Правовые основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 11:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является исследования правового регулирования бухгалтерского учета. А также введение и составление бухгалтерской отчетности согласно законодательному регулированию.
Указанная цель достигается путем решения следующих задач:
изучить систему законодательного и нормативного регулирования;
изучить теоретическую часть бухгалтерского учета;
изучить основные требования к введению и составлению бухгалтерского учета.
Предметом исследования являются теоретические основы бухгалтерского учета и правового регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 5
1.1 Законодательные основы бухгалтерского учета 5
1.2 Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ 6
2 ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 13
2.1 Бухгалтерский учет, его объекты и основные задачи 13
2.1 Требования к ведению бухгалтерского учета 15
3 ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 18
3.1 Основные требования к составлению бухгалтерской отчетности 18
3.2 Особенности составления и предоставления бухгалтерского учета 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа-бухучет.docx

— 117.56 Кб (Скачать файл)

Система нормативного регулирования  бухгалтерского учета в Российской Федерации включает четыре уровня документов, имеющих различную юридическую силу.

Документы первого уровня носят законодательный характер и содержат правовое обоснование обязательности ведения бухгалтерского учета всеми экономическими субъектами, определяют основные требования по его постановке, правила и принципы ведения учета. Документами этого уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета являются федеральные законы; утвержденные федеральными законами кодексы (Гражданский, Налоговый, Трудовой и др.); указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам бухгалтерского учета.

Важнейшим законодательным  актом является Федеральный закон  «О бухгалтерском учете»13, устанавливающий единые правовые и методологические основы построения и ведения бухгалтерского учета всеми экономическими субъектами Российской Федерации.

Некоторые нормы ведения  бухгалтерского учета в экономических  субъектах законодательно закреплены в указанных кодексах. Так, в Гражданском  кодексе регламентируется наличие  самостоятельного бухгалтерского баланса  у каждого юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, порядок регистрации, реорганизации  и ликвидации юридического лица и  др.14;

Трудовым кодексом регулируются отношения работодателя и работников в сфере организации труда  и его оплаты: Налоговый кодекс, определяя основы налоговой системы, оказывает влияние на постановку бухгалтерского учета при определении базы для расчета налогов.

Отдельные аспекты ведения  бухгалтерского учета в зависимости  от организационно-правовой формы юридического лица регулируются федеральными законами «Об акционерных обществах», «Об  обществах с ограниченной ответственностью», «О государственных и муниципальных  унитарных предприятиях», «О развитии среднего и малого предпринимательства» и др.

Кроме федеральных законов, принимаются указы Президента Российской Федерации, регулирующие вопросы организационно- правовых форм экономических субъектов, по которым еще не приняты или  не действуют положения федеральных  законов. Постановления Правительства  Российской Федерации уточняют и  детализируют отдельные нормы федеральных  законов и указов Президента Российской Федерации.

Второй уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют национальные стандарты — Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)15, утвержденные Минфином России и ориентированные на МСФО. ПБУ устанавливают принципы и базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.

К документам третьего уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся методические рекомендации, методические указания, инструкции и другие аналогичные документы, разрабатываемые и утверждаемые Минфином России. ЦБ РФ и другими органами исполнительной власти, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. Нормативные документы этого уровня содержат конкретные указания и разъяснения по применению отдельных положений бухгалтерского учета, наложенных в законодательных и нормативных документах первого и второго уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Такими документами являются, например, Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств; Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов; Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию: Положение о порядке ведения кассовых операций16 и др.

Среди нормативных документов этого уровня особое место занимают планы счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности организаций17 и инструкции по их применению, составляющие основу построения бухгалтерского учета в экономических субъектах. В российской системе бухгалтерского учета наряду с типовым Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций используются специализированные планы счетов бухгалтерского учета для бюджетных и кредитных организаций. отражающие особенности деятельности этих организаций. Планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению исходя из специфики деятельности соответствующих организаций устанавливают единые подходы к отражению ФХЖ на счетах бухгалтерского учета.

Четвертый уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют внутренние документы по ведению бухгалтерского учета, разрабатываемые самой организацией. К таким документам следует отнести приказ об учетной политике организации; рабочий план счетов бухгалтерского учета; систему документооборота, должностные инструкции учетных работников и другие документы, разрабатываемые на основе законодательных и нормативных актов с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности экономическою субъекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА  ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

2.1 Бухгалтерский учет, его объекты и основные задачи

Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной  информации об объектах, предусмотренных  настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности18.

Объектами бухгалтерского учета  являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные  операции, осуществляемые организациями  в процессе их деятельности.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

В статье 1 Закона19 дано исчерпывающее определение бухгалтерского учета как законченной системы хозяйственного учета. Организация как субъект рынка вынуждена постоянно принимать решения, касающиеся ее деятельности в условиях конкуренции. Принятие решений невозможно без соответствующей информации, прошедшей этапы сбора, обработки и интерпретации. Система бухгалтерского учета направлена на полноту, экономичность, непрерывность и преемственность в учете тех сторон хозяйственной деятельности, которые характеризуют организацию как субъект предпринимательской деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации20. Сбор информации об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях предприятия составляет основу учета и позволяет при соблюдении вышеперечисленных принципов учета как системы формировать полную и достоверную информацию для обеспечения ею внутренних и внешних пользователей.

Внутренними пользователями бухгалтерской информации являются учредители (собственники), руководство  организации, отдельные структурные  подразделения, специалисты. Внешними пользователями бухгалтерской информации являются налоговые органы, территориальные  органы государственной статистики, инвесторы, заимодавцы, поставщики, покупатели, общественность. Для государственных  и муниципальных предприятий  внешними пользователями также являются органы, уполномоченные управлять государственным  имуществом.

Полнота учета представляет собой сбор информации, обеспечивающий процесс управления организацией без  искажения информации, излишнего  дублирования, ненужных показателей.

Системность учета - обеспечение  получения информации о всех сторонах хозяйственной деятельности всех объектов учета.

Экономичность учета представляет собой обоснованное количество материальных, технических и трудовых ресурсов, обеспечивающих процесс сбора, обработки  и представления информации для  внешних и внутренних пользователей. Для определения и обоснования  необходимой численности работников, установления должностных обязанностей рекомендуется использовать межотраслевые  укрупненные нормативы времени  на работы по бухгалтерскому учету  и финансовой деятельности в бюджетных  организациях, утвержденные постановлением21.

 Непрерывность учета  позволяет фиксировать все изменения,  происходящие при движении имущества,  обязательств и хозяйственных  операций.

Преемственность учета необходима для контроля за динамикой отдельных  показателей, возможности проведения сопоставимого анализа отдельных  хозяйственных явлений.

Важнейшая особенность бухгалтерского учета - выражение всех операций в  денежной оценке.

В соответствии с Законом22 к объектам бухгалтерского учета относятся:

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы;
  • обязательства;
  • источники финансирования его деятельности;
  • доходы;
  • расходы;
  • иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

2.1 Требования  к ведению бухгалтерского учета

Российское законодательство устанавливает некоторые правила  и требования, предъявляемые организациям к ведению бухгалтерского учета  вне зависимости от их организационно-правовой формы. К основным требованиям по ведению бухгалтерского учета относятся:

  • обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов, составляемого на основе Плана счетов, утверждаемого Минфином РФ при ведении бухгалтерского учета;
  • учет объектов учета при ведении бухгалтерского учета осуществляется в рублях и на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык;
  • в бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляются раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями;
  • обязательность документирования хозяйственных операций при ведении бухгалтерского учета. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу по окончании операции. Они должны содержать обязательные реквизиты и составляться по типовым формам или формам, утверждаемым руководителем организации. Руководитель также утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
  • для систематизации и накопления информации, содержащейся в учетных документах, при ведении бухгалтерского учета используются учетные регистры, формы которых разрабатываются Минфином РФ, органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, федеральными органами исполнительной власти или самой организацией при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной;
  • объекты учета при ведении бухгалтерского учета подлежат оценке в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, — по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, — по стоимости его изготовления. Применение других методов оценки допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минфина РФ и органов, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета;
  • обязательность проведения инвентаризации имущества и обязательств. Порядок проведения инвентаризации при ведении бухгалтерского учета определяется руководителем организации, за исключением установленных законом о бухгалтерском учете случаев обязательного проведения инвентаризаций;
  • для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика в соответствии с установленными допущениями и требованиями. Понятия «допущения» и «требования» также являются правилами ведения бухгалтерского учета.

Ведение бухгалтерского учета  должно осуществляться только на основании  первичных учетных документов, которые должны составляться при проведении хозяйственных операций и соответствовать унифицированным стандартным формам, которые утверждены Госкомстатом Российской Федерации от 05.01.2004 №123. Если таковые отсутствуют, то они могут быть разработаны самой организацией с наличием обязательных реквизитов. Если формы разработаны самостоятельно, то их образцы обязательно должны быть приложены к Положению об учетной политике.

Основы ведения бухгалтерского учета требуют использования  стандартного плана счетов бухгалтерского учета. Это систематизированный перечень счетов, применяемых в практике ведения учета. На счетах на основании первичных документов накапливаются и систематизируются текущие данные, но только по однородным хозяйственным операциям. В настоящее время все организации обязаны руководствоваться при ведении бухгалтерского учета Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению, которая утверждена Приказом24.

Когда предприятие определяет порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества  и обязательств, то следует руководствоваться  Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые были утверждены приказом25. Особенности бухгалтерского учета заключаются и в особенностях ведения инвентаризационного учета. Так, инвентаризация обязательна при передаче имущества в аренду, его выкупе или продаже; при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае каких-либо стихийных бедствий и, что очень важно, при реорганизации или ликвидации организации. 

Также непрерывно с момента  регистрации юридического лица следует  вести учет имущества, обязательств и хозяйственных операций без  каких либо пропусков и изъятий  со своевременной регистрацией на счетах всех операций и результатов инвентаризации, причем делается это путем двойной  записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета в хронологической последовательности26.  

 

 

 

 

3 ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА  СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

3.1 Основные требования  к составлению бухгалтерской  отчетности

Все организации обязаны  составлять бухгалтерскую отчетность, используя для этого данные синтетического и аналитического учета. Формы бухгалтерской  отчетности организаций, а также  инструкции о порядке их заполнения утверждаются Минфином.

Информация о работе Правовые основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности