Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 17:55, курсовая работа
Цель этой работы заключается в изучении инфляционного процесса и анализе возможных вариантов антиинфляционной политики в Российской Федерации.
Задачами работы являются:
• изучение процесса инфляции, факторов на него влияющих, причин, механизма развития инфляции, ее особенностей в России;
• рассмотрение различных вариантов антиинфляционной политики с учетом мирового опыта;
• анализ применения различных вариантов антиинфляционной политики в России с учетом ее особенностей.
Введение - -
Глава 1. Инфляции: содержание и направления регулирования. - -
1.1. Понятие инфляции, ее виды и последствия. - -
1.2. Монетарные инструменты антиинфляционной политики. - -
1.3. Немонетарные инструменты антиинфляционной политики. - -
Глава 2. Антиинфляционная политика в Российской Федерации: - -
2.1. Предпосылки и особенности инфляции в России - -
2.2. Антиинфляционная политика в Российской федерации. - -
Заключение - -
Библиографический список - -
Следует отметить, что действие описанных выше инструментов в большой степени зависит от уровня развития банковской системы и от того, какова доля денежного агрегата М0 в общей денежной массе. Чем меньше его доля (то есть чем больше используется безналичных расчетов для оплаты экономических благ), тем легче будет управлять денежным предложением с помощью описанных выше инструментов.10
Очень важным инструментом антиинфляционной политики является контроль над денежной эмиссией. Она должна производиться по трем каналам: кредитование государства, хозяйства и под прирост золотовалютных резервов.11
Эмиссия денег должна проходить в определенных рамках и должна жестко контролироваться. В случаях дефицита денежной массы начинают возникать неофициальные «эмиссионные центры», выпускающие различные денежные суррогаты, которые насыщают значительную часть хозяйственного оборота. Появление таких суррогатов затрудняет расчет реальной массы денег, что приводит к принятию ошибочных решений. Кроме того, уменьшение денежной массы уменьшает совокупный спрос, что приводит к последующему уменьшению совокупного предложения и краху экономики.
Избыточная эмиссия денег приводит к значительному увеличению денежной массы, что, в свою очередь, вызывает рост совокупного спроса и, как следствие, рост уровня цен, так как экономические субъекты не в состоянии в течение короткого промежутка времени увеличить предложение.
Логика регулирования инфляции, по Кейнсу, такова: контроль нельзя сосредоточить лишь на динамике наличного обращения; регулирование инфляции должно осуществляться в значительной степени через контроль над «банковскими деньгами». Однако в целом он считал важным элементом регулирования инфляции контроль над налично-денежной массой в обращении вследствие того, что этот фактор проще всего поддается регулированию со стороны центрального банка.12
Джон Кейнс рассматривал
денежно-кредитное
В целом же для корректного регулирования эмиссии было разработано Золотое правило монетаризма, которое рекомендует проводить предсказуемую фискальную политику с устойчивым ростом денежной массы на 3 – 5% в год.
Приведенные выше инструменты борьбы с инфляцией могут быть использованы государством для борьбы с инфляцией, но не будем полагать, что монетарные инструменты – это единственный способ влияния на инфляцию. Объем денежной массы, конечно, влияет на инфляционные процессы, но его влияние не безгранично. Нельзя бороться с инфляцией только путем сжатия денежной массы.
На уровень инфляции, кроме размеров денежной массы, бюджетного дефицита и государственного долга, очень сильно влияет реальное состояние экономики. Поэтому стратегия экономического роста при инфляции издержек может в значительной степени помочь «победить» инфляцию.
Таким образом, при отборе инструментов антиинфляционной политики появляется довольно надежный критерий: хороши те из них, которые в состоянии обеспечить экономический рост.
Рассмотрим некоторые из таких инструментов.
Особое место в антиинфляционной политике принадлежит банковской системе. Являясь институтом обмена, банк стал тем единственным каналом, по которому денежные средства перетекают в хозяйственный оборот. Будучи участником кредитных отношений, банк неизбежно преобразует деньги в капитал, осуществляет его прилив из одной отрасли, одного региона в другие отрасли национального хозяйства и регионы страны. В странах со слаборазвитой банковской системой описанные выше функции не могут быть выполнены банками, поэтому таким странам требуется развитие банковской системы. Банковская система должна быть связана с реальным сектором экономики, чтобы она могла оказывать реальное влияние на динамику производства.
Для этого должен выполняться ряд условий:
Налоговая система также может стать сильным инструментом антиинфляционной политики. Адам Смит в своей работе «О причинах богатства народов» утверждал, что государство вообще не соберет налогов только в двух случаях: если оно установит налоговую ставку равную 0% и 100%.
С помощью налогов можно ограничить рост заработной платы, что может быть особенно актуальным в случае инфляции заработной платы. Для этого достаточно ввести прогрессивную шкалу налогообложения физических лиц. Тогда, по мере роста доходов населения, растет и доля изымаемых налогов. Происходит рост начислений, но уровень реальной зарплаты не возрастает. Однако в некоторых случаях это может привести переходу большой части работников на укороченный рабочий день и появлению большого количества незаконных заработков, что может значительно снизить эффективность экономики.
Такая ситуация возникла в ФРГ в 70-80х гг., когда предельная ставка налога составляла 80-90%, то есть практически весь прирост заработной платы «съедался» налогами.13
В целом возможности использования налогов в качестве антиинфляционного фактора ограничены. Увеличение налогов может привести к падению производительности производства из-за снижения стимулов к предпринимательской деятельности. В некоторых случаях производители компенсируют повышение налоговых ставок повышением цен. Если это возможно в данной экономической ситуации, то повышение налогов становится инфляционным фактором.
Изменение налоговых ставок позволяет увеличить или уменьшить стимулы к предпринимательской деятельности. Снижение налогового бремени побуждает предпринимателей увеличивать объемы производства, так как уменьшаются издержки производства. Однако возможности использования этого инструмента значительно ограничены: значительное уменьшение ставок налогов приведет к тому, что доходная часть бюджета может уменьшиться до такой степени, что в бюджете страны возникнет дефицит. Значительное же увеличение налоговых ставок может либо уменьшить эффективность производства, так как стимулы к предпринимательской деятельности уменьшатся, либо вызвать рост цен, так как производители будут вынуждены покрывать издержки производства.
Увеличение налогов – это одна из мер, уменьшающая денежную массу в обращении, поскольку эти средства изымаются в пользу государства. Соответственно уменьшение налоговых ставок способствует увеличению денежной массы.
Использование немонетарных инструментов – это эффективный метод борьбы с инфляцией, так как таким образом правительство активно влияет непосредственно на состояние экономики. Однако использование этих инструментов вне связи с монетарными едва ли будет эффективным. Например, даже при значительном улучшении состояния экономики будет наблюдаться инфляция, если при этом не контролировать эмиссию (как наличных, так и безналичных денег).
ГЛАВА 2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА в РФ
2.1. Предпосылки и особенности инфляции в России
В условиях современного экономического кризиса, который охватил весь мир, повсюду ведутся разговоры о массовых проблемах экономики, но в нашей стране особенно популярен вопрос инфляции и ее последствий. Действительно, инфляция России в 90-х - 2000-х годах измерялась двузначной цифрой и порождала много проблем для российской экономики. Сильная инфляция очень опасна, она может мгновенно подорвать всю экономическую деятельность государства, но ведь ее можно контролировать.
Инфляция в России развивается совсем не так, как в других странах мира, в силу территориального устройства нашей страны, а также преобладания сырьевой промышленности, она в большей степени зависит от факторов мировой общественности, и, по мнению многих экспертов, оказывает сильное негативное влияние на стабильность нашего рынка. Интересно, но именно для России характерна повышенная инфляция не только в кризисные периоды, но и при обычных условиях.
Инфляция в России возникла в начале 60-х годов и связана с падением эффективности общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низкие цена на конечную продукцию и высокие цены на сырье. Взрыв инфляции произошел в 1992 году. С этого момента инфляционные процессы стали быстро нарастать.
Инфляция в России отличается от всех других аналогичных явлений тем, что Россия начала быстрый переход от плановой экономики к рыночной. Неденежными факторами инфляции в России являются:
Денежными факторами являются:
Современную инфляцию в России нельзя рассматривать без учета специфичности планово-распределительной системы хозяйствования, без учета политических и экономических процессов, произошедших за последние годы. В связи с этим необходимо выделить причины инфляционных процессов в дореформенных условиях и причины, усугубившие инфляцию при переходе к рыночным отношениям и вызвавшие гиперинфляцию.
Важным фактором инфляционных процессов в стране выступала планово-распределительная система хозяйствования. Она способствовала затратному механизму хозяйствования и нарушению материальной и денежной сбалансированности в народном хозяйстве, что вызывалось диспропорциями во всех сферах экономики, но прежде всего в:
Зарождавшиеся инфляционные процессы в нашей стране были обусловлены диспропорциями в сложившейся структуре народного хозяйства.
Деформации в этой структуре дали, в свою очередь, непосредственный толчок к появлению диспропорций, породивших нынешнюю инфляцию, поскольку на основе данной структуры была построена соответствующая экономическая система организации производства. Такая система оказалась не в состоянии быстро среагировать на появление диспропорций всякого рода в народном хозяйстве.
Рассмотренные формы диспропорциональностей - структуры общественного производства и структуры собственности - очень важны и для уяснения объективных причин возникновения и существования инфляции. Находясь в глубине макроэкономических процессов, они являют собой подоплеку всему происходящему в экономической системе не только Российского, но и всякого другого государства. В конечном счете, на них полностью ложится ответственность за возникновение в экономике кризисных ситуаций.
Кроме глубоких макроэкономических причин инфляции существует целый ряд внешних или непосредственных факторов, которые заставляют раскручиваться процесс роста цен. Их существование и действие, несмотря на то, что они носят внешний характер, не в меньшей степени влияет на накапливание и реализацию инфляционного потенциала, чем масштабные структурные диспропорции в экономике. Важнейшей особенностью таких факторов является более субъективный характер их возникновения, поскольку он (характер) напрямую связан с проводящийся в стране экономической политикой. Субъективизм этих факторов объясняется также и тем, что они влияют, прежде всего, на рост денежного предложения, то есть влияют на увеличение денежной эмиссии. Среди них выделяют следующие:
Среди многих других внешних причин, воздействующих на внешнее предложение, следует выделить рост доходов населения и, в частности, заработной платы. Когда государство сворачивает свою инвестиционную деятельность, военные расходы и так далее, этот фактор становится одним из важнейших, который влияет на рост цен.
Доля зарплаты в общей массе доходов населения составляла, и по-прежнему составляет около трех четвертей, поэтому динамика ее роста в той же степени, что и раньше, влияет на ценно-повышательный процесс.
Информация о работе Проблемы инфляции и антиинфляционная политика