Проблемы становления и развития лизинга в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности лизинга и выявление его преимуществ по сравнению с традиционными формами финансирования, а также описание разновидностей лизинговых операций. Очень важно при этом проследить историю возникновения лизинга, его становление и развитие в нашей стране, знать практику применения лизинговых операций в других странах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
Часть первая (общетеоретическая)
ГЛАВА1…Сущность лизинга………………………………………………….4
1.1……Понятие и значение лизинга
1.2……Формы и виды лизинга
1.3……Объекты и субъекты лизинга
ГЛАВА 2……Рынок лизинга в России………………………………………10
2.1…….Состояние и проблемы на современном рынке
2.2…….Меры государственной поддержки
2.3…….Перспективы развития
Часть вторая (практическая)
ГЛАВА 3……Примеры расчета лизинговых платежей…………………….16
3.1……Расчет с полной амортизацией
3.2……Расчет с применение механизма ускоренной амортизации
3.3……Расчет с применением механизма ускоренной амортизации и с уплатой аванса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………30
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2 курс.docx

— 60.64 Кб (Скачать файл)

«Полный» лизинг предполагает обязательное техническое обслуживание оборудования, а также его ремонт лизингодателем. Полный лизинг, по стоимости, считается одним из самых дорогих, т.к. у лизингодателя увеличиваются  расходы на техническое обслуживание, обеспечение квалифицированным  персоналом и др.

частичный (с частичным  набором услуг), когда на лизингодателя  возлагаются лишь отдельные функции  по обслуживанию имущества.

Например, Ростовский вертолетный  завод сдает в лизинг изготовленные  им вертолеты, в сопровождении экипажа.

В основном на отечественном  лизинговом рынке применяется «чистый» лизинг.

6. По сроку использования имущества и связанным с ним условиями амортизации различают:

лизинг с полной окупаемостью и соответственно с полной амортизацией имущества, когда срок договора равняется  нормативному сроку службы имущества  и происходит полная выплата лизингодателю  стоимости лизингового имущества;

лизинг с неполной окупаемостью и соответственно неполной амортизацией имущества, при которой срок договора меньше нормативного срока службы имущества  и в течение его действия окупается  только часть стоимости лизингового  имущества.

Существуют также такой  вид лизинга, как сублизинг2 – вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга.

Автор считает, что разнообразие форм и видов лизинговых сделок поможет  дальнейшему развитию лизинга на нашем отечественном рынке.

 

1.3 Объекты и субъекты лизинга

 

Объектом лизинга могут  быть любые не потребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов.

Таким образом, в лизинг может  передаваться любое имущество, которое  не запрещено к свободному обращению  на рынке. Это может быть движимое и недвижимое имущество.

В зависимости от объекта  лизинга следует различать лизинг движимого имущества (лизинг оборудования) и лизинг недвижимого имущества.

Земельные участки и другие природные объекты у нас в  стране могут быть предметом договора аренды, но не могут быть переданы в  финансовую аренду. Данное ограничение предмета финансовой аренды объясняется тем, что такое использование с предпринимательской целью земли и других природных объектов регулируются в первую очередь земельным кодексом.

Изучение состояния финансового  лизинга в развитых странах позволяет  выделить основные группы оборудования, сдаваемого в лизинг:

транспортное (транспортные самолеты, автомобили, морские суда, железнодорожные вагоны и т. п.)

оборудование связи (радиостанции, спутники, почтовое оборудование и  т. п.)

сельскохозяйственное оборудование

строительное (краны, бетономешалки  и т. п.)

и многое другое.

Типичная лизинговая сделка выглядит следующим образом:

 


 

 

 

 

 

Таким образом, субъектами лизинга  являются:

Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое  за счет привлеченных и (или) собственных  денежных средств приобретает в  ходе реализации договора лизинга в  собственность имущество и предоставляет  его в качестве предмета лизинга  лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и  в пользование с переходом  или без перехода к лизингополучателю  права собственности на предмет  лизинга.

Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое  в соответствии с договором лизинга  обязано принять предмет лизинга  за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.

Продавец - физическое или  юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли - продажи с  лизингодателем продает лизингодателю  в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга  лизингодателю или лизингополучателю  в соответствии с условиями договора купли - продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя  в пределах одного лизингового правоотношения.

В качестве лизингодателя  могут выступать:

Банки и другие кредитные  учреждения. В уставе, которых предусмотрена  лизинговая деятельность.

Лизинговые компании - финансовые компании, специализирующиеся только на финансировании сделки (оплате имущества), или универсальные, оказывающие  не только финансовые услуги, но и другие услуги, связанные с реализацией  лизинговых операций, например, техническое  обслуживание, обучение, консультации и т.п.

Любая фирма, в учредительных  документах которой предусмотрена  лизинговая деятельность, имеющая лицензию и достаточное количество финансовых средств.

Лизингополучателем может  быть юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, или гражданин, занимающийся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получающего имущество в пользование  по договору лизинга.

Продавцом лизингового имущества  может быть предприятие-изготовитель, торговая организация или другое юридическое лицо или гражданин, продающие имущество, являющееся объектом лизинга.

Субъектами лизинга могут  быть также предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие свою деятельность.

На рынке лизинговых услуг  можно выделить и специальные  субъекты, такие как:

страховые компании, осуществляющие страхование всевозможных рисков, возникающих  при лизинговой сделке: страхование  имущества лизингодателя, кредитов, предоставляемых лизингодателю  кредитным учреждением, от возможных  рисков неплатежей и многое другое.

Российская Ассоциация Лизинговых Компаний (“Рослизинг”), некоммерческое объединение лизинговых компаний, банков и иных предприятий, занимающихся лизингом, осуществляющая:

координацию деятельности организаций, входящих в нее, и объединение  их средств для осуществления  совместных взаимовыгодных проектов;

разработку, совместно с  органами государственного управления, стратегических направлений и программы  развития лизинга в России;

подготовку проектов законодательных  актов;

участие в работе международных  ассоциативных общественных организаций.

вся деятельность лизинговых отношений, включая и объекты, и  субъекты, регулируется законодательством  Российской Федерации.

2. Рынок лизинга в  России

2.1 Состояние и проблемы  на современном этапе 

 

Сегодня лизинг во всём мире является мощнейшим инвестиционным инструментом, с помощью которого финансируется до 30-35% инвестиций в  оборудование. Лизинг мог бы сыграть  существенную роль в преодолении  инвестиционного кризиса и обновлении производственной базы России, если бы государство в лице своих исполнительных и законодательных органов проводило  чёткую, последовательную и заинтересованную политику развития лизинга. Однако этого  пока не наблюдается. А проблема прорыва  инвестиционного кризиса становится всё более острой.

Сложная ситуация с обновлением  парка машин наблюдается и  в такой важной и высокотехнологичной  отрасли хозяйства, как гражданская  авиация и обеспечивающая её авиационная  промышленность. Что мешает сейчас увеличению масштаба лизинговых операций с новой авиационной техникой? Первая и наиболее существенная помеха – это несовершенство действующей  законодательной базы, а также  отсутствие федеральных законов  прямого действия в сфере авиационного лизинга и слабое финансирование лизинговой деятельности в стране. Правда, сделаны уже первые попытки, так Минфину России было поручено выделить Минимуществу за счёт средств  федерального бюджета 2001 года, предусмотренных  по разделу «Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика», на увеличение уставных капиталов ОАО «Ильюшин Финанс Ко» и ОАО «Финансовая  лизинговая компания» 600 млн рублей и 400млн рублей соответственно. Эти  компании стали победителями конкурса по отбору инвестиционных проектов лизинга  российских воздушных судов Ту-204/214 и Ил-96. А 16 апреля 2002 года на совещании  председателя правительства Михаила  Касьянова с заместителями была обсуждена ситуация с законопроектной  деятельностью правительства. М.Касьянов высказался за ускорение запуска  процедуры лизинга авиатехники. В настоящий момент уже определены марки самолётов, которые будут  использоваться в схеме лизинга, однако непосредственная процедура  лизинга пока не работает. Как уточнил  заместитель главы Росавиакосмоса Станислав Рынкевич, на эту схему  продажи отечественных пассажирских самолётов государством в 2002 году будет  выделено ещё 3 млрд рублей.

Реализация же предложений  ГосНИИ ГА по запуску механизма лизинга  отечественных воздушных судов  позволила бы обеспечить поставки российским авиакомпаниям новой авиатехники  и в 2010г. на 95% обновить парк воздушных судов, создать реальные предпосылки для отечественной гражданской авиации в обеспечении ежегодного роста производства в смежных областях и занять одно из передовых мест в мировой авиатранспортной системе, обеспечив нашей стране роль мировой авиационной державы.

