических основ организации бухгалтерского управленческого учета на предприятии.
Задачами курсовой работы являются:
- изучить организационные аспекты управленческого учета, рассмотреть варианты организации учета на предприятии, этапы его внедрения в учетную практику;
- рассмотреть практику применения системы управленческого учета в Российской Федерации и особенности его ведения;
- рассмотреть систему управленческого учета на анализируемом предприятии.
Введение 3
1. Правовой статус бухгалтерской службы
и ее место в структуре управления организацией 5
2. Приказ об учётной политике хозяйствующего субъекта
с приложением соответствующих внутренних документов 10
Задача. 33
Заключение 38
Список литературы 40
2. Положения учетной
политики обязательны для
3. Ответственность за организацию исполнения настоящего приказа возложить на специализированную организацию (специалиста), ведущую на договорных началах бухгалтерский учет ООО «Темп–Л».
4. Ввести в действие настоящий Приказ с 1 января 2010 г.
Директор Н. П. Горюнов
Приложение № 1
к Приказу № 132 от 25.12.2010 г.
Учетная политика ООО «Темп» на 2011 год
Организационно–технический раздел
1) При оценке статей бухгалтерской отчетности обеспечить соблюдение допущений и требований, предусмотренных Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия», утвержденным приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 года № 106н.
2) Отражение фактов хозяйственной деятельности производить с использованием принципа временной определенности, который подразумевает, что факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
3) Бухгалтерский учет в 2011 году вести с применением Рабочего Плана счетов бухгалтерского учета финансово–хозяйственной деятельности организаций согласно приложению № 2.
4) Бухгалтерский учет в 2011 году вести с использованием специализированной бухгалтерской компьютерной программы 1С:Предприятие 8.0.
5) Для документального
оформления хозяйственных
По учету кадров: Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу (Унифицированная форма № Т–1); Личная карточка работника (Унифицированная форма № Т–2); Штатное расписание (Унифицированная форма № Т–3); Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику (Унифицированная форма № Т–6); Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (Унифицированная форма № Т–8).
По учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда: Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (Унифицированная форма № Т–12); Расчетно–платежная ведомость (Унифицированная форма № Т–49); Записка–расчет о предоставлении отпуска работнику (Унифицированная форма № Т–60); Записка–расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (Унифицированная форма № Т–61).
По учету продукции, товарно–материальных ценностей в местах хранения: Акт о приеме–передаче товарно–материальных ценностей на хранение (Унифицированная форма № МХ–1); Накладная на передачу готовой продукции в места хранения (Унифицированная форма № МХ–18).
По учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно–кассовых машин: Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (Унифицированная форма № КМ–3); Журнал кассира–операциониста (Унифицированная форма № КМ–4); Справка–отчет кассира–операциониста (Унифицированная форма № КМ–6); Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ (Унифицированная форма № КМ–8); Акт о проверке наличных денежных средств кассы (Унифицированная форма № КМ–9).
По учету торговых операций: Товарная накладная (Унифицированная форма № ТОРГ–12); Накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (Унифицированная форма № ТОРГ–13).
По учету кассовых операций: Приходный кассовый ордер (Унифицированная форма № КО–1); Расходный кассовый ордер (Унифицированная форма № КО–2); Кассовая книга (Унифицированная форма № КО–4); Авансовый отчет (Унифицированная форма № АО–1); Объявление на взнос наличными (форма 0402001).
По учету результатов инвентаризации: Инвентаризационная опись основных средств (Унифицированная форма № ИНВ–1); Инвентаризационная опись нематериальных активов (Унифицированная форма № ИНВ–1а); Инвентаризационная опись товарно–материальных ценностей (Унифицированная форма № ИНВ–3); Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (Унифицированная форма № ИНВ–10); Акт инвентаризации наличных денежных средств (Унифицированная форма № ИНВ–15); Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (Унифицированная форма № ИНВ–17); Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (Приложение к унифицированной форме № ИНВ–17); Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (Унифицированная форма № ИНВ–18); Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно–материальных ценностей (Унифицированная форма № ИНВ–19); Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (Унифицированная форма № ИНВ–22); Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (Унифицированная форма № ИНВ–26).
