Проблемы адаптации бухгалтерской отчетности к МСФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть концепции финансовой отчетности российского бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с МСФО.
В соответствии с поставленной целью, задачами работы является следующее:
Дать понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности в России.
Дать понятие международным стандартам финансовой отчетности.
Отметить цели и причины перехода Российской Федерации на МСФО.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
1.КОНЦЕПЦИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ …………………………………………………………………………… 5
1.1.Состав бухгалтерской отчетности…………………………………………… 5
1.2.Общие требования к бухгалтерской отчетности…………………………... 8
1.3.Представление бухгалтерской отчетности…………………………………. 12
1.4.Публичность бухгалтерской отчетности…………………………………… 13
2.ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (МСФО)……………………………………… 16
2.1.Цели финансовой отчетности……………………………………………….. 18
2.2.Основополагающие допущения МСФО…………………………………… 19
2.3.Качественные характеристики……………………………………………… 19
2.4.Элементы финансовой отчетности………………………………………….. 21
3.ЦЕЛИ И ПРИЧИНЫ ПЕРЕХОДА РФ НА МСФО…………………………… 24
4.ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ К МСФО 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 55.55 Кб (Скачать файл)

- Метод начисления (accrual basis) означает, что хозяйственные операции отражаются в момент их совершения, а не по мере получения или выплаты денежных средств и их эквивалентов. Таким образом, операции будут учитываться в том отчётном периоде, в котором они возникли. Данный принцип даёт возможность получить объективную информацию о будущих обязательствах и будущих поступлениях денежных средств, т.е. позволяет прогнозировать будущие результаты предприятия. Возможное неполучение части объявленных к получению денежных средств может корректироваться своевременным начислением резерва на сомнительные долги за счёт уменьшения финансовых результатов отчётного периода.

- Непрерывность деятельности (going concern) предполагает, что предприятие продолжит свою деятельность в обозримом будущем. А поскольку у предприятия нет намерения ликвидироваться или существенно сокращать масштабы деятельности, то его активы будут отражаться по первоначальной стоимости без учёта ликвидационных расходов. В противном случае финансовая отчетность должна составляться на другой основе, и эта основа должна быть раскрыта.

 

2.3. Качественные  характеристики

Для того чтобы информация могла использоваться на международном  уровне, она должна отвечать следующим  качественным характеристикам:

1. Понятность (understandability) информации означает, что она доступна для понимания пользователям, обладающим достаточными знаниями в области бухгалтерского учёта. Следует отметить, что информация о сложных вопросах, требующая раскрытия в финансовой отчетности не должна исключаться только из-за того, что она может не отвечать требованию понятности для некоторых пользователей.

2. Уместность или значимость (relevance) информации предполагает, что она будет влиять на экономические решения пользователей. Уместность информации определяется ее характером и   существенностью. В одних случаях характера информации достаточно для ее раскрытия, независимо от существенности. В других случаях большое значение имеет существенность, когда пропуск или искажение информации может повлиять на экономические решения пользователей отчетности;

3. Надёжность или достоверность (reliability) информации имеет место в том случае, если она не содержит существенных ошибок и искажений и является беспристрастной. Достоверная информация должна удовлетворять следующим требованиям:

- Правдивое представление (faithful representation) – информация должна правдиво раскрывать хозяйственные операции в финансовой отчетности;

- Приоритет содержания над формой (substance over form) – информация должна принимать во внимание, прежде всего, экономическую сущность фактов хозяйственных операций, а не юридическую форму;

- Нейтральность (neutrality) т.е. ненацеленность информации на интересы определённых групп пользователей;

- Осмотрительность (prudence) – это очень важное требование, которое заключается в консервативной оценке активов и пассивов. Активы и доходы не должны быть переоценены, а обязательства и пассивы недооценены, т.е. активы отражаются по наименьшей из возможных оценок, а обязательства – по наибольшей. Иными словами, учитываются потенциальные убытки, а не потенциальные прибыли;

- Полнота (completeness) – в отчётности должны получить отражение все существенные с точки зрения пользователей отчетности факты хозяйственной деятельности за отчётный период.

4. Сопоставимость или сравнимость (comparability) информации должна обеспечивать сопоставимость данных финансовой отчётности, как с предшествующими периодами, так и по отношению к другим компаниям. Это означает, необходимо раскрывать все изменения в учётной политике таким образом, чтобы данное требование выполнялось.

Международные стандарты  устанавливают определённые ограничения  уместности и надежности информации. Своевременность (timeliness) связана с необходимостью должного соотнесения надёжности и уместности информации. С одной стороны, для соответствия требованию уместности необходимо полностью собрать информацию по всем имевшимся фактам хозяйственной деятельности. С другой стороны, получение полной и надёжной информации может привести к задержке при предоставлении финансовой отчётности и, соответственно, повлиять на уместность информации. Поэтому рекомендуется найти оптимальное сочетание между этими двумя требованиями. Соотношение между выгодами и затратами (balance between benefit and cost) означает, что выгоды от информации не должны превышать затраты на её получение, причём процесс соотнесения выгод и затрат требует профессиональной оценки. Соотношение между качественными характеристиками (balance between qualitative characteristics) должно быть предметом профессиональной оценки бухгалтера и подчиняться задаче удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчётности. В результате последовательного применения качественных характеристик информации и при условии соответствия бухгалтерским стандартам обеспечивается достоверное и объективное представление отчетности.

 

2.4. Элементы финансовой  отчетности

Элементы финансовой отчётности – это экономические категории, которые связаны с предоставлением  информации о финансовом состоянии  предприятия и результатах его  деятельности. Выделяются 5 элементов  финансовой отчётности. Активы – это средства или ресурсы, контролируемые предприятием и являющиеся результатом прошлых событий и источником будущих экономических выгод. Активы отражаются в балансе при условии, если существует вероятность будущих экономических выгод и стоимость активов может быть надёжно измерена. При определении актива право собственности на него не является основным. Так, например, арендованная собственность является активом, если организация будет контролировать выгоды от её использования. Обязательства – это существующая на отчётную дату задолженность, возникшая из событий прошлых периодов, погашение которой приведёт к оттоку ресурсов предприятия. Обязательства отражаются в балансе, только когда существует вероятность будущего оттока ресурсов, воплощающих экономические выгоды, в результате погашения существующего обязательства, и величина такого погашения может быть надёжно измерена. Собственный капитал – это оставшаяся доля активов предприятия после вычета всех обязательств. Доходы – это увеличение экономических выгод предприятия за отчётный период, что приводит к расширению активов и уменьшению обязательств, результатом чего является рост собственного капитала (исключая вклады собственников в уставной капитал). Доход включает выручку, полученную в результате основной (уставной) и неосновной деятельности предприятия. Расходы – это сокращение экономических выгод, которое выражается в уменьшении или потере стоимости активов или увеличении обязательств, приводящих к уменьшению собственного капитала (исключая изъятия собственников из уставного капитала). При отражении расходов действует правило соответствия (matching concept) – расходы признаются в отчётном периоде, только если они привели к доходам данного периода. Международными стандартами предполагаются различные варианты оценки активов и обязательств предприятия. Фактическая стоимость приобретения или первоначальная стоимость (historical cost): для активов – это стоимость их приобретения, а для обязательств – сумма, полученная в обмен на обязательство. Первоначальная стоимость выражается в фактических ценах в момент совершения сделки. Текущая или восстановительная стоимость (current cost): для активов – это средства, которые необходимо заплатить, если бы они приобретаются в настоящий момент, для обязательств – сумма, которую нужно заплатить для погашения обязательства в настоящий момент. Возможная стоимость продажи или реализационная или ликвидационная стоимость (realizable or settlement value): для активов – это сумма денежных средств, которые можно получить в результате их продажи, а для обязательств – это стоимость их погашения при нормальных условиях функционирования предприятия. Дисконтированная или приведённая стоимость (present value): для активов – это дисконтированная стоимость будущих чистых притоков денежных средств в условиях нормального функционирования предприятия, для обязательств – дисконтированная стоимость будущих оттоков денежных средств при погашении обязательств в условиях нормального функционирования предприятия. Также могут использоваться ещё два варианта оценки. Это рыночная стоимость (market value), т.е. сумма, которая может быть получена в результате продажи активов на рынке и справедливая или «честная» стоимость (fair value), т.е. величина, по которой активы могут быть обменены между осведомлёнными и желающими это сделать сторонами в ближайшем будущем.

 

3. ЦЕЛИ И ПРИЧИНЫ  ПЕРЕХОДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ  ОТЧЕТНОСТИ

Бухгалтерский учет – выявление  фактов хозяйственной деятельности, регистрация и представление  информации о них заинтересованным пользователям. На первом этапе бухгалтерского учета (т.е. на этапе выявления) производится сбор информации о фактах, позволяющих  получить достоверное представление  о хозяйственной деятельности той  или иной коммерческой организации. Регистрация – упорядоченное  и систематизированное отражение  фактов хозяйственной деятельности в хронологическом порядке. Представление  информации о фактах хозяйственной  деятельности осуществляется путем  составления и распространения  финансовой отчетности. Бухгалтерский  учет состоит из следующих этапов:


 

Внутренними пользователями бухгалтерской информации являются руководители, осуществляющие планирование, организацию и оперативное управление деятельностью предприятия. К ним  относятся управляющие по маркетингу, руководители служб внутреннего  контроля, должностные лица компании. В число внешних пользователей  входят инвесторы, кредиторы, налоговые  органы, регулирующие органы, профсоюзы, покупатели и заказчики, а также  органы государственного планирования. Термин «счетоводство» не является синонимом  понятия «бухгалтерский учет». Под  счетоводством подразумевается  исключительно регистрация фактов хозяйственной деятельности, в то время как бухгалтерский учет помимо этого предусматривает их выявление, оценку и представление  соответствующей информации. Таким  образом, счетоводство является только частью бухгалтерского учета.

Цель реформирования системы  бухгалтерского учета – приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

Задачи реформы заключаются  в следующем:

- сформировать систему  стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией  пользователей, в первую очередь  инвесторов;

- обеспечить увязку реформы  бухгалтерского учета в России  с основными тенденциями гармонизации  стандартов на международном  уровне;

- оказать методологическую  помощь организациям в понимании  и внедрении реформированной  модели бухгалтерского учета.

В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в  соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами  финансовой отчетности реформа проводится по следующим основным направлениям:

-          совершенствование нормативного  регулирования;

-          формирование нормативной базы (стандарты);

-   методическое обеспечение  (инструкции, методические указания, комментарии);

-   кадровое обеспечение  (формирование бухгалтерской профессии,  подготовка и повышение квалификации  специалистов бухгалтерского учета);

-    международное  сотрудничество (вступление и активная  работа в международных организациях; взаимодействие с национальными  организациями, ответственными за  разработку стандартов бухгалтерского  учета и регулирование соответствующей  деятельности).

Цель нормативного регулирования  бухгалтерского учета будет состоять в обеспечении доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового  положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов. В этой связи будут решены вопросы переориентации нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность, вопросы регулирования финансового  учета, вопросы органичного сочетания  нормативных предписаний федеральных  органов исполнительной власти с  профессиональными рекомендациями, вопросы взвешенного использования  международных стандартов в национальном регулировании. Важной составляющей нормативного обеспечения является сохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета. Главная задача состоит в создании приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде. Будет обеспечена непротиворечивость российской систем бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформирована модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, введены процедуры корректировки бухгалтерской отчетности, а связи с инфляцией, пересмотрены допустимые способы оценки имущества и обязательств, созданы механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.

Применение МСФО позволяет  сократить расходы на подготовку финансовой отчетности, облегчает анализ деятельности филиалов в различных  странах, способствует оптимизации  управленческих решений и привлечению  финансов на международные рынки. В  крупных компаниях составление  отчетности в соответствии с МСФО необходимо, если решения стратегического  характера о развитии подразделений  принимаются на уровне головной компании и требуется оценить результаты деятельности отдельных членов компании в сопоставимых величина. Использую  МСФО, крупные компании также руководствуются  соображениями престижа и проводимой ими политикой информационной открытости в отношениях с заинтересованными  пользователями, что повышает доверие  к компании. В данном случае подготовка двух комплектов отчетности, по МСФО и  стандартам США, не практическая необходимость, а условие доверия к компании со стороны инвесторов и кредиторов, поставщиков ресурсов и покупателей  продукции. Применение МСФО в полной мере отражает добровольный характер применения стандартов, повышает прозрачность финансовой информации об участниках рынка и способствует объединению  экономик разных стран.

По данным Международной  федерации бирж, объемы прямого иностранного инвестирования, торговля ценными бумагами, количество компаний, регистрирующих ценные бумаги на биржах мира, постоянно  растут, поэтому крупнейшие биржи мира предъявляют различные требования к представляемой отчетности. Условием для допуска иностранных и национальных компаний в листинги некоторых фондовых бирж является наличие финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, например, на биржах Австрии, Франции, Германии, Италии. На других биржах для допуска в листинги разрешено представлять финансовую отчетность по МСФО наряду с финансовой отчетностью, подготовленной по национальным правилам, а национальные компании готовят финансовую отчетность в соответствии с национальными правилами. Такие требования установлены на биржах Австралии, Дании, Турции. Некоторые биржи требуют от иностранных компаний представлять сверку показателей отчетности по МСФО с показателями отчетности по национальным правилам, например биржи Швеции, Испании, Швейцарии. Эти требования направлены на защиту интересов иностранных компаний и привлечение их на национальные рынки. Они избавляют их от дополнительных затрат, которые неизбежны при подготовке нескольких комплектов финансовой отчетности.

Применение МСФО в данном случае обусловлено развитием финансовых рынков и способствует их интегрированию. При этом согласования национальных систем бухгалтерского учета и отчетности не происходит, и в процесс интеграции не включены национальные рынки капитала, объем торговли которых непривлекателен  для иностранных компаний, а также  финансовые рынки большинства развивающихся  стран. Создание стандартов, обеспечивающих допуск на финансовые рынки, образует дополнительные барьеры для компаний, выделение финансовых рынков в самостоятельную  систему с точки зрения использования  финансовой информации, что может  отрицательно повлиять на целостность  мирохозяйственных связей. Использование  МСФО в качестве критерия допуска  на финансовые рынки может не оправдать  себя и потому, что существуют альтернативные способы привлечения финансирования. Кроме того, значительный объем операций с ценными бумагами осуществляется через внебиржевые рынки, требования которых к представлению информации минимальны или отсутствуют.

Таким образом, в данном случае применение МСФО не является перспективным  с точки зрения целей гармонизации бухгалтерского учета и отчетности, но остается одним из основных средств  координации и регулирования  деятельности финансовых рынков в международных  масштабах.

Информация о работе Проблемы адаптации бухгалтерской отчетности к МСФО