Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 18:52, реферат
В современных условиях множество российских аудиторских компаний оказывает практически полный комплекс аудиторских и консалтинговых услуг. Ведущие из них работают с крупными международными клиентами, а некоторые западные корпорации — с российскими аудиторско-консультационными фирмами.
В Республике Беларусь, так же как в Российской Федерации, динамику аудиторской деятельности придало появление субъектов хозяйствования, не являющихся собственностью государства. Потенциальные иностранные инвесторы проявляли озабоченность вопросами сохранности и возвратности капиталов, вкладываемых в совместные предприятия. Им нужна была достоверная информация о реальном финансовом состоянии участников инвестиционных программ. Для того чтобы привлекать иностранные инвестиции, предстояло сформировать независимые организационные структуры, способные проводить финансовые проверки результатов деятельности организаций - предполагаемых получателей инвестиций.
Предпосылки возникновения и этапы развития аудита в Российской Федерации и Республике Беларусь
Становление аудита в государствах Западной Европы сказало непосредственное влияние на его возникновение и развитие в России и, соответственно. По примеру Польши Петр I ввел в 1716 г. в армии должность аудитора для расследования имущественных споров. В воинском уставе и табели о рангах аудиторское звание причислялось к воинским чинам, а его носители представляли высшие ревизионные военные суды России. Аудиторы избирались из числа прапорщиков, а во главе их стоял генерал-аудитор. Следует отметить, что в России аудиторами назывались юристы, совмещавшие функции делопроизводителя, секретаря и прокурора. Как правило, это были высокообразованные служащие. В 1833 г. при Петербургском батальоне военных кантонистов открылась школа по подготовке аудиторов для военно-сухопутных и морских ведомств, впоследствии переименованная в Аудиторское училище. На базе его офицерских классов позже сформировалась Военно-юридическая академия.
В связи с проведением военно-судебной реформы 1867 г. должность аудитора в армии была упразднена. Но еще дважды в 1892 и 1909 гг. — в дореволюционной России делались попытки ввести аудит. Одной из предпосылок создания аудиторской службы послужила отмена крепостного права, за которой последовали бурный рост промышленного производства, открытие фабрик и заводов, возникновение акционерных обществ, — т.е. те же обстоятельства, что и в Западной Европе. В начале 1892 г. состоялся съезд, в задачу которого входило образовать особую группу сведущих и благонадежных лиц — присяжных счетоводов для проведения ревизий различных счетоводств, экспертизы и организации правильной бухгалтерии на частных и общественных предприятиях. В этот же период предпринимались шаги с целью учреждения института бухгалтеров и присяжных счетоводов, однако они не нашли поддержки в Государственном совете России.
Вторая попытка создания независимого контроля в России связана с Московским обществом бухгалтеров, в 1909 г. организовавших 1-й Всероссийский съезд бухгалтеров. Однако и в этом случае идея не получила поддержки ни со стороны государства, ни со стороны общества, а с началом Первой мировой войны она надолго утратила актуальность.
В Советском Союзе пробу создания независимого контроля связывают с открытием в 1925 г. при Народном комиссариате рабоче-крестьянской инспекции СССР Института государственных бухгалтеров-экспертов (ИГБЭ) с широкой сетью местных органов (республиканских, губернских, окружных и уездных). Этим годом датируется начало первого этапа истории аудита России. В молодом советском государстве наблюдался подъем экономики, связанный с принятием новой экономической политики (нэпа), в которой просматривались ростки рыночной экономики. На ИГБЭ возлагалась задача содействовать правильной постановке счетоводства и отчетности в государственных, концессионных, смешанных, кооперативных, общественных и частных предприятиях и государственных учреждениях. В его функции входило также составление заключений по всякого рода вопросам счетоводства и отчетности. Просуществовал ИГБЭ пять лет, а затем начались сталинские репрессии, о независимом контроле не могло быть и речи, повсеместно господствовала командно-административная система, и в 1930 г. институт был ликвидирован.
Второй этап связан с развитием рыночной экономики. Россия испытала необходимость в независимом контроле финансово-хозяйственной деятельности. Постоянные изменения в налоговом, финансовом и ином законодательстве, регулирующем экономические отношения субъектов предпринимательской деятельности, на фоне нестабильности формирующихся рыночных отношений обусловили потребность в грамотном оперативном консалтинге, анализе, финансовом планировании и других услугах.
