Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 11:04, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является исследования правового регулирования бухгалтерского учета. А также введение и составление бухгалтерской отчетности согласно законодательному регулированию.
Указанная цель достигается путем решения следующих задач:
изучить систему законодательного и нормативного регулирования;
изучить теоретическую часть бухгалтерского учета;
изучить основные требования к введению и составлению бухгалтерского учета.
Предметом исследования являются теоретические основы бухгалтерского учета и правового регулирования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 5
1.1 Законодательные основы бухгалтерского учета 5
1.2 Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ 6
2 ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 13
2.1 Бухгалтерский учет, его объекты и основные задачи 13
2.1 Требования к ведению бухгалтерского учета 15
3 ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 18
3.1 Основные требования к составлению бухгалтерской отчетности 18
3.2 Особенности составления и предоставления бухгалтерского учета 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации включает четыре уровня документов, имеющих различную юридическую силу.
Документы первого уровня носят законодательный характер и содержат правовое обоснование обязательности ведения бухгалтерского учета всеми экономическими субъектами, определяют основные требования по его постановке, правила и принципы ведения учета. Документами этого уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета являются федеральные законы; утвержденные федеральными законами кодексы (Гражданский, Налоговый, Трудовой и др.); указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам бухгалтерского учета.
Важнейшим законодательным актом является Федеральный закон «О бухгалтерском учете»13, устанавливающий единые правовые и методологические основы построения и ведения бухгалтерского учета всеми экономическими субъектами Российской Федерации.
Некоторые нормы ведения бухгалтерского учета в экономических субъектах законодательно закреплены в указанных кодексах. Так, в Гражданском кодексе регламентируется наличие самостоятельного бухгалтерского баланса у каждого юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица и др.14;
Трудовым кодексом регулируются отношения работодателя и работников в сфере организации труда и его оплаты: Налоговый кодекс, определяя основы налоговой системы, оказывает влияние на постановку бухгалтерского учета при определении базы для расчета налогов.
Отдельные аспекты ведения
бухгалтерского учета в зависимости
от организационно-правовой формы юридического
лица регулируются федеральными законами
«Об акционерных обществах», «Об
обществах с ограниченной ответственностью»,
«О государственных и
Кроме федеральных законов,
принимаются указы Президента Российской
Федерации, регулирующие вопросы организационно-
правовых форм экономических субъектов,
по которым еще не приняты или
не действуют положения
Второй уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют национальные стандарты — Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)15, утвержденные Минфином России и ориентированные на МСФО. ПБУ устанавливают принципы и базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.
К документам третьего уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся методические рекомендации, методические указания, инструкции и другие аналогичные документы, разрабатываемые и утверждаемые Минфином России. ЦБ РФ и другими органами исполнительной власти, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. Нормативные документы этого уровня содержат конкретные указания и разъяснения по применению отдельных положений бухгалтерского учета, наложенных в законодательных и нормативных документах первого и второго уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Такими документами являются, например, Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств; Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов; Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию: Положение о порядке ведения кассовых операций16 и др.
Среди нормативных документов
этого уровня особое место занимают
планы счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной
Четвертый уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют внутренние документы по ведению бухгалтерского учета, разрабатываемые самой организацией. К таким документам следует отнести приказ об учетной политике организации; рабочий план счетов бухгалтерского учета; систему документооборота, должностные инструкции учетных работников и другие документы, разрабатываемые на основе законодательных и нормативных актов с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности экономическою субъекта.
Бухгалтерский учет - формирование
документированной
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
В статье 1 Закона19 дано исчерпывающее определение бухгалтерского учета как законченной системы хозяйственного учета. Организация как субъект рынка вынуждена постоянно принимать решения, касающиеся ее деятельности в условиях конкуренции. Принятие решений невозможно без соответствующей информации, прошедшей этапы сбора, обработки и интерпретации. Система бухгалтерского учета направлена на полноту, экономичность, непрерывность и преемственность в учете тех сторон хозяйственной деятельности, которые характеризуют организацию как субъект предпринимательской деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации20. Сбор информации об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях предприятия составляет основу учета и позволяет при соблюдении вышеперечисленных принципов учета как системы формировать полную и достоверную информацию для обеспечения ею внутренних и внешних пользователей.
Внутренними пользователями бухгалтерской информации являются учредители (собственники), руководство организации, отдельные структурные подразделения, специалисты. Внешними пользователями бухгалтерской информации являются налоговые органы, территориальные органы государственной статистики, инвесторы, заимодавцы, поставщики, покупатели, общественность. Для государственных и муниципальных предприятий внешними пользователями также являются органы, уполномоченные управлять государственным имуществом.
Полнота учета представляет собой сбор информации, обеспечивающий процесс управления организацией без искажения информации, излишнего дублирования, ненужных показателей.
Системность учета - обеспечение получения информации о всех сторонах хозяйственной деятельности всех объектов учета.
Экономичность учета представляет
собой обоснованное количество материальных,
технических и трудовых ресурсов,
обеспечивающих процесс сбора, обработки
и представления информации для
внешних и внутренних пользователей.
Для определения и обоснования
необходимой численности
Непрерывность учета
позволяет фиксировать все
Преемственность учета необходима
для контроля за динамикой отдельных
показателей, возможности проведения
сопоставимого анализа
Важнейшая особенность бухгалтерского учета - выражение всех операций в денежной оценке.
В соответствии с Законом22 к объектам бухгалтерского учета относятся:
Российское законодательство
устанавливает некоторые
Ведение бухгалтерского учета должно осуществляться только на основании первичных учетных документов, которые должны составляться при проведении хозяйственных операций и соответствовать унифицированным стандартным формам, которые утверждены Госкомстатом Российской Федерации от 05.01.2004 №123. Если таковые отсутствуют, то они могут быть разработаны самой организацией с наличием обязательных реквизитов. Если формы разработаны самостоятельно, то их образцы обязательно должны быть приложены к Положению об учетной политике.
Основы ведения бухгалтерского учета требуют использования стандартного плана счетов бухгалтерского учета. Это систематизированный перечень счетов, применяемых в практике ведения учета. На счетах на основании первичных документов накапливаются и систематизируются текущие данные, но только по однородным хозяйственным операциям. В настоящее время все организации обязаны руководствоваться при ведении бухгалтерского учета Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению, которая утверждена Приказом24.
Когда предприятие определяет порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств, то следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые были утверждены приказом25. Особенности бухгалтерского учета заключаются и в особенностях ведения инвентаризационного учета. Так, инвентаризация обязательна при передаче имущества в аренду, его выкупе или продаже; при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае каких-либо стихийных бедствий и, что очень важно, при реорганизации или ликвидации организации.
Также непрерывно с момента
регистрации юридического лица следует
вести учет имущества, обязательств
и хозяйственных операций без
каких либо пропусков и изъятий
со своевременной регистрацией на счетах
всех операций и результатов инвентаризации,
причем делается это путем двойной
записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского
учета в хронологической
Все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность, используя для этого данные синтетического и аналитического учета. Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Минфином.