Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 18:52, реферат
В современных условиях множество российских аудиторских компаний оказывает практически полный комплекс аудиторских и консалтинговых услуг. Ведущие из них работают с крупными международными клиентами, а некоторые западные корпорации — с российскими аудиторско-консультационными фирмами.
В Республике Беларусь, так же как в Российской Федерации, динамику аудиторской деятельности придало появление субъектов хозяйствования, не являющихся собственностью государства. Потенциальные иностранные инвесторы проявляли озабоченность вопросами сохранности и возвратности капиталов, вкладываемых в совместные предприятия. Им нужна была достоверная информация о реальном финансовом состоянии участников инвестиционных программ. Для того чтобы привлекать иностранные инвестиции, предстояло сформировать независимые организационные структуры, способные проводить финансовые проверки результатов деятельности организаций - предполагаемых получателей инвестиций.
В этот период Правительство республики приняло документы, регламентирующие содержание аудиторской деятельности: Положение о лицензировании аудиторской деятельности и Инструкцию об аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора.
С принятием Указа Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. лицензирование аудиторской деятельности упразднено с 1 января 2011 г., и коммерческие организации (индивидуальные предприниматели) имеют право осуществлять этот вид деятельности только после внесения соответствующей записи в Государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций.
Как видим, современный этап развития аудита в Республике Беларусь характеризуется усилением государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ее осуществлением; дальнейшим совершенствованием законодательной и нормативной базы, на которой основывается эта деятельность.
Документирование аудита
Документирование аудита регламентировано Национальными правилами аудиторской деятельности "Документирование аудита", утверждённые Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь. Настоящие Правила устанавливают единые требования к составлению аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей (далее - аудиторская организация) рабочей документации в связи с проведением аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (далее - аудит).
Под термином «рабочая документация» понимаются документы, полученные или подготовленные аудиторской организацией в ходе проведения аудита, содержащие сведения о выполненных аудиторских процедурах, полученных аудиторских доказательствах и выводах, сделанных аудиторской организацией на их основании. Рабочая документация должна содержать информацию по планированию и проведению аудита; достаточным и надлежащим образом отражать основания для формирования аудиторского мнения; служить доказательством того, что аудит проводился в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь. Рабочая документация подтверждает факт проведения аудита, позволяет оптимизировать затраты труда и времени при проведении последующих аудитов данного аудируемого лица, обеспечивает возможность осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторов, а также внешнего контроля качества работы аудиторской организации.
Рабочая документация должна составляться в объеме, необходимом для обеспечения общего понимания проведенного аудита. Рабочая документация должна отражать информацию о планировании аудита, характере, сроках проведения и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должны содержаться обоснования всех существенных вопросов, по которым аудиторская организация выразила свое профессиональное суждение, необходимая аргументация и доказательства, известные аудиторской организации на момент формирования выводов.
На форму и содержание рабочей документации оказывают влияние следующие факторы:
- характер аудиторского задания и требования, предъявляемые к итоговым документам аудита;
- характер и сложность деятельности аудируемого лица;
- характер выполняемых аудиторских процедур;
- достаточность и надлежащий характер полученных аудиторских доказательств;
- оценка риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- характер и размер выявленных искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- степень использования профессионального суждения в процессе проведения аудита и - оценки его результатов;
- методология аудита, применяемые приемы и средства проверки.
Рабочая документация ведется на бумажных и (или) электронных носителях. Она включает планы аудита, аналитические материалы, перечни отдельных рассматриваемых вопросов, описания существенных проблем, письма-подтверждения и письма-заявления, контрольные листы и переписку по существенным вопросам (включая электронные письма). В рабочую документацию при необходимости включаются выдержки или копии документов аудируемого лица.
Копии изначально подготовленных на бумажных носителях документов аудируемого лица и (или) аудиторской организации в составе рабочей документации также должны храниться на бумажных носителях. К таким документам относятся:
- аудиторское заключение;
- бухгалтерская (финансовая) отчетность аудируемого лица;
- отчет по результатам аудита;
- договор оказания аудиторских услуг;
- акты сдачи-приемки выполненных работ, в том числе по этапам аудита;
- официальная переписка;
- другие документы по усмотрению аудиторской организации.
В состав окончательно сформированной рабочей документации не включаются наброски рабочих документов, незаконченные или имеющие предварительный характер заметки, черновики.
Аудиторская организация должна документировать любую существенную информацию, имеющую отношение к аудиту.
В обязательном порядке документированию подлежат:
- обстоятельства, свидетельствующие о значимых рисках существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- результаты аудиторских процедур, указывающие на возможность существенного искажения финансовой информации или необходимость пересмотра предварительной оценки рисков существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности и запланированных аудиторских процедур в ответ на эти риски;
- обстоятельства, которые препятствовали проведению необходимых аудиторских процедур;
- причины модификации аудиторского заключения.
Если аудиторская организация выявила информацию, которая противоречит или не соответствует ее профессиональному суждению по какому-либо существенному вопросу, то в рабочей документации необходимо отразить, чем вызвано данное противоречие, а также способы его разрешения.
Аудиторская организация должна своевременно, но не позднее 60 дней с даты подписания аудиторского заключения закончить составление рабочей документации.
На заключительном этапе подготовки рабочей документации осуществляются:
- документирование аудиторских доказательств, полученных в процессе аудита, но не нашедших отражения в рабочей документации;
- исключение ненужной документации (неактуальной или замененной другими документами);
- сортировка, упорядочение и внесение перекрестных ссылок в рабочие документы;
- подписание проверочных (контрольных) листов рабочей документации.
Аудиторская организация должна обеспечить сохранность рабочей документации в течение не менее 5 лет, если иное не установлено законодательством. Ответственность за оформление и сохранность рабочей документации несет руководитель аудиторской организации или лицо, им уполномоченное. Изъятие рабочей документации у аудиторской организации может производиться только уполномоченными органами в случаях и порядке, установленных законодательством.
Список литературы:
1. Соболевская, А.Н. История развития бухгалтерского учета, анализа и аудита: конспект лекций / А.Н.Соболевская. - Мн.: Информпресс, 2006. - 102 с.
2. Полякова, С.И. История и перспективы развития учета и аудита // Вестник Московского университета. - Сер. 6, Экономика. - 2010. - № 5. - С. 93-99.
3. БарГУ [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://bargu.by/2683-ponyatie-
4. Згировская, М. Правила аудиторской деятельности: обратим внимание на изменения / М. Згировская // Главный бухгалтер. – 2008. - №18. – С.87-89.
5. Национальные правила аудиторской деятельности «Планирование аудита» и «Документирование аудита». Утверждены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 04.08.2000г. № 81 (с изменениями и дополнениями) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2014.