На закате СССР, в конце 1980-х гг., были приняты законы «О кооперации», «О предприятии», «О собственности», «Об акционерных обществах», что способствовало появлению и в Российской Федерации, и в Беларуси новых субъектов хозяйствования, основанных на негосударственной форме собственности, — акционерных обществ, кооперативов, частных предприятий и т.д. С внедрением в практику хозяйствования рыночных отношений новые собственники, вложившие капитал в деятельность тех или иных предприятий, стали в большей степени заинтересованы в законности и эффективности совершаемых хозяйственных процессов и финансовых операций, рациональном использовании имущества предприятий. Хозяйствующие субъекты и кредитные учреждения, вступая в договорные отношения по вопросам использования имущества и денежных средств, осуществления коммерческих операций и инвестиций, хотели иметь доказательства финансового благополучия партнеров. Уверенность достигалась путем ознакомления с бухгалтерской (финансовой) отчетностью, подтвержденной независимыми аудиторскими фирмами.
Следует отметить, что вначале на российском рынке аудиторских услуг доминировали представители транснациональных аудиторских фирм. Первое в Российской Федерации акционерное общество по оказанию аудиторских услуг «Инаудит» возникло после принятия постановления Совета Министров СССР от 8 сентября 1987 г. «О создании советской аудиторской организации», на базе Главного управления по валютному контролю Министерства финансов СССР. В 1990 г. было образовано совместное предприятие по оказанию аудиторских и консалтинговых услуг «Эрнст энд Янг Внешаудит».
В современных условиях множество российских аудиторских компаний оказывает практически полный комплекс аудиторских и консалтинговых услуг. Ведущие из них работают с крупными международными клиентами, а некоторые западные корпорации — с российскими аудиторско-консультационными фирмами.
В Республике Беларусь, так же как в Российской Федерации, динамику аудиторской деятельности придало появление субъектов хозяйствования, не являющихся собственностью государства. Потенциальные иностранные инвесторы проявляли озабоченность вопросами сохранности и возвратности капиталов, вкладываемых в совместные предприятия. Им нужна была достоверная информация о реальном финансовом состоянии участников инвестиционных программ. Для того чтобы привлекать иностранные инвестиции, предстояло сформировать независимые организационные структуры, способные проводить финансовые проверки результатов деятельности организаций - предполагаемых получателей инвестиций.
Предпосылкой возникновения аудита как новой доверительной формы финансового контроля деятельности субъектов хозяйствования послужило и распространение новых организационно-правовых форм этих субъектов, прежде всего таких, как акционерные общества, кооперативы по оказанию услуг, другие общества и компании. Учредителям и акционерам, а также держателям ценных бумаг соответствующих эмитентов и кредиторам требовалась проверенная информация о финансовом положении и платежеспособности организаций, о реальности и обоснованности их бизнес-планов на текущий и предстоящий периоды. Получить такую информацию можно только в процессе и по результатам независимого финансового контроля. Становление в республике рыночной экономики послужило толчком к развитию аудиторской деятельности. В настоящее время она является неотъемлемой частью механизма национальной экономики.
Первый этап пришелся на 1990-е гг. Независимый контроль в Беларуси формировался по следующим направлениям:
• организация хозрасчетных ревизионных групп при республиканских и областных контрольно-ревизионных аппаратах Министерства финансов Республики Беларусь;
• учреждение кооперативов по оказанию консультационных услуг;
• создание акционерных обществ по оказанию аудиторских и консалтинговых услуг.
В числе первых были образованы независимые аудиторские организации «Внешаудит», «Белэкоаудит», «Минскаудит». Этому способствовало принятие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 1991 г. «О контрольно-ревизионной службе», в котором говорилось о необходимости укрепления государственного финансового контроля в сочетании с поэтапным переходом на принципиально новые хозрасчетные формы его организации, адекватные рыночным методам хозяйствования и постановлялось: «Признать целесообразным создание в республике аудиторской службы... Определить в качестве важнейших задач аудиторской службы подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности обслуживаемых предприятий и организаций и проверку соблюдения ими действующего законодательства, регламентирующего финансово-хозяйственную деятельность». Данным постановлением было утверждено Временное положение об аудиторской деятельности в Республике Беларусь.
С этого времени началось формирование национальной законодательной базы, регулирующей аудиторскую деятельность в Беларуси.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 1992 г. «Об организации бухгалтерского учета в Республике Беларусь на основе принципов мировой практики» было предусмотрено, что все субъекты хозяйствования, независимо от видов деятельности и форм собственности, обязаны представлять в налоговые инспекции годовую бухгалтерскую отчетность, подтвержденную аудиторской организацией или аудитором — индивидуальным предпринимателем. К сожалению, эта часть постановления так и не была реализована по объективным причинам: вначале — из-за отсутствия достаточного количества квалифицированных аудиторов, а впоследствии — в связи с отменой данного постановления и принятием в 1994 г. Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», в котором такой аспект не был предусмотрен.
В целях создания в Республике Беларусь системы услуг по контролю за соблюдением установленного порядка осуществления финансовых и хозяйственных операций, правильностью их отражения в оперативном и бухгалтерском учете, достоверностью финансовой отчетности постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 августа 1992г. «Об образовании Аудиторской палаты при Совете Министров Республики Беларусь» был создан орган государственного управления, регулирующий аудиторскую деятельность в республике. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 1994 г. Аудиторская палата при Совете Министров была реорганизована в Республиканскую аудиторскую палату, которая объединила всех аудиторов и аудиторские организации республики на основе обязательного членства.
Порядок государственного регулирования аудиторской деятельности в Республике Беларусь определило постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 1994 г. «О совершенствовании в Республике Беларусь государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ней». 8 ноября 1994 г. Верховным Советом Республики Беларусь был принят Закон «Об аудиторской деятельности», в связи с чем Кабинет Министров Республики Беларусь принял постановление от 13 марта 1995 г., которым были внесены дополнения и изменения в предыдущее постановление в части регулирования аудита и организации контроля его проведения на территории республики.
Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» закрепил в ст.7 за Республиканской аудиторской палатой функции по координации аудиторской деятельности, методологии аудита, обеспечению соблюдения требований действующего законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности, содействию развитию независимого профессионального аудита и повышению эффективности аудиторской деятельности в республике. Кроме того, Республиканская аудиторская палата наделялась правом выдачи специальных разрешений (лицензий) на занятие аудиторской деятельностью.
Росту численности аудиторов и аудиторских фирм в Республике Беларусь в этот период способствовало принятие постановления Кабинета Министров Республики Беларусь от 17 июня 1996 г. «О юридических лицах негосударственной собственности, подлежащих обязательной аудиторской проверке» (с учетом изменений и дополнений), которым устанавливалась обязательность аудиторских проверок для отдельных категорий субъектов предпринимательской деятельности.
Таким образом, первый этап развития аудита в Республике Беларусь характеризовался разработкой законодательной и нормативной базы, регламентирующей организацию и содержание аудиторской деятельности; ростом численности аудиторов и аудиторских фирм; образованием общественной организации аудиторов.
Второй этап ведет отсчет с момента издания декрета Президента Республики Беларусь от 28 июля 1999 г. «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования аудиторской деятельности и контролю за ее осуществлением в Республике Беларусь». Он предопределил коренные изменения в организации и регулировании аудиторской деятельности. Так, была упразднена Республиканская аудиторская палата, и функции по методологическому руководству аудитом, контролю за аудиторской деятельностью в стране, по ее лицензированию, а также по ведению Государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций были возложенью на Министерство финансов Республики Беларусь. Эти меры усилили влияние государства на деятельность аудиторов. Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 30 ноября 1999 г. «О государственном регулировании аудиторской деятельности», которым утвердил Положение о порядке государственного регулирования аудиторской деятельности и контроле за ее осуществлением в Республике Беларусь.
Министерство финансов Республики Беларусь, реализуя свою функцию контроля за осуществлением аудиторской деятельности, стало разрабатывать и в установленном порядке утверждать национальные аудиторские стандарты — правила аудиторской деятельности. В 2005 г. им была также подготовлена и введена Инструкция об организации и проведении проверок соблюдения законодательства об осуществлении аудиторской деятельности, лицензионных требований и условий аудиторскими организациями и аудиторами — индивидуальными предпринимателями.
Наряду с формированием нормативной базы по осуществлению аудиторской деятельности в республике наблюдается рост численности аудиторов и аудиторских организаций. Так, если к 1993 г. были зарегистрированы (внесены в Государственный реестр) 266 аудиторов и 38 аудиторских организаций, то к середине 1999 г. это были совсем другие цифры — 1657 и 157 соответственно. Кроме того, 405 аудиторов дополнительно зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей и были внесены в Государственный реестр в Аудиторской палате.
В связи с изменениями в области организации аудита, а также в целях улучшения государственного регулирования и контроля в этой области, усиления ответственности аудиторов и аудиторских организаций за результаты проверок и качество выполнения сопутствующих аудиту услуг был издан Указ Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 г. «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» определивший критерии для проведения обязательного аудита, а также ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за уклонение от него. Действие указа прекратилось с принятием редакции Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 8 июня 2008 г.