По учету основных средств и нематериальных активов: Акт о приеме–передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (Унифицированная форма № ОС–1); Акт о приеме–сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (Унифицированная форма № ОС–3); Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (Унифицированная форма № ОС–4); Инвентарная карточка учета объекта основных средств (Унифицированная форма № ОС–6); Инвентарная книга учета объектов основных средств (Унифицированная форма № ОС–6б); Акт о приеме (поступлении) оборудования (Унифицированная форма № ОС–14); Акт о приеме–передаче оборудования в монтаж (Унифицированная форма № ОС–15); Карточка учета нематериальных активов (Типовая межотраслевая форма № НМА–1).
По учету материалов: Доверенность (Типовая межотраслевая форма № М–2); Приходный ордер (Типовая межотраслевая форма № М–4); Лимитно–заборная карта (Типовая межотраслевая форма № М–8); Требование–накладная (Типовая межотраслевая форма № М–11); Карточка учета материалов (Типовая межотраслевая форма № М–17).
Расчетные документы: Платежное поручение (форма 0401060).
6) Использовать следующие
формы регистров
7) Порядок проведения инвентаризации. Инвентаризация основных средств проводится один раз в год перед составлением годовой отчетности. Сроки проведения инвентаризации основных средств – с 01.12.11 по 15.12.11.
Инвентаризация товарно–
Для документального оформления проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете применяются типовые унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 (в редакции от 03.05.2000 № 36) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».
ИНВ–1 «Инвентаризационная опись основных средств»
ИНВ–10 «Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств»
ИНВ–18 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств и нематериальных активов»
№ ИНВ–19 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно–материальных ценностей».
Инвентарных карточках (форма ОС–6)
8) Правила внутреннего документооборота. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными первичными документами. Если для каких–то финансово–хозяйственных операций унифицированные формы не утверждены, предприятия вправе самостоятельно разработать такую документацию и утвердить их руководителем организации в форме приказа или распоряжения.
График документооборота ООО «Темп» |
||||||||||||||
№ п/п |
Наименование документа |
Составление документа |
Обработка документа |
Оперативное хранение документов | ||||||||||
Основание
|
Исполнитель |
Срок исполнения |
Кол–во экз. |
Подписание |
Утверждение
|
Ознакомление
|
Передача документа |
Кол–во экз. |
Срок передачи |
Место хранения оригинала |
Ответственный за хранение |
Срок хранения | ||
1 |
Трудовой договор с работником |
Подписанное заявление работника о приеме на работу |
Начальник отдела кадров |
До приема на работу |
2 |
Директор, работник |
Работнику |
1 |
3 дня с момента подписания |
Отдел кадров |
Начальник отдела кадров |
75 лет | ||
2 |
Приказ о приеме на работу |
Подписанный трудовой договор |
Начальник отдела кадров |
не позднее 3–х дней первого рабочего дня |
1 |
Директор |
Работник |
Бухгалтерия, структурное подразделение |
1 |
не позднее 3–х дней первого рабочего дня |
Отдел кадров |
Начальник отдела кадров |
75 лет | |
3 |
Личная карточка работника |
Приказ о приеме на работу |
Начальник отдела кадров |
В первый рабочий день |
1 |
Начальник отдела кадров |
Работник |
Отдел кадров |
Начальник отдела кадров |
75 лет | ||||
4 |
Штатное расписание |
Начальник отдела кадров |
За 2 месяца до введение изменений |
1 |
Директор |
Руководители структурных подразделений |
Структурные подразделения |
1 |
За 2 месяца до введение изменений |
Отдел кадров |
Начальник отдела кадров |
Постоянно (до замены новыми) | ||
5 |
Приказ о предоставлении отпуска |
График отпусков, подписанное заявление работника |
Начальник отдела кадров |
За 2 недели до первого дня отпуска |
1 |
Директор |
Работник |
Отдел кадров |
Начальник отдела кадров |
5 лет | ||||
6 |
Приказ о прекращении действия трудового договора |
Согласно ст.77 и ст.81 ТК РФ |
Начальник отдела кадров |
Согласно глава 13 ТК РФ |
1 |
Директор |
Работник |
Бухгалтерия |
1 |
Не позднее дня увольнения |
Отдел кадров |
Начальник отдела кадров |
75 лет | |
7 |
Табель учета использования рабочего времени |
Статья 91 ТК РФ |
Начальник отдела кадров |
1 |
Начальник отдела кадров |
Руководитель структурного подразделения |
Бухгалтерия |
1 |
до 1 числа каждого месяца |
Отдел кадров |
Начальник отдела кадров |
1 год | ||
8 |
Записка–расчет о предоставлении отпуска работнику |
Приказ о предоставлении отпуска |
Начальник отдела кадров |
Не позднее 3–х дней первого дня отпуска |
