Проверка юридического статуса аудируемого лица и права его функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью такого аудита является подтверждение законных оснований деятельности экономического субъекта на протяжении всего периода его функционирования от момента регистрации до фактической реорганизации и ликвидации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
* проверка наличия и формы учредительных документов;
* соответствие содержания учредительных документов требованиям законодательных и нормативных актов;

Содержание

Введение………………………………………………………………….4
1. Понятие проверки юридического статуса аудируемого лица и права его функционирования …………………………………………………...……5
2. Нормативная база аудита .……….…………………………. …...…...8
3. Методика проверки юридического статуса аудируемого лица…….11
4. Особенности составления аудиторского заключения….……….…25
Заключение ……………………………………………………………..30
Список использованной литературы .……

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ апрель.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….4

1. Понятие проверки юридического статуса аудируемого лица и права его функционирования …………………………………………………...……5

       2. Нормативная база аудита .……….…………………………. …...…...8

       3. Методика проверки юридического статуса аудируемого лица…….11

           4. Особенности составления аудиторского заключения….……….…25

Заключение ……………………………………………………………..30

           Список использованной литературы .…………….………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Переход России к рыночным отношениям приобрел необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности, среди которых достойное место занимает институт аудита. Его главная цель - обеспечить контроль за достоверностью информации, предоставляемой различным пользователям отчетности.

Различные данные, связанные с осуществлением юридическим лицом своей деятельности, ее соответствия нормативным документам организации  могут быть объективно подтверждены независимым аудитором. Такой проверкой является аудит юридического статуса аудируемого лица и права его функционирования.

Данная тема достаточно актуальна и постоянно освещается многими авторами, ведь именно юридическим статусом определяются не только особенности деятельности организации, но и возможность и правомерность ее существования.

Целью такого аудита является подтверждение законных оснований деятельности экономического субъекта на протяжении всего периода его функционирования от момента регистрации до фактической реорганизации и ликвидации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

* проверка наличия и формы учредительных документов;

* соответствие содержания учредительных документов требованиям законодательных и нормативных актов;

 

* проверка законности видов деятельности;

* наличие всех соответствующих лицензий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Понятие проверки юридического статуса аудируемого лица и права его функционирования.

Еще в Древнем Риме люди знали, что для наиболее эффективной деятельности необходимо объединение усилий. У одного было имущество, у другого - деньги, у третьего - связи; объединив возможности, можно было достичь больших результатов, чем действуя в отдельности.

Мы не в Риме и не в начале эры, но принцип совместной деятельности применяется до сих пор. Наиболее распространенной формой объединения является юридическое лицо.

Любое юридическое лицо вне зависимости от своей организационно-правовой формы представляет собой совокупность внутренних структурных подразделений  необходимых для достижения задач и целей которые оно преследует. Для оптимального достижения этих целей необходимы четкие действия каждого звена, постоянный анализ эффективности деятельности структурных подразделений, каждого работника, и, наверное, самым важным является контроль за соответствием деятельности организации нормам законодательства. Для выполнения всех этих функций незаменимыми являются аудиторские проверки. Действительно, степень важности таких проверок сложно переоценить. Ведь собственникам организаций, инвесторам, кредиторам, поставщикам не всегда удается самостоятельно разобраться в том, что все финансовые и хозяйственные операции интересующего их экономического субъекта, часто сложные и рискованные , соответствуют требованиям закона и правильно отражены в учете. Так же заинтересованным пользователем информации, представленной в бухгалтерской отчетности являются государственные органы, заинтересованные в полной и своевременной уплате налогов и сборов.  С другой стороны аудит просто необходим и самой организации — благодаря таким проверкам экономический субъект может предотвратить ошибки в своей деятельности, которые могут привести к нарушениям законодательства, а как следствие к штрафам. Так же проверка помогает найти слабые места в ведении различных дел организации как то нормативные, финансовые. Что помогает не только отслеживать ошибки, но и находить оптимальные пути решения задач, поставленные организацией.

У аудита есть очень много форм, которые решают каждая свою задачу, проверяет каждая свой участок деятельности юридического лица. Но если говорить о полной проверке организации, то её целесообразно начинать с проверки основных документов экономического субъекта, которые определяют его обособленность — один из определяющих признаков юридического лица. Такая обособленность закрепляется в учредительных и иных документах организации, определяющих порядок ведения её дел.

Учредительные документы определяют правовой статус юридического лица и права его функционирования. При этом учредительными являются документы, на основании которых учреждается (создается и регистрируется) и действует данная организация.

Целью проверки учредительных документов является установление соответствия действующему законодательству правоустанавливающих документов, являющихся основой деятельности любого предприятия. Следовательно, аудит данного сегмента состоит в проверке юридических оснований на право функционирования экономического субъекта на протяжении всего периода его деятельности от момента регистрации до фактической реорганизации и ликвидации в соответствии с действующим законодательством.

Гражданский кодекс в п. 1 ст. 52 указывает на три вида учредительных документов: устав, учредительный договор и общее положение об организациях данного вида. Юридические лица действуют либо на основании одного из указанных документов, либо на основании двух документов - устава и учредительного договора.

При проверке таких документов аудитор должен прежде всего соотнести их с нормами действующего законодательства. Это требует от аудитора не только знаний бухгалтерского учета, но и определенной подкованности в части правовых наук, знания законодательства, относящегося к различным юридическим статусам, видам деятельности организаций и т.д.

Прежде всего, в зависимости от юридического статуса и цели деятельности, организации делятся на две категории: коммерческие и некоммерческие.

Основной целью деятельности коммерческой организации является получение прибыли и возможность ее распределения среди участников.

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1 ст.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

В каждой из категории есть различные виды организаций, которым присущи различные виды учредительных документов.

Аудитору необходимо знать, что на основании учредительного договора действуют полные товарищества (ст. 70 ГК) и товарищества на вере (ст. 83 ГК); на основании устава и учредительного договора действуют общества с ограниченной и дополнительной ответственностью (ст. 89, 95 ГК), объединения юридических лиц (ст. 122 ГК); на основании устава - акционерные общества (ст.98 ГК), общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, созданные одним лицом (ст. ст. 89, 95 ГК), производственные и потребительские кооперативы (ст. 108, 116 ГК), государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113 ГК), фонды (ст. 118 ГК), общественные организации (объединения), некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, учреждения (ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Необходимо учесть, что согласно ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" государственная некоммерческая корпорация создается на основании закона, который заменяет ей все учредительные документы.

Из этого можно сделать вывод, что аудитору в ходе своей проверки нужно проверить перечень учредительных документов, их соответствие законодательству и заявленному статусу юридического лица, а так же полноту, необходимую для подтверждения этого статуса. 

Исходя из содержания предоставленных документов, аудитор должен проверить наличие наименования экономического субъекта, местонахождения, порядка управления деятельностью, а так же других сведений, предусмотренных законодательством России.

 

2.     Нормативная база аудита

В процессе аудиторской проверки операций следует руководствоваться следующими нормативными актами:

Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ " Об аудиторской деятельности" (с изм. и доп. 11.07.2011);

Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп. 28.11.2011);

Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. на 06.12.2011);

Налоговый кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. на 03.12.2011);

Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (в ред. на 21.11.2011) "Об акционерных обществах";

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (в ред. на 06.12.2011) "Об обществах с ограниченной ответственностью";

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (в ред. на 19.10.2011) "О лицензировании отдельных видов деятельности";

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (в ред. на 03.12.2011) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (в ред. от 22.12.2011);

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (с изм. от 08.11.2010);

Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (в ред. от 05.10.2011).

Акты органов судебной системы.

Информационной базой при проведении аудита юридического статуса юридического лица являются:

      устав;

      учредительный договор;

      свидетельство о государственной регистрации;

      свидетельства о регистрации в органах статистики, государственной налоговой инспекции, бюджетных фондах;

      документы, связанные с приватизацией и акционированием организаций, находившихся в собственности государства, субъектов Федерации или общественных организаций;

      договоры банковских счетов и вкладов;

      лицензии и разрешения на определенные виды деятельности;

      зарегистрированные изменения к учредительным документам;

      приказы, распоряжения, внутренние положения;

      реестр акционеров для акционерных обществ;

      протоколы собраний учредителей (акционеров);

      акты приема-передачи акций;

      акты оценки имущества, внесенного в счет оплаты акций (долей уставного капитала);

      Бухгалтерский баланс;

      проспекты эмиссии;

      Отчет об изменении капитала;

      главная книга или оборотно-сальдовая ведомость;

      регистры бухгалтерского учета по счетам 80 "Уставный капитал", 75 "Расчеты с учредителями".

3.     Методика проверки юридического статуса аудируемого лица

Прежде всего аудитору необходимо ознакомиться с особенностями деятельности аудируемого лица и приступить к планированию аудита.

Планирование аудиторской проверки юридического статуса предприятия и права его функционирования включает следующие основные этапы:

1.      предварительное планирование аудиторской проверки;

2.      подготовка и составление плана аудиторской проверки;

3.      подготовка и составление программы аудиторской проверки.[1]

1. Предварительное планирование аудиторской проверки.

На этапе предварительного планирования аудитору следует получить и изучить информацию о деятельности предприятия, его организационно-управленческой структуре, видах производственной деятельности, номенклатуре выпускаемой продукции, структуре уставного капитала, технологических особенностях производства, основных покупателях и поставщиках, системе внутреннего контроля.

Важное место на предварительном этапе планирования занимает анализ финансовой (бухгалтерской) отчетности. Анализ позволяет аудитору оценить финансовое положение предприятия, а также определить важнейшие показатели хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, помогает установить плановый уровень существенности.

На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита.

Прежде всего на данном этапе осуществляется беседа с руководством экономического субъекта и подтверждается его заинтересованность в проведении аудиторской проверки.

Информация о работе Проверка юридического статуса аудируемого лица и права его функционирования