Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 20:32, реферат

Краткое описание

Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов (ИПБА) России. Первой в России профессиональной бухгалтерской организацией стало созданное в Москве в апреле 1997 г. некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров России», которое в 2005 г. переименовано в «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» (ИПБА). Активное участие в деятельности ИПБА России принимает Минфин России. Самой крупной саморегулируемой некоммерческой организацией в Российской Федерации на сегодняшний день остается ИПБА России. С 2001 г. ИПБА России является действительным членом IFAC, с 2002 г. аккредитован как профессиональное аудиторское объединение при Минфине России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРОВ РОССИИ......5
1.1 Институт профессиональных бухгалтеров………………………………….5
1.2 Комитет по международным стандартам финансовой отчётности………..7
2 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРОВ РОССИИ……10
2.1 Аудиторская палата …………………………………………………………10
2.2 Национальная федерация консультантов и аудиторов……………………12
2.3 Российская коллегия аудиторов…………………………………………….15
3 АССОЦИАЦИЯ БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ «СОДРУЖЕСТВО»…17
4 ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ…………20
5 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА АТТЕСТАЦИИ БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ…………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 58.88 Кб (Скачать файл)

При поддержке  АБиАС в Российской Федерации созданы и работают региональные Ассоциации бухгалтеров и аудиторов Ивановской, Смоленской и Орловской областей. АБиАС имеет свои региональные отделения более чем в 45 городах России.

Ассоциация  является учредителем Института  профессиональных бухгалтеров России, Аудиторской палаты России и региональной Федерации бухгалтеров и аудиторов  «Евразия».

Ассоциация  бухгалтеров и аудиторов «Содружество» активно сотрудничает с Международной Федерацией бухгалтеров (IFAC) и с Международным комитетом бухгалтерских стандартов (IASC), является членом Международной ассоциации бухгалтерского образования и научных разработок (IAAER), Европейской ассоциации бухгалтеров (EAA), Международного координационного совета по методологии бухгалтерского учета и отчетности стран СНГ. АБиАС принимает участие в работе Международного центра реформы бухгалтерского учета.

Ассоциация  принимала самое активное участие  в зарождении новой для России профессии - аудитора. Все основные правительственные документы по подготовке и аттестации аудиторов были подготовлены с участием АБиАС .  В Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации активно работают 7 членов Ассоциации бухгалтеров и аудиторов «Содружество» во главе с президентом Ассоциации А.Д.Шереметом.

По инициативе нашей Ассоциации в 1996 году была развернута и отрабатывалась в течение ряда лет вся система подготовки и  аттестации профессиональных бухгалтеров.

АБиАС стала инициатором учреждения некоммерческого партнерства «Институт профессиональных бухгалтеров России», является одним из учредителей некоммерческого партнерства «Аудиторская палата России» и Международной региональной федерации бухгалтеров и аудиторов «Евразия».

Ассоциация  бухгалтеров и аудиторов «Содружество» активно сотрудничает с Международной Федерацией Бухгалтеров (IFAC) и с Международным комитетом бухгалтерских стандартов (IASC), является членом Международной ассоциации бухгалтерского образования и научных разработок (IAAER), Европейской Ассоциации Бухгалтеров (EAA), Международного координационного совета по методологии бухгалтерского учета и отчетности стран СНГ. АБиАС принимает активное участие в работе Международного центра реформы бухгалтерского учета и программах TACIS, направленных на реформирование учета и аудита в соответствии с международными стандартами.

Особое  внимание АБиАС уделяет проблемам  переподготовки и повышения квалификации бухгалтеров и аудиторов нашей страны. При поддержке Ассоциации за 15 лет ее деятельности повысили свою квалификацию более 30 тысяч специалистов.

В сфере  законотворческой и научно-методической деятельности члены Правления АБиАС проводят большую работу по проблематике реформирования бухгалтерского учета и бухгалтерского образования в соответствии с международными стандартами. Представители АБиАС принимали самое непосредственное участие в доработке Федерального Закона «Об аудиторской деятельности» и новой редакции Федерального Закона «О бухгалтерском учете». В частности, были подготовлены более сорока предложений, поправок и изменений в новую редакцию Федерального Закона «О бухгалтерском учете». Принятый новый план счетов бухгалтерского учета также разработан с участием АБиАС. Предложения АБиАС по совершенствованию аудиторской деятельности приняты Координационным Советом по проблемам бухгалтерского учета и аудита при Счетной палате РФ.

Возобновлена  практика проведения «Круглых столов»  по всем наиболее животрепещущим проблемам  реформирования бухгалтерского учета  и аудита в России. АБиАС так же является одним из ведущих организаторов форумов, конференций и собраний бухгалтеров и аудиторов России, регулярно проводимых в Государственном Кремлевском Дворце.

При поддержке  АБиАС в Российской Федерации созданы и работают региональные Ассоциации бухгалтеров и аудиторов Ивановской, Смоленской и Орловской областей. Ассоциация имеет свои региональные отделения в более, чем 45 городах России.