1 |
Начальник отдела кадров, бухгалтер |
Бухгалтерия |
1 |
з дня |
Отдел кадров |
Начальник отдела кадров |
5 лет | ||
9 |
Записка–расчет при прекращении действия трудового договора |
Приказ о прекращении действия трудового договора |
Начальник отдела кадров |
В день увольнения |
1 |
Начальник отдела кадров, бухгалтер |
Бухгалтерия |
1 |
До дня увольнения |
Отдел кадров |
Начальник отдела кадров |
5 лет | ||
10 |
Расчетно–платежная ведомость |
Табель учета использования рабочего времени и Штатное расписание |
Бухгалтер |
В день расчета заработной платы |
1 |
Директор, бухгалтер |
Бухгалтерия |
1 |
до 30 числа каждого месяца |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | ||
11 |
Акт о приеме–передаче товарно–материальных ценностей на хранение |
Распоряжение директора |
Бухгалтер |
1 день |
2 |
Директор, МОЛ |
Директор |
МОЛ |
Бухгалтерия |
1 |
1 день |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет |
12 |
Накладная на передачу готовой продукции в места хранения |
Распоряжение директора |
Бухгалтер |
В день передачи |
2 |
Директор, МОЛ |
МОЛ |
Бухгалтерия |
1 |
В день передачи |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | |
13 |
Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам |
Чек |
Кассир–операционист |
В день возврата |
1 |
Директор, бухгалтер, Кассир–операционист |
Бухгалтерия |
1 |
В день возврата |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | ||
14 |
Журнал кассира–операциониста |
Отчет за смену |
Кассир–операционист |
В день снятия отчета |
1 |
Кассир–операционист |
Бухгалтерия |
1 |
По мере заполнения журнала |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | ||
15 |
Справка–отчет кассира–операциониста |
Отчет за смену |
Кассир–операционист |
В день снятия отчета |
1 |
Кассир–операционист |
Бухгалтерия |
1 |
1 день |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | ||
16 |
Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ |
Механик центра ТО ККМ |
В день обращения |
1 |
Механик центра ТО ККМ |
Бухгалтерия |
1 |
По мере заполнения журнала |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | |||
17 |
Акт о проверке наличных денежных средств кассы |
Приказ руководителя |
Бухгалтер |
В день проверки |
1 |
Директор, бухгалтер, МОЛ |
Директор |
МОЛ |
Бухгалтерия |
1 |
1 день |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет |
18 |
Товарная накладная |
Счет |
Менеджер |
В день реализации |
3 |
Директор, бухгалтер |
Бухгалтерия |
1 |
2 дня |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | ||
19 |
Накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары |
Требование–Накладная |
Бухгалтер |
1 день |
2 |
Директор |
Кладовщик |
Бухгалтерия |
1 |
2 дня |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | |
20 |
Приходный кассовый ордер |
Справка–отчет кассира–операциониста |
Бухгалтер |
В день закрытия смены |
1 |
Директор, бухгалтер |
Бухгалтерия |
1 |
В день закрытия смены |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | ||
21 |
Расходный кассовый ордер |
Объявление на взнос наличными |
Бухгалтер |
В день составления Объявление на взнос наличными |
1 |
Директор, бухгалтер, кассир |
Бухгалтерия |
1 |
В день составления Объявление на взнос наличными |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | ||
22 |
Кассовая книга |
ПКО и РКО |
Бухгалтер |
В день составления ПКО и РКО |
1 |
Директор, бухгалтер |
Бухгалтерия |
1 |
В день составления ПКО и РКО |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | ||
23 |
Авансовый отчет |
Подтверждающие документы |
Бухгалтер |
В день предоставления подтверждающих документов |
1 |
Директор, бухгалтер |
Директор |
Работник |
Бухгалтерия |
1 |
В день предоставления подтверждающих документов |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет |
24 |
Объявление на взнос наличными |
Распоряжение директора |
Бухгалтер |
В день распоряжения |
1 |
Директор, бухгалтер |
Бухгалтерия |
1 |
В день распоряжения |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | ||
25 |
Инвентаризационная опись основных средств |
Бухгалтер |
В день инвентаризации |
1 |
Директор, бухгалтер, МОЛ |
Директор |
МОЛ |
Бухгалтерия |
1 |
В день инвентаризации |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | |
26 |
Инвентаризационная опись нематериальных активов |
Бухгалтер |
В день инвентаризации |
1 |
Директор, бухгалтер, МОЛ |
Директор |
МОЛ |
Бухгалтерия |
1 |
В день инвентаризации |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | |
27 |
Инвентаризационная опись товарно–материальных ценностей |
Бухгалтер |
В день инвентаризации |
1 |
Директор, бухгалтер, МОЛ |
Директор |
МОЛ |
Бухгалтерия |
1 |
В день инвентаризации |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | |
28 |
Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств |
Бухгалтер |
В день инвентаризации |
1 |
Директор, бухгалтер, МОЛ |
Директор |
МОЛ |
Бухгалтерия |
1 |
В день инвентаризации |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | |
29 |
Акт инвентаризации наличных денежных средств |
Бухгалтер |
В день инвентаризации |
1 |
Директор, бухгалтер, МОЛ |
Директор |
МОЛ |
Бухгалтерия |
1 |
В день инвентаризации |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | |
30 |
Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами |
Бухгалтер |
В день инвентаризации |
1 |
Директор, бухгалтер |
Директор |
Бухгалтерия |
1 |
В день инвентаризации |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | ||
31 |
Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами |
Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами |
Бухгалтер |
В день инвентаризации |
1 |
Директор, бухгалтер |
Бухгалтерия |
1 |
В день инвентаризации |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | ||
32 |
Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств |
Инвентаризационная опись основных средств |
Бухгалтер |
2 дня |
1 |
Бухгалтер |
Директор |
Бухгалтерия |
1 |
2 дня |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | |
33 |
Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно–материальных ценностей |
Инвентаризационная опись товарно–материальных ценностей |
Бухгалтер |
2 дня |
1 |
Бухгалтер |
Директор |
Бухгалтерия |
1 |
2 дня |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | |
34 |
Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации |
Бухгалтер |
за 3 дня до инвентаризации |
1 |
Директор |
Бухгалтер, МОЛ |
Бухгалтерия |
1 |
за 3 дня до инвентяризации |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | ||
35 |
Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией |
Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств |
Бухгалтер |
2 дня |
1 |
Директор |
МОЛ |
Бухгалтерия |
1 |
2 дня |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | |
36 |
Акт о приеме–передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) |
Товарная накладная |
2 дня |
1 |
Директор |
Директор |
МОЛ |
Бухгалтерия |
1 |
2 дня |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | |
37 |
Акт о приеме–сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств |
Приказ |
Бухгалтер |
2 дня |
1 |
Директор, МОЛ |
Директор |
Бухгалтерия |
1 |
2 дня |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | |
38 |
Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) |
Приказ |
Бухгалтер |
2 дня |
1 |
Директор, бухгалтер |
Директор |
МОЛ |
Бухгалтерия |
1 |
2 дня |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет |
39 |
Инвентарная карточка учета объекта основных средств |
Акт о приеме–передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) |
Бухгалтер |
1 день |
1 |
Директор, МОЛ |
Бухгалтерия |
1 |
1 день |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | ||
40 |
Инвентарная книга учета объектов основных средств |
Инвентарная карточка учета объекта основных средств |
Бухгалтер |
1 день |
1 |
Директор, бухгалтер, МОЛ |
Бухгалтерия |
1 |
1 день |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | ||
41 |
Акт о приеме (поступлении) оборудования |
Товарная накладная |
Бухгалтер |
1 день |
1 |
Директор, бухгалтер |
Бухгалтерия |
1 |
1 день |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | ||
42 |
Акт о приеме–передаче оборудования в монтаж |
Приказ |
Бухгалтер |
В день приказа |
1 |
Директор |
МОЛ |
Бухгалтерия |
1 |
В день приказа |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | |
43 |
Карточка учета нематериальных активов |
Акт о приеме–передаче нематериальных активов |
Бухгалтер |
1 день |
1 |
Директор |
МОЛ |
Бухгалтерия |
1 |
1 день |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | |
44 |
Доверенность |
Бухгалтер, менеджер |
1 день |
1 |
Директор, бухгалтер |
Сотрудник |
Бухгалтерия |
1 |
1 день |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | ||
45 |
Приходный ордер |
Товарная накладная |
Бухгалтер |
2 дня |
1 |
Директор, бухгалтер |
Бухгалтерия |
1 |
2 дня |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | ||
46 |
Лимитно–заборная карта |
Бухгалтер |
2 дня |
1 |
Директор |
Сотрудник |
Бухгалтерия |
1 |
2 дня |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | ||
47 |
Требование–накладная |
Бухгалтер |
2 дня |
1 |
Директор |
Сотрудник |
Бухгалтерия |
1 |
2 дня |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | ||
48 |
Карточка учета материалов |
Товарная накладная |
Бухгалтер |
2 дня |
1 |
Директор, бухгалтер |
Бухгалтерия |
1 |
2 дня |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет | ||
49 |
Платежное поручение |
Бухгалтер |
1 день |
1 |
Директор, бухгалтер |
Бухгалтерия |
1 |
1 день |
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
5 лет |
Учетная политика для целей бухгалтерского учета
Элементы учетной политики |
Альтернативные варианты |
Вариант, принятый в организации |
Основание (законодательные акты и нормативные документы) |
Организация ведения бухгалтерского учета |
– бухгалтерская служба как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; штатный бухгалтер; – бухгалтер; – лично руководитель; –на договорных началах централизованная бухгалтерия, специализированная организация или бухгалтер–специалист. |
Бухгалтерский учет организации ведет на договорных началах централизованная бухгалтерия, специализированная организация или бухгалтер–специалист. |
п.2 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129–ФЗ «О бухгалтерском учете» |
Стоимостной лимит основных средств |
Не относятся к основным средствам и отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в составе материально–производственных запасов активы стоимостью не более: – 20000 руб. – меньший10000 руб. |
Не относятся к основным средствам и отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в составе материально–производственных запасов активы стоимостью не более 20000 руб. |
п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н) |
Способ начисления амортизационных отчислений по основным средствам |
– линейный способ (первоначальная стоимость умножить на норму амортизации); – способ уменьшаемого остатка (остаточная стоимость на начало года умножить на норму амортизации умножить на коэффициент ускорения (устанавливаемый в соответствии с законодательством РФ); – способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования (первоначальная стоимость умножить на число лет, остающихся до конца срока службы делить на число лет срока службы объекта); – способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). |
· линейный способ (первоначальная стоимость умножить на норму амортизации). |
п. 18, 19 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н) |
п. 48 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» (утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. № 34н.) | |||
Переоценка первоначальной стоимости основных средств |
– не производится; – производится по решению организации не чаще одного раз в год (на начало отчетного года) путем индексации; – производится по решению организации не чаще одного раз в год (на начало отчетного года) путем прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. |
· не производится. |
п. 14, 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н) |
п. 49 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» (утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. № 34н.) | |||
Переоценка нематериальных активов |
– не производится; – производится по текущей рыночной стоимости, определяемой исключительно по данным активного рынка этих нематериальных активов. |
· не производится. |
п.17 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» (утв. Приказом Минфина № 153н от 27.12.2007) |
Оценка материально–производственных запасов организациями, осуществляющими торговую деятельность |
Затраты по заготовке
и доставке товаров до – в составе расходов на продажу (счет 44 «Расходы на продажу»); – в себестоимости товаров. |
Затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу учитывать в составе расходов на продажу (счет 44 «Расходы на продажу»). |
п. 6, 13 ПБУ 5/01 «Учет материально–производственных запасов» (утв. Приказом Минфина РФ от 09.062001 г. № 44н) |
п. 2.2. «Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки производства и обращения, и финансовых результатах на предприятиях торговли и общественного питания» (утв. Роскомторгом и Минфином 20.04.1995 года № 1–550/32–2) | |||
Оценка списания материально–производственных запасов (включая товары, кроме учитываемых по продажным ценам) |
– по себестоимости каждой единицы; – по средней себестоимости; – по себестоимости первых по времени приобретения материально–производственных запасов (способ ФИФО). |
· по средней себестоимости. |
п. 58, 60 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» (утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. № 34н.) |
п. 16 ПБУ 5/01 «Учет материально–производственных запасов» (утв. Приказом Минфина РФ от 09.062001 г. № 44н) | |||
Синтетический учет заготовления материалов |
– по фактической себестоимости заготовления; – по учетным ценам с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей». |
· по фактической себестоимости заготовления. |
План счетов бухгалтерского учета финансово–хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н) |
Синтетический учет полуфабрикатов собственного производства |
– с использованием счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства»; – без использования счета 21 и отражением полуфабрикатов собственного производства в составе незавершенного производства на счете 20. |
· без использования счета 21 и отражением полуфабрикатов собственного производства в составе незавершенного производства на счете 20. |
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово–хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н) (пояснения к счету 21) |
Списание затрат по ремонту основных средств |
– сразу на издержки производства и обращения; – учитываются по счету 97 «Расходы будущих периодов» с равномерным отнесением на издержки производства и обращения в течении установленного предприятием срока; – создание резерва на ремонт основных средств. |
· сразу на издержки производства и обращения. |
п.72 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» (утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. № 34н) |
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово–хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н) | |||
База распределения общепроизводственных расходов |
Общепроизводственные расходы распределяются между объектами калькулирования себестоимости: – пропорционально прямым статьям затрат; – пропорционально заработной плате основного производственного персонала; – пропорционально стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов, отпущенных на производство; – пропорционально нормативным (сметным) расходам. |
Общепроизводственные расходы распределяются между объектами калькулирования себестоимости пропорционально прямым статьям затрат. |
Отраслевые методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) |
Списание общехозяйственных расходов |
– общехозяйственные расходы ежемесячно распределяются на сч. 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (порядок распределения); – общехозяйственные расходы в качестве условно–постоянных ежемесячно списываются Д–т сч. 90 «Продажи». |
· общехозяйственные расходы в качестве условно–постоянных ежемесячно списываются Д–т сч. 90 «Продажи». |
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово–хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н) (пояснения к счету 26) |
Оценка готовой продукции, отгруженной продукции |
Учет готовой продукции ведется по: – фактической производственной себестоимости (счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» не используется); – плановой (нормативной) себестоимости (используется счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»). |
Учет готовой продукции ведется по фактической производственной себестоимости (счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» не используется). |
п. 59, 61 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. № 34н |
Распределение расходов на продажу |
– расходы на продажу (счет 44) полностью списываются в дебет счета 90 «Продажи»; – расходы на продажу списываются в дебет счета 90 частично, путем распределения в соответствии с пояснениями к счету 44 Плана счетов бухгалтерского учета финансово–хозяйственной деятельности организаций. |
· расходы на продажу (счет 44) полностью списываются в дебет счета 90 «Продажи». |
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово–хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н) (пояснения к счету 44) |
Оценка незавершенного производства в массовом и серийном производстве |
– по плановой (нормативной) себестоимости; – по прямым статьям расходов; – по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов; – по фактической себестоимости. |
· по фактической себестоимости. |
п. 64 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» (утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. № 34н) |
Оценка товаров в организациях розничной торговли |
– по покупным ценам; – по продажным ценам с отдельным учетом скидки (накидки). |
· по покупным ценам. |
п. 60 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» (утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. № 34н) |
п. 13 ПБУ 5/01 «Учет материально–производственных запасов» (утв. Приказом Минфина РФ от 09.062001 г. № 44н) | |||
Признание выручки от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления |
– по завершению выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом; – по мере готовности этапа работы, услуги, части продукции (при выборе этого варианта раскрываются способы определения готовности работ, услуг, продукции) (используется счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам»). |
· по завершению выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом. |
п. 13 и п. 17 ПБУ 9/99 «Доходы организации» (утв. Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н) |
Учет процентов по выданным векселям |
Проценты по выданным векселям: – учитываются в составе прочих расходов в тех отчетных периодах, к которым относятся данные начисления; – учитываются равномерно в течение предусмотренного векселем срока выплаты полученных взаймы денежных средств. |
Проценты по выданным векселям учитываются в составе прочих расходов в тех отчетных периодах, к которым относятся данные начисления. |
п. 15 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» (утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 107н) |
Учет процентов (дисконта) по причитающимся к оплате облигациям |
Проценты по причитающимся к оплате облигациям: – учитываются в составе прочих расходов в тех отчетных периодах, к которым относятся данные начисления; – учитываются равномерно в течение равномерно в течение срока действия договора займа. |
Проценты по причитающимся к оплате облигациям учитываются в составе прочих расходов в тех отчетных периодах, к которым относятся данные начисления. |
п. 16 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» (утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 107н) |
Способ определения стоимости финансового актива при его выбытии |
– по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений; – по средней первоначальной стоимости; – по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО). |
· по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений. |
п. 26 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений « (утв. Приказом Минфина РФ от 10.12.2002 г. № 126н) |
Отражение в бухгалтерской отчетности прочих доходов и расходов |
Прочие доходы отражаются в отчете прибылях и убытках: – развернуто; – за минусом расходов, относящихся к этим доходам |
Прочие доходы отражаются в отчете прибылях и убытках развернуто. |
п. 18.2 ПБУ 9/99 «Доходы организации» (утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32н) |
Применение ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» малыми предприятиями |
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»: – не применять; – применять в общем порядке. |
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» не применять. |
п. 2 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н) |
Учетная политика для целей налогового учета
Элементы учетной политики |
Альтернативные варианты |
Вариант, принятый в организации |
Основание (законодательные акты и нормативные документы) |
Организация налогового учета |
Налоговый учет в организации ведется: – отдельно от бухгалтерского учета в специальных налоговых регистрах, приведенных в приложении 1 к Приказу об учетной политике; – на основе данных бухгалтерского учете в специальных налоговых регистрах, приведенных в приложении 2 к Приказу об учетной политике; – на основе регистров бухгалтерского учета с добавлением в них реквизитов, необходимых для налогового учета в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. |
Налоговый учет в организации ведется на основе регистров бухгалтерского учета с добавлением в них реквизитов, необходимых для налогового учета в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. |
ст. 313, 314 Налогового кодекса РФ |
Определение даты получения дохода (осуществления расхода) |
Налоговый учет в организации ведется: – по методу начисления; – по кассовому методу. |
Налоговый учет в организации ведется по методу начисления. |
ст. 271, 273 Налогового кодекса РФ |
Методы списания сырья и материалов при определении размера материальных расходов |
– по стоимости единицы запасов; – по средней себестоимости; – по себестоимости первых по времени приобретений (метод ФИФО); – по себестоимости последних по времени приобретений (метод ЛИФО). |
· по средней себестоимости. |
ст. 254 Налогового кодекса РФ |
Методы оценки стоимости покупных товаров, уменьшающей доходы от их реализации |
– по стоимости первых по времени приобретения (метод ФИФО); – по стоимости последних по времени приобретения (метод ЛИФО); – по средней стоимости; – по стоимости единицы товара. |
· по средней стоимости. |
п. 1 ст. 268 Налогового кодекса РФ |
Методы начисления амортизации |
– линейный; – нелинейный (кроме зданий, сооружений и передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в 8–10 амортизационные группы). |
· линейный. |
п. 1 ст. 259 Налогового кодекса РФ |
Метод учета расходов на капитальные вложения в основные средства |
Капитальные вложения: – увеличивают первоначальную стоимость основного средства; – включаются в состав расходов отчетного (налогового) периода в размере не более 10% (не более 30 процентов – в отношении основных средств, относящихся к третьей – седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств, а также расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, реконструкции, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств. |
Капитальные вложения увеличивают первоначальную стоимость основного средства. |
п. 9 ст. 258 Налогового кодекса РФ (до 2009 г. – п. 1.1. ст. 259 НК РФ) |
Распределение по периодам дохода от реализации в производствах с длительным (более одного года) технологическим циклом |
– равномерно пропорционально понесенным в отчетном (налоговом) периоде расходам в общих расходах на производство продукта (выполнение работы, оказание услуги) – другим методом с соблюдением принципа равномерности: |
· равномерно пропорционально понесенным в отчетном (налоговом) периоде расходам в общих расходах на производство продукта (выполнение работы, оказание услуги). |
ст. 316 Налогового кодекса РФ |
Перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) |
– материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ; – расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг; – суммы ЕСН по персоналу, участвующему в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг; – другие расходы: – расходы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве; – суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг. – расходы на обязательное пенсионное страхование персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг; |
· материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ; |
п. 1 ст. 318 Налогового кодекса РФ |
· расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг; | |||
· суммы ЕСН по персоналу, участвующему в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг; | |||
· расходы на обязательное пенсионное страхование персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг; | |||
· расходы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве; | |||
· суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг. | |||
Учет прямых расходов налогоплательщиками, оказывающими услуги |
Прямые расходы, связанные с оказанием услуг: – относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации услуг, в стоимости которых они учтены; – в полном объеме относятся на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства. |
Прямые расходы, связанные с оказанием услуг в полном объеме относятся на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства. |
п. 2 ст. 318 Налогового кодекса РФ |
Порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) |
– по плановой (нормативной) себестоимости; – по фактическим производственным затратам (в единичном производстве). – по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов; – по прямым статьям расходов; |
· по прямым статьям расходов. |
п. 1 ст. 319 Налогового кодекса РФ |
Порядок формирования стоимости приобретения товаров |
В стоимость приобретения товаров включается: – только покупная стоимость товаров; – покупная стоимость товаров, а также расходы на доставку этих товаров до складов организации; – сумма всех расходов, указанных в п. 6 ПБУ 5/01 «Учет материально – производственных запасов» (утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н). |
В стоимость приобретения товаров включается cумма всех расходов, указанных в п. 6 ПБУ 5/01 «Учет материально – производственных запасов» (утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н). |
ст. 320 Налогового кодекса РФ |
Метод списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг |
– по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО); – по стоимости единицы. – по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО); |
· по стоимости единицы. |
п. 9 ст. 280 Налогового кодекса РФ |
Распределение платежей по налогу на прибыль и авансовых платежей, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, между обособленными подразделениями |
– Распределение с использованием показателя среднесписочной численности работников. – Распределение с использованием показателя суммы расходов на оплату труда. – Уплата налога в бюджет осуществляется через обособленное подразделение |
Распределение с использованием показателя суммы расходов на оплату труда |
п. 2 ст. 288 Налогового кодекса РФ |
Порядок уплаты ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль |
В случае, если организация является плательщиком ежемесячных авансовых платежей, осуществлять их уплату: – ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли; – в размере 1/3 квартального авансового платежа. |
В случае, если организация является плательщиком ежемесячных авансовых платежей, осуществлять их уплату в размере 1/3 квартального авансового платежа. |
п. 2 ст. 286 Налогового кодекса РФ |