Основными препятствиями  на пути развития лизинга в России, по мнению автора, являются:

Высокая инфляция, бюджетный  и долговой кризисы и, как итог, – запредельные процентные ставки за кредит

Недальновидная, ничем не обоснованная и разрушительная система  налогообложения лизинговых операций

Равнодушие, неисполнительность и безответственность различных  звеньев государственной власти.

Отсутствие чёткой и обоснованной государственной инвестиционной стратегии  и несогласованность действий различных  звеньев законодательной и исполнительной власти.

Огромные надежды российские предприниматели возлагали на финансовую стабилизацию, снижение процентных ставок за кредит, принятие закона о лизинге.

К сожалению, эти надежды  российских предпринимателей не оправдались. Более того, финансовый кризис августа 1998г. отбросил экономику страны на несколько  лет назад, ещё более разорил  основную массу населения и значительную часть предприятий, ухудшил инвестиционный климат и обострил противоречие между  необходимостью преодоления инвестиционного  кризиса и препятствиями на пути мобилизации инвестиционных ресурсов.

Дальнейшее продвижение  страны к экономическому подъёму  сдерживается, прежде всего, двумя основными  факторами:

Узостью платежеспособного  спроса населения и низкой инвестиционной активностью.

Низкой инвестиционной активностью

Может показаться странным, но негативное влияние на развитие лизинга в России оказывает чрезмерное расхваливание преимуществ лизинга  по сравнению с другими инструментами  мобилизации инвестиций, в частности, с долгосрочным кредитованием. Удивляет то, что большинство авторов книг и статей по лизингу приводят массу преимуществ, которые просто не существуют и существовать не могут. Остановимся только на некоторых из этих «преимуществ».

Например, вызывает замечание  такое утверждение В.А. Горемыкина, что «преимущество – увеличение производственного потенциала. Факторы, обуславливающие преимущество, –  одинаковый стартовый капитал позволяет  при лизинге задействовать значительно  больше производственных мощностей, чем  при покупке в кредит с процентами».

Вряд ли можно согласиться  и ещё с одним «преимуществом»  лизинга, выделяемым В.А. Горемыкиным: «Стабильные платежи снижают  влияние инфляции и рост банковских процентов по ссудам».3 Надо полагать, что автор подразумевает выгоду для лизингополучателя, так как он является плательщиком всех расходов по лизинговой сделке. Такому утверждению противоречат два обстоятельства:

Лизингополучатель действительно  выиграл бы, если бы лизинговые платежи  оставались стабильными, а уровень  инфляции рос. Но этот уровень может  оставаться неизменным или понижаться. В этом случае лизингополучатель  не имеет никакого преимущества. Но рассматриваемые последствия характерны не только для лизинга. Это свойство изменения позиций любого кредитора  и дебитора в условиях инфляции. То же присуще и обычному кредиту.

Лизинговая сделка – равноправное соглашение двух сторон, каждая из которых  стремится извлечь свою выгоду. Почему мы должны рассчитывать на такое самопожертвование  лизингодателя, как готовность устанавливать  фиксированную процентную ставку на несколько лет вперёд при непредсказуемости  динамики инфляции? Почему он не сможет воспользоваться, скажем, договоренностью  об установлении плавающей процентной ставки или индексации суммы платежей? Так что и по этой причине преимущество лизинга перед тем же обычным  кредитом никак не просматривается.

Большинство авторов отмечают, что в России лизинг для производителя  выгоднее обычного банковского кредитования. Чтобы форсировать развитие лизинга (как одной из важнейших составляющих инвестиционного процесса), необходимо действительно сделать его более выгодным по сравнению с другими инструментами финансирования инвестиций. Для этого надо, прежде всего, обеспечить соответствующую систему налогообложения лизинговых операций. А пока этого нет, лизинг не может быть дешевле кредита, так как он включает в себя дополнительные выплаты, а также НДС-2, который во много раз превышает так называемые льготы по налогу на прибыль лизингополучателя, образуемые за счёт включения лизинговых платежей в себестоимость продукции. Также для развития лизинга необходима поддержка государства, которая пока находится на низком уровне.

2.2 Меры государственной  поддержки

 

В целях создания благоприятных  условий для развития лизинга  как эффективного механизма преодоления  промышленного спада и активизации  инвестиционного процесса в экономике, в целях поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, дальнейшего развития частного бизнеса, повышения эффективности предпринимательской  деятельности в сфере производства, а также учитывая мировой опыт широкого использования лизинга, государство  проводит политику, поддерживающую лизинговые отношения.

Информация о работе Проблемы становления и развития лизинга в РФ