Проблемы адаптации бухгалтерской отчетности к МСФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть концепции финансовой отчетности российского бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с МСФО.
В соответствии с поставленной целью, задачами работы является следующее:
Дать понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности в России.
Дать понятие международным стандартам финансовой отчетности.
Отметить цели и причины перехода Российской Федерации на МСФО.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
1.КОНЦЕПЦИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ …………………………………………………………………………… 5
1.1.Состав бухгалтерской отчетности…………………………………………… 5
1.2.Общие требования к бухгалтерской отчетности…………………………... 8
1.3.Представление бухгалтерской отчетности…………………………………. 12
1.4.Публичность бухгалтерской отчетности…………………………………… 13
2.ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (МСФО)……………………………………… 16
2.1.Цели финансовой отчетности……………………………………………….. 18
2.2.Основополагающие допущения МСФО…………………………………… 19
2.3.Качественные характеристики……………………………………………… 19
2.4.Элементы финансовой отчетности………………………………………….. 21
3.ЦЕЛИ И ПРИЧИНЫ ПЕРЕХОДА РФ НА МСФО…………………………… 24
4.ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ К МСФО 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 55.55 Кб (Скачать файл)

Помимо указанных выше требований при составлении бухгалтерской  отчетности должны соблюдаться следующие  требования к ее оформлению:

- бухгалтерская отчетность  должна быть составлена на  русском языке;

- бухгалтерская отчетность  должна быть составлена в валюте  РФ;

- бухгалтерская отчетность  должна быть подписана руководителем  и главным бухгалтером (бухгалтером)  организации;

- в формах бухгалтерской  отчетности не должно быть  никаких подчисток и помарок;

- незаполненные статьи (строки, графы), предусмотренные в образцах  форм, прочеркиваются при отсутствии  у организации соответствующих  активов, обязательств, доходов,  расходов, хозяйственных операций;

- данные представляемой  бухгалтерской отчетности должны  приводиться в тысячах рублей  без десятичных знаков. Организациям, имеющим существенные обороты  продаж, обязательств и т.п., разрешается  приводить данные в представляемой  бухгалтерской отчетности в миллионах  рублей без десятичных знаков;

- если в соответствии  с нормативными документами по  бухгалтерскому учету показатель  должен вычитаться из соответствующих  показателей (данных) при исчислении  соответствующих данных (промежуточных,  итоговых и пр.) или имеет отрицательное значение, то в бухгалтерской отчетности этот показатель показывается в круглых скобках.

К показателям, значения которых  надо указывать в круглых скобках  в формах бухгалтерской отчетности, относятся непокрытый убыток прошлых  лет, себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие и управленческие расходы, проценты к уплате, прочие расходы, уменьшение капитала, выбытие основных средств  и пр.

При составлении бухгалтерской  отчетности должны быть соблюдены требования положений (ПБУ) и других нормативных  документов по бухгалтерскому учету  по раскрытию в бухгалтерской  отчетности информации:

- об изменениях учетной  политики, оказавших или способных  оказать существенное влияние  на финансовое положение, движение  денежных средств или финансовые  результаты деятельности организации;

- об операциях в иностранной  валюте;

- о материально-производственных  запасах;

- об основных средствах  и нематериальных активах;

- о доходах и расходах  организации;

- о последствиях событий  после отчетной даты;

- о последствиях условных  фактов хозяйственной деятельности  и др.

Такое раскрытие может  быть осуществлено организацией путем  включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно  в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.

Общим требованием ко всем формам бухгалтерской отчетности является обязательное указание в верхней  части этих форм сведений о наименовании организации, идентификационном номере налогоплательщика (ИНН), виде деятельности организации, ее организационно-правовой форме и форме собственности, единице измерения показателей.

По всем этим сведениям  должны быть указаны соответствующие  им коды по ОКПО, ОКВЭД, ОКОПФ, ОКФС, ОКЕИ (указанные коды подробно изложены в п. 16 гл. 1).

    1. Представление бухгалтерской отчетности

Все организации, за исключением  бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую  отчетность в соответствии с учредительными документами:

- учредителям, участникам  организации или собственникам  ее имущества;

- территориальным органам  государственной статистики по  месту их регистрации.

Государственные и муниципальные  унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным  имуществом. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям  бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством  РФ. В соответствии с требованиями Федерального закона «О бухгалтерском  учете» организации, за исключением  бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, обязаны представлять:

- квартальную бухгалтерскую  отчетность в течение 30 дней  по окончании квартала;

- годовую – в течение  90 дней по окончании года, если  иное не предусмотрено законодательством  РФ.

В пределах указанных сроков конкретная дата представления бухгалтерской  отчетности устанавливается учредителями (участниками) организации или общим  собранием акционеров. При этом годовая  бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней по окончании отчетного  года. Бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном  учредительными документами. Общественные организации (объединения) и их структурные  подразделения, не осуществляющие предпринимательской  деятельности и не имеющие кроме  выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного  года в упрощенном составе. Организации, показатели годовой бухгалтерской  отчетности которых подлежат обработке  в органах государственной статистики, должны при ее заполнении учитывать  требования, утвержденные приказом Госкомстата России от 2 июля  2010 г. № 66н. Этим приказом установлены коды показателей годовой бухгалтерской отчетности. Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган по месту учета. Налогоплательщик может быть оштрафован на основании ст. 126 НК РФ как за непредставление в установленный срок  бухгалтерской отчетности, так и за отказ от ее представления по запросу налоговых органов или за иное уклонение от представления бухгалтерской отчетности. При отказе организации предоставить сведения по запросу налогового органа либо при предоставлении документов с заведомо недостоверными сведениями может быть взыскан штраф.

Бухгалтерская отчетность может  быть представлена пользователю одним  из следующих способов:

    1. организацией непосредственно,
    2. передана через ее представителя,
    3. направлена в виде почтового отправления с описью вложения,
    4. передана по телекоммуникационным каналам связи.

Если дата представления  бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления отчетности считается  первый, следующий за ним рабочий  день. День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления  или дате фактической передачи по принадлежности. Пользователь бухгалтерской  отчетности не вправе отказать в принятии отчетности и обязан по просьбе организации  проставить отметку на копии бухгалтерской  отчетности о принятии и дату ее представления. При получении бухгалтерской  отчетности по телекоммуникационным каналам  связи пользователь бухгалтерской  отчетности обязан передать организации  квитанцию о приемке в электронном  виде.

 

    1. Публичность бухгалтерской отчетности

Публичность бухгалтерской  отчетности заключается в ее опубликовании  в газетах и журналах, доступных  пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространения среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям. Открытые акционерные общества (ОАО), банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Обязательной публикации подлежит:

- бухгалтерский баланс;

- отчет о прибылях и  убытках;

- итоговая часть аудиторского  заключения.

В акционерных обществах  годовая бухгалтерская отчетность утверждается общим собранием акционеров, которое проводится не ранее чем  через два месяца, но не позднее  чем через шесть месяцев после  окончания финансового года. Из этого  следует, что общее собрание акционеров ОАО может быть проведено в  июне. В этом случае ОАО имеет  право утвердить и опубликовать годовую бухгалтерскую отчетность вплоть до 30 июня. Расходы, связанные  с публикацией бухгалтерской  отчетности, такие как расходы  на подготовку, издание и рассылку по почте специальной брошюры (буклета) акционерного общества, включаются в  себестоимость продукции (работ, услуг) в виде управленческих расходов. Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования  РФ и их представительства, и филиалы  на территории субъектов РФ, Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования  обязаны публиковать квартальную  бухгалтерскую отчетность. Проблему открытости (публичности) бухгалтерской  отчетности организации позволяет  также решить представление ими  отчетности в территориальные органы государственной статистики. Так, все  желающие за плату могут ознакомиться в органе статистики с бухгалтерской  отчетностью организации. Однако при  этом следует помнить, что не все  организации обязаны проводить  ежегодную аудиторскую проверку и подтверждать достоверность своей бухгалтерской отчетности.

 

2. ПОНЯТИЕ И  СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ  ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (МСФО)

Международные стандарты  широко используются во всём мире. Можно  выделить несколько уровней их применения:

    1.     Применение МСФО в качестве национальных стандартов;
  1. Национальные организации по разработке стандартов финансовой отчетности используют МСФО как ориентир для разработки собственных стандартов (большинство развитых стран и постоянно растущее число развивающихся стран и стран с переходной экономикой);
  1. Фондовые биржи и регулирующие органы, обязывающие или разрешающие компаниям предоставлять консолидированную финансовую отчётность в соответствии с МСФО (среди них практически все ведущие биржи в мире: Нью-Йоркская фондовая биржа, NASDAQ, Лондонская, Токийская и Франкфуртская биржи – всего около 70 фондовых бирж из 50 стран мира). Примерно в половине случаев основной причиной применения МСФО называется необходимость привлечения финансирования на международных рынках капитала;
  2. Наднациональные организации, например, Европейский Союз, который заявил о введении МСФО с 2005 года для компаний, котирующихся на международных фондовых рынках; некоторые организации используют МСФО при составлении своей отчётности (Европейский банк реконструкции и развития, Международная организация комиссий по ценным бумагам, Международный Олимпийский комитет, ОЭСР, Мировой Банк);
  3. Сами компании – по информации КМФСО в настоящее время уже около тысячи компаний предоставляют финансовую отчётность в полном соответствии с МСФО, что подтверждено аудиторским заключением. Среди них такие гиганты как Microsoft, Nestle, Allianz, ENI, Nokia, Air France, Renault, Deutsche Bank, Olivetti, Roche, Fiat, Volkswagen, Lufthansa, Adidas и т.д.

Несмотря на всё большее  распространение МСФО ряд стран  пока не спешит переходить на новые  стандарты. Это, прежде всего, США и  Канада. Американская система учёта (US GAAP) является одной из ведущих  в мире. Она занимает прочные позиции, в первую очередь, благодаря самому крупному и развитому рынку в мире, предлагающему самые выгодные условия привлечения капитала. Поэтому многие иностранные компании, желающие разместить свои ценные бумаги на американском рынке, идут на значительные затраты по трансформации отчётности в соответствии с GAAP. Комитет по стандартам финансового учёта США (FASB) неоднократно высказывался о том, что именно эта организация должна издавать международные стандарты для использования на рынках капитала. В то же время среди американских участников рынка нет однозначного мнения в отношении того, насколько выгодно американскому рынку, пусть даже самому крупному и развитому, противопоставлять всему остальному рынку свою систему финансовой отчётности, создавая, таким образом, для входа на рынок иностранных компаний барьеры в виде дополнительных транзакционных издержек на трансформацию отчётности в соответствии с GAAP. Как показала практика, американские стандарты являются далеко не самыми совершенными – так, например, по информации The Wall Street Journal, в 2002 году 330 публичных компаний были вынуждены пересматривать свою отчетность (в 2001 году – 270). Такие громкие скандалы с фальсификацией отчетности, как Enron, WorldCom подтверждают необходимость пересмотра ряда американских стандартов. По мнению президента Европейской федерации обществ финансовых аналитиков и консультанта Правительства РФ по вопросам реформирования системы бухгалтерской отчётности Д. Даманта США будут переходить на МСФО в течение пяти-семи лет в отличие от других стран, где этот процесс займёт три-четыре года.

В настоящее время действуют 34 стандарта. Каждый стандарт включает следующие элементы:

- объект учёта – даётся определение объекта учёта и основных понятий, связанных с ним;

- признание объекта учёта – даётся описание критериев отнесения объектов учёта к различным элементам отчётности;

- оценка объекта учёта – приводятся рекомендации по использованию методов оценки и требований к оценке различных элементов отчётности;

- отражение в финансовой отчётности – раскрытие информации об объекте учёта в различных формах финансовой отчётности.

 

2.1. Цели финансовой  отчетности

Международные стандарты  носят рекомендательный характер и  страны могут самостоятельно принимать  решения об их использовании. Но поскольку  МСФО это, по сути, обобщённая практика учёта наиболее развитых учётных  систем в мире (американской и европейской), то совершенно очевидно, что их слепое копирование зачастую может негативно  сказаться на национальной практике бухучёта. Поэтому принципиальной основой  перехода на международные стандарты, прежде всего, должно быть признание  общих Принципов подготовки и  составления финансовой отчётности (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements). Принципы подготовки и составления  финансовой отчётности сформулированы в виде отдельного документа. Данный документ не является стандартом и  не содержит обязательных требований и рекомендаций. Если какие-нибудь положения  стандартов противоречат Принципам, то применяются положения стандарта. В то же время, по мнению КМСФО, при  разработке будущих и пересмотре существующих стандартов число расхождений  будет последовательно уменьшаться. В соответствии с Принципами «цель финансовой отчётности состоит в предоставлении информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании. Эта информация нужна широкому кругу пользователей при принятии экономических решений». К пользователям финансовой отчётности Принципы относят инвесторов, работников, займодавцев, поставщиков и других торговых кредиторов, покупателей, правительства и их органы, общественность. Помимо целей, концептуальные основы определяют общие принципы составления финансовой отчётности, правила признания и оценки отдельных элементов финансовой отчётности. Общие принципы международных стандартов были приняты Правлением в апреле 1989 г. и их можно разделить на 2 группы: основополагающие допущения и качественные характеристики информации.

2.2. Основополагающие  допущения международных стандартов

Международные стандарты  основаны на 2 основных допущениях:

Информация о работе Проблемы адаптации бухгалтерской отчетности к МСФО