Предприняты шаги по расширению международной деятельности АБиАС, с этой целью проведены интенсивные переговоры с белорусскими коллегами, подготовлен комплект документов для открытия представительства и, как результат, 18 октября 2001 года представительство Ассоциации было зарегистрировано в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь, а 24 января 2002 г. Ассоциация стала Международной общественной организацией. Наша Ассоциация является по сути дела одной из немногих общественных организаций, которая сохранила творческие и достаточно плодотворные связи со всеми аналогичными структурами не только стран СНГ, но и всех бывших республик СССР.

Резюмируя вышесказанное, следует заметить, что  сама жизнь обращает наше особое внимание на необходимость усиления роли и  значимости профессиональных общественных объединений в современной жизни  нашего общества, решении научных  и практических проблем национальной экономики и профессионального  образования.

4 ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ

 

Одним из основных направлений реформирования бухгалтерского учета является комплекс мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, занятых в финансово - бухгалтерских  и аудиторских службах. Поэтому  вопрос о требованиях к подготовке специалистов, методах их обучения, аттестации и повышении квалификации находится в центре внимания. Ввиду  многих общих проблем, решаемых в  области подготовки бухгалтеров  и аудиторов, представляется возможным  рассмотреть их в комплексе, не выделяя  отдельно эти проблемы в области  подготовки бухгалтеров и в области подготовки аудиторов.      Ниже приведены три блока проблем, разрешение которых позволит приблизить качество профессиональной подготовки бухгалтерско-аудиторских кадров к международным образовательным стандартам:      1) Определение критериев допуска к аттестации;     2) Совершенствование обучения и проведения аттестации аудиторов и профессиональных бухгалтеров;         3) Повышение квалификации аудиторов и профессиональных бухгалтеров.            Наиболее существенными критериями допуска к аттестации являются образование и опыт работы. Указом Президента Российской Федерации от 26.11. 2001 № 1360 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» к аттестации допускаются лица, имеющие юридическое образование. Опыт показывает, что эта норма практически не действует. Ведь аудиторство - это, прежде всего экономический вид деятельности, и мы считали бы целесообразным исключить допущение лиц, имеющих юридическое образование, к аттестации на право занятия аудиторской деятельностью.  
Согласно Указу № 1360 и Положению об аттестации профессиональных бухгалтеров, утвержденному Институтом профессиональных бухгалтеров (ИПБ), Протокол № 4, к аттестации могут быть допущены лица, имеющие среднее специальное образование. Сегодня назрела необходимость ужесточить требования к образованию по ряду причин. Прежде всего, изменились роль и функции аудиторской и бухгалтерской служб. Посредством аудиторской деятельности реализуется возможность привлечения инвестиций, осуществляются финансово - бухгалтерская диагностика, инвестиционный, финансовый и управленческий анализ. Бухгалтерская служба в современных условиях часто принимает решения в сфере финансирования, ценообразования, анализа, бизнес - планирования, участвует в подготовке управленческих решений, выполняет контрольные функции.

Только  специалисты высшей квалификации, т.е. специалисты с высшим специальным  образованием, могут обеспечить реальное выполнение указанных сложных задач.

Кроме того, «критическая масса» специалистов достигнута. Поэтому нам представляется, что назрела необходимость выдвинуть в качестве образовательного ценза для бухгалтеров и аудиторов высшее экономическое образование с дифференцированием количества часов для претендентов, имеющих специальное бухгалтерское образование, и претендентов, имеющих иное экономическое образование.

К сожалению, сейчас нет четкой позиции в отношении  дипломов, выданных вузами стран - участников СНГ. В бывшем СССР сложилась единая фундаментальная школа подготовки бухгалтеров. Теперь же бухгалтеров  в странах - участниках СНГ готовят  сотни государственных вузов, обеспечивая  потребности конкретных отраслей и  регионов. Учетные и образовательные  стандарты многих стран - участников СНГ находятся на пути к гармонизации с международными профессиональными  образовательными стандартами. В связи  с этим целесообразно, на наш взгляд, дипломы о высшем экономическом  образовании, выданные государственными вузами стран - участников СНГ, считать  основанием для допуска претендентов к аттестации на получение аттестата  аудитора и профессионального бухгалтера.       Указом № 1360 к аттестации допускаются лица, имеющие стаж работы по специальности не менее 3 лет из последних пяти. Положением об аттестации профессиональных бухгалтеров предусмотрен стаж работы по специальности не менее 5 лет по совокупности. Однако именно в последние 5 - 8 лет в России сложилось новое бухгалтерское мышление, сформировалась принципиально новая бухгалтерская философия, а потому только опыт работы, приобретенный за последние 5 лет, может служить основанием допуска претендента к аттестации.           Проблема реформирования российской системы образования вряд ли может быть решена, если главной целью не будет поставлено управление качеством образования. Европейские и международные образовательные стандарты раскрывают процедуры, обеспечивающие качество обучения. Действующие в нашей стране программы подготовки аудиторов и профессиональных бухгалтеров, стремящиеся, с одной стороны, к отражению в обучающих программах целей, форм и методов экономического развития, с другой - к нормированию учебного процесса, на наш взгляд, не обладают достаточно эффективным влиянием на качество образования. Учебно - методические центры (УМЦ) восполняют пробелы методического обеспечения самостоятельно в силу своих возможностей.

