Правовые основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 11:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является исследования правового регулирования бухгалтерского учета. А также введение и составление бухгалтерской отчетности согласно законодательному регулированию.
Указанная цель достигается путем решения следующих задач:
изучить систему законодательного и нормативного регулирования;
изучить теоретическую часть бухгалтерского учета;
изучить основные требования к введению и составлению бухгалтерского учета.
Предметом исследования являются теоретические основы бухгалтерского учета и правового регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 5
1.1 Законодательные основы бухгалтерского учета 5
1.2 Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ 6
2 ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 13
2.1 Бухгалтерский учет, его объекты и основные задачи 13
2.1 Требования к ведению бухгалтерского учета 15
3 ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 18
3.1 Основные требования к составлению бухгалтерской отчетности 18
3.2 Особенности составления и предоставления бухгалтерского учета 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа-бухучет.docx

— 117.56 Кб (Скачать файл)

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ  

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 5

1.1 Законодательные основы  бухгалтерского учета 5

1.2 Система законодательного  и нормативного регулирования  бухгалтерского учета в РФ 6

2 ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ  БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 13

2.1 Бухгалтерский учет, его  объекты и основные задачи 13

2.1 Требования к ведению  бухгалтерского учета 15

3 ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ  БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 18

3.1 Основные требования  к составлению бухгалтерской  отчетности 18

3.2 Особенности составления  и предоставления бухгалтерского  учета 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важных условий функционирования экономики, ее элементов в виде хозяйственных  субъектов, инфраструктуры и органов  исполнительной власти является наличие  объективной информации, позволяющие  принимать обоснованные управленческие решения. Такая информация создается  в виде бухгалтерской отчетности.

В бухгалтерском отчете формируются  показатели о финансовом, имущественном  положении хозяйствующего субъекта, финансовых результатах его деятельности и их изменениях.

Значение составления  и предоставления бухгалтерской  отчетности определяется рядом законодательных  и иных правовых актов.

Тема курсовой работы весьма актуальна т.к. в процессе реформирования экономики в России одно из центральных  мест отводиться совершенствованию  бухгалтерского учета и отчетности, возможности которой позволяют  обеспечить участников рыночных отношений  информацией, которая характеризует  производственно-хозяйственную, инвестиционную или финансовую деятельность.

Эффективность такой деятельности зависит от того, способна ли информация, формируемая бухгалтерским аппаратом, быть достоверной и прозрачной, составлять основу качественных решений в области  формирования, использования и распределения  экономических ресурсов, контролируемых организаций.

Целью написания данной курсовой работы является исследования правового регулирования бухгалтерского учета. А также введение и составление бухгалтерской отчетности согласно законодательному регулированию.

Указанная цель достигается  путем решения следующих задач:

    • изучить систему законодательного и нормативного регулирования;
    • изучить теоретическую часть бухгалтерского учета;
    • изучить основные требования к введению и составлению бухгалтерского учета.

Предметом исследования являются теоретические основы бухгалтерского учета  и правового регулирования.

Объектом исследования является правовое регулирование общественных отношений в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности, т.е. правовое регулирование отношений по созданию и использованию учетной и отчетной информации.

Задачи исследования:

1. Изучить  законодательное  регулирование бухгалтерского учета.

2. Выяснить основные правила  ведения бухгалтерского учета.

3. Определить основные  правила составления бухгалтерской  отчетности.

Структура исследования - курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

 

1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

1.1 Законодательные  основы бухгалтерского учета

Законодательное регулирование бухгалтерского учета на территории Российской Федерации осуществляется системой нормативных актов, имеющих следующую иерархию (рисунок 1)1.

 

Рисунок 1 – Схема законодательного регулирования бухгалтерского учета

 

Общее методологическое руководство  бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации  о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский  учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей  структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Правительством РФ разработана и утверждена постановлением2 Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в  соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами  финансовой отчетности реформа будет  проводиться по следующим основным направлениям:

  • совершенствование нормативного правового регулирования;
  • формирование нормативной базы (стандарты);
  • методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
  • кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
  • международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности). По мере становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, степень участия профессиональных организаций в регулировании вопросов бухгалтерского учета должна возрастать.

Важной составляющей нормативного обеспечения является сохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета.

Главная задача — создание приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного  выполнения системой бухгалтерского учета  присущих ей функций в конкретной экономической среде3.

Ведется работа по устранению противоречий между российской системой бухгалтерского учета и общепризнанными  в мире подходами к ведению  бухгалтерского учета, сформирована модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы  бухгалтерского учета, введены процедуры  корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, пересмотрены допустимые способы оценки имущества  и обязательств, созданы механизмы  обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.

Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.

1.2 Система законодательного  и нормативного регулирования  бухгалтерского учета в РФ

В России ведется постоянная работа по совершенствованию системы  правового и методологического  регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе  нормативно- правовых актов4.

Первый уровень - законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».

Второй уровень — Положения по бухгалтерскому учету (российские стандарты), утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, Правительством РФ5.

Третий уровень - методические указания, инструкции, рекомендации и иные анаюгичные документы. Подготавливаются и утверждаются они федеральными органами, министерствами, другими органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Сюда относятся Планы счетов бухгалтерского учета финан- сово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению.

Четвертый уровень — документы по организации и ведению бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям, которые носят обязательный характер для конкретных организаций. Это рабочие документы организаций, предназначенные для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в рамках принятой учетной политики. Указанные документы, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации.

В последние годы система  нормативного регулирования и ведения  бухгалтерского учета в России подверглась  значительным изменениям, дополнениям  и уточнениям. Поэтому при разработке учетной политики организации должны исходить из Федерального закона о  бухгалтерском учете, иных федеральных  законов, указов Президента РФ, постановлений  Правительства РФ и положений, приказов, Плана счетов бухгалтерского учета, инструкций и писем Министерства финансов РФ и других нормативных  документов.

В процессе исторического  развития общества возникли и постоянно  совершенствовались национальные системы  бухгалтерского учета. Национальная система  бухгалтерского учета в Российской Федерации базируется на специфике  экономических отношений и традиций государства.

В соответствии Конституции  Российской Федерации6 бухгалтерский учет находится в ведении государства. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом по поручению Правительства Российской Федерации осуществляется Минфином России. Федеральными законами предоставлено право регулирования отдельных аспектов бухгалтерского учета ЦБ РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и др. При этом нормы ведения бухгалтерского учета, разрабатываемые этими органами, не должны противоречить нормам, устанавливаемым Минфином России. Регулирование бухгалтерского учета осуществляется посредством издания законодательных, нормативных правовых актов и иных документов7.

Следует отметить, что в  настоящее время происходит постепенное  снижение роли государства в регулировании  бухгалтерского учета. К разработке национальных стандартов, методических рекомендаций и инструкций подключаются общественные профессиональные организации, и прежде всего Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), созданный в 1997 г. и являющийся членом Международной  федерации бухгалтеров.

В 1997 г. президентским советом  ИПБ совместно с Методологическим советом по бухгалтерскому учету  при Минфине России разработана  Концепция бухгалтерского учета  в рыночной экономике8 (далее — Концепция), которая явилась основой построения действующей в настоящее время системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Концепция установила базовые положения построения системы бухгалтерского учета, ориентированные на использование международных принципов учета и отчетности в рыночной экономике.

Концепция внесла определенный вклад в процесс реформирования бухгалтерского учета в России и  стала основой для принятия Правительством Российской Федерации в марте 1998 г. Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности9. Были определены главные задачи реформирования системы бухгалтерского учета:

    • формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;
    • обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в Российской Федерации с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
    • оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении инновационной модели бух ran те рек о го учета.

В процессе реформирования бухгалтерского учета в стране проводится переориентация нормативного регулирования с учетного процесса бухгалтерского учета на бухгалтерскую  отчетность и использование в  национальном регулировании бухгалтерского учета международных стандартов.

За годы, прошедшие со времени  принятия Программы реформирования бухгалтерского учета10, в национальной системе бухгалтерского учета произошли значительные изменения. Однако система бухгалтерского учета постоянно изменяется под влиянием новых требований к учетной информации, предъявляемых пользователями. Поэтому в 2004 г. приказом Минфина России одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004-2010)11, в которой определены цели и направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности. В 2013 г были внесены рекомендации по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год12.

Важнейшей целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу определено создание условий и предпосылок  для успешного выполнения возложенных  на бухгалтерский учет функций, и  в первую очередь функции формирования информации о деятельности экономических  субъектов, полезной внутренним и внешним  пользователям. Основные направления  дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности:

    • повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
    • создание инфраструктуры применения МСФО:
    • изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности (при разумном сочетании деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества);
    • усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
    • существенное повышение квалификации специалистов, занимающихся постановкой и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

При этом бухгалтерский учет должен развиваться как часть  единой системы учета и отчетности в стране, включающей статистический, бухгалтерский и оперативно-технический (оперативный) учет. Развитие бухгалтерского учета и отчетности должно осуществляться в тесной взаимосвязи с изменениями  экономической ситуации в стране и соответствовать характеру  и уровню развития хозяйственного механизма, ибо нарушение такой взаимосвязи  может привести к снижению качества учетной информации в экономике. Несмотря на то что Концепция определяет основы построения и ведения бухгалтерского учета и отчетности для экономических  субъектов всех видов деятельности, отраслей и организационно-правовых форм, она не заменяет нормативные  документы, регулирующие бухгалтерский  учет.

Информация о работе Правовые основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности