Принятие управленческих решений в области ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 20:09, реферат

Краткое описание

Эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений, в том числе и от принятия управленческих решений в области ценообразования.
Правильная методика установления цены, разумная ценовая тактика, последовательная реализация глубоко обоснованной ценовой стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого коммерческого предприятия в жестких условиях

Содержание

Введение……………...…………………………………………………….3
1.Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике…………………………………………………………………..4 – 5
2.Основные факторы, оказывающие воздействие на процесс ценообразования…...……………………………………………………....6 – 7
3.Процесс ценообразования, его принципы и цели ценовой политики…………………………………………………………………….8 – 12
4. Информация, необходимая при принятии управленческого решения по ценам……...……………………………………………………………........13 – 14
5. Принятие управленческих решений по ценообразованию…………....15 – 19
Заключение......................................................................................................20
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

б.у.-реферат.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Реферат на тему:

«Принятие управленческих решений в области ценообразования».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………...…………………………………………………….3

1.Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике…………………………………………………………………..4 – 5

2.Основные факторы, оказывающие воздействие на процесс ценообразования…...……………………………………………………....6 – 7

3.Процесс ценообразования,  его принципы и цели ценовой  политики…………………………………………………………………….8 – 12

4. Информация, необходимая  при принятии управленческого  решения по ценам……...……………………………………………………………........13 – 14

5. Принятие управленческих  решений по ценообразованию…………....15 – 19

Заключение......................................................................................................20

Литература.......................................................................................................21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эффективность деятельности предприятий зависит  от качества управленческих решений, в  том числе и от принятия управленческих решений в области ценообразования.

Правильная  методика установления цены, разумная ценовая тактика, последовательная реализация глубоко обоснованной ценовой стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого коммерческого предприятия в жестких условиях рыночных отношений.

Цены служат средством установления определенных отношений между компанией и  покупателями и помогают созданию о  ней определенных представлений, что может оказать влияние на ее последующее развитие. Надо учитывать, что ценообразование относится к одному из наиболее сложных и ответственных разделов управления. Так, некорректные решения по ценам способны не просто ухудшить показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, но и вывести их за пределы допустимых значений, что может привести предприятие к банкротству. Кроме того, ценовые решения могут иметь долговременные последствия для потребителей, дилеров, конкурентов, самой фирмы, многие из которых сложно предвидеть и, соответственно, оперативно предотвратить нежелательные тенденции после их проявления. Это особенно актуально в нынешних условиях, когда  вследствие снижения покупательской способности, уменьшения нормы прибыли для успешной деятельности любого предприятия наибольшее значение приобретают  последовательная реализация эффективной ценовой стратегии и правильная методика установления цены.

Целью моего  реферата является изучение принятия управленческих решений в области ценообразования.

 

 

1. Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике.

 

Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.

В самом общем  виде цена представляет собой сумму  денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке.

Цена является конечным показателем, характеризующим  товар, она в равной степени учитывает  интересы всех участников процесса товарообмена – производителей и потребителей.

Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги. Традиционно выделяются две противоположные модели ценообразования: рыночное ценообразование и централизованное (государственное) ценообразование.

В условиях командного ценообразования установление цены является прерогативной сферы производства. Цены устанавливаются исходя из затрат на производство товара или услуги. Часто это делается даже до начала процесса производства, на плановой основе с непосредственным участием государственных органов. В результате рынок не играет существенной роли в ценообразовании. Он просто фиксирует спрос на уровне заранее заданного размера цен, не влияя на их дальнейшее изменение.

Процесс формирования цен в условиях рыночного ценообразования  происходит в сфере реализации продукции. Именно здесь сталкиваются спрос на продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Произведенный в сфере производства товар или цена на него проходят непосредственную проверку рынка, где формируется окончательная цена товара или услуги.

Принципиальное  отличие рыночного ценообразования  заключается в том, что цены устанавливаются  здесь в соответствии со спросом  и предложением самим собственником  или производителем товара. Государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Прерогативой государства становится установление «правил игры», общих и подходов к ценообразованию. Перечень товаров, реализуемых по государственным ценам, определяется законодательством. Государственное регулирование цен допускается на продукцию предприятий-монополистов, на товаров и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения.

Цены играют важную роль не только в экономике в целом, но и в предпринимательской деятельности отдельных предприятий, т.к. от их уровня зависят конечные результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены выступают основным фактором в решении таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразности производства товаров или услуги, расчета издержек производства, определения объемов инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные  факторы, оказывающие воздействие  на процесс ценообразования.

 

Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями в качестве одной из основных встает проблема определения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование представляет собой весьма многогранный процесс, подверженный воздействию множества факторов.

Рыночная цена товара формируется  под влиянием большого числа факторов, определяющих состояние соответствующего рынка.

Основными факторами, оказывающие влияние на ценообразование, являются следующие:

  1. Спрос на продукцию.

Значительное влияние на цену оказывает спрос. Чем выше цена товара, тем меньше предлагаемых по этой цене изделий могут приобрести покупатели. Зависимость между ценой и спросом на него описывается кривой спроса, которая показывает обратно пропорциональную зависимость между ценой товара и спросом на него. Если при росте цен кривая спроса падает, то кривая предложения, наоборот, возрастает. Это объясняется тем, что повышение цены заинтересовывает производителей в увеличении объемов продаж. Цен, при которой спрос и предложение равны, называется равновесной ценой. Эта именно та цена, по которой товар будет продан. В действительности соотношение спроса и предложения постоянно меняется в результате воздействия на них различных факторов.

  1. Государственное регулирование цен.

В условиях несовершенного рынка возникающая равновесная цена не способствует оптимальному состоянию и стабильности в обществе. Поэтому государство путем установления регулируемых цен целенаправленно создает новые условия равновесия

  1. Издержки по производству и реализации продукции.

Основу цены изделия составляют издержки, связанный с его производством и реализацией, поэтому их размер во многом определяет уровень цены. В состав издержек входят затраты как зависящие (уровень использования сырья и материалов, степень загрузки производственных мощностей, производительность труда), так и независящие (транспортные тарифы, стоимость сырья, материалов, сырья) от деятельности предприятия.

  1. Ценовая конкуренция

Конкуренция подталкивает фирмы к совершенствованию своей  продукции, детальному обоснованию цены на нее. При этом фирма может ориентироваться или на рынок продавца или на рынок покупателя.

  1. Состояние финансовой системы, а именно: уровень и тенденции доходов населения, покупательская способность денежной единицы, уровень и динамика инфляции, изменение паритета национальной валюты.
  2. Участники каналов товаропродвижения.

Все они стремятся увеличить  объем реализации и прибыли и  установить больший контроль за ценами.

Из всех перечисленных  ранее факторов основное воздействие  на движение цен оказывает динамика цены производства товара. Рост производительности труда, снижение затрат орудий труда и сырья на единицу продукции вызывают снижение цены производства, и наоборот.

Каждый из факторов позволяет использовать в качестве своеобразного рычага внешнего воздействия на производителя, не вмешиваясь непосредственно в его производственный процесс и формировании цен выпускаемой продукции.

 

 

 

 

 

3. Процесс  ценообразования, его принципы  и цели ценовой политики.

Ценообразование представляет собой сложный и многоэтапный процесс, который можно представить следующими основными этапами:

                                                                                                                                       

  1. Выбор цели.

Начиная процесс  ценообразования, предприниматель должен прежде всего определить, каких целей он желает достичь, продавая свой товар. Часто оказывается, что стратегических целей у предприятия несколько, и они достижимы в краткосрочной или долгосрочной перспективе.

  1. Определение спроса на товары.

Спрос является важнейшей категорией рыночной экономики. В конечном счете, он определяет цену на рынке товаров, распределяет сырье и готовую продукцию. Цена, назначаемая компанией, вызывает соответствующий спрос. Обычно, цена и спрос находятся в обратной зависимости: чем выше цена, – тем ниже спрос.

3. Оценка издержек производства

При оценке издержек производства на продукцию, выпускаемую предприятием, необходимо исходить из их сравнения со среднеотраслевыми издержками (себестоимостью) на аналогичную продукцию, которые рассчитываются как средневзвешенная величина индивидуальных затрат предприятий. Такой подход обусловливается тем, что рыночная цена на одноименную продукцию отражает средние общественные издержки производства плюс средняя норма прибыли на эти товары. Отсюда следует, что те предприятия, где издержки производства равны общественным издержкам или ниже, получают прибыль, а там, где выше, - теряют часть индивидуальной стоимости товара, произведенного на них, и в коночном итоге разоряются.

4. Анализ цен и товаров конкурентов.

  • Изучение товаров и цен конкурентов преследует вполне конкретную цель — выявить так называемую цену безразличия, т. е. цену, при которой покупателю будет безразлично, чей товар покупать — фирмы или ее конкурентов. Определив эту цену, можно, оттолкнувшись от нее, решить, за счет чего реально преодолеть подобное "безразличие" и добиться, чтобы товар покупали все же именно у фирмы.
    1. Выбор метода ценообразования.

Пройдя, все  указанные этапы фирма может приступить к определению цены на товар. Оптимально возможна цена должна полностью возмещать все издержки на производство, распределение и сбыт товара, а также обеспечить получение определенной нормы прибыли. Возможны 3 варианта установления уровня цены: минимальный уровень, определяемый затратами; максимальный уровень, сформированный спросом; оптимально возможный уровень цены.

Заключительный  этап ценообразования – установление окончательной цены. Выбрав один из методов ценообразования, необходимо принять само ценовое решение, определить конкретную цену. Здесь учитывается целый ряд аспектов, таких как психологическое воздействие, влияние различных элементов маркетинга, соблюдение базовых целей ценовой политики, анализ возможной реакции на назначаемую цену.

Важнейшими  принципами ценообразования являются:

1. Научная обоснованность  цен – необходимость учета в ценообразовании объективных экономических законов.

Научной обоснованности устанавливаемых цен способствует тщательный сбор и анализ информации относительно действующих цен, уровнях издержек, соотношении спроса и предложения, других рыночных факторах.

2. Принцип целевой  направленности цен – предприятие должно определить, какие конкретные экономические и социальные задачи оно будет решать в результате использования выбранного подхода к ценообразованию.

3. Принцип непрерывности  процесса ценообразования. Согласно  этому принципу продукция на  каждом этапе ее изготовления  имеет свою цену. Кроме того, в  реальной рыночной ситуации вносятся  постоянные изменения в уровень действующий на рынке цен.

4. Принцип единства  процесса ценообразования и контроля  за соблюдением цен. Целью контроля  является проверка правильности  применения установленных законодательством  правил ценообразования. Прежде  всего, это отношение к установлению цен на продукцию предприятий монополистов, а также на продукцию первой необходимости, имеющей большое социальное значение. За нарушение, установленных государством принципов ценообразования, предусматриваются административные и экономические санкции.

Информация о работе Принятие управленческих решений в области ценообразования