Подготовка  аудиторов и профессиональных бухгалтеров  должна строиться по учебным модулям, включающим аудиторную и внеаудиторную работу слушателей:

- утвержденные  программы;

- учебники  по каждой дисциплине и их компьютерные версии;

- учебно-методические  пособия;

- «кейсы» (для аудиторов это могут быть задания по составлению аудиторских отчетов, для профессиональных бухгалтеров - сквозные задачи с закрытием счетов, элементами калькулирования и выходом на отчетность);

- задания для самостоятельной работы;

- методическое  обеспечение вопросов, связанных  с особенностями аудита и бухгалтерского  учета в различных отраслях национальной экономики.

Следует обратить особое внимание на то, что  многие новые функции бухгалтеров  и аудиторов открывают и новые  направления их подготовки, требующие  знания современных программных  бухгалтерских и аналитических  продуктов, контрольных и аналитических  процедур, диагностики и мониторинга  деятельности предприятия, стратегического  планирования и моделирования развития производства. Эти знания можно получить не только в базовых вузах, их могут  дать специализированные организации  новых компьютерных технологий, аудиторские  и консультационные фирмы. По нашему мнению, полезно ввести на альтернативной основе (до 30% времени обучения) стажировки в аудиторских, бухгалтерских и  консалтинговых фирмах.

Решение проблемы качества подготовки аудиторов  и профессиональных бухгалтеров  невозможно без надлежаще сформированного  штата преподавателей. Более 50% времени  лекционного курса в УМЦ должны читать кандидаты экономических  наук и доктора экономических  наук по соответствующему профилю дисциплин.

Воздействие, которое оказывают изменения  в экономике, финансовой сфере, рыночной среде, управлении рыночными отношениями  на содержание учебных программ, ведет  к постоянной трансформации учебных  программ, их разделов, к обновлению содержания курсов повышения квалификации.  
В этой связи будет целесообразным обратиться в ЦАЛАК Минфина России и ИПБ с просьбой на базе ведущих вузов страны организовать подготовку и переподготовку преподавательских кадров.

Сложившаяся система подготовки органично связана  с процессом аттестации аудиторов и профессиональных бухгалтеров, что, на наш взгляд, не соответствует нормам международных профессиональных образовательных стандартов. Необходимо отделить процесс подготовки бухгалтерско-аудиторских кадров от процесса аттестации. Работа по формированию тестов и билетов для экзаменов должна быть централизована.

5 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА АТТЕСТАЦИИ БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ

 

В целях  совершенствования процесса аттестации бухгалтеров и аудиторов предлагаем:

- изменить  содержание тестов по существу, заменив вопросы с односложными  ответами на ситуации и примеры,  решение которых потребует от  претендента демонстрации умений  и навыков для целей ведения  бухгалтерского учета, принятия  управленческих решений, составления  финансовой отчетности или для  целей подготовки аудиторского заключения;

- базу  ситуаций и примеров сделать  публичной, т.е. доступной для  заинтересованных лиц. База ситуаций  должна публиковаться в прессе. Она может быть размещена на  сайтах Минфина России и ИПБ  в Internet, постоянно, не реже 1 раза в год, полностью обновляясь;

- проверку  правильности решения ситуаций  и примеров осуществлять централизованно  - в Минфине России и ИПБ,  для чего при тестировании  можно использовать систему кодирования претендентов;

- экзамен  на знание теоретических и  практических вопросов в рамках  утвержденных программ проводить в устно - письменной форме;

- разработать  критерии оценки знаний претендентов  и руководствоваться ими при приеме экзамена.

Аудитор и профессиональный бухгалтер получают на курсах повышения квалификации дополнительные знания о специфике бизнеса в  отдельных областях и сферах хозяйствования, об особенностях бухгалтерского учета, аудита, об анализе и программном  обеспечении по новым группам  операций, которые ранее не использовались в организации. Это предполагает даже при самом высоком качестве базовой подготовки аудиторов и  бухгалтеров постоянное непрерывное  повышение их квалификации, которое  совместно с вузами, готовящими специалистов, могут направлять, контролировать и  оценивать Минфин России и ИПБ.          В качестве совершенствования процесса повышения квалификации аудиторов и профессиональных бухгалтеров предлагаем:     - унифицировать срок действия квалификационных аттестатов аудиторов и профессиональных бухгалтеров, установив его в пределах 5 лет;

- специалистам, имеющим более одного квалификационного  аттестата, считать достаточным  при их продлении ежегодное  повышение квалификации в объеме 40 академических часов по утвержденным  ЦАЛАК Минфина России или ИПБ программам на выбор;

- засчитывать  как повышение квалификации аудиторам и профессиональным бухгалтерам защиту кандидатских и докторских диссертаций;

- засчитывать  как повышение квалификации для  продления квалификационного аттестата  преподавателям, читающим на курсах  повышения квалификации аудиторов и профессиональных бухгалтеров;

Информация о работе Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов России